Председатель ПАСЕ: Беларусь не может притворяться, что все страны-члены Совета Европы ошибаются
БелаПАН.
17.02.08
Татьяна Коровенкова
На зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы
новым председателем организации избран испанский депутат Луис Мария де Пуч. В
интервью БелаПАН он дал оценку нынешней ситуации в Беларуси, рассказал о
существующих в ПАСЕ различных мнениях относительно развития сотрудничества с
Минском, а также рассказал о своих ожиданиях от выборов в белорусский парламент.
— Господин де Пуч, нынешний докладчик ПАСЕ по ситуации в
Беларуси Андреа Ригони придерживается более мягкой, чем его предшественники,
позиции относительно оценки ситуации в стране. К тому же белорусский вопрос не
был включен в повестку дня зимней сессии ПАСЕ. Означает ли это, что ассамблея
готова к более тесным отношениям с Минском даже без демократических изменений в
стране?
— Позиция Андреа Ригони несколько отличается от позиции
его предшественников, но не в плане оценки ситуации в Беларуси, а в плане оценки
стратегии Совета Европы по отношению к вашей стране. По мнению Ригони, Совет
Европы должен быть открытым для политического диалога со всеми, кто может влиять
на политическую ситуацию в Беларуси, включая оппозицию, представителей
гражданского общества и власти, без предварительных условий. Однако этот диалог
должен развиваться прагматично, шаг за шагом, в ответ на демократические
изменения, улучшение ситуации с правами человека.
Недавние факты освобождения политических заключенных, в
том числе членов незарегистрированной организации «Молодой фронт» Дмитрия
Дашкевича и Артура Финькевича, не прошли незамеченными. Я надеюсь на
убедительные и последовательные знаки готовности белорусского руководства стать
ближе к Совету Европы.
Обсуждение ситуации в Беларуси не было включено в общую
повестку дня зимней сессии ПАСЕ. Но белорусский вопрос обсуждался на заседании
политического комитета. Впервые с 2004 года в его заседании вместе участвовали и
представители белорусской оппозиции, и представители Национального собрания
Беларуси. Это дало всем сторонам возможность свободно говорить о том, как они
видят ситуацию в Беларуси, и взаимодействовать с членами ПАСЕ
— Некоторые европейские политики заявляют, что Евросоюз,
Совет Европы и ПАСЕ должны пересмотреть свою политику в отношении Беларуси. Как
вы считаете, согласится ли Европа на изменение отношений с Беларусью, если ее
правительство будет по-прежнему игнорировать 12 предложений относительно
демократизации?
— Совет Европы — это организация, которая занимается
вопросами демократии, соблюдения прав человека и верховенства закона. Неизбежно,
что его отношения с любой страной в первую очередь сосредоточатся именно на этих
проблемах. Совет Европы не пытается изолировать Беларусь, это Беларусь выбрала
путь изоляции. В интересах Совета Европы — чтобы Беларусь оказалась среди нас. И
Беларусь не может притворяться, что все 47 демократических государств — членов
Совета Европы ошибаются.
Сейчас в ПАСЕ идут дебаты о том, должна ли быть
пересмотрена стратегия отношений с Беларусью. Некоторые члены ассамблеи
полагают, что существующая ныне стратегия ограничивает возможности нашей
организации. Но должно быть абсолютно ясно, что независимо от итогов этих
дебатов ПАСЕ не будет закрывать глаза на проблемы с демократией и нарушения прав
человека. Ассамблея по-прежнему готова к установлению контактов и налаживанию
диалога с белорусскими властями в ответ на четкие и последовательные сигналы с
их стороны о желании стать ближе к ценностям и стандартам Совета Европы. А
принятие критики — это часть любого демократического процесса.
— Как вы думаете, возможен ли диалог без освобождения
всех политических заключенных в Беларуси?
— Освобождение политических заключенных остается твердым
требованием ПАСЕ. Я уверен, что значительный прогресс в этом вопросе окажет
сильное влияние на ПАСЕ и на тех, кто еще колеблется в вопросе о необходимости
ступить на путь диалога.
Но лично я разочарован тем, что ни один политический
заключенный не попал под действие закона об амнистии, принятого в Беларуси
осенью прошлого года. С другой стороны, я уверен, что есть много других способов
вернуть свободу тем, кто осужден по политическим мотивам. Среди этих людей
наиболее значимой фигурой по-прежнему остается экс-кандидат в президенты
Александр Козулин.
— Что, по вашему мнению, может сделать ПАСЕ для
продвижения демократических ценностей в Беларуси?
