Независимость Косово. Обратной дороги нет
18.02.2008.
Ольвия-пресс (Тирасполь)
Александр Галин
То, к чему так долго стремились США со всеми
смоделированными ими событиями, случилось. Косово в минувшее воскресенье
объявило о своей независимости, вызвав в мире настоящую бурю политических
страстей и, по сути, расколов его на две противоборствующие части. Такие страны,
как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Хорватия и Япония намерены
признать независимость Приштины. Мало того, США, Германия, Албания,
Эстония, Афганистан и Ирландия в понедельник уже заявили о ее признании. Россия
же, Сербия, Кипр, Румыния и ряд других государств выступили категорически
против.
Сербские власти сразу после принятия парламентом Косово
декларации о независимости краяпотребовали восстановить территориальную
целостность страны и заявили, что никогда не признают суверенитет Косово, так
как оно является «фальшивым» государственным образованием. Кроме того, Сербия
заверила, что намерена вернуть край в состав страны исключительно мирными
средствами, однако в случае признания Косово другими странами, Белград будет
добиваться того, чтобы Косово не было допущено в ООН, ОБСЕ и Совет Европы.
Москва резко осудила односторонние действия Приштины и
потребовала от миссии ООН в Косово аннулировать декларацию о независимости края.
Россия выступила также за немедленный созыв
чрезвычайного заседания СБ ООН «для рассмотрения ситуации, принятия решительных
и действенных мер по возвращению к процессу политического урегулирования в
соответствии с положениями резолюции 1244 СБ ООН». Заседание назначено на
сегодня, хотя надежд на то, что оно сможет что-либо изменить, практически
нет.
НАТО сегодня также созывает заседание Совета альянса
«для оценки ситуации в связи с односторонним провозглашением независимости
Косово и призывает все вовлеченные стороны проявить максимум сдержанности и
умеренности». Сначала всеми силами спровоцировать ситуацию, а теперь думать, как
ее урегулировать – вполне в духе НАТО. А то, что сдержанность сейчас необходима,
наглядно показали массовые ночные беспорядки в Белграде, в результате которых
пострадало несколько десятков человек, и события в Косовской Митровице, где
сербы забросали ручными гранатами офисы ООН и Евросоюза. Поэтому никто не
исключает возможности новой эскалации напряженности на Балканах и нового
кровопролития.
Предвидя это, Евросоюз на днях одобрил отправку в Косово
специальной полицейской миссии, в состав которой войдут около 2 тысяч
полицейских, таможенников и сотрудников судебных органов. Она будет развернута в
крае уже на этой неделе. Цель миссии одна – не допустить массовых столкновений и
этнических чисток. Опыт Евросоюза, как и США, в проведении полицейских миссий по
урегулированию этнических конфликтов пока неизвестен. Есть примеры проведения
США и ЕС миротворческих операций с применением военных. Как они отражались на
населении «умиротворенных», всем известно.
Как бы то ни было, 17 февраля в мире был создан новый
прецедент. Независимость была объявлена автономным образованием. Шесть стран уже
признали свершившийся факт, в ближайшие дни их количество, очевидно, возрастет.
Представители правительства Страны Басков уже заявили о том, что XXI век станет
«веком национальной самостоятельности малых народов», а глава Министерства
иностранных дел РФ Сергей Лавров заверил в минувшую пятницу во время встречи с
Президентами Абхазии и Южной Осетии Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты,
что «провозглашение и признание независимости Косово, безусловно, придется
учитывать применительно к ситуации в Абхазии и Южной Осетии».
Никто, конечно, не ожидает, что сразу после
провозглашения независимости Косово Россия или какое-то другое государство,
настаивавшие на решении данного вопроса исключительно мирным путем,
заключающемся в выработке международной модели решения этнических конфликтов,
тут же признает суверенитет Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья. Однако факт
есть факт - с признанием суверенитета Косово в нарушение принципа
территориальной целостности государств, записанного в Хельсинских соглашениях,
отрицать право на независимость «малых» народов мировому сообществу будет
невозможно. Главное, в каждом конкретном случае не усугубить этнический конфликт
и не допустить попыток сторон отстоять свою территориальную целостность или
право на самоопределение любыми путями, дабы не планировать потом в экстренном
порядке полицейские миссии. Именно это беспокоит Россию, которая, надо сказать,
весьма успешно проводит миротворческие операции и прекрасно знает, чего
это стоит.
