Русский Мир
Русская идентичность: цивилизационное измерение
«Тема русской идентичности –
архиважная, ключевая с точки зрения понимания сути русского вопроса,
существования, русской нации, русской цивилизации, самой России, выработки и
реализации стратегии их спасения, сохранения и созидательного развития»,- заявил
президент Фонда содействия объединению русского народа "Русские" Шершнев Л. И,
выступая на экспертном круглом столе «Современная русская идентичность в России
и за рубежом», состоявшемся 28 февраля 2008 г. в Москве.
21.03. 2008, РОД
(Русское Объединительное Движение)
Леонид И. Шершнев
Парадоксально, но факт – хотя русский этнос
сложился много веков назад, создал свое государство и величайшую культуру, нам
приходится опровергать домыслы, будто русского народа нет как такового, а сами
русские переродились в неких россиян. Отчасти это связанно с переживаемым
Россией кризисом идентичности.
Вместе с тем, русский – это понятие фундаментальное,
сущностное, это одна из базисных ценностей нашего общества, скрепленного единой
русской идентичностью, осознанной или неосознанной. Русский - это понятие скорее
цивилизационное, духовно-политическое, чем этническое, хотя, конечно же,
присутствуют и язык, и духовное родство, и «зов крови», и, как ни в каком другом
народе, мера служения России инонациональных граждан, ставших русскими по
добровольному выбору. Есть также ценностная структура отличения русских, со
всеми их достоинствами и недостатками, от других народов и цивилизаций, есть
своеобразие русского духа, проявляющего себя в вере, разуме, чувстве, воле,
национально-психологических установках, в добрых и в плохих делах.
Следует отметить, что в советское время, а также в
постсоветские 90-е годы по разным причинам этническое самосознание русских было
приглушено. Советское руководство стремилось создать новую общность – советский
народ, а постсоветский либеральный режим – российский народ с «новыми русскими»
перерожденцами.
В настоящее время ситуация в России и вокруг нее
коренным образом изменилась. Поверженная в Третьей мировой или холодной войне
страна оказалась на грани гибели. И вновь, как в 1941 году, потребовалось
обращение к этническим чувствам, к инстинкту самосохранения, к русским истокам.
К нашему удовлетворению начался подъем русского национального самосознания, хотя
и очень медленный.
Здоровый русский национализм становится все более
осязаемым, чему не в малой степени способствует патриотическая риторика
руководителей государства и высшего православного духовенства, их призывы
укреплять «русский мир», содействовать распространению русского языка, русской
культуры, следовать традиции и тому подобное. В большей степени стала
проявляться, особенно у молодежи, русскость, чувство принадлежности к русской
нации, русской цивилизации. Правда, нам пока еще далеко до суворовского
восприятия русскости: «Я русский! Какой восторг!», но отрадно, что движение
самосознания идет в этом направлении.
Нам представляется, что на данном историческом этапе
жизнеустройства России, когда главной задачей государства и общества является
объединение разъединенного русского народа, в иерархии взаимосвязанных
ценностных приоритетов на первое место следует поставить формулирование и
укрепление русской идентичности, утверждение русскости на всех уровнях –
человека, социума, власти, культуры, образа жизни. Это является необходимым
условием для приобретения национальной гордости русского народа, мобилизации
духовного потенциала страны на возрождение русского многонационального
Отечества, на создание Великой России, укрепление веры, на борьбу со всеми
недругами за свое существование, свою суверенность, свой образ жизни.
Русская национальная и культурная идентичность – это
неотъемлемы атрибут воспроизводства России в качестве самостоятельной и
самодостаточной цивилизации, обеспечивающей достойную жизненному сообществу и
выступающей в роли системообразующего фактора в мировой политике.
Русская идентичность – это осознание ценности нации как
единства общества и государства; это элемент формирования политической нации,
способной воздействовать на власть; это наследование национальных и культурных
традиций; это связь поколений и передача исторического опыта.
Русская идентичность – это сохранение русского уклада и
образа жизни с учетом традиций и изменений, созвучным времени и новым условиям
жизнедеятельности; это образ будущего для русского народа и единая система
ценностей русских.
