Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №186(01.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

14 февраля. Председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России, председатель Государственной Думы ФС России Борис Грызлов заявил, что главное в работе над Конституционным актом Союзного государства России и Белоруссии - принятие решения о его руководящих органах. Однако, по мнению Грызлова, на пути к принятию Конституционного акта есть много и других вопросов, и в их числе введение единой валюты. При этом спикер Государственной Думы подчеркнул, что этот вопрос был записан в плане создания Союзного государства со сроком реализации в 2005 году, но это решение просрочено.

14 февраля. Завершилась рабочая встреча представителей Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны ВС Белоруссии и делегации Воздушных сил ВС Украины. Основными темами встречи были подготовка Соглашения между министерством обороны РБ и министерством обороны Украины об обмене информацией о полетах воздушных судов, уточнение порядка взаимодействия дежурных сил по противовоздушной обороне, а также вопросы проведения в т. г. совместной тренировки дежурных сил по ПВО двух стран.

15 февраля. Первый вице-премьер РБ Владимир Семашко информировал о том, что Белоруссия начнет строить АЭС в январе 2009 года. По словам Семашко, в настоящее время ведутся работы по выбору площадки, и этот процесс завершится к концу т.г. Он отметил, что первый блок атомной электростанции  планируется ввести в 2016 году, а второй - в 2018-м, что позволит экономить 5,5-6 млрд. куб. м газа в год.

15 февраля. Министр энергетики РБ Александр Озерец сообщил о том, что цена импортируемого Белоруссией природного газа в 2008 году возрастет в среднем на 25,3% по сравнению с 2007 годом. Озерец подчеркнул, что в связи с ростом цен на импортируемые энергоресурсы перед министерством энергетики республики стоит задача сдерживать цены для внутренних потребителей.

18 февраля. Индивидуальные предприниматели, протестующие против указа № 760, провели в центре Минска очередную акцию протеста, которая на этот раз не отличалась массовостью.

18 февраля. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о выделении Белоруссии трех дополнительных нефтяных месторождений. В ходе визита в Венесуэлу белорусской делегации во главе с госсекретарем Совета безопасности РБ Виктором Шейманом были подписаны соглашения о создании в этой стране совместных предприятий по производству техники МТЗ, МАЗа и БелАЗа, а также совместного предприятия по бурению и обслуживанию нефтяных скважин.

18 февраля. Постановлением Совета министров РБ тарифы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств на диагностических станциях Белоруссии  повышены на 20%.

18 февраля. Президент РБ Александр Лукашенко присвоил очередные воинские звания генерал-майора командующему войсками Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Сергею Лемешевскому и начальнику связи Вооруженных Сил - начальнику управления связи Геннадию Казакову.

18 февраля. Министерство иностранных дел РБ выступило с заявлением  в связи с провозглашением в одностороннем порядке временными органами самоуправления Косово независимости края. Белоруссия, отмечено в документе, считает, что урегулирование вопроса о статусе края Косово и Метохия должно происходить в международно-правовой плоскости на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244 (1999), которая является базовым документом для косовского урегулирования, подтверждающим суверенитет и территориальную целостность Республики Сербия. В заявлении также подчеркивается, что единственным путем преодоления напряженности и достижения стабильности в регионе остается политическое урегулирование, предусматривающее возвращение к переговорам между Белградом и Приштиной при возможном участии международных посредников.

19 февраля. Белоруссия повысила тарифы консульского сбора для граждан США и стран, присоединившихся в 2007 г. к Шенгенскому соглашению: Словакии, Словении, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Польши и Чехии. Белорусская сторона решила дифференцировать ставки только в отношении Литвы, Латвии, Польши и Эстонии.

19 февраля. Президент РБ Александр Лукашенко назначил Василия Полюховича начальником Департамента по ядерной и радиационной безопасности министерства по чрезвычайным ситуациям.

20 февраля. Заместитель министра торговли Белоруссии Александр Давыдов подтвердил, что в республике начался переход к «либеральным ценам». По его словам, этот процесс не стоит активизировать, сохраняя госрегулирование цен в долгосрочной и среднесрочной перспективе. «Если отпустим цены, народ нас не поймет», - подчеркнул Давыдов.

20 февраля. В Белоруссии безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости, в феврале насчитывалось 49,6 тыс. По оценке официальных органов, уровень зарегистрированной безработицы составил 1,1% к численности экономически активного населения республики.

20 февраля. В международном аэропорту «Минск», взяв разбег по ВПП, не смог оторваться от земли самолет компании «Белавиа» CRJ-100 производства канадского концерна Bombardier Aerospace. Белорусский лайнер такого же типа разрушился при взлете 14.02.08 в Ереване. Причиной предпосылки к аварии в минском аэропорту по официальной версии  явился отказ электронного оборудования, из-за чего было потеряно управление закрылками.

20 февраля. Совет Федерации ФС России ратифицировал российско-белорусское межправительственное соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России.

20 февраля. Первый заместитель министра по налогам и сборам РБ  Владимир Полуян сообщил о том, что в Белоруссии в 2008 году будет продолжено стимулирование промышленного производства через налоговые льготы. В частности, предприятия, перевыполнившие задание по объему производства, с этого превышения налогов платить не будут.

21 февраля. Министерство иностранных дел РБ подтвердило стремление вести «прагматичный и взаимоуважительный» диалог с Европейским союзом. Пресс-секретарь МИДа Белоруссии Андрей Попов заявил в этой связи: «мы последовательны в этом желании. Евросоюз - один из наших крупнейших партнеров, в первую очередь торгово-экономических. Это также наш сосед, который, как говорится, дается от Бога».

22 февраля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в Москве принял участие в неформальной встрече глав государств СНГ. Белорусская сторона во время встречи позитивно оценила процесс реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, принятой в октябре 2007 года в Душанбе.

23 февраля. Президент Венесуэлы Уго Чавес, выступая по национальному телевидению, заявил о том, что откладывает запланированный визит в Белоруссию, перенесены также его визиты в Китай и Россию.

