Признание Косово развязало руки России в Абхазии и Южной Осетии
N 4 (127) Апрель
2008 года, «Ноев Ковчег»
Беседу вела Армила Минасян
Михаил Александров, доктор политологии, заведующий
отделом стран Кавказа Института стран СНГ, размышляет о косовском прецеденте и о
том, какое влияние может оказать признание независимости этого края на судьбу
непризнанных республик бывшего СССР.
– Как отзовется провозглашение
независимости Косово на Кавказе, где существует аналогичная проблема. Последует
ли вслед за признанием Косово парад суверенитетов и в Европе, где есть те же
проблемы, что и на Кавказе?
– Я думаю, для Кавказа,
откуда пошел парад суверенитетов и где существуют три непризнанные республики,
Косово - безусловно, важный прецедент. Как он может повлиять на ситуацию на
Кавказе? Например, сейчас России гораздо легче было бы принимать решение о
признании независимости этих закавказских государств. Раньше она, конечно,
опасалась, что ее будут обвинять в нарушении международного права, в проведении
имперской политики и тому подобных проступках.
Но после того, как Косово было признано крупнейшими
мировыми державами, в том числе США, Францией, Англией, Германией, вряд ли у
этих стран найдутся возражения, если Россия признает независимость, допустим,
Абхазии и Южной Осетии.
И как мы сейчас и видим, Россия сделала первый шаг -
сняла санкции, введенные в рамках СНГ против Абхазии. Как видите, на Западе
никто ничего и возразить-то не смог. Вот поэтому, безусловно, сейчас у России
позиция сильнее, она позволяет реально повышать уровень отношений с
непризнанными республиками Закавказья.
Речь, конечно, прежде всего, идет об Абхазии и Южной
Осетии. По Нагорному Карабаху пока никаких подвижек нет. Но после прошедших в
Государственной Думе слушаний были приняты рекомендации депутатам включить
вопрос о расширении отношений с Нагорным Карабахом.
– Почему, на Ваш взгляд,
Нагорный Карабах остается за скобками, если доходит дело до решения проблем
непризнанных республик? Вы считаете, есть отличия в ситуации в Нагорном Карабахе
и, скажем, в той же Абхазии и Южной Осетии?
– В принципе, ситуация
идентична, просто, как всегда говорится, своя рубашка ближе к телу. России ближе
Южная Осетия и Абхазия. Армении ближе Нагорный Карабах. В общем-то мы считаем,
что инициатива должна исходить от Армении, она должна сама решать, признавать ли
Нагорный Карабах.
Абхазия и Южная Осетия граничат с Россией, с ними мы
взаимодействуем очень тесно, мы признаем проблему осетин как разделенного
народа, проживающего сейчас в двух государствах по воле советской
коммунистической партии.
Наш институт всегда рассматривал Нагорный Карабах в
общем контексте непризнанных государств. Но эта точка зрения не преобладает в
российской политической жизни. Видимо, это связано с тем, что власти не хотят
сейчас ссориться с Азербайджаном, поскольку в Закавказье идет серьезная
геополитическая игра. Грузия стремится в НАТО, Запад пытается создать коридор к
Каспийскому морю, для этого ему надо втянуть в свою орбиту и Грузию, и
Азербайджан.
Поэтому если мы сейчас признаем независимость Нагорного
Карабаха, то, абстрактно рассуждая, у Азербайджана уже не будет стимулов
считаться с нашей позицией, и он с неприкрытым энтузиазмом вступит в НАТО. Пока
же Россия не признает Нагорный Карабах, у Азербайджана остается надежда, что мы
в будущем сможем способствовать решению этой проблемы в интересах Баку.
– Пример Косово заразителен:
Абхазия, Южная Осетия утверждают, что у них право на отделение и на
государственность больше, чем у Косово. Как Вы считаете, признает ли их Россия,
которая все эти годы поддерживала самопровозглашенные режимы?
– Думаю, пока не признает.
По крайней мере, до тех пор, пока Грузия является членом СНГ. Все-таки нарушать
солидарность внутри СНГ Россия не хотела бы. Это был бы неверный сигнал другим
государствам Содружества, тому же Казахстану, Украине, что мы можем, в принципе,
претендовать и на их территории. Но если Грузия выходит из СНГ и присоединяется
к НАТО, все эти соображения о солидарности внутри Содружества немедленно теряют
свой смысл. Тогда у России уже совершенно будут развязаны руки для того, чтобы
официально признать независимость Абхазии и Южной Осетии, и я думаю, это будет
сделано.
– Михаил Владимирович, могут ли
российские шаги, в частности отмена санкций против Абхазии, спровоцировать
Грузию на силовое решение проблемы?
– Сама по себе отмена
санкций не может спровоцировать силовое решение, а вот признание независимости в
нынешних условиях - может. Это действительно беспокоящий момент. Для этого
России, конечно, надо сейчас укрепить свои военно-политические позиции в Абхазии
и Южной Осетии. Снятие санкций, например, позволяет поставлять оружие в Абхазию,
направлять туда инструкторов и даже добровольцев. Должны быть разработаны
совместные планы и на случай военного нападения Грузии. Но я думаю, в Тбилиси
знают, что, если Россия поддержит Абхазию и Южную Осетию, у Грузии нет никаких
шансов в случае нападения. Саакашвили человек, конечно, авантюрный, но и он
понимает, что в итоге этой войны Грузия просто перестанет существовать как
единое государство, распавшись на несколько территориальных образований.
