За прозрачное миграционное законодательство
Глава правительства Киргизии
Игорь Чудинов ратует за более прозрачное миграционное законодательство
стран ЕврАзЭС. Он заявил об этом, выступая на XX заседании Евразийского
экономического сообщества в Москве.
«Капитал.kz» №4
(141), 31.01.2008 г.
Абдан Шукенов (Бишкек, Кыргызстан)
«Кыргызстан является определенным поставщиком
трудовых мигрантов для Российской Федерации и Казахстана, поэтому мы были бы
весьма заинтересованы в более прозрачном и унифицированном миграционном
законодательстве - едином для всех стран ЕврАзЭС, - подчеркнул он. – Это
касается и вопроса по предоставлению права пребывания гражданам нашей
организации на территории стран-участниц ЕврАзЭС в лучшем случае без
регистрации, или на первом этапе без регистрации хотя бы на период не менее 90
дней».
Кыргызский премьер сетует на сопротивление отдельных
ведомств государств-участников ЕврАзЭС в столь важном вопросе. Однако, как он
полагает, власти стран Сообщества должны «принять политическое решение по
созданию таких условий, которые не ставили бы искусственных преград для
перемещения людей и товаров, ведения бизнеса, транзита». «Люди должны реально
почувствовать, что жить в стране, которая является членом ЕврАзЭС, выгодно», -
отметил Игорь Чудинов.
Кыргызстан, как известно, экспортирует трудовые ресурсы
в массовом порядке. Ежегодно, по оценкам экспертов, на работу за рубеж вынуждены
выезжать около 500 тысяч человек. До смены власти в республике это считалось
едва ли не национальным бедствием. Новое руководство страны разглядело в
трудовой миграции позитивные моменты. В частности, как выяснилось, гастарбайтеры
пересылают в Кыргызстан порядка миллиарда долларов в год. Предполагается, что в
обозримом будущем эта сумма возрастет в два раза.
В правительстве горной республики расценивают переводы
гастарбайтеров, как средства, которые, со временем, будут направляться на
внутренние инвестиции. По этой причине власти страны пытаются облегчить
трудоустройство граждан за рубежом. Инициатива Игоря Чудинова отвечает тем же
намерениям.
«Почти 11 процентов населения Кыргызстана или свыше
полумиллиона человек считаются безработными, - отмечает глава Государственного
комитета республики по миграции и занятости Айгуль Рыскулова. – Кыргызстан, как
страна-экспортер рабочей силы, конечно, не может диктовать условия государствам,
принимающим трудовых мигрантов. Но мы хотим установить честные и справедливые
правила. К примеру, если России требуются рабочие руки из Кыргызстана, то пусть
она создаст для этого условия».
По ее словам, Кыргызстану удалось достичь определенных
успехов в регулировании миграционных процессов с Россией и Казахстаном. «В этих
странах уже нет того дикого издевательства и использования труда наших
соотечественников, как прежде. Определенная их часть легализовалась. Российские
власти с большим уважением относятся к кыргызстанцам», - подчеркнула г-жа
Рыскулова.
Вместе с тем с инициативой об изменении порядка
пребывания граждан постсоветских стран на территории ряда государств Содружества
высказался и генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. «Мы неизбежно выйдем на
создание евразийского шенгена, как это было сделано европейцами, - сказал он. -
У нас есть идея в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС обеспечить прохождение без серьезных
препятствий через границы государств Центральной Азии граждан, товаров и услуг.
Это потребует политического решения, а не только обсуждения пограничных и
таможенных вопросов. Создание такого союза затронет все сферы деятельности
государств ОДКБ».
В 2007 году секретариат организации обратился с этой
идеей к главам государств ОДКБ, но не все тогда высказались положительно,
выразив озабоченность нерешенностью ряда проблем. Как отметил в интервью
«Капитал.kz» член научного совета Московского центра «Карнеги» Алексей
Малашенко, шенгенская зона в означенных рамках России не очень выгодна. «Прежде
надо решать проблемы миграции. Кроме того, «евразийский шенген» закроет дорогу в
европейский. Правда, в «нормальный шенген» Россию итак никто не пустит. Кстати,
то обстоятельство, что «евразийским шенгеном» занимается ОДКБ, есть великий
постсоветский мистицизм. Лучше бы решить хотя бы таможенные вопросы в ЕврАзЭс»,
- считает он.
Кыргызстан, в свою очередь, хотел бы направить эту
деятельность в нужное для себя русло. «В 2007 году мы провели плодотворную
работу в области миграции в рамках нескольких международных организаций, членом
которых является Кыргызстан, - говорит Айгуль Рыскулова. - Президенты стран,
входящих в эти структуры, решили создать Совет руководителей миграционных служб
Содружества. Это свидетельствует о серьезности проблемы, которую представляет
нелегальная миграция. В рамках Совета готовится положение о правилах пребывания
людей в других странах. При ОДКБ создан Координационный совет по предотвращению
нелегальной миграции».
|