23 февраля. Глава белорусского государства Александр Лукашенко на приеме по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси заявил о том, что республика «имеет сильную и боеспособную современную армию». Лукашенко при этом подчеркнул, что Белоруссия никогда не поступится своим правом самой решать свою судьбу. Цели укрепления обороноспособности Белоруссии, по словам президента РБ, служит развитие военно-технического сотрудничества, постоянное взаимодействие с главным стратегическим партнером - Россией.

25 февраля. Золотовалютные резервы Белоруссии «в национальном определении» приближаются к 5,2 млрд. долларов США, - доложил белорусскому президенту председатель правления Национального банка РБ Петр Прокопович.

26 февраля. Экс-кандидат в президенты РБ Александр Козулин был освобожден в 1 час ночи на трое суток для участия в похоронах жены, скончавшейся 23.02.08. Госдепартамент США «приветствовал (временное) освобождение белорусскими властями» Козулина. Администрация Джорджа Буша потребовала полностью освободить этого белорусского оппозиционера в качестве условия для начала диалога с правительством Белоруссии об улучшении двухсторонних отношений.

26 февраля. Развитие Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) должно быть максимально активизировано, - заявил президент РБ Александр Лукашенко на встрече с генеральным секретарем ЕврАзЭС Таиром Мансуровым. Лукашенко считает, что это необходимо для формирования Таможенного союза. По словам Лукашенко, несмотря на то, что экономики стран-членов сообщества в ближайшее время будут активно развиваться, даже при тех барьерах, которые существуют сейчас, функционирование ЕврАзЭС вряд ли сможет быть достаточно эффективным.

27 февраля. Премьер-министр РБ Сергей Сидорский заявил о том, что Белоруссия должна осуществить ускоренный переход от форм простой торговли на внешних рынках к современным методам, которые предполагают размещение республикой собственных производств в зарубежных странах с одновременным обеспечением соответствующего уровня сервиса для выпускаемой ими продукции.

27 февраля. Начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело информировал о том, что в 2006 году износ основных фондов железной дороги Белоруссии достиг 82%, а в настоящий момент процент износа снизился до 74%. Для того чтобы остановить старение парка, белорусская магистраль должна ежегодно тратить 500—700 млрд. белорусских рублей, что БелЖД не в состоянии сделать. В интервью газете «Республика» Жерело назвал три возможных варианта привлечения инвестиций для модернизации БелЖД: дотации из госбюджета РБ, повышение тарифов на внутриреспубликанские грузовые и пассажирские перевозки до уровня себестоимости и запуск процесса «по частичному разгосударствлению» отрасли.

27 февраля. Министр правительства Кубы Рикардо Кабрисас в Минске выступил с предложением сотрудничать в рамках треугольника Белоруссия – Куба – Венесуэла. Кабрисас отметил, что в последние годы происходит сближение между Кубой и Белоруссией.

28 февраля. В Минске завершились очередные консультации по вопросам участия Белоруссии в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и выполнению мероприятий в рамках ПАРП.  Делегацию штаб-квартиры НАТО возглавлял начальник управления планирования сил департамента оборонной политики и планирования международного секретариата штаб-квартиры НАТО Фрэнк Боланд.

1 марта. Впервые белорусские католики смогли молиться вместе с папой римским Бенедиктом XVI, используя телемост «Европа и Америка вместе для построения цивилизации любви».




Двойственность политики официального Минска

Владислав Лосев

Февраль 2008 года оказался   щедрым на противоречивые заявления и действия высших белорусских чиновников. Тон задал, как и полагается, глава государства. В своем интервью РИА «Новости» и телеканалу Russia Today (19.02. 2008 г.) Александр Лукашенко не только пожаловался на свалившиеся из-за российской стороны на белорусскую экономику трудности, но и обвинил последнюю в намерении вновь взвинтить цены на энергоносители. «Миллиарда три, наверное, нам пришлось изъять живых денег из экономики и заплатить. Это большие деньги для Белоруссии. Но Россия грозит нам сейчас двойным повышением цен на газ в течение этого года».

Это утверждение явно претендовало на сенсационность. Ведь цены на энергоносители для Белоруссии регулируются  долгосрочным контрактом, в основе которого лежит формула, в соответствии с которой в 2008 году рост цен на газ для Республики Беларусь не должен превышать десяти процентов.

А тут белорусский президент заявляет, что дело обстоит совсем иначе и что российская сторона собирается вероломно нарушить существующую договоренность. Но, к счастью, скандал, не состоялся. В начале «Газпром», а затем и глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский заявили, что никого пересмотра действующего контракта не будет. Вот и получается, что одна белорусская «рука» (премьер министр РБ) не знает, что делает другая (президент).

В уже упомянутом интервью Александр Лукашенко посетовал по поводу того, что действующий Договор о создании Союзного государства выполняется  не по всем статьям и что до сих пор по вине российского руководства не принят Конституционный акт.  Более того, он подчеркнул, что именно белорусская сторона настаивает (насколько подобное утверждение соответствует действительности – это вопрос) на наделении реальными властными полномочиями органов Союзного государства. «Это союз наших государств; это – создание общих институтов правления с передачей им определенных функций. Мы стоим за то. Чтобы передать наднациональным органам не меньше функций, чем сегодня прописано в действующем договоре. Нам надо принимать Конституцию, и там все прописать».

Далее было сказано, что у Республики Беларусь и Российской Федерации существует разный взгляд на политическое устройство будущего общего государства. Но, в конце концов, имеющиеся разногласия - это основа для обсуждения и поиска взаимоприемлемых вариантов при наличии, естественно, соответствующего желания и политической воли. Как бы там ни было, но Александр Лукашенко в очередной раз обозначил себя  (пусть и с некоторыми обидами) как последовательный сторонник союза с Россией.

Ранее, 30 января 2008 года в Минске  состоялась совместная коллегия министерств иностранных дел Белоруссии и России, на которой была принята программа совместных действий в области внешней политики на 2008 - 2009 годы и подписан план консультаций между МИДами РБ и РФ на 2008 год. По итогам заседания министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов заявил,  что данная программа является отражением высокой степени согласованности внешней политики двух союзных государств:  «Мы обсудили взаимодействие в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами и взаимодействие на площадках международных организаций, в частности, ООН и ОБСЕ и других международных организациях».

