Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Аж два "О": Отторжение или объединение?

04.04.2008. ИА "24.kg"

Данияр Каримов

С апреля 2008 года в Центральной Азии могут быть установлены новые правила в распределении гидроресурсов. В отношениях между странами региона наступит засуха?

Кетменный инцидент

Весна 2008 года началась для Кыргызстана с нового водного инцидента, едва не переросшего в настоящий пограничный конфликт. 26 марта около 150 граждан Таджикистана перешли на территорию КР, чтобы разрушить дамбу. Гидроузел, как утверждали жители сопредельной республики, мешал им орошать поля. Кыргызская сторона не подавала соседям воду в течение нескольких дней, рассудив, что речные стоки нужны прежде всего ей самой.

Инцидент в приграничье наглядно показал, как по-прежнему легко в Центральной Азии может вспыхнуть новая "кетменная война" из-за разного отношения к воде - главному богатству региона. По мнению многочисленных экспертов, с каждым годом ситуация будет только усугубляться. А после 2025 года может послужить поводом для настоящего вооруженного конфликта. Что, конечно, удастся избежать в случае, если до того момента страны региона договорятся о взаимовыгодном сотрудничестве.

На сегодня ни одна из сторон не довольна существующим положением. Кыргызстан, например, часто выражает недовольство тем, что ему приходится содержать объекты, которые приносят больше пользы сопредельным государствам. Причем, в этом вопросе власти и оппозиция проявляют единодушие. Последняя даже подсчитала приблизительный ущерб, который понесла республика из-за создания на своей территории водохранилищ и плотин.

Только население Токтогульского района, по оценкам оппозиции, за годы существования известного гидрообъекта понесло убытки на сумму свыше 6 миллиардов сомов. Под водой остались 24 населенных пункта и райцентр, где проживало 30 тысяч человек. Искусственный суперрезервуар каскада двойного назначения затопил 32 тысячи гектаров земель.

Площадь зеркала всех гидроузлов только на реке Нарын, по подсчетам специалистов, составляет 310,5 квадратных километра. Полный объем этих водохранилищ превышает 20 миллиардов кубометров. Большая часть накопленного в них используется соседями. А вода Андижанского водохранилища, расположенного в Ошской области, полностью отпускается на нужды Узбекистана. Схожая картина - на севере республики. При этом ежегодные расходы Кыргызстана на содержание и эксплуатацию межгосударственных ирригационных сооружений, по оценкам экспертов, превышают $25 миллионов.

Уходя, гасите всех!

Столкнувшись с дефицитом электроэнергии из-за снижения уровня в Токтогульском водохранилище и необходимостью вопреки своим интересам накапливать воду для сопредельных республик, официальный Бишкек все чаще вспоминает о советском формате сотрудничества. Киргизская ССР в обмен на кубометры речных стоков получала от них топливо, необходимое для котельных и ТЭЦ крупных городов. Но с развалом Советского Союза Узбекистан и Казахстан поспешили перейти к рыночным отношениям. С той лишь разницей, что в последние годы Астана демонстрирует готовность взять на себя часть затрат Бишкека, а Ташкент – нет.

Узбекистан нарастил в Фергане свое военное присутствие. Неофициальные источники отмечают, что причиной тому служит не только террористическая или экстремистская угроза. Существуют опасения, что Ташкент держит армию в долине как инструмент психологического давления на соседей. Вода, стекающая с Памира и Тянь-Шаня, жизненно важна для его сельского хозяйства, в частности хлопководства.

Казахстан выражает недовольство по поводу паводков, вызываемых сбросами воды из Токтогульского водохранилища. Каждой зимой Сырдарья выходит из берегов и грозит затоплением десяткам населенных пунктов. В начале года только в Южно-Казахстанской области река разрушила более двух тысяч домостроений. Спасаясь от затопления, свои жилища покинули более 10 тысяч человек. По данным ООН, под угрозой затопления в бассейне Сырдарьи находятся до двухсот пятидесяти тысяч жителей республики.

Чтобы обезопасить юг республики от ежегодных паводков в Казахстане принято решение о строительстве Коксарайского водохранилища емкостью около двух миллиардов кубометров. К осуществлению проекта Казахстан намерен приступить в 2008 году. Соседям необходимо возвести плотину протяженностью свыше 40 километров. Такое решение вызвало появление версий, что официальная Астана уже не питает надежд договориться с Кыргызстаном о переводе Токтогульского водохранилища в ирригационный режим.

Это также может означать, что КР не удастся добиться постоянных поставок топлива на ТЭЦ в полном объеме и по льготным условиям. Власти Кыргызстана опасаются, что республике предстоит пережить кризис, подобный произошедшему в Таджикистане. А в РТ он приравнивался к гуманитарной катастрофе.

Горная лагуна

На сегодня в КР введены ограничения на подачу электроэнергии. Это больно ударяет не только по населению, но и амбициозным планам правительства. Власти Кыргызстана, как известно, рассчитывают на привлечение иностранных инвестиций в развитие промышленности. Но, как признают госмужи, лишней энергии для работы новых предприятий практически нет.

Республика тешит себя мечтами о строительстве новых гидроэнергетических объектов. Но не факт, что ей это удастся. Казахстан и Узбекистан по объективным причинам весьма болезненно относятся к вопросу использования гидроресурсов Тянь-Шаня. На саммите ШОС, прошедшем в 2007 году в Бишкеке, главы обеих республик открыто дали понять, что не потерпят возможного ущемления их интересов в бассейне Сырдарьи.

