Межнациональные отношения
Факторы этносоциального раскола Украины
15.02.20,
http://www.rdu.org.ua
Юрий ПАХОМОВ
Украина - страна, расколотая на две (а может оказаться,
на три) части по этносоциальному признаку. Раскол этот настолько значим, что
некоторые, как, например, автор нашумевшей книги о «столкновении цивилизаций»
Сэмюэль Хантингтон, называют его цивилизационным. Материал для таких выводов
дает сгусток расхождений в виде ориентации Востока Украины на русский язык и
Россию и неприятие того и другого Центром и Западом.
Серьезность раскола усугубляется тем, что русский язык
сравнительно с украинским языком более живуч не только на Востоке и Юге, но даже
в центральных областях Украины и в самом Киеве. Получается, что примирение с
русским языком может обернуться расширением зоны русификации. Как язык
международного общения, победоносно шествующий ныне по планете, русский язык
создает в Украине патовую ситуацию: если его не сдерживать, суживается ареал
украинизации; если сдерживать (как любит говорить один известный украинский
политик-публицист – вытеснять его «на кухню»), - усиливается недовольство, а то
и протест населения украинского Востока и Юга.
Естественно, в украинско-язычной среде такая
«безысходность» порождает радикальный национализм, что усугубляется
демонстративным эффектом опережающего развития России. А националист, как
известно (не путать с патриотом), эффективен тогда, когда он имеет перед собой
врага. Отсюда демонизация «идеологического противника» и, соответственно, «уроки
ненависти».
Такова реальность, которая, если проецировать тенденции
на будущее, может завершиться расколом страны. Смягчающий вариант - федерализм,
не раз в других странах спасавший ситуацию, подобную украинской.
Однако есть и другая реальность, которую ныне потеснили,
замалчивают, а потому подзабыли.
Эта другая реальность состоит в том, что еще недавно,
даже в условиях украинской независимости (то есть в 90-е годы) русские в России,
по данным многочисленных социологических опросов, в большинстве своем считали
украинцев братьями. И в Киеве, и в Москве люди сознавали, что русские и украинцы
«взаимодополняемы», или, говоря словами великого Гоголя, «как бы созданы друг
для друга». Вспомним также и о таком свойстве русского человека, как
жертвенность, и о том, что украинцы в СССР на протяжении всех послесталинских
лет жили лучше, чем русские в России, - а ведь это тоже было со стороны россиян
одним из уникальных проявлений братского чувства.
Наконец, у русских и украинцев (сейчас это тоже из
сознания вытесняется) в недалеком прошлом были общая гордость и общая -
планетарного масштаба - слава. Ведь Советский Союз по индустриальному и
научно-технологическому потенциалу был второй мировой державой. Были общая
победа в Великой отечественной войне и первый в истории человечества выход в
космос; общая (неделимая) великая русско-украинская культура; общие победы в
спорте; наконец, мирового класса наука и лучшее в мире высшее образование.
Отказаться от всего этого, как пытаются сделать сейчас в
Украине, - значит лишить себя своей истории; а страна без истории или с куцей,
обрезанной историей, это уже не страна.
Конечно, и раскол, и возможная консолидация украинского
этноса имеют ценностную основу, но при этом у раскола есть четкая экономическая
составляющая. Может быть, раскола и вовсе бы не было, не будь экономических
оснований для этносоциального противостояния.
Экономический успех, переживаемый страной, обычно сам по
себе консолидирует общество. И наоборот: экономическим неурядицам, опусканию
страны на нижние этажи мировой экономической иерархии всегда сопутствуют раздоры
и распри
В Украине деградация экономики была особенно шокирующей.
За считанные годы экономика из технологически передовой (передовая наука,
качественное образование, прорыв в космос, мирового класса самолеты)
превратилась в низкотехнологичную, отсталую. Как выразился Андерс Ослунд (в
1991-1994 гг. был экономическим советником российского правительства, с 1994 г.
– экономическим советником украинского правительства), это почти невероятный
транзит - транзит от технологического модерна в средневековье.
И хотя отставание маскировалось в последние годы
высокими темпами, шила в мешке не утаить. Очевидные признаки деградации -
опускающая страну низкотехнологичность, «достижение» через 16 лет независимости
лишь 70% от потенциала Украинской ССР 1990 года; поочередное отставание от всех
(кроме Молдовы) еще недавно менее развитых соседей; самый низкий в Европе
уровень оплаты труда; утечка за границу более четверти трудоспособного, наиболее
активного населения. Все это не могло не сказаться на духовно-нравственной
атмосфере.
