Полтавское сражение-2: кино как поле битвы за украину
300 лет спустя мы снова в
осаде. Пора остановить смысловую агрессию и перейти в контратаку
05.04.2008,
http://rpmonitor.ru
Максим Калашников
БЕСПОЛЕЗНОСТЬ
БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Официальные власти Украины намерены превратить 300-летие
Полтавской баталии 1709 года в праздник русофобии и «европейского выбора»
Мазепы. На священном для русской памяти поле Ющенко намерен поставить памятники
Мазепе и Карлу ХII.
Истерия вокруг голодомора 1933-го, политическая
канонизация Шухевича, и вот теперь – оскорбление памяти павших в битве под
Полтавой. Таковы этапы формирования нового националистического мифа, что должен
разрушить единство славянских православных народов, загнать Украину в НАТО.
Как противостоять это смысловой агрессии?
Очевидно одно: то, что пытается делать в ответ
официальная Москва, обречено на провал. Протестовать по линии МИДа, разражаться
гневными речами общественных деятелей и историков, поднимать волну
интернет-публикаций – все это впустую тратить время, нервы и деньги. Все равно
дискуссия сведется к дискуссии по принципу «Дураки! – От дураков и слышим!» На
каждый аргумент из РФ будет выдвинуто три контраргумента. Попытка вывести на
поле прошлой битвы демонстрацию протеста немногим эффективнее.
И все, в общем, понятно. «Национально свидомым» бонзам в
нынешнем Киеве до зарезу необходимо разобщить русских и украинцев. Нужно отвлечь
внимание масс от плачевного состояния государства и экономики. Создать
мираж-«обманку», чтобы повлечь за собою обманутых. Они пытаются вырастить
поколения молодых граждан Украины, которые считали бы себя особым европейским
народом, не имеющим никакого отношения к «азиатам» – русским.
Такие «мутанты» должны смотреть на Москву как на
олицетворение всего темного, страшного, варварского. На это во всю мощь работает
националистическая теле- и газетно-журнальная пропаганда, школьные программы
современной Украины, ее поп-культура. Москва не в силах повлиять ни на
содержание учебников истории, ни на прессу.
Поэтому очевидно одно: нужна перемена стратегии в борьбе
смыслов. Нам нельзя терять Украину, нельзя допустить разрушения «поля общих
праздников», общей психологии. Но как это сделать?
НЕИСПОЛЬЗОВАННОЕ ОРУЖИЕ
Натиску «нацсвидомых» мы можем противопоставить
мощнейшее оружие: кинематограф. Причем такой, что и в самой РФ дух народа
поднимет, и поможет борьбе за Украину. Тем паче, что нынешнее украинское кино, к
которому никого, кроме «национально свидомых», не подпускают, крайне убого.
Великий Довженко, доживи он до наших дней, посмотрел бы на это, мягко говоря, с
большим удивлением. Кинематография на Украине фактически уничтожена нищетой. Она
не смогла породить ярких образов националистов, не сумела сделать святым
изменника Мазепу. В программах ТВ на Украине после вездесущей голливудской
продукции лидируют фильмы и сериалы СССР/РФ. В этом можно убедиться, просмотрев
украинские газеты с программами телепередач.
Кино сегодня – штука помощнее прессы и школьных
учебников. DVD-проигрыватели и компьютеры есть практически в каждом доме. Яркие
художественные фильмы из РФ с захватывающими сюжетами, громящие навязанные
украинцам русофобские мифы и умело пропагандирующие единство двух народов – вот
что нужно сегодня. Фильмы подчас с полуфантастическим сюжетом, с элементами
мистики. И пусть их запрещают официально: это только разрекламирует их, заставит
миллионы граждан Украины купить лазерные диски с «запретными лентами».
К сожалению, таких фильмов пока нет: режиссеры РФ
занимаются совершенно другим, социального заказа на подобные ленты не
просматривается. К 300-летию великой победы русского оружия под Полтавой не
снято отечественной картины. Слава Богу, при Сталине успели создать классические
киноэпопеи о Кутузове, Суворове, Ушакове, Петре Первом, Нахимове. Потом
Бондарчук-старший смог увековечить Бородинскую битву. В позднем СССР создали
череду лент, посвященных петровской эпохе, возвеличили битвы под Сталинградом и
Курском. А вот сегодня, если что и делается в историческом кино – так либо
«постмодернистские» поделки вроде «1612-го», либо лубок с сомнительный
подтекстом, как «Сибирский цирюльник». Нет фильма к юбилею Полтавы – вот вам и
свобода действий для натовской швали на Украине.
И все же, попробуем смоделировать русский возможный
ответ в «войне смыслов».
ТВОРЧЕСКИ, ЯРКО, АГРЕССИВНО!
