Двойственность политики официального Минска
Владислав Лосев
Февраль 2008 года оказался щедрым на
противоречивые заявления и действия высших белорусских чиновников. Тон задал,
как и полагается, глава государства. В своем интервью РИА «Новости» и телеканалу
Russia Today (19.02. 2008 г.) Александр Лукашенко не только пожаловался на
свалившиеся из-за российской стороны на белорусскую экономику трудности, но и
обвинил последнюю в намерении вновь взвинтить цены на энергоносители. «Миллиарда
три, наверное, нам пришлось изъять живых денег из экономики и заплатить. Это
большие деньги для Белоруссии. Но Россия грозит нам сейчас двойным повышением
цен на газ в течение этого года».
Это утверждение явно претендовало на сенсационность.
Ведь цены на энергоносители для Белоруссии регулируются долгосрочным
контрактом, в основе которого лежит формула, в соответствии с которой в 2008
году рост цен на газ для Республики Беларусь не должен превышать десяти
процентов.
А тут белорусский президент заявляет, что дело обстоит
совсем иначе и что российская сторона собирается вероломно нарушить существующую
договоренность. Но, к счастью, скандал, не состоялся. В начале «Газпром», а
затем и глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский заявили, что никого
пересмотра действующего контракта не будет. Вот и получается, что одна
белорусская «рука» (премьер министр РБ) не знает, что делает другая
(президент).
В уже упомянутом интервью Александр Лукашенко посетовал
по поводу того, что действующий Договор о создании Союзного государства
выполняется не по всем статьям и что до сих пор по вине российского
руководства не принят Конституционный акт. Более того, он подчеркнул, что
именно белорусская сторона настаивает (насколько подобное утверждение
соответствует действительности – это вопрос) на наделении реальными властными
полномочиями органов Союзного государства. «Это союз наших государств; это –
создание общих институтов правления с передачей им определенных функций. Мы
стоим за то. Чтобы передать наднациональным органам не меньше функций, чем
сегодня прописано в действующем договоре. Нам надо принимать Конституцию, и там
все прописать».
Далее было сказано, что у Республики Беларусь и
Российской Федерации существует разный взгляд на политическое устройство
будущего общего государства. Но, в конце концов, имеющиеся разногласия - это
основа для обсуждения и поиска взаимоприемлемых вариантов при наличии,
естественно, соответствующего желания и политической воли. Как бы там ни было,
но Александр Лукашенко в очередной раз обозначил себя (пусть и с
некоторыми обидами) как последовательный сторонник союза с Россией.
Ранее, 30 января 2008 года в Минске состоялась
совместная коллегия министерств иностранных дел Белоруссии и России, на которой
была принята программа совместных действий в области внешней политики на 2008 -
2009 годы и подписан план консультаций между МИДами РБ и РФ на 2008 год. По
итогам заседания министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов
заявил, что данная программа является отражением высокой степени
согласованности внешней политики двух союзных государств: «Мы обсудили
взаимодействие в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами и взаимодействие на
площадках международных организаций, в частности, ООН и ОБСЕ и других
международных организациях».
Но вот спустя две недели, выступая на заседании
германского бундестага, депутат от социал-демократической партии и председатель
подкомиссии по Белоруссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф поведала, что в
десятых числах февраля в Берлине состоялись секретные переговоры министра
иностранных дел РБ Сергея Мартынова с руководством внешнеполитического ведомства
Германии, на которых, в частности, обсуждались пути сближения Республики
Беларусь и Евросоюза. При этом активно рассматривались вопросы противодействия
российской энергетической политике. Возникает большое сомнение относительно
того, что эти тайные белорусско-германские сношения были предусмотрены
упомянутой программой совместных белорусско-российских действий на международной
арене.
Все изложенное определенно наводит на мысль, что
белорусское руководство в отношении России проводит линию, что называется, с
«двойным дном». Но может быть все это случайные совпадения? К сожалению, вряд
ли. Двойственная политика в отношении России присуща белорусской власти не
только в сфере политики, но и экономике, торговле и других областях. Например,
как объяснить, что белорусский субъект хозяйствования, создав совместное
предприятие с любым иностранным партнером, получает существенные налоговые
льготы кроме одного случая: если это СП образуется с участием российской
стороны. Тогда на льготы и преференции белорусскому предприятию рассчитывать
напрасно. Белорусская бюрократия по-прежнему формирует неравные условия
конкуренции для субъектов хозяйствования РБ и России.
|