В Виннице отметили 125-летие со дня рождения Ивана Ильина
РДУ,
05.07.08
«Родина священна: ею надо жить, за неё стоит бороться и
умереть» (Иван Ильин). По этим девизом Русско-украинcкий
культурно-просветительский центр «Соотечественники» в Винницкой области,
Винницкая центральная городская библиотека им. И.Бевза при поддержке Посольства
Российской Федерации в Украине провели в Виннице ряд мероприятий
посвященных125-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина (28.03 1883 –
21.12. 1954)
28 июня в читальном зале Винницкой центральной городской
библиотеки им. И. Бевза состоялись юбилейные чтения «Провозвестник грядущей
России», посвященные 125-летию со дня рождения Ивана Ильина.
А 3 июля прошло третье заседание круглого стола «Три
Ивана русского Возрождения» (Иван Ильин, Иван Бунин, Иван Шмелёв). Вел круглый
стол директор РУКПЦ «Соотечественники» О.П.Кадочников, а с основными докладами
выступили: Иван Ильин – А.С.Чернышова (ст.преподаватель ВГПУ), Иван Бунин – И.И.
Шолохов (журналист), Иван Шмелёв – Л.А.Кадочникова (ст.преподаватель ВНТУ).
В чтениях, работе круглого стола, а также
литературно-культурной программе принимали участие: В.М.Синицын, канд.
искусствоведения, доцент ВГПУ, И.И.Илюхин, редактор газеты «Винницкий регион»,
А.А. Пономарёв, религиовед (Киев), О.И.Петров, историк, ст. преподаватель ВЭУ,
С.А.Кот, канд. филол. наук, преподаватель ВНТУ, С.В. Корницын, член Совета РУКПЦ
«Соотечественники», И.П. Сиянов, художник, Н.Г.Жариков, член Совета РУКПЦ
«Соотечественники», авторы литературных объединений г.Винницы Л.Качуровская,
Л.Любчик, В.Яковлев, Н.Иванова, Л.Борозенцев, С.Негода, студенты вузов, читатели
и сотрудники библиотеки.
Ценной работой Ильина является его исследование «О
сопротивлении злу силой». Ильин говорит, что Толстой называет всякое обращение к
силе в борьбе со злом «насилием» и рассматривает его как попытку «кощунственно»
узурпировать божью волю путем вмешательства во внутреннюю жизнь другого лица,
которая находится в руках бога. Ильин полагает, что учение Толстого содержит
следующую нелепость «Когда какой-нибудь негодяй наносит оскорбление честному
человеку или развращает ребенка — это, очевидно, совершается по божьей воле; но
когда честный человек пытается помешать негодяю — это происходит не по воле
Бога. Ильин начинает конструктивную часть своей книги указанием на то, что не
всякое применение силы должно считаться «насилием», так как это оскорбительный
термин, заранее предрешающий исход спора. «Насилием» нужно называть только
произвольное, безрассудное принуждение, исходящее от злой воли или направленное
ко злу. В целях предупреждения непоправимых последствий грубой ошибки или дурной
страсти человек, стремящийся к добру, должен сначала искать психические и
духовные средства для преодоления зла добром. Но если он не имеет в своем
распоряжении таких средств, то обязан использовать психическое или физическое
принуждение или предупреждение.
«Справедливо столкнуть от края пропасти рассеянного
путника; вырвать флакон с ядом из рук раздраженного самоубийцы; в нужный момент
ударить по руке политического убийцу, целящегося в свою жертву; вовремя сбить с
ног поджигателя; выгнать из церкви бесстыдных осквернителей святынь; произвести
вооруженное нападение на толпу солдат, насилующих ребенка». «Сопротивление злу
силой и мечом позволительно не тогда, когда оно возможно, но когда оно
необходимо, потому что нет других средств». В этом случае не только правом, но и
обязанностью человека является его вступление на этот путь, даже если это может
повести к смерти преступника.
Означает ли это, что цель оправдывает средство? Конечно,
нет. Зло физического принуждения или предупреждения не превращается в добро
оттого, что оно употреблено как единственное средство, имеющееся в нашем
распоряжении, для достижения хорошей цели. В таких случаях, говорит Ильин, путь
силы и меча «как обязателен, так и справедлив.
«Только лучшие из людей могут проводить в жизнь эту
несправедливость, не заражаясь ею, могут находить и соблюдать должные пределы в
ней, могут помнить, что она дурна и опасна в духовном отношении и отыскивать
личные и общественные противоядия против нес. Как счастливы по сравнению с
правителями государства монахи, ученые, артисты и мыслители: им дано делать
чистую работу чистыми руками».
«Если бы принцип государственного принуждения и
предупреждения нашел свое выражение в образе воина, а принцип религиозного
очищения, молитвы и праведности — в образе монаха, решение проблемы состояло бы
в признании их необходимости друг другу». Возможность положений, которые
неизбежно ведут к противоречию между благой целью и несовершенными средствами,
является моральной трагедией человека. Так ставят вопрос Ильин и другие
мыслители, разделяющие его точку зрения.
|