В условиях, когда страной гордиться стало невозможно
(ведь ко всему прибавились тотальная коррупция, полнейшая беззащитность
«маленького украинца», повсеместное падение нравов и т.п.), естественным стал
поиск опоры «в измерении ином». И тут-то из-за разной этносоциальной генетики
населения Запада и Востока произошло расхождение векторов «нащупывания»
идентичности. Если для жителей Запада и Центра Украины неудовлетворенность
настоящим обернулась поиском «мешающих» стране врагов (русскоговорящие
«непатриоты», «агрессивная» Россия), то для населения Востока и Юга страны
вектор поиска идентичности развернулся в сторону русского языка и второй (а
кому-то первой) родины – России.
Сами по себе эти поиски духовно-нравственной опоры могли
не обернуться расколом и противостоянием. Активное педалирование враждебности
одних оснований идентичности другим поначалу не допускалось. Более того,
руководители страны - и Л.Кравчук, и Л.Кучма - всякое противостояние активно
пресекали.
И вообще активная фаза противостояния связана не столько
с поиском идентичности, сколько с периодом формирования в Украине олигархата.
Генезис украинского олигархата тот же, что и генезис
постыдной украинской бедности, - рекордный для Европы распад населения на
сверхбогатых и сверхбедных. Речь идет о децильных показателях (10% самых богатых
и 10% самых бедных). Разрыв этот таков, что бедные беднее самых богатых не в 5
раз, как в ЕС, и не в 12 раз, как в США, а более чем в 30 раз - как в Украине!
Следствием этого является уже не просто бедность, а депрессивность,
раздавленность, потеря смысла жизни, полнейшее неверие в будущее.
Как ни парадоксально, разделение украинского общества на
сверхбогатых олигархов и массу сверхбедных предопределило их смычку. С одной
стороны, бизнес, доросший до олигархата, нуждался для сохранения бизнес-империй
в приватизации власти, а это мог обеспечить именно находящийся в «подвластном»
регионе электорат. С другой стороны, народные массы, опущенные и раздавленные,
готовы ныне за мелкие подачки, при той же зарплате проголосовать за политическую
силу, финансируемую олигархическими хозяевами страны.
Конечно, к подачкам дело не сводится. Немалое значение
имеют манипуляции общественным сознанием с помощью подвластных олигархам СМИ и
своры ими же оплачиваемых имиджмейкеров. Это дополнительно подтверждает
первостепенную роль в расколе страны экономических факторов. Не случайно три
политические мегасилы, по сути, заблокировали (за малым исключением)
электоральное пространство Украины. Это тот случай, когда «партия и народ
едины», а единство имеет во многом экономическое основание. И конфигурация трех
главных политических сил почти полностью совпадает с этносоциальным
противостоянием по линии Восток - Запад.
Влияние экономических мотивов на глубину этносоциального
раскола Украины не ограничивается внутренними факторами. В полную мощь работают
силы глобального уровня. Окончательно линия раскола была обозначена Майданом, а
Майдан решающим образом поддержали Америка и Евросоюз. Для США Майдан был важен
как инструмент отторжения Украины от России. То же следует сказать и о других
«цветных революциях» - все они имели целью выведение стран бывшего СССР из-под
влияния России.
Понятно, что Россия времен Ельцина с ее праволиберальной
моделью и деградирующей по этой причине экономикой Америку не раздражала. Иное
дело - Россия времен Путина. Ее успешное развитие, обусловленное сменой
либеральной модели на государственническую, таило для США опасность появления в
перспективе мощного конкурента.
В такой ситуации Западу было важно не допустить
усиливающего Россию интеграционного объединения с бывшими советскими
республиками и, прежде всего, с Украиной. Майдан как раз и призван был
продемонстрировать и углубить «антироссийскость». А значит - в виде побочного
эффекта - окончательно оформить раскол Украины по линии Восток - Запад.
«Наезд» США через украинский Майдан на Россию
мотивировался и отказом этой страны от модели радикального либерализма. Модель
эта, действующая в Украине поныне, автоматически загоняет экономику на
периферию, придает ей зависимый от Запада полуколониальный статус. Причем сами
США, где роль государства огромна, либеральную модель отвергают - она
предназначается «на экспорт» - чтобы, как в случае с Украиной, держать в
покорности подвластную страну.
Об авторе: Юрий ПАХОМОВ - сотрудник "Фонда
стратегической культуры"
Межэтнические конфликты в Центральной Азии (II)
11.02.2008,
http://www.fsk.kz/
Александр ШУСТОВ
Несмотря на относительную стабилизацию
положения в государствах Центральной Азии, межэтнические отношения во многих из
них к середине 2000-х гг. вновь обострились. Основными линиями межэтнической
напряженности стали конфликты между титульными этносами, а также между ними и
некоренным населением, в роли которого выступали уже не русские, а азиатские
народы, депортированные на территорию региона в советский период или появившиеся
здесь сравнительно недавно в результате трудовых миграций.