Но вот спустя две недели, выступая на заседании германского бундестага, депутат от социал-демократической партии и председатель подкомиссии по Белоруссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф поведала, что в десятых числах февраля в Берлине состоялись секретные переговоры министра иностранных дел РБ Сергея Мартынова с руководством внешнеполитического ведомства Германии, на которых, в частности, обсуждались пути сближения Республики Беларусь и Евросоюза. При этом активно рассматривались вопросы противодействия российской энергетической политике. Возникает большое сомнение относительно того, что эти тайные белорусско-германские сношения были предусмотрены упомянутой программой совместных белорусско-российских действий на международной арене.

Все изложенное определенно наводит на мысль, что белорусское руководство в отношении России проводит линию, что называется, с «двойным дном». Но может быть все это случайные совпадения? К сожалению, вряд ли.  Двойственная политика в отношении России присуща белорусской власти не только в сфере политики, но и экономике, торговле и других областях. Например, как объяснить, что белорусский субъект хозяйствования, создав совместное предприятие с любым иностранным партнером, получает существенные налоговые льготы кроме одного случая: если это СП образуется с участием российской стороны. Тогда на льготы и преференции белорусскому предприятию рассчитывать напрасно. Белорусская бюрократия по-прежнему формирует неравные условия конкуренции для субъектов хозяйствования РБ и России.




Интервью А. Лукашенко телеканалу Russia Today и «РИА Новости»

Президент РБ Александр Лукашенко 18.02.08 дал интервью телеканалу Russia Today и «РИА Новости».

Вопросы, адресованные белорусскому президенту, касались, в частности, проблем в строительстве Союзного государства, предстоящей неформальной встречи президентов стран СНГ в Москве, развития отношений Белоруссии с Европейским союзом и Венесуэлой и др.

«Я вам по-мужски, по-человечески отвечу: мы создали некое объединение, к примеру, Союз, к которому стремимся, и там будут наднациональные органы. Вы что считаете, что только у ваших руководителей должны быть амбиции, чтобы возглавить это объединение?» - сказал Лукашенко. «Я не был политиком, и не был бы политиком Путин, или Медведев, или кто-то еще, которые бы в этом плане не стремились играть какую-то роль в руководстве этим объединением», - подчеркнул белорусский лидер. В то же время Лукашенко опроверг наличие у него каких-то властных амбиций внутри России. «Что касается рожденной легенды еще при Борисе Николаевиче, что Лукашенко стремится в Кремле шапку Мономаха схватить и унести в Минск, это полный бред», - сказал он.

Комментируя самопровозглашение независимости Косово, Александр Лукашенко отметил, что Белоруссия поддерживает точку зрения, высказанную российскими дипломатами. «Могу сегодня сказать тем, кто сожалел и был против бомбежки Югославии: не поздно ли мы за это взялись? Вот тогда надо было не допустить дележки Балкан, и тогда надо было защищать Югославию. И у нас с Россией для этого все было. Сегодня поздно «песни петь». Процесс уже начался давно, он идет. Черногория ушла, другие республики ушли. Оставалось Косово. Это же продолжение того раскола. Мы потеряли свое влияние там уже давно. Нам нельзя было этого допустить – и сегодня не было бы вопросов по независимости. Можем ли мы повлиять на этот процесс? Нет, мы не можем, давайте скажем об этом откровенно», - подчеркнул Александр Лукашенко.

«Но так проблемы не решаются. Европа ведет себя в этом плане (я не говорю об американцах) даже в нашем европейском доме несолидно. Сплошные двойные стандарты. Они упрекают нас, прежде всего Россию, что неправильная позиция по Абхазии, по Южной Осетии, Приднестровью. А это что - правильно? Поэтому все эти рассуждения, которые идут от нас и от России, абсолютно справедливы. Но еще раз подчеркиваю – поздно, процесс давно начался, он уже заканчивается. Мы «бьем по хвостам». Тогда надо было защищать Югославию. Я очень хорошо знал ту ситуацию – России тогда не стоило больших усилий противостоять той агрессии, которая осуществлялась против братского нам народа», - заявил Лукашенко.

Александр Лукашенко подчеркнул, что свою страну он видит стабильным государством, «где через 10 лет будут жить не 10 млн., а 13 млн. человек, дай Бог. А нам надо 25-30 млн. населения на этой земле, тогда это будет полная независимость и суверенитет. Я хотел бы, чтобы здесь жило больше людей, чтобы Беларусь была богатой страной, чтобы это было государство с молодым лицом, чтобы здесь было больше молодежи».

«Президент-патриот, любящий свою страну, какой хочет ее видеть? Точно такой, какой и вы свою семью. Это моя семья, и я хочу, чтобы все было хорошо в нашей стране. Чтобы никогда мы своим соседям проблем не подкидывали, никогда ни России, ни Польше, ни Прибалтике, ни Украине мы проблем не приносили. И хочу, чтобы такой страна оставалась. Чтобы она была гордой, самодостаточной, и независимой».




Как в РБ формируется образ русского народа и России

Владислав Лосев

Интерес к тому, какой образ русского народа и России формируется у белорусских граждан совместными усилиями государственных систем образования и идеологического воспитания населения, вполне закономерен. Ведь представление об истории России начинает формироваться у белорусских учащихся в начальной и средней школе, где изучается предмет «Всемирная история», составной частью которого является история восточных славян, в том числе и России.

Несмотря на то, что сведения о России во всех школьных учебниках крайне ограничены, тем не менее, учащийся все же узнает о том, что Россия принадлежит к славянскому миру, что с помощью скандинавов (нормандская теория преподносится как незыблемая истина) племенам восточных славян удалось создать свою государственность – «Русь», что жители этого государственного объединения «были поставлены перед необходимостью признать новую веру – христианство в виде православия» – («История средних веков. Учебник для 6 класса. Под редакцией В.А. Федосика». – Мн.: «Народная асвета», 1997, стр. 123.).

Причины, побудившие восточных славян принять христианство преподносятся  довольно своеобразным  образом: «Сначала, как гласит предание, князь выслушал пропагандистские выступления представителей мусульман, иудеев, католиков, православных, потом направил людей, чтобы те на месте посмотрели богослужение той или иной религии и оценили их. Только выслушав отчеты информаторов, Владимир начал склоняться к православному варианту христианства».