Русская идентичность – это смысловая опора для
строительства и самосовершенствования себя как русской личности, для возвышения
человека, восприятия им высших ценностей и идеалов, обретения социально
значимого целеполагания и смысла жизни, связанных со служением Отечеству, своим
близким, всему человечеству; это обретение чувства собственного достоинства,
собственного «Я».
Русская идентичность – это залог и скрепа социальной
гармонии, стабильности и порядка в стране, за что несет ответственность каждый
русский человек; это пресечение деградации ценностей в направлении
индивидуализма, крайнего эгоизма и примитивного потребительства; это сбережение
души народа.
Русская идентичность, наконец, органично связана с
естественной национальной самоидентификацией себя с русскими всех народов
России, воспринявших русскую государственность, русскую культуру и русский язык
в качестве собственных базовых ценностей, в полной мере одновременно сохраняя
свои этнические особенности. Нет никакой нужды побуждать их «переходить» в
русские, поскольку они уже находятся в русской цивилизации, соединяясь в русском
многонациональном народе. Примечательно, представители этнонациональных групп
России, находясь за границей, с полным на то основанием, сами называют себя
русскими и совершенно естественно откликаются на обращение к ним как к русским.
И как вывод к этой части доклада. Прорыв России в
будущее возможен только за счет русского фактора, русского здорового
национализма. Поэтому надо укреплять в людях русское национальное сознание,
формировать русскую идентичность объединенными усилиями общества и государства.
Несколько мыслей о
цивилизационном измерении русской идентичности.
Ключевая посылка сводится к следующему.
Мы имеем дело с разрушением цивилизационного ядра
единого русского народа, «Русского мира», что нашло свое выражение в его расколе
на русских, украинцев и белорусов, а также на отсечение 25 миллионов русских от
исторической России новообразованными на ее территории государствами, которые
сами совсем недавно находились и фактически продолжают находиться в русской
цивилизации. К сожалению, этот раскол усугубляется.
Принадлежность к русской цивилизации – это то, что нас
объединяет.
Цивилизационный подход позволяет нам апеллировать к
общему историческому происхождению и опыту совместного бытия, когда мы были
вместе, взаимно обогащая друг друга. Обращаясь к народам, относящимся к русской
цивилизации, мы говорим: да, у нас у всех есть свои особенности, исторически
сложившиеся, но корни то у нас одни, русские, мы одна семья. Так давайте же, как
это надлежит семье, жить в согласии, по правде, по совести, по справедливости.
Давайте восстановим цивилизационную солидарность. найдем приемлемую форму
совместного цивилизационного существования, когда у всех будут равные права,
равные возможности и равная ответственность за общую судьбу.
Как известно, русская цивилизация включает русский
многоэтнический и многоконфессиональный народ, русскую государственность,
русский язык, русскую культуру, коммуникационные и иные связи. Эти
цивилизационные слагаемые и следует развивать. Следует добиваться именно
цивилизационного согласования во взаимоотношениях разных ветвей русского народа,
выстраивать цивилизационное управление «русским миром», включающим в себя разные
государства, народы, общины, совмещающим организационные, интеллектуальные,
нравственные и духовные начала.
Сохраняя преемственность в цивилизационном процессе,
следует придать русской цивилизации новые качества за счет введения и воплощения
в ней новых идеалов, новых смыслов, созвучных ожиданиям русского народа и всего
человечества, следует выработать и принять стратегию ее инновационного развития,
задействовать цивилизационные механизмы сближения, бесконфликтного
существования, мобилизации людей. Но для этого нужно перейти нашему руководству
и всем нам на цивилизационный тип мышления, к цивилизационным проектам,
научиться задействовать цивилизационный потенциал русского народа, преимущества
русской цивилизации как интегрирующей системы, ее высшие, базисные ценности в
свое политике. Только тогда можно будет говорить о цивилизационном
предопределении пути развития России, ее высокой миссии вести за собой народы и
государства в лучшее, гарантированное будущее. Только тогда она сможет
предложить человечеству спасительный русский цивилизационный проект.
