Коррекция кризиса или кризис коррекции
15.02.2008. Новая
газета KZ
Галина Дырдина Наш
обозреватель Галина Дырдина внимательно ознакомилась с очередным Посланием
президента Казахстана
Нынешнее Послание Нурсултана Назарбаева народу
Казахстана оказалось поистине сенсационным! Президент страны в зале, где в
течение полугода государственные мужи, выступая с высоких трибун, твердили о
том, что у нас не кризис, а коррекция, открыто признал: кризис есть. Больше
того, глава государства заявил, что готов принять чрезвычайные меры в случае
если ситуация осложнится.
Послание-2008 оригинальностью не отличается. Мы уже
много раз слышали о планах руководства страны внести изменения в Налоговой
кодекс, реализовать жилищную программу, поддержать малый и средний бизнес,
привести в порядок системы образования и здравоохранения.
Что касается социального блока Послания, в котором
подробно рассказывается, каким категориям граждан планируется прибавить
зарплату, пенсию и пособия, то эти обещания сегодня не особо радуют. Во-первых,
потому, что президент говорил о прибавках в отдаленной перспективе - от 2009 до
2012 года. А это значит, что не все ныне живущие эти прибавки получат.
И, во-вторых, если инфляция будет расти сегодняшними
темпами, то прибавляй, не прибавляй - она все съест. Да и поставщики
коммунальных услуг всегда наготове. Стоит только президенту обмолвиться об
увеличении пенсий и пособий, как тепло- и электроэнергетики тут как тут - с
тысячью объективных причин, вынуждающих их повысить тарифы. И не хотят, дескать,
повышать, но жизнь заставляет!
Нефть нам поможет!
А вот экономический блок Послания заслуживает того,
чтобы рассказать о нем отдельно. Прежде всего, надо отметить, что в отличие от
посланий предыдущих трех лет, начинающихся с перечисления достижений и успехов
республики, Нурсултан Назарбаев на сей раз обошелся без победных реляций. Более
того, президент сказал об «ухудшении мировой конъюнктуры» и о том, что
правительство уже предпринимает «меры по устойчивому росту экономики», «несмотря
на возникшие сложности».
А сложности, надо сказать, возникли весьма серьезные. По
сообщению Госкомстата (источник - сайт www.icquadro.ru), инфляция в Казахстане в
2007 году (декабрь 2007 года к декабрю 2006 года) достигла аж 18,8%!
Столь значительный рост цен в стране не отмечался с 1999
года, когда инфляция составила 17,8%. Цены на продовольственные товары в 2007
году выросли на 26,6%, на непродовольственные - на 10,5%, на платные услуги
населению - на 15,4%.
Какой же выход из этой ситуации видит президент? По его
мнению, необходимо укреплять позиции государства в нефтегазовой отрасли и
усиливать государственное влияние в стратегически важных областях энергетической
сферы. Да и на что еще нам надеяться, если не на нефть?
Кроме того, напомнив о том, что Казахстан увеличил свою
долю в «освоении нефтяных месторождений Кашаган, Кумколь, угольного разреза
Богатырь и т. д.», президент дал поручение холдингу «Самрук» и региональным СПК
усилить влияние государства и в горно-металлургической отрасли. А также
разобраться и начать «конкретно управлять государственными пакетами акций
существующих горно-металлургических компаний» и «взять на себя права
недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая
редкоземельные».
Следующее приоритетное направление, определенное главой
государства, - это «опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов
экономики». Речь идет о развитии электроэнергетики, системы транспортировки,
внедрении энергосберегающих, экологически чистых технологий, строительстве и
модернизации железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.
Правда, ничего нового об этом направлении президент не
сказал. Тема электроэнергетики остается актуальной со дня обретения Казахстаном
суверенитета. То же самое можно сказать о строительстве автомобильных и
железнодорожных магистралей, что неудивительно: в Казахстане, как и в России,
по-прежнему неизбывны две беды, одна из которых - дороги, а вторая - те, кто их
никак не может построить.
Затянем пояса потуже?
Да и о таком приоритете, как развитие аграрного сектора,
тоже говорено много раз. Правда, сегодня, когда цены на продукты питания
неуклонно растут, а прогнозы экономистов в этом плане однозначно неутешительны,
хотелось бы услышать от президента побольше конкретики. Например, как именно
государство будет обеспечивать продовольственную безопасность страны? И какие
меры готово принять, чтобы избежать прошлогоднего ажиотажа, когда умудренные
горьким опытом граждане скупали все подряд - муку, соль, сахар, масло, а
продавцы, пользуясь повышенным спросом, задирали цены выше некуда?
Но эти вопросы остались за рамками Послания. Зато
президент перечислил ряд задач, которые предстоит решить правительству, в
частности, «принять дальнейшие меры для системной поддержки сельского хозяйства
на всех уровнях».
Таким образом, планируется экспансия госсектора в
стратегически важные отрасли экономики, что должно подкрепляться
соответствующими инвестициями. Проще говоря, государству придется выделять на
эти программы бюджетные деньги.
И вот что примечательно - в Послании глава государства
обозначил еще один приоритет. Цитируем: «К повсеместной экономии электроэнергии
наши предприятия и граждане еще не приступили. Надо прямо сказать, что дешевая
энергия заканчивается. Если хотим меньше платить, надо экономить».