В белорусских учебниках  значительное внимание уделяется формированию у школьника позитивного отношения к Руси Литовской, которая непосредственно отождествляется с белорусской государственностью, и настороженного, а точнее отрицательного восприятия Руси Московской. Причем, если  намерение великих литовских князей подчинить себе все восточнославянские земли («вся Русь должна быть под Литвой») преподносится  как исключительно положительное явление, то, напротив,  стремление Московского государства собрать наследие Киевской Руси и получить выход к Балтийскому морю трактуются как «экспансионистские».

Идеологическим обоснованием  политики «московского империализма», по мнению авторов белорусских учебников, является  концепция: «Москва – третий Рим». Ее воплощение  и привело к противостоянию «демократической Литвы» и «деспотической Москвы»  в XIV–XV вв. Якобы результатом этой «империалистической» политики явился союз Литвы с Польшей. Так объясняются причины Кревской, Люблинской и Брестской церковной уний.

Освещение периода истории России XVI – XVIII вв. претерпело значительные  изменения в начале 2000-х гг.  Они коснулись не столько состава авторского коллектива, сколько самой концепции русской истории. Если автор разделов о России прежних учебников (до 2002 г.) проф. И.В.Оржеховский стремился показать самобытность России, как многонационального государства, судьбы которой не похожи на исторический путь стран Запада и Востока, то автор новой редакции преподавания российской истории проф. В.С.Кошелев фокусирует внимание на факторе случайности в истории России.

Поэтому в новой версии учебника для 7-го класса содержится потрясающее «открытие»! Оказывается единственной причиной деятельности «Избранной рады» и реформ Ивана IV явились «случившийся пожар и московское восстание 1547 г.» (В.С. Кошелев, Н.Г. Кошелева, В.И. Синица. «Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв.» 7 класс – Мн.: Изд. Центр БГУ. 2004. 2-е издание, стр.149). И таких  примеров исторического невежества можно привести множество.

В освещении истории России на страницах  учебников по всемирной истории заметно  проявились две тенденции: резкое сокращение материалов по истории России и придание образу России устрашающих или карикатурных черт. В 2004 г. было создано обобщающее учебное пособие – «Гісторыя ад старажытных часоў да канца XVIII ст.» для 11 класса средней школы с  12-летним сроком обучения под редакцией В С. Кошелева и  Г.В. Штыхова. В учебнике 55 параграфов. Из них России отведено всего пять (!). При этом основной упор в этом издании сделан на историю стран Европы, в контексте истории которой рассмотрена и история Белоруссии. История же России представлена как история малозначащего, периферийного государства.

«Знания», приобретенные в курсе «Всемирной истории», существенно дополняют и уточняют учебники по «Истории Беларуси». Какой же предстает Россия в глазах современного белорусского школьника? Образ России начинает формироваться при изучении событий истории XIV – XV вв., когда  между Великим княжеством Литовским и Российским государством существовало противостояние из-за «киевского наследства». При этом постоянно подчеркивается агрессивный характер московской политики. Примечательно, что походы на Москву Великого князя Литовского и Русского Ольгерда (1368, 1370, 1372) рисуются как объективная закономерность, а походы Ивана III на пограничные земли с ВКЛ – как агрессия.

С точки зрения авторов названного учебника, именно агрессивная политика Москвы по отношению к Великому княжеству Литовскому послужила причиной заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой, которая также преподносится не иначе как «отечество белорусов».

Создание Московского Патриархата, в свою очередь  проводившего, согласно учебнику,  экспансионистскую политику, привело к заключению Брестской церковной унии (1596 г.). Таким образом, «демократическая» и «веротерпимая» Речь Посполитая противопоставляется «деспотической Москве». Поэтому  последующий крах и разделы Речи Посполитой в конце XVIII в. представляются исключительно делом рук России. Школьник даже не подозревает о том, что в этих политических событиях более активно участвовали Пруссия и Австрия. Порой этих знаний нет и у преподавателя истории, так как вузовские учебники повторяют концепцию школьных.

Подобным же образом трактуется и история Белоруссии XIX века, который  в изложении авторов школьных и вузовских учебных программ,  ознаменовался «русификацией, игнорированием национальной культуры и языка, а также уничтожением национальной церкви (униатской)». Естественным же следствием этих событий является возникновение «национально-освободительного движения». Показательно, что  в учебниках по истории Белоруссии последних поколений исчезли сведения о запрещении в 1696 году в Речи Посполитой русского  (белорусского) языка в качестве государственного.

При этом польское шляхетское движение представляется как белорусское, и, соответственно,  персонажи польской истории становятся «национальными героями Беларуси». Вследствие чего  польские восстания 1794 г., 1830-1831 гг. и 1863–1864 преподносятся  как белорусские, а в качестве  национальных героев выставляются такие одиозные польские деятели как  Тадеуш Костюшко и  Константин Винцент Калиновский. Ну а в качестве исторических злодеев на страницах белорусских учебников выступают победители повстанцев –  великий русский полководец Александр Суворов и виленский генерал-губернатор, защитник православия и белорусских крестьян Михаил Муравьев.

Однако антироссийская обработка сознания белорусских граждан не ограничивается только стенами учебных заведений. Высшая белорусская власть очень гордится созданной за годы правления А. Лукашенко «идеологической вертикалью», которая фактически пронизывает все общество. На всех предприятиях (независимо от форм собственности) имеются заместители руководителей по идеологической работе, в обязанности которых входит систематическое проведение «республиканских дней информирования». Тематика последних определяется Администрацией президента РБ. Кроме того, заместители по идеологии совместно с идеологическим активом (есть в Белоруссии и такой) регулярно повышают свою квалификацию на различных курсах и семинарах, на которых главным пособием выступают разработанные в Академии управления при Президенте РБ учебники по идеологии белорусского государства.

Вот каким представляется русский человек в главных идеологических учебниках Республики Беларусь: «Трудолюбие и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм, мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное, трудолюбие и праздность – таковы противоположные начала русского характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный с Востока, причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к свободе» (С.Н. Князев, С.В. Решетников. Основы идеологии Белорусского государства. Учебное пособие для вузов. – МН.: Изд. Академии управления, 2004. С 363).

