Интеграция - это естественный выход
Айгуль Омарова
В свете последних заявлений Дмитрия Медведева и
Владимира Путина, а также Нурсултана Назарбаева нетрудно понять: Россия не
собирается никому уступать завоеванные на постсоветском пространстве позиции. В
силу этого предполагаются некие шаги, которые вдохнут жизнь в затухающий
организм под названием СНГ. На это указывает и новая публикация в газете
«Известия» видного российского политолога Вячеслава Никонова. Вот что он
пишет: «Есть немало предпосылок, чтобы СНГ превращалось во все более
перспективную и притягательную организацию. Западный мир переживает очевидную
рецессию и все меньше способен предложить канат экономической помощи или рецепты
быстрого развития...Ослабление политического влияния России в странах СНГ, как
прекрасно поняли местные элиты, автоматически означает усиление там влияния
кого-то еще. А этот кто-то - в отличие от России, имеющей дело с существующими
властями, - может организовать свержение этих властей по технологии "цветных"
революций. СНГ и Россия выступают как силы статус-кво в регионе, что выгодно
отличает их в глазах местных правительств». http://www.ia-centr.ru
http://www.izvestia.ru/comment/article3117312
Каковы перспективы СНГ и что стоит за новой позицией
России по отношению к своим соседям? На эти вопросы отвечает доктор политических
наук Константин Сыроежкин.
- Константин Львович, в последнее время резко усилились
разговоры о необходимости интеграции на постсоветском пространстве. Вариации на
эту тему предлагаются практически всеми: журналистами, политологами и ...
президентами. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен новый виток интеграционной
активности?
- Разговоры о необходимости интеграции на постсоветском
пространстве имели место всегда, и сегодняшний период ничем не отличается от
предыдущего. Во всяком случае, в плане «вала» материалов по данной проблематике.
«Активность» объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, в России (а
именно Москва и Астана диктуют «моду» в данном вопросе) сменилось руководство,
соответственно - возникли ожидания по поводу дальнейших шагов России на
постсоветском пространстве. Во-вторых, имеет место мировой финансовый и
продовольственный кризис, и в рамках СНГ необходимо искать ответы на эти вызовы.
В-третьих, уже достаточно давно есть понимание того, что с нашими товарами
(исключая минеральное сырье, зерно и хлопок) на мировом рынке мы никому не
нужны, да и вряд ли выдержим конкуренцию, а это означает необходимость
формирования внутреннего рынка на постсоветском пространстве, работающего по
единым правилам. И главная на сегодняшний день задача - разработать правила,
устраивающие всех.
- В казахстанских СМИ мало было аналитики, связанной с
визитом Дмитрия Медведева в Астану. Между тем, российские журналисты уделяют
этому событию большое внимание, отмечая, что первый официальный визит нового
президента знаменует собой и новый поворот в отношениях с бывшими «братскими
республиками». Что Вы скажете об этом?
- С позиций дипломатического протокола это, безусловно,
знаковое событие - Казахстан стал первым государством Содружества, которое
посетил новый президент России. Но, во-первых, в этом нет ничего странного,
учитывая сложившийся между Казахстаном и Россией уровень отношений и тот
комплекс проблем, которыми эти отношения обременены. Безусловно, некорректно
расставлять приоритеты за Россию, но, как мне представляется, на сегодняшний
день, исключая Белоруссию, Казахстан, пожалуй, самый доверенный ее партнер на
постсоветском пространстве, и Россия хотела бы сохранить достигнутый уровень
отношений. Во-вторых, прямо или косвенно, но Казахстан связан с проектами,
которые либо способствуют усилению позиций России в ЦАР, либо ослабляют их, а,
следовательно, от занимаемой им позиции зависит очень много. В-третьих, сегодня
активизирована борьба за направления транспортировки углеводородов Центральной
Азии и направления транзита через ее территорию, и позиция Казахстана по данным
вопросам имеет значение для России. В-четвертых, мы наблюдаем активность США и
НАТО по «освоению» постсоветского пространства, в том числе и в плане их участия
в модернизации и создании военной инфраструктуры. Россию этот вопрос не может не
беспокоить, поскольку он напрямую связан с проблемами национальной безопасности.
Наконец, несмотря на позитивную динамику российско-казахстанских отношений, в
этих отношениях существует ряд проблем, которые требуют безотлагательного
решения.
Визит Д. Медведева в Казахстан и Китай, как
предшествующие ему встречи с лидерами Запада, по-видимому, преследовал двуединую
цель - во-первых, донести своим стратегическим партнерам в мире и в
Центрально-Азиатском регионе позицию России по волнующим ее вопросам как в
контексте глобальных и региональных проблем, так и в контексте проблем
двусторонних отношений; во-вторых, проговорить проблемное поле двусторонних
отношений, а также выслушать видение решения этих проблем Н. Назарбаевым и Ху
Цзиньтао. Другими словами, «перебросить им мяч», дав возможность оценить
адекватность российским национальным интересам проводимой ими политики.