— ПАСЕ должна играть более активную роль в этом
процессе. На протяжении нескольких последних лет наша организация сосредоточила
свои усилия на поддержке в Беларуси политических групп, ассоциаций и людей,
которые и так разделяют ценности Совета Европы. Но большая часть белорусов не
знают о призывах ПАСЕ к демократизации.
Меньше всего ассамблея хотела бы изолировать белорусов.
Думаю, что открытие информационного бюро Совета Европы на базе Белорусского
государственного университета могло бы стать важным шагом в деле донесения до
Беларуси послания Совета Европы. Бюро, несомненно, внесет свой вклад в
укрепление политического самосознания и осведомленности белорусов.
Но информационное бюро не должно стать просто складом
документов Совета Европы. Оно должно быть живой и активной структурой, которая
через проведение семинаров и организацию различных мероприятий помогло бы
белорусам вступить в контакт с нашей организацией, узнать о наших ценностях,
проблемах и методах работы. Я с нетерпением жду, когда наши парламентарии смогут
свободно говорить с белорусами.
— Как вы считаете, какие шаги в первую очередь
необходимо предпринять белорусским властям на пути демократических
преобразований?
— ПАСЕ несколько раз ясно давала понять, какие проблемы
вызывают наибольшее беспокойство. Это отсутствие независимого расследования дел
о громких исчезновениях в 1999-2000 годах; наличие политических заключенных;
многочисленные препятствия для деятельности оппозиции и независимых СМИ;
отсутствие реального разделения полномочий ветвей власти; отсутствие свободных и
справедливых выборов.
Не пытаясь расставлять приоритеты в решении этих важных
и насущных проблем, я бы хотел остановиться на вопросе об избирательных
стандартах, так как 2008 год является для Беларуси годом парламентских выборов.
Свободные и справедливые выборы являются предварительным
условием деятельности любого демократического правительства, так как они
отражают реальную волю народа. Проведение честных выборов базируется на
одинаковых возможностях для представителей всех политических сил, на равном и
свободном доступе к СМИ, на точном и прозрачном подсчете голосов.
В случае с Беларусью по запросу ПАСЕ Венецианская
комиссия и БДИПЧ всесторонне изучили белорусское избирательное законодательство
и опубликовали специальные рекомендации относительно его улучшения. Особое
внимание там было уделено таким проблемам, как проведение досрочного голосования
и отсутствие представителей оппозиции в избирательных комиссиях всех уровней.
Как председатель организации, которая часто участвует в
наблюдении и мониторинге выборов, я надеюсь, что белорусское руководство будет
соблюдать эти рекомендации и не станет чинить препятствий деятельности
международных наблюдателей, чье присутствие на выборах является вкладом в
правильное функционирование избирательного процесса.
— Как вы оцениваете нынешнюю политическую и социальную
ситуацию в Беларуси?
— К сожалению, нынешняя ситуация чревата проблемами. Я
особенно озабочен законодательством в области деятельности политических партий,
которое наносит удар по осуществлению политических свобод. Я надеюсь, что в
дальнейшем в этой сфере будут позитивные изменения. Недавнее решение
Министерства юстиции прекратить судебное дело в отношении Партии коммунистов
Белорусской дает повод для осторожного оптимизма.
Еще одна проблема, которая вызывает мою глубокую
озабоченность, является одновременно политической и социальной — это смертная
казнь. Европа полностью была бы континентом без смертной казни, если бы не
Беларусь.
Недавняя казнь трех лидеров гомельской преступной
группировки Сергея Морозова, Игоря Данченко и Валерия Горбатого
продемонстрировала, что белорусские власти еще раз выбрали путь варварства и
несправедливости. Замена смертного приговора на иной была бы ясным сигналом о
желании Беларуси приблизиться к Совету Европы. Приведение же приговора в
исполнение отодвинуло страну еще дальше от ценностей, которые разделяют 800
миллионов европейцев.
Я также обеспокоен аргументом белорусских властей о том,
что общество в Беларуси выступает против отмены смертной казни, о чем
свидетельствует референдум 1996 года. Но я убежден, что мораторий на применение
высшей меры наказания — как это сделано в некоторых странах — мог бы стать
правильным решением и подготовить общественное мнение к отмене смертной казни в
будущем. Мне кажется, что белорусские парламентарии имеют возможность взять на
себя инициативу и сделать идею введения моратория успешной. Это стало бы важным
шагом на пути к ценностям Совета Европы.
|