Этому отвратительному образу русского человека противопоставляется белорус, духовные ценности которого определяет «униатская склонность к компромиссам, героизм католицизма, воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма». Белорусу свойственны также такие черты характера, как: «миролюбие, рассудительность, справедливость, уважение к людям с иным мировоззрением и т.д.». («Основы идеологии Белорусского государства». Учебное пособие для вузов. – Мн.: Изд. Академии управления, 2004; то же в уч. пособии под общей редакцией Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. То же: Я.С. Яскевич. Основы идеологии белорусского государства. Вопросы и ответы. – Мн., 2004). И надо иметь в виду, что эти учебные пособия выходят многотысячными тиражами.

Не оставили идеологи от власти и такую сферу как отдых и туризм. Так, в ходе автобусной экскурсии по маршруту «Минск – Жировичи» (в Жировичах Брестской области находится крупнейший в Белоруссии православный монастырь), экскурсовод в соответствии с текстом (составитель А.Г. Варавва), утвержденным  министерством спорта и туризма РБ, во время осмотра  у деревни Миловиды места боестолкновения польских повстанцев с русскими войсками доводит до слушателей следующую информацию. «Так и стоят у Миловид до сей поры, как несмирившиеся враги, два разных по содержанию и исполнению памятника: мемориальная каплица с ажурным железным крестом на большом куполе – символ непокоренной воли народа, а напротив нее, через дорогу, – массивный чугунный крест на широкой бетонной плите, прикрывшей могилу карателей (под которыми понимаются павшие русские солдаты – В.Л.)».

Как видим, формирование у населения Белоруссии антироссийского и антирусского сознания поставлено на государственную основу. Правда, советский период истории Белоруссии всячески превозносится. И это не случайно, так как именно в СССР была не только образована (по идеологическим соображениям) белорусская государственность, но и  созданы (в первую очередь, за счет РСФСР) условия для последующего суверенного «плавания» Республики Беларусь.

Конечно, из уст Александра Лукашенко периодически раздаются возгласы о русскости белорусов и братстве с Россией, но это никого не должно вводить в заблуждение. Все эти заявления рассчитаны на российских потребителей, а белорусам предназначены учебники по истории и идеологии, где Россия выставлена в качестве «жахлівай азіяцкай навалы (ужасного азиатского нашествия)».

В последние годы в белорусской гуманитарной сфере (история, идеология, культура) фактически возобладал польский взгляд на исторической прошлое Белой Руси. Доминирование «польщизны» в белорусской исторической науке  активно  работает на окончательный отрыв Белоруссии от России и планы Варшавы по  воссозданию четвертой Речи Посполитой. Пожалуй, самым значительным успехом  «польской пропаганды» является представление польских исторических деятелей национальными героями Белоруссии.

В то же время, на страницах школьных и вузовских учебников нет имен тех белорусов, которые на протяжении столетий отстаивали идею  единства Русской Земли и исконной русскости белорусского народа: Афанасия Филипповича, Леонтия Карповича, Стефана Зизания и многих других. Они до сих пор находятся на «нелегальном» положении в белорусской истории, а деятельность таких светочей всея Руси (которых просто невозможно замолчать) как Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и Георгий Конисский сознательно искажается.




Что ожидает Беларусь после президентских выборов в России?

Заутра тваёй краіны. 17.02.08

Геннадий Косарев

Во время недавней большой пресс-конференции в Кремле, отвечая на вопрос о развитии белорусско-российских отношений, президент России Владимир Путин заявил, что для его страны строительство Союзного государства с Беларусью является приоритетом, и этот курс после президентских выборов не изменится. Как реально могут развиваться взаимоотношения, в первую очередь, экономические, рассуждают эксперты «Завтра твоей страны».

-- С позиции Медведева и Путина Беларусь будет рассматриваться как архаичный регион. Россияне, скорее всего, стиснув зубы, продолжат финансировать Беларусь на пять миллиардов долларов в год, но взамен будут требовать «конкретных действий», -- считает руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. – Более того, судя по выступлению Медведева в Красноярске, новые теоретические позиции России относительно большого круга вопросов вообще не вписываются в то, что называется «белорусский политический выбор».

Медведев, напоминает Леонид Заико, говорил об отмене НДС и перехода от НДС на налоги с продаж. Россия, по существу, дефрагментирует свою экономику и, пусть не сразу, но будет делать то, что в Беларуси министр финансов посчитал бы для себя «инфарктным делом» (отказаться от НДС), отмечает эксперт «Завтра твоей страны».

-- Беларусь сейчас превращается в захолустную интеллектуальную деревню. Она с опаской будет наблюдать за тем, что происходит в России, -- говорит Леонид Заико. – Всё, что касается газа, нефти, - это всё мелочи, такие белорусские трудности, потому что Россия замахивается на новую экономику, на совершенно новую конфигурацию экономических сил, а Беларусь так и будет плестись за ней с протянутой рукой.

Что касается перехода Беларуси на российский рубль, о чем снова намекнул Владимир Путин, то такой вариант, по мнению руководителя «Стратегии», не может быть исключен.

-- Российский рубль будет инсталлироваться как международная валюта. Ведь Медведев очень тонко высказался о том, чтобы превратить рубль в средство расчета, чтобы за нефть и газ платили рублём. Как только белорусское правительство начнет чесать затылок и искать не доллары, а рубли, чтобы заплатить за нефть и газ, тогда вхождение в Беларусь российского рубля будет по определению, -- уверен Леонид Заико.

По вопросу о дальнейшей интервенции российского капитала в Беларусь экономист считает, что интересно не то, что россияне собираются здесь купить, а то, что белорусы собираются продать.

-- Пока белорусское руководство будет раздувать щеки и твердить о поисках достойных покупателей, а лучший покупатель, как известно, это родственники, россияне «без шума и пыли» будут скупать всё, что их интересует в Беларуси, -- утверждает Леонид Заико. – Для нынешней белорусской элиты и будущего парламента это единственный способ ничего не делать и находиться у власти.