В мире существуют десятки карликовых государств с
населением в несколько тысяч человек и все же имеющих суверенный статус. В
Республике Кирибати, к примеру, живет 92 тысячи человек, в Республике Палау – 20
тысяч, в Республике Науру - 13 тысяч. И никто не отрицает право этих «малых»
народов на суверенитет и независимость.
Так в чем же разница между уже признанными государствами
и той же Абхазией, Южной Осетией или Приднестровьем? Совершенно никакой,
за исключением того, что Грузия и Молдова, в состав которых входили Абхазия,
Южная Осетия и Приднестровье, никак не хотят воспринимать реалии и расстаться со
своими имперскими амбициями, которые подкрепляются деструктивными действиями,
сохраняющими напряженность не только для них, но и других государств. Если бы в
мире возобладали разум и международные нормы, дающие право нациям и народностям
на самоопределение, на планете давно исчезли бы этнические конфликты.
Каждый народ должен имеет право выбора. Жить ли ему в
одной стране с другими народами или строить собственное национальное государство
- должен выбирать только он сам. Здесь недопустимо насилие и двойные стандарты.
Если в свое время был подписан Хельсинский договор, то только для того, чтобы
охладить пыл «сверхдержав» по поиску сохранения своих национальных интересов в
других странах путем их оккупации и насильственного присоединения. Очевидно
«Хельсинкского» международного права в ситуации самоопределения наций и
сохранности государственных границ для урегулирования этнических конфликтов
недостаточно. Россией был предложен поиск как раз модели международного права,
решающего данный вопрос, одновременно не отрицая сути Хельсинского Договора.
Миру давно пора понять: никакая сила не в состоянии остановить
национально-освободительные движения, тем более, если народы лишают право на
сохранение своей культуры, самобытности, предлагая им взамен статус
«второсортных», насильно удерживают или пытаются вернуть в рамки прежних
«демократических» государств.
Косово создало прецедент. А точнее, его создали США и
наиболее развитые государства Европы. Этот прецедент заключается в том, что
отныне приоритет принципа нерушимости границ над правом наций на самоопределение
не столь незыблем, как это было до сих пор. Произошел раскол уже не союзного
государства, а суверенного государственного образования. И что бы там не
говорили об уникальности косовского прецедента, сколько бы не заявляли о
неправомерности одностороннего провозглашения независимости – это единственный
выход из патовой ситуации, в которую мировое сообщество загнало само себя.
Осознания этой аксиомы пока еще нет, и вряд ли оно
произойдет в ближайшем будущем. Каждое полиэтническое государство опасается
потери части своих территорий, потому ими и диктуются правила игры. Но давайте
не забывать главного: если «малые» народы чувствуют себя комфортно и безопасно в
той стране, где они проживают, разве у них возникнет желание пуститься в
плавание по бурным волнам угроз и неизвестности современного мира? Разумеется,
нет. Но если эти народы притесняются, если национальным большинством они
воспринимаются как «недочеловеки», то имеет ли кто-то право отказать в
независимости угнетаемым и бесправным?
Мировому сообществу давно пора выработать критерии
разрешения внутригосударственных территориальных споров. На днях в очередной раз
к этому призвал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Придерживаться
лишь одной линии поведения, т.е. непризнания права «малых» народов на
собственную государственность – просто глупо. Хельсинские соглашения – это не
истина от Бога. Они не единожды уже нарушены, будут нарушаться и впредь. Так не
пора ли их усовершенствовать и, наконец, определиться, как всем нам, признанным
и непризнанным, жить дальше.
|