Соседи настаивают на согласовании с ними проектов в гидроэнергетике, рассматриваемых Кыргызстаном. Тогда же выяснилось, что официальный Бишкек не может рассчитывать на поддержку потенциального союзника в этой сфере – Таджикистана. Эмомали Рахмонов заявил о том, что разделяет позиции Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова и против разрушения сложившегося "баланса" в области распределения водных ресурсов.

Самое грустное в том, что стороны не хотят идти навстречу друг другу. О чем, к слову, ярко свидетельствует то, что идея создания водно-энергетического консорциума в Центральной Азии, озвученная свыше 10 лет назад, безуспешно обсуждается по сию пору. Эксперты из разных стран все чаще говорят о необходимости восстановления единого энергетического кольца. Но до сих пор из-за конфликтов интересов благая идея продолжает пробуксовывать. 2008 год пока не стал исключением.

Тема водного сотрудничества должна была обсуждаться на межправительственной встрече Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана в феврале 2008 года. Однако потом переговоры были перенесены на апрель. Не исключено, что ближе к их началу дата встречи вновь будет отодвинута на более поздний срок.

Водный альянс или кочевой союз?

"Мы всегда были готовы к сотрудничеству с соседями, но они, мягко говоря, последние три года уклонялись от этого, - говорит по этому поводу министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Сапарбек Балкибеков. – Но сегодня существует угроза дефицита не только энергии, но и воды".

"Есть определенные разногласия по этому вопросу с соседними странами, расположенными в низовьях реки Нарын, - подчеркивает премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов. - Сопредельные страны с 1992 года начали поставлять углеводородное сырье для ТЭЦ Кыргызстана в зимний период по рыночным ценам, при этом они не считают спускаемые воды из Токтогульского водохранилища энергетическим ресурсом. Мы хотим получать плату от соседних стран за регулирование стоков и накопление воды в Токтогулке".

Глава правительства Кыргызстана полагает, что вопрос об этом обязательно будет поднят на межгосударственной встрече в апреле. Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР, в свою очередь, всерьез рассчитывает на возможность заключения новых договоренностей как части антикризисной программы, которую готовит ведомство. Не исключено, что вопрос об этом будет вынесен на обсуждение президентов Нурсултана Назарбаева и Курманбека Бакиева в рамках инициативы о создании Центральноазиатского союза.

"Не стоит забывать и о том, что существует такое понятие, как "большая Центральная Азия", - заявил ранее ИА "24.kg" член-корреспондент Национальной академии наук Кулубек Боконбаев. - Свои претензии на воду могут предъявить Афганистан и приграничные районы Китая. Это может стать угрозой энергетического кризиса в регионе. Чтобы избежать этого, в идеале, следует совершить экономическое и политическое объединение центральноазиатских государств. Сделать это предложил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Другой модели я пока не вижу. Все должно держаться на уважении прав каждого государства, незыблемости его границ, соблюдении суверенитета и справедливой взаимопомощи".

Кулубек Боконбаев полагает, что необходимо договорится о том, чтобы Казахстан и Узбекистан принимали участие в поддержании работоспособности гидротехнических сооружений в Кыргызстане и Таджикистане. "Я говорю о расчистке дна водохранилищ, ремонте плотин, работой которых, по сути, пользуются оба государства, лежащие ниже по течению", - поясняет ученый.

Альтернатива слива

Оппозиция, соглашаясь в подобном вопросе с властями, предлагает свои решения проблемы. По мнению одного из ее лидеров, члена Общественного парламента Темира Сариева, правительство Кыргызстана должно в обязательном порядке изменить энергетическую политику и отношение к гидроресурсам страны. Он убежден, что республика должна настоять на заключении долгосрочных соглашений с сопредельными республиками по пропуску воды и определить конкретные объемы отпускаемых воды и электричества.

Экс-секретарь Совета безопасности Кыргызстана Мирослав Ниязов, примкнувший к оппозиции, предлагает вернуться к идее гидроэнергетического альянса с Таджикистаном. По его словам, сотрудничество обеих республик в этой сфере могло бы послужить инструментом политического давления на другие страны региона. Пока же, как он считает, обе республики, располагая 90 процентами воды в Центральной Азии, находятся в более униженном положении, чем те, кто пользуется стоками.

Официальный Бишкек вместе с тем рассматривает еще один альтернативный путь, который позволил бы ему решить проблемы в гидроэнергетике в том случае, если не удастся договориться с соседями. Всемирный банк обсуждает с правительством Кыргызстана вопросы поставки электроэнергии в Южную Азию. ВБ уже оказывает помощь в проведении технического аудита энергетических компаний. Предполагается, что при помощи международных доноров Кыргызстан создаст на своей территории несколько новых электростанций и протянет ЛЭП, которая позволит осуществлять экспорт киловатт в дальнее зарубежье.

Поставки электроэнергии в Южную Азию предполагают осуществлять в рамках специально созданного консорциума, куда вошли Афганистан, Кыргызстан, Пакистан и Таджикистан. Межправительственный совет, созданный четырьмя республиками, также планирует провести свое заседание в апреле 2008 года - в Исламабаде.

Однако, как полагают эксперты, подобные проекты следует осуществлять с учетом интересов сопредельных стран. Об этой необходимости говорят и партнеры Кыргызстана из дальнего зарубежья. "Развитие гидроэнергетики в Кыргызстане должно отвечать интересам всех республик Центральной Азии, - отметил ранее по этому поводу Посол ФРГ в Кыргызстане Клаус Гревлих, активно выступающий за новый формат гидроэнергетического сотрудничества в регионе. - Сопредельные государства нуждаются как в воде, так и в электричестве, которое могут вырабатывать ГЭС в Кыргызстане. Задача страны – использовать эту возможность в национальных интересах, но при этом не забывать о миротворческой миссии подобного проекта".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