Переворот или революция тюльпанов?
28.03.2008. Новое
поколение (Казахстан)
Ботагоз Сейдахметова
Кыргызстан в первый день недели впервые официально
отмечал годовщину событий 24 марта 2005 года. Отныне этот день носит официальный
статус праздника и будет называться Днем народной революции.
Прошло три года с тех пор, как революционная толпа взяла
штурмом Белый дом и вынудила бывшего киргизского президента Аскара Акаева уйти с
поста. Теперь Аскар Акаев живет на госдаче в Подмосковье, а новым, вторым,
киргизским президентом стал один из лидеров "тюльпановой революции" Курманбек
Бакиев, который объявил еще на заре своего правления, что главной задачей
является реформа Конституции. А именно - переход страны с президентского на
президентско-парламентское правление.
Это было справедливой целью, ведь вчерашние киргизские
революционеры видели корень всех зол в том, что президентская власть никем
фактически не контролируется. Реформа Конституции предполагала ограничить власть
президента.
Что же вышло на деле?
Канун праздника был омрачен муссируемыми в прессе
слухами о том, что президента Кыргызстана Курманбека Бакиева давно нет в стране,
более того, он "исчез" с экранов телевизоров вот уж больше месяца. Слухи и
домыслы в народе ходят разные, вплоть до самых невероятных и радикальных: от
сложной операции до физического устранения. Политологи тут же начали выстраивать
собственные версии происходящего во властной структуре, тем самым только
подливая масла в огонь страстей вокруг здоровья президента.
Так это или нет, но внутренняя обстановка в стране
накануне нового главного праздника, похоже, накалилась. Официального
опровержения этим слухам киргизское руководство за эти дни не давало.
Впрочем, в пресс-службе Посольства Кыргызстана в
Казахстане на мой вопрос о здоровье президента сообщили, что слухи пустые, что
все хорошо, но президент действительно в настоящее время находится в Германии на
отдыхе. Меня уверили, что на родину киргизский лидер вернется уже 28 марта.
Каждую весну расцветает эта живая память о "тюльпановой
революции"
Кто виноват, и что делать?
Тем временем, за пару дней до нового киргизского
праздника мне удалось встретиться с известным в нашем регионе аналитиком
доктором исторических наук, профессором Александром КНЯЗЕВЫМ, автором многих
книг по киргизской революции.
-
Александр, сегодня, по прошествии времени, какую оценку революции в Киргизии Вы
могли бы дать? Не могли бы сделать своего рода "разбор полетов"?
- Жизнь лишь подтверждает правоту большинства моих
выводов и прогнозов, сформулированных весной-летом 2005 года, когда была
написана моя книга "Государственный переворот 24 марта 2005 года в Киргизии" еще
в ее первом варианте. Весной прошлого года я немного дорабатывал ее, сейчас в
продаже уже 3-е издание. Там все есть. Запущенная мартовскими событиями
хроническая нестабильность и перманентный вакуум власти сводят на нет любой
политический проект, каковой мог бы быть предложен республике. При отсутствии
каких-либо исторических традиций самостоятельного существования как государства
на пятнадцатом году хрупкой киргизской государственности событиями 24 марта 2005
года был прерван легитимный политический процесс.
Нельзя сказать, что государство в акаевскую эпоху было
вполне состоявшимся. Но традиция соблюдения формальных рамок легитимности вместе
с сохранявшейся по инерции с советского времени сакральностью государства
позволяли киргизскому обществу не пойти вразнос. Теперь оно вразнос пошло.
Кризисные зоны, которые существовали до мартовского
переворота, получили интенсивное развитие, будучи усугублены новой общей
проблемой - проблемой легитимности всех политических процессов Киргизии.
Предельно актуализировались вопросы о возможностях контроля центром регионов, об
участии криминальных группировок в контроле над экономикой и в политической
власти.
Чрезвычайно опасны и симптомы новой внешней политики,
основанной на "торговле суверенитетом". Системный кризис власти в Киргизии
сохраняется, кризисные явления только нарастают. Приведение республики в
нормальное состояние вряд ли возможно теперь без внешнего вмешательства, в
республике нет настоящих политических элит, есть лишь набор людей, участвующих в
политическом процессе.
Но это не есть политэлита. Они просто не способы вернуть
страну в то состояние, которое называется государством. Политические кризисы,
которые перманентно возникают в новом киргизском руководстве, подтверждают то,
что если людей объединяет лишь примитивное стремление прийти к власти любой
ценой - а именно это объединяло киргизскую оппозицию накануне 24 марта, - то
следующим их действием станет борьба за эту власть между собой.
Из двух классических вопросов: "Кто виноват?" и "Что
делать?" - киргизская оппозиция имела ответ только на первый. На него ответ был
дан 24 марта. Ответа на второй вопрос так и не существует.
-
Известно, что Вы дружны с бывшим президентом Аскаром Акаевым. Чем сейчас
занимается Аскар Акаевич? За счет каких доходов живет?
