Россия – Киргизстан (Центральная Евразия): собака на сене и овечка без сена или 12 постулатов на засыпку
05.04.2008. Сайт
Л.Бондарца (Киргизия)
Суюнбаев М.Н.
1. Как возникло нынешнее статус-кво: рыхлость
постсоветского пространства?
Возникло в результате действий самой России. "Очень
умные" люди решили "сэкономить" на своем "мягком подбрюшье". Это демонстрирует
полное отсутствие понимания, что "империя" (просто большое пространство) - это
не только обязанности, но и права: геополитический статус! Россия - единственный
"чайник", который добровольно отказался от "большого пространства", т.е. своего
статуса.
2. Что произошло в результате такой "экономии"?
В результате утраты геополитического статуса "большого
пространства" Россия перестала получать ренту геополитической развитости и стала
платить ренту геополитической отсталости. А это означает пренебрежение мнением и
интересами России при решение важнейших вопросов. Косово - последний пример.
3. У России нет стратегии относительно восстановления
"большого пространства": постсоветского пространства и Центральной Евразии в
частности.
У Турции есть (была) стратегия в отношении
постсоветского пространства: проект "Большой тюркский мир" - начало 90-х годов
20 века;
У США есть стратегия (стратегии!): проекты "Большой
Ближний Восток" и ГУУАМ 1995-2005 гг; "Большая Центральная Азия" (БЦА) - 2006 г.
Стратигии пусть и дурацкие, но есть.
У Японии есть стратегия: проект "Центральная Азия +
Япония" (2005 г).
У ЕС есть стратегия: "ЕС - Центральная Азия" (2007
г)
Стратегии в отношении региона есть у него самого:
ЦАС/ЦАЭС/ЦАФ/ОЦАС - 1993-2005 гг. И вот теперь Союз центральноазиатских
государств Назарбаева (повторение пройденного). Стратегии квелые, но есть!
Из серьезных внешних игроков стратегии нет только у
России. Регион объективно нужен России, но не ее политической элите. Ее
проектики отражают текущие задачи российского бизнеса, но не стратегические
интересы российского государства.
4. Что значит отсутствие стратегии у России?
Это означает, что Россия готова и дальше платить ренту
геополитической отсталости. На мои вопросы россияне отвечают: "не хватает
времени", "нет денег", "это нелегко". Чушь! У России был и есть огромный лаг
времени на разработку и реализации стратегии: 8 лет Путина + 4 (8) лет Медведева
+ 8 (вторые) лет Путина + 8 (вторые) лет Медведева. Итого: 28-32 года! А деньги
- в Стабфонде (на сеновале). Если капиталистическо-империалистические США смогли
лет за пять прикормить бывших коммунистических лидеров, то России сам бог
велел.
5. Есть ли примеры восстановления "большого
пространства", приемлемые для периферии?
Есть - это Европейский Союз. Это, по сути,
восстановление Римской империи (почти в ее исходных границах). Выход за эти
исходные границы в большинстве своем - ошибка. Также как в свое время ошибкой
Российской империи было включение в свое "большое пространство" Финляндии,
Прибалтики и Западной Украины (подробности об ошибке смотри в постулате 9).
Восстановление Римской империи основывалось на историческом и культурном
наследии (языках на основе латыни).
В новейшей истории Германия дважды (1-я и 2-я мировые
войны) пыталась реинтегрировать это "большое пространство". Только после двух
неудач она поняла постулат Бертольда Брехта (из "Трехгрошовой оперы"): "Акция
грабит лучше пистолета".
Третья попытка идет более-менее удачно и называется она
"Европейский Союз". Конечно, Германия не является "метрополией", но в этом
"акционерном предприятии" она имеет контрольный пакет. Она хотела получить
доступ к ресурсам и рынкам Европы? Она его имеет. Немецкая марка под личиной
"евро" завоевала почти всю Европу. И все, особенно периферия, довольны. Чем не
пример для России и постсоветского пространства? Только не надо, как "скупой
рыцарь", трястись над Стабфондом.
Вообще надо заметить, что регионализация есть процесс
противоположный глобализации, но ею вызванный (как тенденцией) и ей
предшествующий (как результат).
6. Зачем это постсоветскому пространству и Центральной
Евразии в частности?
Мощь Китая усиливается. Для стран региона это и плохо, и
хорошо (развитие торговли). Причем экспансия происходит не обязательно по
директиве из Пекина. Просто слишком большая разница в экономической и
демографической плотности территорий. Происходит практически естественная
"диффузия".
У РФ пока не наблюдается озабоченности в связи с этим.
Российский Дальний Восток сам является объектом экспансии. Захочет ли и сможет
ли РФ помочь региону в сдерживании экспансии Китая? Если да, то как? Могут ли
все или большая часть стран региона рассчитывать на серьезную поддержку?
7. Какие есть специфические проблемы у Центральной
Евразии, на которые не обращают внимание?