Такого в истории суверенного Казахстана еще не было. Мы
привыкли слышать от Нурсултана Назарбаева об экономическом процветании
республики, имеющихся у нее природных ресурсах, ее роли лидера в
центральноазиатском регионе. И если президент заговорил о том, что пора потуже
затянуть пояса, значит, далеко не все у нас ладно.
Более того, президент, не скрывая своей озабоченности,
сказал о необходимости усилить борьбу с нарастающей инфляцией! После того как
казахстанцы на протяжении шести месяцев слышали, что у нас, мол, тишь да гладь,
это откровение Нурсултана Назарбаева оказалось большим сюрпризом.
Практически сенсационным стало заявление президента о
том, что в случае прогнозируемого замедления мировой экономики и возможного
снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы правительству придется
«сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме
социальных»!
Причем, как отметил президент, «все вышеперечисленные
планы должны подчиняться этому требованию. Все, что может подождать, должно быть
приостановлено».
Согласитесь, что здесь есть над чем задуматься. Либо
ситуация действительно очень серьезная, либо президент, наученный горьким опытом
августа прошлого года, просто хочет основательно подстраховаться на случай
«прогнозируемого замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд
экспортных товаров». Хотя первое не исключает второго.
Взять банки - вот наша
задача
Очевидно, что уроки, преподанные ипотечным кризисом в
США, не по-детски обеспокоили не только казахстанские банки, но и руководство
страны, оказавшееся в августе прошлого года совершенно неготовым к этим
событиям.
И потому включенное в текст Послания замечание
президента о том, что «АФН (Агентство финансового надзора - ред.) должно более
внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости
принимать превентивные и действенные меры», представляется, по меньшей мере,
запоздалым.
Как, впрочем, и указание главы государства о том, что
«главной задачей Агентства совместно с Национальным банком и Министерством
финансов должно стать повышение конкурентоспособности и устойчивости финансовой
системы страны, особенно банковского сектора». Раньше надо было об этом думать,
не так ли?
Президент сказал, что «государственная поддержка не
может быть односторонней, и банки должны взять на себя свою часть рисков». Но
«если акционеры банков не желают или неспособны привлекать дополнительные
ресурсы для своего развития, то государство, - пообещал или пригрозил президент,
- должно быть готово предпринять необходимые меры».
Что имел в виду Нурсултан Абишевич, пока непонятно.
Скорее всего, под «необходимыми мерами» подразумевается вмешательство
государства в деятельность банков второго уровня.
Прорывные проекты - от слова
«прорва»
Можно понять президента, уделившего основное внимание в
своем Послании экономическому блоку. Но даже в условиях кризиса политический
раздел Послания хотелось бы видеть не таким откровенно куцым.
Все-таки наша страна - будущий председатель ОБСЕ.
Поэтому мы ожидали услышать от президента что-то впечатляющее о грядущем
выполнении Казахстаном всех обязательств, связанных с председательством. Речь
идет об обещаниях, которые были даны казахстанской стороной на заседании Совета
министров ОБСЕ в Мадриде и которые касаются политического реформирования и
изменения законодательства в соответствии с международными стандартами в течение
2008 года.
И если бы обо всем этом президент сказал в Послании, то
посетивший на днях Казахстан помощник государственного секретаря США по делам
Южной и Центральной Азии Ричард Баучер вряд ли стал бы напоминать Нурсултану
Абишевичу, что США, как и другие страны-участники ОБСЕ, ждут исполнения этих
обязательств.
А вместо этого ключевым тезисом политического раздела
стала констатация доминирующей роли партии «Нур Отан». Ну, а как еще можно
оправдать появление однопартийного парламента?
Кроме того, довольно много сказано об административной
реформе, которая все никак не сдвинется с места. Правда, президент поясняет, в
чем цель реформы: «Чтобы чиновники служили народу как следует». Теперь осталось
только понять, что значит «как следует», - и реформа завершена!
И, наконец, нельзя не сказать об упомянутой в Послании
программе «30 корпоративных лидеров», которая предусматривает реализацию 30
прорывных проектов, способствующих практическому развитию несырьевого сектора
экономики. По их реализации, по словам Нурсултана Назарбаева, будет оцениваться,
в частности, деятельность фонда «Казына».
Однако не успели еще отгреметь овации депутатов
парламента, перед которыми президент, собственно, и огласил Послание, а министр
финансов РК Болат Жамишев уже поставил оценку фонду «Казына» - не дожидаясь
воплощения в жизнь прорывных проектов. Как сообщил телеканал КТК, в ходе
коллегии фонда г-н Жамишев заявил о том, что деятельность этого главного
правительственного финансового института непрозрачна. По информации телеканала,
громко заявленные прорывные проекты по-прежнему в стадии разработки: заводы,
новейшие технологии, сложные производства.
«А последний нашумевший проект вызывает слишком много
вопросов. АО «Казына» выступило агентом правительства и выделило крупную сумму
из госбюджета на спасение строительного сектора. Но эти деньги уже начали
расхищать. Как денежные потоки контролирует фонд «Казына» и кто контролирует сам
фонд?» - задается вопросом министр финансов.
|