- No comment. Этой стороной жизни Акаева, как и всем,
что не связано с его политической деятельностью, я не интересовался, не
интересуюсь и не собираюсь интересоваться. Ну и насчет "дружен" - явный перебор.
Мы иногда встречаемся в Москве, обсуждаем происходящее в Киргизии. В чем-то
сходимся, в чем-то - нет...
- А как
сложилась судьба его детей, в частности, дочери Бермет и казахского зятя? Они
все еще "персоны нон-грата" в стране?
- Бермет в Киргизии бывает, хотя в последнее время о ней
здесь не слышно. Въезд сюда ей, насколько я знаю, не запрещен. Что касается
Тойгонбаева, то, по моим сведениям, он числится в розыске и правоохранительным
органам Киргизии вроде бы есть что ему предъявить в жанре обвинения. Хотя есть и
сомнения, что они способны что-то предъявить.
- После
революции пути ее главных вдохновителей и героев - Феликса Кулова и Курманбека
Бакиева - разошлись. Где сейчас Кулов? Насколько влиятельна, активна и
действенна киргизская оппозиция? Как бы Вы оценили нынешнего президента: смог ли
он выполнить свои революционные обещания народу Киргизии?
- Отсутствие ответственных политиков и настоящей
политической элиты - это сущностная черта киргизского общества, ведь то, что
происходит сейчас, - это детство киргизского этноса, начавшегося формироваться в
1920-х годах в рамках советского проекта под названием
"Национально-территориальное размежевание в Средней Азии". А ребенок по
определению не может иметь всех тех черт, которые присущи взрослым.
После фиаско весны прошлого года, когда, объявив себя
главным оппозиционером, Феликс Кулов попытался в очередной раз использовать
площадные, митинговые методы для прихода к власти, он для политики закончился.
Хотя, я думаю, что это произошло еще раньше, когда сразу после мартовских
событий в 2005 году он согласился на известный тандем с Бакиевым и занял пост
премьер-министра. Оппозиция сегодня невлиятельна, неактивна, недейственна. По
сути, ее скорее нет, нежели она есть. Целый ряд видных лидеров занимают сегодня
должности в госструктурах, кто-то уехал из республики, кто-то просто отошел от
политики.
И это при том, что никто никаких обещаний не выполнял,
да, судя по всему, и не собирался. Все это было и остается политиканством и
дешевым популизмом.
- Какова
ситуация на юге страны?
- На юге страны происходят очень сложные процессы, на
которые в Бишкеке никто не обращает внимания. Этнические киргизы мигрируют на
север республики и с каждым днем доля киргизского населения снижается. Не далек
тот день, когда в киргизской части Ферганской долины мы будем иметь свое Косово
с преобладанием узбекского населения. Я не склонен преувеличивать роль
религиозного фактора, хотя и он может присовокупиться к этническому. В общем,
там все еще впереди, и это бомба, которая затронет не только Киргизию и
сопредельные Узбекистан и Таджикистан, резонанс будет куда более широким...
-
Насколько верен тезис о противостоянии Севера и Юга в Киргизии?
- Он верен, но это не единственная линия противостояния.
Их великое множество. Внутри Севера, внутри Юга - по родам и племенам, по
экономическим интересам, личным пристрастиям и т.д. Киргизия - чрезвычайно
дифференцированное общество, в котором отсутствует не только какая-то
гражданская или хотя бы этническая консолидированность. Отсутствует элементарная
общая идентичность.
-
Киргизия еще до революции считалась на Западе "островком демократии" в нашем
регионе. Что сейчас? Каков уровень демократических реформ? Каковы
внешнеполитические приоритеты при президенте Бакиеве?
- Демократия - это такое же идеологическое понятие, как
и социализм или коммунизм. Если мы хотим оценить качество политической системы
государства, нужно говорить об эффективности или неэффективности общественного
устройства и государственных механизмов. В период президентства Аскара Акаева
какой-то особой эффективности достигнуто не было, но хотя бы - по крайней мере,
до 2004 года - более-менее действовала система государственного управления.
Сегодня тот - инерционный, но все же работавший -
механизм разлажен, нового не создано. Я уже говорил и готов повторить, что
применительно к Киргизии вполне можно вести речь о старом понятии
англосаксонской военно-дипломатической практики и правовой мысли -
"несостоявшаяся", "неудавшаяся" или просто "разваливающаяся" страна (failed или
failing).
Думаю, что особой трагедии в этом нет. Киргизия -
частный случай, после создания косовского прецедента, перечеркнувшего и всю
систему международного права, и действенность таких институтов, как ООН или
ОБСЕ, мы сейчас стоим на пороге куда более кардинальных пересмотров границ и
территориальных целостностей. В мире около двух с половиной тысяч этносов и
только чуть более двухсот государств. Отсюда простой до банальности вывод:
совсем не обязательно каждому этносу иметь собственное государство. Особенно,
если этнос сам упускает такую возможность, однажды предоставленную ему
историей.
|