И здесь мы подходим к формулированию русской идеи,
точнее русской цивилизационной идеи, национальной идеологии, вытекающей из наших
представлений об образе желаемого будущего для нашего Отечества, русской
цивилизации, соотнесенной с нашими традиционными базовыми ценностями,
историческим самосознанием русского общества, душой народа, его верой.
На мой взгляд, русской идеей, национальной идеологией в
современных условиях является воссоединение русских в едином Отечестве, сбор
русской цивилизации, русского мира. Еще Платон говорил, что все существующее
имеет свою идею. Она должна быть и у русских как великая русская мечта,
объединяющая и мобилизующая русскую нацию на достижение поставленной цели, на
отпор внешним и внутренним деструктивным силам, которые стремятся окончательно
разрушить русскую цивилизацию.
Задача воссоединения русских трудновыполнимая,
сверхсложная не только в силу геополитических причин, но и из-за укорененной
разобщенности русских, отсутствия между ними цивилизационного согласия. Русские
всегда к инородцам относились лучше, чем к своим сородичам. Несколько тому
примеров.
Историк, писатель и психолог П.И. Ковалевский с горечью
отмечал, что «главное у русских – ссоры, свара и вражда между собой». Он считал
эти качества прирожденными.
Дошли до нас и умозаключения юродивого царя Петра III
Тихона, который говорил: «Нам, русским, не надобен хлеб – мы друг друга едим и
тем самым сыты бываем».
А кто не знает поговорку: «Бей своих, чтобы чужие
боялись».
А анекдот: «Ты сидел и я сидел, давай и Ивана
посадим».
Меня, к слову сказать, до сих пор поражает тот факт, что
большинство репрессированных в советское время стали жертвами доносов и клеветы
близких им людей, товарищей по партии, сотрудников карательных органов.
А кто из нас, подвижников, не прошел через муки попыток
объединения патриотов?
Весьма зримо проявляется предельная разобщенность
русских, живущих за границей. Только условно русские общины в странах СНГ и
Балтии можно назвать таковыми. Они не способны сообща отстаивать свои интересы.
Справедливо ощущая себя брошенными Большим Отечеством –
Россией, они устраняются от ее защиты, находясь на передовых рубежах. Отсюда
вытекает настоятельная необходимость этнокультурной, политической консолидации,
большего внимания к вопросам взаимного уважения, понимания друг друга,
преодоления разобщенности, любви к ближнему. Последуем же призыву русского поэта
и дипломата Ф.И. Тютчева, с которым полтора века назад он обращался к славянам:
Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам
И подать друг другу руки
Нашим кровным и друзьям?
Без этого нам не укрепить русский мир, не достигнуть
цивилизационного единства русских, украинцев, белорусов, духовно русских
инородцев. Надо отказаться от ущербной мифологемы, будто бы Россия обойдется без
Украины, Беларуси, Казахстана, других бывших союзных республик, на территории
которых проживают этнические русские или русские по духу. Человечество сегодня
выживает крупными конгломератами, насчитывающими сотни миллионов людей.
Объединяется Европа. Те же процессы идут в Латинской Америке, в Африке. У России
очень мало шансов выжить в нынешних границах, без цивилизационного объединения
русских в той или иной форме. Нужна большая кропотливая, каждодневная
информационно-пропагандистская работа и другие мероприятия, чтобы
консолидировать русских на принципах цивилизационного сотрудничества, согласия и
самоидентификации.
Несколько предложений по
существу.
1. Нам, устроителям и участникам Круглого стола, следует
по его итогам подготовить обобщающий документ для предъявления самой широкой
общественности, используя все доступные средства коммуникаций. Надо
воспользоваться тем, что после президентских выборов будут смещаться какие-то
акценты во внутренней и во внешней политике. Власти не могут не учитывать
недовольство среди населения проводимыми реформами, касающимися русской жизни. В
принятом документе, как бы он не назывался, надо настойчиво провести мысль о
том, что русский вопрос требует неотложного решения и что забота о
жизнестойкости, жизнесохранности и развитии русской нации, русской цивилизации,
русского мира является главной задачей властей, общественных и религиозных
организаций. Нужна государственно-общественная доктрина или стратегия решения
русского вопроса.