– Не секрет, что признание
независимости Косово обострило отношения двух ядерных держав – России и Штатов.
Еще прошлой весной говорили об опасности новой большой войны на Кавказе. Как
ситуация повернется, если Россия все-таки признает самопровозглашенные
республики Кавказа?
– У американцев реальных
рычагов воздействия сейчас нет: в военном отношении мы соблюдаем стратегический
паритет, экономически США находятся в глубоком кризисе. Я думаю, что не надо
ничего бояться. Но признание независимости Абхазии и Южной Осетии, как я уже
объяснял, возможно лишь в случае вступления Грузии в НАТО. Пока же нужно
реализовывать так называемый тайваньский вариант: полноценные экономические,
политические и военные связи, но без официального признания независимости.
– Как Вы считаете, есть ли
опасность возрастания мусульманского влияния в связи с признанием Косово? Хочу
Вам процитировать американского политолога Чада Нейгла, который говорит: «Как
минимум в течение нескольких лет косовское правительство будет вести себя по
отношению к американцам как безобидная местная администрация, в то же время на
территории Косово будут строиться мечети на средства ваххабитских
фондов».
– Такое развитие событий возможно, но это уже проблема
европейцев.
– А Россия, со своей стороны,
готова взять на полное содержание еще два региона, экономически глубоко
депрессивных?
– Южная Осетия – это республика с населением 80 тысяч
человек, в Москве даже микрорайоны больше. Смешная цифра и смешные расходы для
нынешней России. А Абхазию я бы не считал депрессивным регионом, ее нынешнее
положение - это скорее результат действия санкций. Абхазия - потенциально
богатый регион, жемчужина Черноморского побережья. Она не будет обузой России,
абсолютно. В отличие, например, от Чечни, куда уходит огромное количество денег,
но отношение к России, к русским продолжает оставаться плохим.
Отделение Чечни может, на мой взгляд, стать ценой
нынешнего «переформатирования» мирового пространства после косовского
прецедента. Может быть, и мы сбросим с себя эту обузу, построим мощную границу,
защищающую территорию России от бандитских рейдов. А они пусть варятся в
собственном соку.
– Михаил Владимирович,
сегодняшний отказ России признавать самопровозглашенные республики – это
тактическое или стратегическое решение? Пока Россия как бы говорит: нет, нет, мы
будем последовательны, мы не будем голосовать за независимость. Но меня не
оставляет ощущение, что это игра. Вот и президент Абхазии Багапш говорит, что
есть страны, которые готовы признать независимость республики и создать
прецедент, а там и Россия присоединится.
– Поскольку Грузия является
членом Содружества Независимых Государств, у России есть определенные
обязательства перед нею. Однако заметьте, территориальная целостность Грузии не
признается никакими двусторонними соглашениями с Россией. Нет таких соглашений!
Единственное, что есть – это сам факт присоединения Грузии к СНГ в 1993-м. Хотя
присоединялась Грузия уже без Абхазии и Южной Осетии.
– Учитывая то, что большинство
местных жителей получили российские паспорта, готова ли Россия использовать этот
аргумент, решая вопрос о признании?
– Да, это веский аргумент,
но когда выдавались паспорта, действовала несколько иная логика. Люди в Абхазии
и Южной Осетии оказались вне правового поля: они не могли, допустим, никуда
ездить, не могли заниматься бизнесом за пределами своих собственных
территорий.
– Но они граждане
Грузии...
– Да, но они отказывались
получать грузинские паспорта. Грузии было предложено – Россией, кстати – решить
этот вопрос в ООН, выдать какие-то документы ООН для международных поездок этих
граждан. Грузия от этого отказалась. Только после этого Россия приняла решение
выдавать свои паспорта, чтобы включить людей в правовое поле. Абхазы, например,
торгуют у нас очень активно, поэтому с удовольствием получали эти документы,
иначе они просто не могли никуда выехать. То есть первой в этой истории
конфронтационную позицию заняла Грузия.
– Михаил Владимирович, обратимся
еще к одной стороне дела: Запад, признавая суверенитет Косово, фактически
отказывает в признании другим самопровозглашенным республикам. Насколько весомее
правовые основания для провозглашения независимости у Косово, чем, скажем, у
Карабаха?
– У Нагорного Карабаха гораздо больше оснований для
независимости, чем у Косово. Косово – это традиционная исконная сербская
территория, а Нагорный Карабах – армянская. В процессе распада Советского Союза
был закон, разрешающий автономным республикам выходить из состава союзных
республик в случаях отделения от СССР и провозглашения ими независимости.
Азербайджан провозгласил независимость после августовского путча 1991 года,
после чего уже в Нагорном Карабахе совершенно легально прошел референдум о
выходе, т.е. с юридической точки зрения - совершенно безупречная позиция, даже
более сильная, чем у Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья. Никаких юридических
оснований не признавать независимость Нагорного Карабаха нет. Есть только
политические основания, вот они и являются основными.
|