Итак, в случае с Полтавой и образом Мазепы это может
быть исторически-полуфантастическая картина. В Полтаву трехсотлетней давности из
сегодняшнего дня переносятся герои – наши современники. Они видят реалии того
времени: бесчинства шведской солдатни на Украине. Предателя Мазепу, что
раболепствует перед Карлом и думает о создании шведского доминиона, где
украинский народ будет всего лишь «хлопами» для продажной феодальной верхушки,
этакой новой шляхты. Не секрет, что таковая очень хотела воспроизвести у себя
Польшу с ее ясновельможным панством. Мы показываем, что за Мазепой на самом деле
пошла лишь кучка авантюристов, а основная масса украинцев предпочла славянское
православное единство.
Мы противопоставляем образу Мазепы другой, почти забытый
образ – генерала Келина, организатора обороны Полтавы. В реальной истории Келин
смог поднять на защиту четыре тысячи солдат и столько же – вооруженных горожан,
украинцев. Они отбили в несколько штурмов города, посрамив Карла, лучшего
полководца Европы тех времен. Именно сюда вплетается фантастический сюжет с
путешественниками во времени. А на фоне его проходят и другие события войны: на
берегах Финского залива, в Москве, в Архангельске. Восстанавливается смысловое
единство Русской земли, где и Петербург, и Москва, и поморские земли, и Полтава
– в одной стране. Наконец, в финале картины изображается сама битва под
Полтавой, в версии Александра Пушкина. Батальные сцены снимаются с
бондарчуковским размахом и реалистичностью. Талантливые, не имеющие себе равных
в мире актеры русской школы создают как сверхпривлекательные, так и невероятно
отталкивающие образы действующих лиц.
Итак, картина выходит на экраны, попадает в лазерных
дисках на Украину. В Киеве могут визжать, топать ногами, опровергать нашу
трактовку истории, сто раз запрещать ленту – уже ничего не поправишь. Фильм
посмотрят миллионы зрителей. И противопоставить этому кинооружию окажется
нечего.
А дальше – мы наращиваем смысловые удары. Развиваем и
закрепляем успех. Снимаем фильмы о борьбе чекистов и армейцев со звероподобными,
спятившими на ненависти к православию бандеровцами в 1949–1956 годах. Впрочем,
начало уже положено – «Ликвидацией» Урсуляка. Но нужно продолжать дело. Нужны
фильмы, пропагандирующие совместную борьбу русских и украинцев с нацистскими
выродками, поменявшими маскхалаты дивизии «СС-Галичина» на униформу УПА. А
может, необходим и фантастический фильм о грядущем воссоединении наших народов,
разделенных катастрофическим 1991 годом. Лазерные диски и Интернет разнесут эти
ленты повсеместно. Они поднимут дух народа и в самой РФ.
Тем самым мы перехватываем инициативу в войне за смыслы,
в борьбе за души, в схватке за историю. Мы должны понимать, что правда – на
нашей стороне, но сегодня людей интересует не подлинная история, построенная на
документах и фактах, а яркие образы, понятные простому обывателю. Поле битвы –
не архивы, а киноэкран. Так работали и США, и СССР. Так работают французы,
немцы, израильтяне, китайцы. Так надо работать и нам сегодня.
А вдобавок к кинематографическому «оружию» можно
применить и творческо-пропагандистский подход – «роевой борьбы». С включением
коллективного разума и проектного метода.
РОЕВАЯ КРЕАТИВНАЯ БОРЬБА ПО МАТВЕЙЧЕВУ
Лучше всего суть подхода описал философ и политолог Олег
Матвейчев в книге «Суверенитет духа». Обрисовывая причины неуспехов Кремля в
борьбе за Украину, Аджарию и т.д., он утверждает, что нужно уходить от
бюрократически-централизованных методов и ставить на технологии сетевой, роевой
работы.
«…Как осуществлялось руководство в штабах, организация
которых была самой современной и самой эффективной (победной) из тех более 200
кампаний, в которых я участвовал?Организовывался штаб, политбюро, своего рода
приемная комиссия.
Она объявляла тендер для экспертов на аналитику
кампании, на ее стратегию, на постановку основных целей. Оплачивала им их
работу. Заслушивал различные мнения.
После того, как общие цели становились очевидны, она
созывала команды пиарщиков и консультантов, полевиков, шоуменов, рекламистов и
проч. И объявляла тендер на проекты, которые ведут к таким-то и таким-то целям.
Зачем Политбюро, то есть нескольким человекам, все выдумывать самим, а потом
заставлять “тупых исполнителей” делать нечто им неродное, за что у них не болит
душа? Политбюро все равно не заменит мозгов огромного числа специалистов.