Больше всего межэтнических конфликтов в Центральной Азии
за последние годы имело место в экономически наиболее успешном государстве
региона – Казахстане, который, как и Россия, испытывает сильное демографическое
воздействие иноэтничных по составу миграционных потоков.
Первыми в серии межэтнических столкновений 2006-2007
годов стали автикавказские выступления казахского населения в прикаспийском
городе Актау. 20 августа 2006 г. на центральной площади города собрался
несанкционированный митинг работников ОАО «Мангистаумунайгаз», требовавших
повышения зарплаты. По информации журналистов независимого «31-го канала», в
ходе митинга было выдвинуто требование отставки акима (главы городской
администрации). К вечеру на площади собралось от 400 до 1000 человек, которые
выкрикивали антикавказские лозунги, а затем стали громить принадлежащие
лезгинам, чеченцам и азербайджанцам кафе и магазины. Напряженная ситуация
сохранялась в городе в течение нескольких дней. На полуострове Мангышлак, где
расположен Актау, события августа 2006 года стали не первым межэтническим
конфликтом. Самый известный из них имел место еще летом 1989 г. в Новом Узене,
когда произошли кровавые столкновения казахов с лезгинами и чеченцами.
В октябре 2006 г. произошло «тенгизское побоище» -
массовая драка турецких и казахских рабочих на нефтяном месторождении Тенгиз,
расположенного в Жылыойском районе Атырауской области Казахстана. Версии
прокуратуры и очевидцев этих событий, изложенные впоследствии в средствах
массовой информации, сильно различаются. Согласно официальным данным, поводом
для драки стала попытка казахского рабочего вне очереди получить обед в
столовой. В результате около 400 казахов напали на турок и устроили драку, в
которой было сожжено несколько машин и контейнер со спецодеждой. По версии
очевидцев событий, поводом для драки стало поведение турецких рабочих, избивших
подошедшего к ним с просьбой расписаться в документе о допуске к работе казаха.
В завязавшейся драке были избиты около 140 турок, которым впоследствии
понадобилась медицинская помощь. По неподтвержденной информации, в ходе
беспорядков на месторождении Тенгиз были и убитые, число которых оценивается
очевидцами в 15-17 человек. Анализируя причины столкновений, казахстанские
эксперты указывали на два основных момента – вызывающее поведение турок,
пренебрежительно относившихся к местному населению, и неравенство зарплат,
размер которых у иностранных рабочих, выполнявших те же функции, был выше в
15-20 раз.
В ноябре 2006 г., накануне 20-летней годовщины
алма-атинских событий, когда состоялись массовые выступления казахов против
назначения первым секретарем республиканской компартии русского по
национальности Г. Колбина, произошли столкновения казахов и уйгуров в селе Шелек
Алма-Атинской области. Беспорядки начались 18 ноября с бытовой драки в кафе
«Старый замок», в которой трое уйгуров избили казаха. Драка переросла в массовые
столкновения между казахской и уйгурской молодежью, в которой численный перевес
оказался на стороне уйгуров. На следующий день казахская молодежь решила
отомстить и устроила драку в трех кафе, посетителями которых были уйгуры.
Столкновения, в одном из которых с обеих сторон участвовало до 300 человек,
переместились на улицу и были остановлены только благодаря вмешательству
старейшин. Для предотвращения дальнейших столкновений в поселке был введен
своего рода комендантский час, установлен контроль старейшин над увеселительными
заведениями.
Еще большее влияние на казахстанское общество, чем сами
столкновения в Шелеке, оказала публикация оппозиционной газеты «Свобода слова»
«Уйгуры Шелека: государство ваше, а земля наша». Автор статьи журналист Е.
Уралбаев, в частности, приводил факт использования уйгурами в ходе столкновений
лозунга «Государство ваше, а земля наша», который и вызвал возмущение казахов. В
комментариях по поводу причин событий в Шелеке казахи и уйгуры придерживались,
как правило, противоположных точек зрения. Если казахи рассматривали беспорядки
как межэтнический конфликт, имеющий под собой социальную основу, то уйгуры
стремились свести дело к бытовой драке, которая впоследствии была преподнесена в
СМИ как межнациональные столкновения. Впоследствии ими отрицался и сам факт
использования лозунга «Государства ваше, а земля наша», который они считали
выдумкой Е. Уралбаева4.