В регионе преобладают тенденции к культурному
изоляционизму. Узбекистан и Туркмения перешли на латиницу. В Казахстане принято
решение о переходе на латиницу с 2010 года. Таджикистан изучает возможность
возврата на арабский шрифт. Экономические и политические барьеры на пути
интеграции в регионе могут быть преодолены лет через 10-15. И к этому времени
может оказаться так, что основным барьером станет отсутствие культурной
идентичности. Кто ни будь "чешется" об этом или хотя бы думает?
8. Есть ли у Центральной Евразии другой выбор?
В условиях второго акта китайской экспансии в регионе
(первый был в 18-19 веках) и самозабвенного безразличия России, страны регионы
"окучивают" и другие варианты.
Но США, расположенные на другом конце Земного шара,
никогда не будут серьезным торговым партнером региона. А, следовательно, не
будут серьезным стратегическим партнером и интегратором. И Узбекистан в этом уже
убедился. В последние 3 года США сильно утратили кредит доверия в регионе.
Есть подспудные варианты интеграции в ЕС (в т.ч. через
НАТО). Европа не такая амбициозная и напористая как Китай и США, является
ненавязчивым образцом (в том числе для граждан России) либеральных и
демократических ценностей. Но старушка Европа погрязла в своих проблемах. В
регионе ее кроме углеводородов (читай Казахстана и Туркмении) ничего не
интересует. Европа не имеет серьезного присутствия в регионе: экономического,
политического и демографического (наоборот исход этнических немцев из региона).
И вряд ли будет иметь в обозримом будущем.
Таджикистан "окучивает" в качестве потенциального
"большого пространства" Иран и арабский мир. Но этот вариант, также как и
практически пройденный турецкий, не перспективны.
9. Что является идеологической (идейной) основой
постсоветского нового "большого пространства"?
Идеи евразийства? Но какие? Национал-большевистского
толка или как подмена евразийства православием? Какая чушь! Такие идеи не
способны консолидировать даже собственно Россию: Северный Кавказ, Татарстан,
Башкирия, Калмыкия… Такие идеи способны выдвигать только самовлюбленные
недалекие люди.
Я считаю, что идейной основой постсоветского нового
"большого пространства" является евразийство в следующем смысле. Евразия - это
территория с низкой естественной биологической продуктивностью территории, где
выживание возможно (было возможно) только сообща, коллективно. Будь то
российская община, совместное строительство ирригационных каналов в Узбекистане
и Таджикистане или совместный выпас скота в Киргизии и Казахстане. И именно
коллективистский, общинный дух объединяет народы евразийского пространства.
Евразийское пространство кончается там, где начинаются хутора, в которых живут
единоличники и индивидуалисты. Это - Прибалтика и Западная Украина.
10. Кто может помочь России извне?
Если сейчас у России недостаточно "людей длинной воли"
(по Чингиз хану), то ее могут подтолкнуть Европа (не вся) и Китай (через
ШОС).
Европа может компенсировать китайскую экспансию
усилением своего военного присутствия (в дополнение к авиабазе в Термезе).
Готовы ли к этому Россия и страны региона?
Европа могла бы продвигать свои ненавязчивые либеральные
и демократические ценности через Россию. А это для населения региона сейчас
весьма актуально. Дело в том, что усиление ШОС, укрепляя внешнюю безопасность
государств региона, консервирует и усиливает авторитарные тенденции в регионе. А
это приводит к усилению угроз для гражданских прав и свобод. Европа могла бы
взять на себя ответственность за такого рода "издержки" и так, чтобы не
усугублять ситуацию: через Россию.
С другой стороны, если постсоветское пространство само
не может институционализироваться, в этом ей может помочь прагматизм и
деловитость Китая в рамках ШОС. ШОС уже переросла формат ОБСЕ и ЕврАзЭС.
Создание Парламентской Ассамблеи ШОС (ПА ШОС) будет работать в направлении
дальнейшей институционализации не только ШОС, но и ее постсоветской части.
11. Что может помешать России и Китаю в
институционализации постсоветского пространства?
Усилиям России и Китая может помешать "Веймарский
синдром": националистические и первобытно-имперские настроения у империи
встающей с колен. Пока неясно, насколько это опасно для них самих и для идей
институционализации "большого пространства".
12. Что будет если ничего не делать?
Пользуясь низким геополитическим статусом и решая свои
проблемы, Запад не только не отдаст России углеводороды Арктики (а это по
стоимости десятки, сотни Стабфондов), но и отберет у России другие ресурсы -
через ее расчленение.
Страны постсоветского пространства, дрейфуя в
"россиебежном" направлении, последовательно будут вслед за Прибалтикой проходить
"точку невозврата" и растворяться в геополитическом небытие.
В Центральной Евразии весьма высока "усталость" от
интеграционных ожиданий. Крах еще одного дурацкого интеграционного проекта или
полное отсутствие такового способно вызвать стойкую аллергию к интеграции
вообще.
|