2. Видится целесообразным институирование нашего
Круглого стола, проводимого Институтом Русского зарубежья, Фондом «Русские», и
компанией «КМ-онлайн», как постоянно функционирующего, собирающегося регулярно,
один раз в квартал для обсуждения самых насущных проблем русского народа.
Круглый стол мог бы стать одним из важных средств общественного мониторинга,
анализа и информирования населения о ситуации в русском мире, способствовать
лучшему пониманию происходящего в нем и вокруг него. При этом важнейшей темой
Круглого стола могло бы стать раскрытие русским людям реальной угрозы
существованию русской нации, русской цивилизации, русского мира в условиях
ведущейся США, Западом против России 4-ой Мировой холодной войны.
3. Фонду «Русские», Институту Русского зарубежья,
«КМ-онлайн», что бы донести соотечественникам правду о состоянии русского
вопроса и способствовать консолидации русских, следует более целенаправленно и
эффективно использовать собственные информационные ресурсы, возможности
общественных организаций стран СНГ и Балтии, а также добиваться подключения к
единой русской информационной сети государственных средств, прежде всего радио,
телевиденья, Интернет, печатных изданий. Содействовать созданию очагов
цивилизационного духовно-культурного общения русских на пространстве
исторической России.
4. Добиваться введения во всех типах образовательных
учреждений России курса «Русская цивилизация» или «Русский мир» с
соответствующим кадровым, учебно-методическим и содержательным наполнением.
Исходной установкой здесь является та истина, что без русского образования нам
не сохранить русскую идентичность. Всеми доступными способами защищать русской
язык, русскую идентичность в странах СНГ и Балтии.
5. Принимать самое активное участие в деле
противодействия русофобии во всех ее проявлениях, пресечения идеологических
диверсий против русского народа, русской цивилизации, русского мира в ведущейся
информационной войне.
Об авторе: Шершнев Леонид Иванович Президент Фонда
содействия объединению русского народа "Русские", генерал-майор в отставке.
«Русский мир» приближается к нам
03.04.2008, Молодежь
Эстонии
Нелли КУЗНЕЦОВА
После церемонии награждения Андрея Красноглазова медалью
Пушкина удалось поговорить с ним о его недавней поездке в Москву, имеющей, как
нам кажется, немалое значение.
— Итак, профессор, вы побывали в «Русском мире»,
фонде, созданном совсем недавно для поддержки соотечественников за рубежом, о
котором мы пока очень мало знаем. Некоторые надежды внушает имя руководителя
фонда Вячеслава Никонова. Думается, все, кто знаком с его выступлениями по
телевидению и в печати, знают, что это широко образованный, умный, деятельный
человек. А как обстоят дела в действительности? С кем вы встречались в фонде
«Русский мир»?
— Напомню, что фонд «Русский мир» создан по указу
президента России Владимира Путина. В принципе это не государственный фонд, он
не имеет политической окраски, но он в немалой степени финансируется из бюджета
страны. Думается, сам этот факт, да и название фонда говорят о многом. Это, в
сущности, продолжение государственной политики поддержки зарубежных
соотечественников, поддержки русского языка, русской культуры. И не только,
кстати, в независимых государствах, как новых, так и старых, но и в разных
регионах России. Мы ведь знаем, что Россия — огромная и очень многообразная
страна.
Между прочим, те, кто интересуется деятельностью фонда,
могут ознакомиться с его сайтом. В отличие от сайтов многих учреждений и
организаций это очень живой, насыщенный разнообразной информацией, действительно
интересный сайт. В Москве начал выходить и журнал «Русский мир. ru».
К сожалению, мне не довелось встретиться с самим
Вячеславом Никоновым. Но я побывал у его заместителя Владимира Кочина. Разговор
получился большим и интересным. Кочин задавал мне множество вопросов об Эстонии,
ее экономике, культуре, положении русскоязычного населения. Очень живо
интересовался ситуацией с русским языком. И в этом плане хотел больше знать о
деятельности нашей организации — Института Пушкина в Эстонии.
Он, кстати, занимается Русскими центрами в зарубежье.
Это, как я понял, главная сфера его деятельности. Очень большая, потому что
планируется открыть в разных странах ближнего и дальнего зарубежья около 60
таких центров. Русский центр уже есть в Армении, планируется их открыть в Латвии
и Японии, а также в ряде других стран.