По мнению руководителя Исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, в отношениях между Беларусью и Россией все будет также, как и в предыдущие 14 лет.

-- Будут слабая риторика, протокольные встречи, периодические уколы друг друга, обвинения с белорусской стороны российской после увеличения цен на энергоресурсы, неспособность со стороны России сформировать свою политику в отношении другой стороны, и при этом будет активизироваться покупка российскими олигархическими структурами белорусских финансовых, промышленных активов, покупка номенклатуры и создание пророссийского, богатого, купленного на российские нефтедоллары слоя, который, как рассчитывает Путин, будет использован в качестве очень мощного оружия на президентских выборах в Беларуси в 2011, -- предполагает экономист.

По мнению Ярослава Романчука, выхода из Союзного государства ждать не придется, но и ввода единой валюты тоже, как и какого-то значительного трансферта политических полномочий в Москву.




Председатель ПАСЕ: Беларусь не может притворяться, что все страны-члены Совета Европы ошибаются

БелаПАН. 17.02.08

Татьяна Коровенкова

На зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы новым председателем организации избран испанский депутат Луис Мария де Пуч. В интервью БелаПАН он дал оценку нынешней ситуации в Беларуси, рассказал о существующих в ПАСЕ различных мнениях относительно развития сотрудничества с Минском, а также рассказал о своих ожиданиях от выборов в белорусский парламент.

— Господин де Пуч, нынешний докладчик ПАСЕ по ситуации в Беларуси Андреа Ригони придерживается более мягкой, чем его предшественники, позиции относительно оценки ситуации в стране. К тому же белорусский вопрос не был включен в повестку дня зимней сессии ПАСЕ. Означает ли это, что ассамблея готова к более тесным отношениям с Минском даже без демократических изменений в стране?

— Позиция Андреа Ригони несколько отличается от позиции его предшественников, но не в плане оценки ситуации в Беларуси, а в плане оценки стратегии Совета Европы по отношению к вашей стране. По мнению Ригони, Совет Европы должен быть открытым для политического диалога со всеми, кто может влиять на политическую ситуацию в Беларуси, включая оппозицию, представителей гражданского общества и власти, без предварительных условий. Однако этот диалог должен развиваться прагматично, шаг за шагом, в ответ на демократические изменения, улучшение ситуации с правами человека.

Недавние факты освобождения политических заключенных, в том числе членов незарегистрированной организации «Молодой фронт» Дмитрия Дашкевича и Артура Финькевича, не прошли незамеченными. Я надеюсь на убедительные и последовательные знаки готовности белорусского руководства стать ближе к Совету Европы.

Обсуждение ситуации в Беларуси не было включено в общую повестку дня зимней сессии ПАСЕ. Но белорусский вопрос обсуждался на заседании политического комитета. Впервые с 2004 года в его заседании вместе участвовали и представители белорусской оппозиции, и представители Национального собрания Беларуси. Это дало всем сторонам возможность свободно говорить о том, как они видят ситуацию в Беларуси, и взаимодействовать с членами ПАСЕ

— Некоторые европейские политики заявляют, что Евросоюз, Совет Европы и ПАСЕ должны пересмотреть свою политику в отношении Беларуси. Как вы считаете, согласится ли Европа на изменение отношений с Беларусью, если ее правительство будет по-прежнему игнорировать 12 предложений относительно демократизации?

— Совет Европы — это организация, которая занимается вопросами демократии, соблюдения прав человека и верховенства закона. Неизбежно, что его отношения с любой страной в первую очередь сосредоточатся именно на этих проблемах. Совет Европы не пытается изолировать Беларусь, это Беларусь выбрала путь изоляции. В интересах Совета Европы — чтобы Беларусь оказалась среди нас. И Беларусь не может притворяться, что все 47 демократических государств — членов Совета Европы ошибаются.

Сейчас в ПАСЕ идут дебаты о том, должна ли быть пересмотрена стратегия отношений с Беларусью. Некоторые члены ассамблеи полагают, что существующая ныне стратегия ограничивает возможности нашей организации. Но должно быть абсолютно ясно, что независимо от итогов этих дебатов ПАСЕ не будет закрывать глаза на проблемы с демократией и нарушения прав человека. Ассамблея по-прежнему готова к установлению контактов и налаживанию диалога с белорусскими властями в ответ на четкие и последовательные сигналы с их стороны о желании стать ближе к ценностям и стандартам Совета Европы. А принятие критики — это часть любого демократического процесса.

— Как вы думаете, возможен ли диалог без освобождения всех политических заключенных в Беларуси?

— Освобождение политических заключенных остается твердым требованием ПАСЕ. Я уверен, что значительный прогресс в этом вопросе окажет сильное влияние на ПАСЕ и на тех, кто еще колеблется в вопросе о необходимости ступить на путь диалога.

Но лично я разочарован тем, что ни один политический заключенный не попал под действие закона об амнистии, принятого в Беларуси осенью прошлого года. С другой стороны, я уверен, что есть много других способов вернуть свободу тем, кто осужден по политическим мотивам. Среди этих людей наиболее значимой фигурой по-прежнему остается экс-кандидат в президенты Александр Козулин.

— Что, по вашему мнению, может сделать ПАСЕ для продвижения демократических ценностей в Беларуси?

— ПАСЕ должна играть более активную роль в этом процессе. На протяжении нескольких последних лет наша организация сосредоточила свои усилия на поддержке в Беларуси политических групп, ассоциаций и людей, которые и так разделяют ценности Совета Европы. Но большая часть белорусов не знают о призывах ПАСЕ к демократизации.

Меньше всего ассамблея хотела бы изолировать белорусов. Думаю, что открытие информационного бюро Совета Европы на базе Белорусского государственного университета могло бы стать важным шагом в деле донесения до Беларуси послания Совета Европы. Бюро, несомненно, внесет свой вклад в укрепление политического самосознания и осведомленности белорусов.

Но информационное бюро не должно стать просто складом документов Совета Европы. Оно должно быть живой и активной структурой, которая через проведение семинаров и организацию различных мероприятий помогло бы белорусам вступить в контакт с нашей организацией, узнать о наших ценностях, проблемах и методах работы. Я с нетерпением жду, когда наши парламентарии смогут свободно говорить с белорусами.