Далее команды приносили огромное количество
проектов.
Комиссия (штаб) отбраковывала только самую
незначительную маразматическую часть. Все шло в дело: раз кто-то считает, что
нечто сработает, то значит, есть категория людей, на которых это действительно
подействует.
Лучшие проекты финансировались «по полной». Средние –
наполовину. Худшие – по минимальной ставке. Но никому не отказывали. Так на
кандидата начинало пахать несметное количество людей. Это те тучи саранчи,
которые съедают соперника.
Все финансирование делилось на два транша. Один вначале
– на запуск. Второй в средине. Если результаты не впечатляли, людей переводили
на другие проекты.
Штаб (политбюро) всю кампанию ничем не руководил, никуда
не звонил, не нервничал, не давал никому нагоняи. Он только наблюдал, как стая
команд разделывается с соперником и рвет его на куски. А также, естественно, со
всех сторон, разными небольшими силами организует мощную общественную волну
вокруг своего кандидата.Там, где менеджмент осуществлялся подобным образом, были
не просто победы, были электоральные чудеса, то есть – победы заведомо
непроходных кандидатов против тех, кто считался незыблемым.
Да, конечно, можно побеждать и действуя не проектным, а
пирамидально-функциональным, бюрократическим способом. Но только против того,
кто тоже действует пирамидально-функционально.
…Меня, как политолога спрашивают: почему сдали Абашидзе?
Они там, наверху, что – все предатели? Их всех купили? Нет, все хуже. Они
некомпетентны. Они не умеют побеждать. Не по Сеньке шапка. Логика
“предательства” – это логика ставки одного “Большого Человека” на другого
“Большого Человека”. Только тут работают категории “доверия и недоверия”.
“Современному менеджеру” не нужны заплесневелые
банно-водочные: “Ты меня уважаешь? Ты меня не предашь?”, “Современный менеджер”,
(если бы хоть один был такой в Кремле!!!) давно бы объявил тендер среди трехсот
команд пиарщиков на следующие проекты:
1. Уничтожение идеологической, информационной и
культурной базы сепаратизма и терроризма в Чечне. Общая сумма – 100 млн.
долларов (копейки в сравнении с тем, что туда сейчас идет по-глупому).
Максимальный вес проекта– 50 тысяч. И ему бы написали 10000 таких проектов,
из которых 2 тысячи проектов можно было бы запустить и за год там все
перевернуть.
2. Защита прав русскоязычных в странах Балтии.
Общая сумма – 10 млн. долларов. Вес одиночного проекта – 20 тысяч
долларов. И сотня пиар-фирм и фондов кинулась бы писать эти проекты, а потом 500
каких-то правозащитных фондов, газет, комитетов граждан и проч. пили бы
ежедневно кровь из балтийского руководства!
3. Разжигание русофильских настроений в Грузии
(Украине, Молдавии и во всех других странах бывшего СССР). Общая сумма –
50 млн. долларов (на каждую страну). Максимальный вес проекта –
25 тысяч. И начали бы выходить книги, печататься газеты, работать фонды и
комитеты, разноситься листовки, забрасываться камнями местные националисты.
…Наше правительство в бюрократическом угаре не понимает,
что главную силу всех правительств представляют НЕ-правительственные организации
(non-goverment organizations). Да, нашим бюрократам они доставляют хлопоты. Да,
они надоедливы. Ну, так зачем их душить, раз они так эффективно умеют надоедать
и пить кровь (и это проверенно на собственной шкуре) – напустите их на
врагов!»
То есть, в борьбе за Украину необходимо применить тот же
роевой, сетевой подход. Однако это возможно лишь при одном условии: чтобы в
нынешней Москве украинские земли считали частью Русского мира, не признавая
капитуляции 1991 года. В противном случае не будет ни воли к борьбе, ни должной
изобретательности.
Наконец, всякий пропагандистский подход имеет свои
пределы. Необходимо делать следующий прорыв: реально построить в РФ жизнь
качественно лучшую, чем сейчас, сделать ее привлекательной страной. Развернуть
(как одно из направлений инновационной революции) программы строительства
действительно доступного жилья, тысячи новых прекрасных городов, свободных от
преступности и коррупции, городов-средоточий творчества и высоких технологий.
Реально, а не виртуально, создать в РФ очаги ускоренного развития.
Увы, пока жизнь в РФ по качеству не превосходит
украинскую, хотя и более денежна в сравнении с Украиной. А теперь пора делать
инновационный рывок…
Да, сегодня мы проигрываем «вторую Полтавскую баталию» –
информационно-пропагандистскую. Наши противники наступают, мы в осаде. Но
завтра, применив творческий подход, мы можем перейти в наступление и взять
реванш, положив начало освобождению братского народа.
|