— А что такое — Русский центр? Что он должен собой
представлять? Каковы его цели?
— Если говорить очень коротко, то такие центры
должны знакомить жителей страны, где они начинают действовать, с сегодняшней
Россией, ее экономикой, культурой, ее возможностями, создавая ее правдивый,
позитивный образ, свободный от сиюминутных политических наслоений.
Это рупор, если хотите, для соотечественников,
обеспечивающий доступ к информационному пространству России. Русские центры
должны способствовать укреплению связей соотечественников с исторической
родиной, знакомить их с новинками культуры, науки, техники и т.д.
Я представляю себе после разговора с Владимиром Кочиным,
как будет выглядеть такой центр. Это библиотека, где будет постоянно обновляться
российская периодика. Это фонотека, видео и т.д. Словом, это настоящий ресурсный
центр.
— Можно ли рассчитывать, что в Таллинне тоже будет
создан Русский центр?
— Мы говорили с Кочиным о целесообразности открытия
такого центра в Эстонии, обсуждали, как это лучше сделать.
Я услышал, что есть мысль создать его на базе Института
Пушкина. Наш институт уже сейчас переселяется с улицы Уус, где он до сих пор
находился, в центр города. В старом здании на Уус, 19 скоро будет начат большой
ремонт. Так что оставаться там мы не могли. В наших новых помещениях ремонт уже
скоро будет закончен. Там, кстати, будет место и для Русского центра, мы будем
рады его принять.
— А как скоро это случится?
— Трудно сказать. Хотя из встреч, которые у меня
были в «Русском мире», я вынес впечатление, что фонд разворачивается очень
энергично, очень быстро. И хотя он еще находится в стадии становления, сделано
уже много.
Между прочим, штат там очень небольшой. Но фонд собирает
вокруг себя много именитых ученых, экспертов. Помимо Кочина, я встречался,
например, с Алексеем Громыко, заместителем директора Института Европы Российской
Академии наук. В фонде «Русский мир» он является руководителем европейских
программ.
— Похож на своего знаменитого деда, которого в
мире, как известно, называли «господин «Нет»?
— Внешне на деда очень похож. Однако ассоциации со
словом «нет» у меня не возникло. Чувствовалось, что это интеллигентный, широко
образованный и свободно мыслящий человек. Очень внимательно слушал, задавая
конкретные, деловые вопросы, интересовался общественными организациями, которые
у нас здесь действуют.
Кстати, фонд «Русский мир» собирается работать, да и
сейчас уже работает по системе грантов. Можно со своими заявками на поддержку
проектов обращаться прямо на сайт фонда. Они будут внимательно рассмотрены.
Получить финансирование, конечно, нелегко, как трудно это и со всеми
европейскими проектами. Но если проект действительно стоящий, он заинтересует
фонд, то поддержку получить можно.
С Владимиром Кочиным мы договорились, что на
республиканской конференции по русскому языку, которая организуется Институтом
Пушкина, Республиканским советом русского языка при поддержке Министерства
образования ЭР и пройдет в Таллинне 17-18 апреля, фонд «Русский мир» проведет и
свою презентацию. В Таллинн приедут представители фонда, и мы надеемся, что это
будет серьезное, большое и красивое мероприятие, важное, думается, для всех тех,
кто интересуется Россией, деловыми, профессиональными связями с ней, в том числе
и возможностями работы. Тем более, что народу соберется много, в конференции
примут участие учителя из всех городов и уездов Эстонии.
Ну, а напоследок скажу, что мы, я имею в виду себя и
Ингу Мангус, участвовали в праздновании юбилея профессора Ю. Прохорова, ректора
Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина. Собралась вся
научная, филологическая элита Москвы. Нам тоже была предоставлена честь
выступить на этом празднике. И для нас это было важно. Поскольку с самого
начала, когда мы еще только создавали языковой центр «Пушкин», который потом
стал институтом, он, Прохоров, поверил в нас и поддержал. Эту деятельную и
теплую поддержку мы ощущаем и теперь. Государственный Институт русского языка
им. А.С. Пушкина в Москве — наш главный и надежный партнер.
|