— Как вы считаете, какие шаги в первую очередь необходимо предпринять белорусским властям на пути демократических преобразований?

— ПАСЕ несколько раз ясно давала понять, какие проблемы вызывают наибольшее беспокойство. Это отсутствие независимого расследования дел о громких исчезновениях в 1999-2000 годах; наличие политических заключенных; многочисленные препятствия для деятельности оппозиции и независимых СМИ; отсутствие реального разделения полномочий ветвей власти; отсутствие свободных и справедливых выборов.

Не пытаясь расставлять приоритеты в решении этих важных и насущных проблем, я бы хотел остановиться на вопросе об избирательных стандартах, так как 2008 год является для Беларуси годом парламентских выборов.

Свободные и справедливые выборы являются предварительным условием деятельности любого демократического правительства, так как они отражают реальную волю народа. Проведение честных выборов базируется на одинаковых возможностях для представителей всех политических сил, на равном и свободном доступе к СМИ, на точном и прозрачном подсчете голосов.

В случае с Беларусью по запросу ПАСЕ Венецианская комиссия и БДИПЧ всесторонне изучили белорусское избирательное законодательство и опубликовали специальные рекомендации относительно его улучшения. Особое внимание там было уделено таким проблемам, как проведение досрочного голосования и отсутствие представителей оппозиции в избирательных комиссиях всех уровней.

Как председатель организации, которая часто участвует в наблюдении и мониторинге выборов, я надеюсь, что белорусское руководство будет соблюдать эти рекомендации и не станет чинить препятствий деятельности международных наблюдателей, чье присутствие на выборах является вкладом в правильное функционирование избирательного процесса.

— Как вы оцениваете нынешнюю политическую и социальную ситуацию в Беларуси?

— К сожалению, нынешняя ситуация чревата проблемами. Я особенно озабочен законодательством в области деятельности политических партий, которое наносит удар по осуществлению политических свобод. Я надеюсь, что в дальнейшем в этой сфере будут позитивные изменения. Недавнее решение Министерства юстиции прекратить судебное дело в отношении Партии коммунистов Белорусской дает повод для осторожного оптимизма.

Еще одна проблема, которая вызывает мою глубокую озабоченность, является одновременно политической и социальной — это смертная казнь. Европа полностью была бы континентом без смертной казни, если бы не Беларусь.

Недавняя казнь трех лидеров гомельской преступной группировки Сергея Морозова, Игоря Данченко и Валерия Горбатого продемонстрировала, что белорусские власти еще раз выбрали путь варварства и несправедливости. Замена смертного приговора на иной была бы ясным сигналом о желании Беларуси приблизиться к Совету Европы. Приведение же приговора в исполнение отодвинуло страну еще дальше от ценностей, которые разделяют 800 миллионов европейцев.

Я также обеспокоен аргументом белорусских властей о том, что общество в Беларуси выступает против отмены смертной казни, о чем свидетельствует референдум 1996 года. Но я убежден, что мораторий на применение высшей меры наказания — как это сделано в некоторых странах — мог бы стать правильным решением и подготовить общественное мнение к отмене смертной казни в будущем. Мне кажется, что белорусские парламентарии имеют возможность взять на себя инициативу и сделать идею введения моратория успешной. Это стало бы важным шагом на пути к ценностям Совета Европы.




Шлагбаум перед высшей школой

Экономическая газета. 15.02.08

Анна Мороз

На прошлой неделе подписан Указ Президента № 70, которым внесены изменения в правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. И если большинство новшеств воспринято довольно спокойно, то введение «особых требований» по ряду специальностей вызвало в обществе споры.

Напомним, что ранее министр образования Александр Радьков, анализируя итоги вступительных кампаний, сообщил, что в перспективе для поступления на некоторые специальности абитуриенту, возможно, понадобится рекомендация от органов местной власти. Идею тогда подвергли критике не только оппоненты правительства, но и депутаты.

Позже первый заместитель главы Администрации Президента Анатолий Рубинов, возглавлявший госкомиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы, отметил, что правила поступления требуют некоторой корректировки. Например, на такие специальности, как госуправление или международные отношения, может быть введено обязательное предварительное профессионально-психологическое тестирование.

Идея создания спецкомиссий в местных органах вертикали, которые бы «рекомендовали» или «не рекомендовали» выпускников школ к поступлению в вузы, была отвергнута по форме, но по сути своей пустила корни в законодательстве.

В Указе № 70 говорится о «профессионально-психологическом собеседовании» или «тестировании» в вузах в порядке, установленном Министерством образования. А в перечень специальностей, по которым предъявляются особые требования, попали государственное управление, государственное управление и право, государственное управление и экономика, международные отношения, международное право, правоведение, экономическое право, журналистика, международная журналистика и таможенное дело.

По мнению председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича, профессионально-психологическое собеседование или тестирование в вузах — это «взвешенное решение и разумная альтернатива идее создания спецкомиссий в райисполкомах для рекомендации абитуриентов на некоторые специальности».

Депутат уверен, что тестирование позволит молодым людям избежать ошибок при выборе профессии. В интервью для нашей газеты он подчеркнул: и в Беларуси, и в других странах существует «отработанная система выявления личностных параметров человека с помощью профессионально-психологических тестов». В.Зданович считает: перечень профессий, для поступления на которые следует ввести профессионально-психологическое собеседование, необходимо расширить, включив в него педагогов и других специалистов, которым приходится постоянно работать с людьми.

В Министерстве образования журналиста «ЭГ» в подробности посвящать не стали, но сообщили, что готовится документ, в котором будет определен единый порядок профессионально-психологического собеседования и тестирования — форма профотбора будет зависеть от специализации факультета. А их проведение возлагается на вузы.

Пока не понятно, каким содержанием наполнят эти документы сотрудники министерства. Что за стандарты профпригодности намерены там применить? Почему вводится особый допуск к получению профобразования в сфере государственного управления, права, журналистики, а не, например, в медицине, педагогике? Отсутствие достоверной информации открывает широкое поле для предположений.