В марте 2007 г. в Алма-Атинской области вспыхнули
столкновения между чеченцами и казахами. Конфликт начался с драки в бильярдной
поселка Маловодное, в 40 километрах от Алма-Аты. Сначала трое казахов избили
чеченца, затем родственник последнего сбил одного из казахов на своем джипе и
ранил его в ногу. На следующий день около 300 казахов прибыло в соседний поселок
Казатком, где проживала семья участвовавшего в драке чеченца, и потребовала его
выдачи. Чеченцы открыли по толпе огонь из ружей, в результате чего около 10
человек получили ранения, а 2 из них впоследствии скончались. В ответ
разъяренная толпа до смерти избила троих чеченцев, сожгла их дом и автомобиль. В
тот же день была сожжена бильярдная и разгромленные принадлежавшие чеченцам
коммерческие киоски. Состоявшийся на следующий день народный сход потребовал
выселить из поселка всех чеченцев. Для предотвращения столкновений были
использованы силы полиции и ОМОНа. Впоследствии трем участникам беспорядков были
предъявлены обвинения в совершении уголовного преступления5.
В октябре-ноябре 2007 г. разразился конфликт между
казахами и курдами в селе Маятас, в Толебийском районе Южно-Казахстанской
области. Поводом для столкновений стала информация об изнасиловании 4-х летнего
мальчика-казаха 16-тилетним курдом. Возмущение казахского населения Маятаса, а
также соседних селений вылилось в поджоги домов и нападения на курдов, которые
продолжались три дня. В самом Маятасе были до основания сожжены 4 курдских дома.
До 90% жителей села, населенного преимущественно курдами, покинули свои дома и
перебрались в областной центр6. Выступления против курдов проходили также в
Сайрамском и Байдибекском районах Южно-Казахстанской области. Для предотвращения
столкновений было задействовано до 500 человек личного состава полиции,
прокуратуры и Комитета национальной безопасности Казахстана, трое полицейских
получили ранения. В общей сложности было задержано 18 предполагаемых участников
погромов, в отношении 7 из них возбуждены уголовные дела. Несмотря на то, что
расследование прокуратуры подтвердило факт совершения преступления,
представители курдских организаций Казахстана и России выражали в этом сомнения,
считая беспорядки провокацией турецких спецслужб7.
Все межэтнические конфликты, произошедшие в Казахстане в
2006-2007 гг., отличаются рядом общих черт. Во-первых, конфликтующими сторонами
в них выступают казахи и азиатские по происхождению этнические группы,
исторически не проживавшие на территории республики. Во-вторых, во всех
конфликтах играет роль фактор этносоциального неравенства в самых разных
проявлениях – от погромов кафе и магазинов до массовых драк с иностранными
рабочими. В-третьих, одной из главных причин конфликтов являются особенности
образа поведения «некоренных», воспринимаемые казахами как вызывающие и
неуважительные по отношению к обычаям коренного населения.
В целом, присутствие в Казахстане «восточных» этнических
общностей имеет тенденцию к превращению в мощный конфликтогенный фактор. Тот
факт, что в конфликтах 2006-2007 гг. не участвовало русское население,
объясняется несколькими обстоятельствами: более высокой психологической
совместимостью русских и казахов, занимаемыми ими различными экономическими
нишами, длительной традицией совместного проживания. Кроме того, большинство
русских, не видя в Казахстане будущего для своих детей, настроены на эмиграцию и
участвовать в конфликтах в чужом для них государстве не склонны.
Граждане Киргизии массово русифицируют свои фамилии
25.01.2008,
24.kg
Граждане Киргизии в массовом порядке меняют свои
фамилии, "русифицируя" их - переписывая на советский манер. Об этом необычном
явлении сообщил на годовой коллегии Министерства юстиции Киргизии глава
ведомства Марат Кайыпов.
Причина такого поведения граждан Киргизии - рост внешней
миграции. Следует отметить, что наибольший процент трудовых мигрантов в Россию
наблюдается из трех южных и депрессивных областей республики - Ошской,
Джалалабадской и Баткенской. Работники паспортных столов этих регионов загружены
большим объемом работы по переделыванию паспортов.
"Жители этих регионов массово выезжают на заработки в
Россию. Им намного проще [там освоиться], если их фамилии записаны на советский
манер с окончаниями "ов" или "ова". К примеру, Молдокулова, а не Молдокул кызы.
Чтобы ускорить этот процесс, мы предлагаем увеличить штат служб Министерства
юстиции, отвечающих за регистрацию граждан республики", - заявил в интервью
местным журналистам глава киргизского Минюста Марат Кайыпов.
Заметим, что ранее в других среднеазиатских
государствах, да и в самой Киргизии, гораздо более распространенной была
противоположная тенденция. С обретением национальной независимости жители бывших
республик СССР стремились отказаться от примет наследия советского прошлого,
меняя свои фамилии в соответствии с языковыми нормами родного языка.
Так, в прошлом году пожелал внести коррективы в свою
фамилию и президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Отныне его следует называть
"Рахмон". Пока не известно, последовали ли его примеру таджикские гастарбайтеры,
также в большом количестве мигрирующие на заработки в Россию.
|