В каком-то смысле, этот визит можно рассматривать и как
своеобразный намек Западу о том, что менять свою внешнеполитическую концепцию
Россия не намерена. А если Запад не хочет этого учитывать, она будет искать
ассиметричный ответ (консолидированный или самостоятельный) тем его действиям,
которые напрямую затрагивают национальные интересы России.
- Продолжая эту тему, не могу не спросить Вас и о
следующем. Всем известно, какие теплые дружеские отношения сложились у
Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным. Президент Казахстана даже предлагал
своему молодому коллеге не уходить и баллотироваться на третий срок. Сложатся ли
такие отношения у нашего лидера с преемником Путина - Дмитрием Медведевым?
Кстати говоря, российский президент приедет на празднования Дня столицы и день
рождения Нурсултана Назарбаева. Два визита за один месяц - это о чем-то
свидетельствует?
- Я думаю, что да. Дмитрий Медведев умеет слушать и
готов прислушиваться к «старшим товарищам». Во всяком случае, об этом
свидетельствует тон переговоров в Астане и Пекине. Другой вопрос, что, в отличие
от Владимира Путина, он не склонен к неожиданным и скорым выводам, его позиция
базируется на анализе всего комплекса информации и собственных убеждениях.
Безусловно, эта позиция будет учитывать наработки Владимира Путина, национальные
интересы России и интересы крупного российского бизнеса, и всем
внешнеполитическим партнерам это просто необходимо иметь в виду. Сделанные
Дмитрием Медведевым внешнеполитические заявления свидетельствуют о том, что он
готов выслушать своих коллег-президентов, но поступаться интересами России он не
намерен. С моей точки зрения, нормальная логика для любого главы государства.
- Не так давно новый генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир
Мансуров подчеркнул, что Таможенный союз в рамках России, Белоруссии и
Казахстана будет создан уже в 2010 году. Но у наших стран немало различий и
экономической ситуации, и в законодательстве. Удастся ли это преодолеть?
- В рамках России, Белоруссии и Казахстана практически
уже согласованы все вопросы, поэтому создание Таможенного союза между этими
тремя государствами вполне реальная и не столь отдаленная перспектива. Была бы
на то политическая воля и понимание того, что любая интеграция требует
ограничения собственного суверенитета, особенно в условиях, когда она происходит
между, мягко говоря, государствами, обладающими разным экономическим «весом».
- Большинство аналитиков сегодня говорят о том, что
интеграция на постсоветском пространстве неизбежна в силу того, что рынки Запада
для нас закрыты. Так ли это?
- Об этом я говорил выше. Это - одна из причин
активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Однако по
ряду товарных позиций мы не в конкуренции, а если сумеем создать единый рынок
внутри (например, единый рынок газа, нефти, зерна и т.д.), то получим еще
большие дивиденды. Как известно, артелью и батьку бить легче.
- Если будет новое межгосударственное объединение, то в
какой форме оно может быть? Какое место в нем займет Казахстан? Будет ли это
союз инновационный, преследующий прежде всего обмен новыми технологиями,
ресурсами или что-то другое? Или все так и останется на бумаге, ведь за
последние годы каких только интеграционных инициатив не выдвигалось?
Большинство из них так и остались на бумаге...
- О конкретной конфигурации будущего объединения сегодня
говорить проблематично. Для начала нужно сформировать единые правила игры, то
есть - Таможенный союз, активно поработать в его рамках в течение нескольких
лет, понять возникающую проблематику (а без этого не бывает), а затем - сделать
выводы и двигаться дальше. Это как раз тот самый случай, когда лучше семь раз
отмерить, а то как бы не пришлось вновь заняться перекройкой «Тришкиного
кафтана».
- Буквально на днях и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин
заявили о поддержке русскоязычных СМИ за рубежом. Понятно, что это отразится и
на нас. Что стоит за этими заявлениями, и почему именно сейчас встал вопрос о
поддержке русскоязычных изданий? Можем ли мы говорить о том, что русский язык
надо рассматривать, как один из способов интеграции?
- Трудно сказать, что стоит за такого рода заявлениями и
насколько они осуществимы на практике. Единственная легальная форма поддержки -
размещение в них рекламы российских предприятий, но это не требует разработки
особой политики, а диктуется интересами самих компаний.
Что касается русского языка, то это, безусловно, один из
факторов, облегчающих процесс интеграции, но отнюдь не главный.
P.S. Президент фонда «Политика» и с недавних пор
руководитель проекта «Русский мир» Вячеслав Никонов считает, что «Содружество -
это еще и удобный формат для общения между странами, которые без СНГ - в силу
натянутости отношений - могли бы годами отказываться от разговора друг с другом.
Это - гибкая организация, способная адаптироваться к веяниям времени и скорее
набирающая вес, нежели его теряющая». Исходя из этого, по его мнению, «СНГ еще
ой как поживет». Насколько оправдаются его прогнозы, и сумеет ли Россия удержать
завоеванный плацдарм, зависит только от тех конкретных шагов, которые она будет
предпринимать в Казахстане и других странах Содружества. Что же касается нашей
страны, то всем известно, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда
выступал за самую тесную интеграцию республик СНГ. Похоже, что сейчас Россия
услышала его призыв.
|