В странах Западной Европы тестирование такого рода (понятно, что речь идет не о военных и подобных им профессиях) обычно носит рекомендательный характер. И проводится оно не с целью «разрешить — не разрешить», а для того, чтобы подсказать человеку, в каких видах деятельности он добьется наибольших успехов.

У нас же цель инициаторов нововведения, похоже, сводится именно к предварительному отбору «годных» к поступлению в вузы на определенные специальности молодых людей. Причем на принципах, которые еще предстоит разработать. Возникает опасение: не будет ли иногда собеседование использовано для того, чтобы отсеивать под надуманным предлогом неугодных абитуриентов. Ну, например, мыслящих в силу своей талантливости настолько неординарно, что их не поймут закомплексованные жизненным опытом экзаменаторы. Кроме того, не стоит забывать, что значительную роль при таком отборе играет человеческий фактор, особенно во время собеседования. Вдруг не понравится декану прическа или костюм молодого человека?

Остается надеяться, что Минобразования учтет эти аспекты и даст абитуриентам, не прошедшим отбор, хотя бы возможность обжаловать результаты.




Тайны мобильной сделки

Белпартизан. 26.02.08

Елизавета Булатецкая («Белорусы и рынок»)

За сколько продан пакет акций Velcom и почему это до сих пор держалось в секрете — уже не тайна, если не принимать в расчет некоторые нюансы.

При продаже госпакета акций Velcom стороны договаривались о конфиденциальности сделки, сообщил 19 февраля журналистам председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов.

"Это была политика нашего государства, которая касалась финансовых вопросов. Вы помните, что тогда надо было рассчитываться с Россией за газ, надо было искать кредиты, и поэтому с покупателем договорились, что до перечисления денег в бюджет Республики Беларусь мы и покупатель сохраним конфиденциальность", - объяснил Г. Кузнецов, почему до недавнего времени не оглашалась сумма сделки.

Сегодня это уже не тайна: госпакет акций продан за 556 млн. USD. Правда, называя эту сумму, глава Госкомимущества сказал, что речь идет о 30% акций. На это никто из журналистов, судя по публикациям, не обратил внимания.

Вполне вероятно, что Г. Кузнецов оговорился, назвав 30% вместо 51%. Но в таком случае 556 млн. USD - это заниженная сумма сделки.

Если же Г. Кузнецов не оговорился, то можно допустить что 556 млн. USD - это сумма, уплаченная покупателем за 31% акций, которыми владело до совершения сделки Минсвязи. Заметим, что 20% акций в контрольном пакете, принадлежавшем государству, владело ЗАО "Белтехэкспорт". И если эта версия верна, то в таком случае общая сумма сделки по продаже австрийской компании Telekom Austria Group госпакета акций Velcom составила чуть более 500 млн. EUR. Из них около 200 млн. USD могло достаться ЗАО "Белтехэкспорт".

Напомним, что принадлежавший государству контрольный пакет акций компании "Мобильная цифровая связь" был продан в августе 2007 года второму совладельцу компании - SB Telecom (Кипр). Предположения экспертов о том, что госдоля была продана за 500 млн. USD, строились на словах президента А. Лукашенко, который в апреле 2007 года публично сообщил о поступившем из-за рубежа "супервыгодном" предложении - продать 51% акций "МЦС" за 300-500 млн. USD. В октябре австрийская компания Telekom Austria Group купила 70% акций SB Telecom за 730 млн. EUR. Как сообщил 20 ноября на пресс-конференции в Минске генеральный директор Telekom Austria Group Борис Немшич, оставшаяся доля 30% в SB Telecom Ltd может быть выкуплена в IV квартале 2010 года за 320 млн. EUR плюс дополнительное вознаграждение, которое будет зависеть от будущих результатов финансовой деятельности "МЦС".

Вообще, как следует из официальных комментариев, сделка по продаже пакета акций сотового оператора - исключение из правил. Как подчеркнула на пресс-конференции директор фонда государственного имущества Госкомимущества Наталья Жерносек, вся информация о купле-продаже акций предприятий, в том числе ОАО "Белтрансгаз", прозрачна. В частности, эта информация размещается на официальном сайте Госкомимущества www.gki.gov.by.

Н. Жерносек напомнила, что недавно "Газпрому" продан очередной пакет акций (12,5%) "Белтрансгаза" за 625 млн. USD. Эти средства, как и от продажи всех других предприятий республиканской собственности, поступили в республиканский бюджет. Деньги от реализации коммунальной собственности направляются в местные бюджеты. Поэтому говорить о том, "куда деньги уходят?", некорректно, считает руководитель госфонда.

Н. Жерносек также сообщила, что список предприятий, которые в текущем году планируется реформировать путем преобразования в акционерные общества, будет сформирован к концу февраля - началу марта 2008 года. "В нем нет крупных промышленных предприятий, таких как МАЗ, МТЗ", - отметила Н. Жерносек.

"Да, наш автозавод сегодня на плаву. Но, наверное, один, без объединения с российскими монстрами, он не сможет бороться с крупными корпорациями других стран, например с немецкими автомобильными заводами", - сказал о МАЗе Г. Кузнецов, продолжая тему возможного акционирования крупных предприятий.

При этом председатель Госкомимущества убежден, что "не надо идти на акционирование сломя голову". "Одним из принципов приватизации государственной собственности является дифференцированный подход к каждому объекту", - заметила Н. Жерносек. По мнению специалиста, "нельзя разработать одинаковые условия продажи акций какой-нибудь строительной компании и, например, такого гиганта, как "Мотовело". "Это разные объекты по назначению, специализации, по социальным проблемам и мерам по оздоровлению этих предприятий. В соответствии с этими характеристиками разрабатываются условия продажи того или иного объекта", - пояснила директор фонда.

Она отметила, что существуют три способа продажи акций государственных предприятий: на конкурсной основе, с аукциона и адресная продажа. "Но основной формой у нас являются первые два способа", - сказала Н. Жерносек.

Директор фонда, говоря о продаже акций Березовского комбината силикатных изделий компании "Трайпл", с удовольствием отметила, что в Беларуси уже сформировался класс отечественных инвесторов, которые готовы своими капиталами и технологиями участвовать в оздоровлении предприятий.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