БЕЛОРУССИЯ
хроника
7 июля. Россия и Белоруссия
согласовали совместный баланс производства и поставок молока и мяса на ближайшие
пять лет. По словам министра сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев
соответствующие соглашения подписаны на уровне министерств и утверждены
правительством Союзного государства. Контролировать исполнение
договоренностей будут правительства каждой из сторон.
7 июля. Посол Венесуэлы в
Белоруссии Америко Диас Нуньес после открытия в Минске мемориального знака
национального героя Латинской Америки Симона Боливара заявил, что «визит
президента Венесуэлы Уго Чавеса в Белоруссию ожидается, однако
окончательного решения по этому вопросу еще не принято. Ожидается, что в
ходе визита Уго Чавеса будет обсуждаться возможность допуска белорусских
предприятий к добыче газа в Венесуэле.
8 июля. Государственный
концерн «Белнефтехим» ограничил отпуск дизельного топлива на АЗС. Мотивируя это
решение, руководство концерна сообщило, что в последние три месяца
потребление дизтоплива в Белоруссии выросло на 45%.
«С одной стороны, это было вызвано началом массовых
полевых работ в республике, с другой - его вывозом за пределы Белоруссии
большегрузным автотранспортом».
По словам представителей «Белнефтехима» ограничения
будут сняты после того когда цены на данным вид топлива внутри Белоруссии и в
сопредельных государствах выровняются.
8 июля. В Минске находилась
делегация Европейского Союза во главе с Хельгой Шмидт, которая провела встречи в
Администрации президента Белоруссии, в МИДе, Центральной избирательной комиссии
с представителями прозападной оппозиции.
На встрече с оппозиционерами Хельга Шмидт заявила, что
«намерена поднимать вопрос о регистрации кандидатов от Объединенных
демократических сил, о включении представителей оппозиции в состав избирательных
комиссий, о необходимости прекращения репрессий в отношении оппонентов власти, а
также об условиях для проведения полноценной избирательной кампании всеми ее
участниками. Мы не имеем иллюзий, но мы хотели бы видеть перемены».
8 июля. Митрополит
Минско-Могилевский архиепископ римско-католической церкви Тадеуш Кондрусевич
опроверг появившиеся в белорусской печати сообщения о том, что папа римский
Бенедикт XVI принял приглашение Александра Лукашенко посетить Белоруссию.
Пресс-служба Конференции католических епископов в
Белоруссии привела по этому поводу высказывание Кондрусевича: «После церемонии
возложения на мои плечи палия митрополита в базилике святого Петра в Риме 29
июня 2008 года папа сказал, что кардинал Тарчизио Бертоне вернулся из Белоруссии
очень воодушевленный. На это я ответил: «Теперь ожидаем Вас, Ваша Святость».
Папа ответил: «Если Бог позволит». Таким образом, я не могу подтвердить
сообщение печати о том, что папа принял приглашение. Это не более, чем
свободное толкование со стороны СМИ. Хотя, конечно, не буду
скрывать, что мы ждем папу».
8 июля. Александр Лукашенко
освободил от занимаемых должностей государственного секретаря Совета
Безопасности РБ Виктора Шеймана и главу Администрации президента РБ
Геннадия Невыгласа «в связи с переводом на другую работу». Поводом для отставок
послужил взрыв бомбы, произошедший в ночь с 3 на 4 июля в центре Минска у стелы
«Минск - город- герой» во время праздничного концерта по случаю Дня
независимости Республики Беларусь (Дня Республики). В результате
террористического акта пострадало более 50 человек.
9 июля. Первый
вице-президент российской ЗАО «Атомстройэкспорт» Александр Глухов заявил,
что его компания принимает предложение принять участие в конкурсе по
строительству АЭС в Белоруссии. Письма с приглашением принять участие в
конкурсе были направлены в мае также американо-японскому концерну Westinghouse и
французской компании Areva, от которых ответы пока не поступали.
9 июля. Госсекретарь США
Кондолиза Райс , выступая по радио «Свобода» заявила что не планирует закрытие
американского посольства в Белоруссии и что США намерены и в дальнейшем
поддерживать прозападную оппозицию.
«Я считаю, что американский флаг, который продолжает
развеваться в Минске, есть важный сигнал, что США будут продолжать поддерживать
тех, кто борется за свободу».
9 июля. Находившейся в
Минске заместитель председателя Комитета по правам человека и гуманитарной
помощи германского Бундестага Хольгер Хайбах заявил, что при оценке
парламентских выборов в Белоруссии евроучреждения будут уделять внимание в
первую очередь ходу всей предвыборной кампании, а не только голосованию в день
выборов. Он отметил, что Евросоюз не будет удовлетворен, если в парламенте
окажется всего несколько депутатов от оппозиции.
Глава немецкой парламентской делегации также подчеркнул,
что белорусские парламентские выборы могут стать «базой для диалога», но только
в случае, если они действительно будут свободными, а их результаты полностью
прозрачными.
9 июля. В Минске по
подозрению в причастности к взрыву в ночь на 4 июля на праздничном концерте были
задержаны несколько активистов незарегистрированной экстремистской оппозиционной
группировки «Белый легион».
10 июля. Близкий к нынешним
идеологам белорусской власти политолог, директор Центра по проблемам европейской
интеграции (Минск) Юрий Шевцов считает, что отстранение от должности
государственного секретаря Совета безопасности РБ Виктора Шеймана является
очередным шагом со стороны Александра Лукашенко на пути примирения с
Западом.
10 июля. Выступая на
совещании по вопросам проведения парламентских выборов, Александр
Лукашенко заявил о необходимости обеспечения всем кандидатам в депутаты
необходимого доступа к средствам массовой информации.
«Всем кандидатам необходимо обеспечить равный доступ к
СМИ, чтобы нас потом не упрекали, что мы одним создали благоприятные условия, а
другим - неблагоприятные. Так называемые оппозиционеры сегодня ждут, чтобы
власть их где-то начала прессовать, потому что сами они не пройдут».
Президент Белоруссии подчеркнул, что выборы должны
пройти строго в соответствии с Конституцией РБ и действующим
законодательством.
10 июля. Посол Франции в
Белоруссии Мирей Мюссо заявила, что развитие дальнейших отношений с Евросоюзом
непосредственно зависит от характера проведения и итогов парламентских выборов в
республике.
«Избирательная кампания в Белоруссии станет основой для
принятия наших решений. Если все будет развиваться, как говорят белорусские
власти, которые многократно заявляли, что выборы будут прозрачными и открытыми,
если будут освобождены люди, находящиеся в тюрьме по необоснованным обвинениям,
в частности Александр Козулин, мы сможем перейти к новой динамике в
отношениях».
11 июля. Александр Лукашенко
подписал указ №378 о создании Департамента по ядерной энергетике Министерства
энергетики Белоруссии, который будет осуществлять формирование и
выполнение государственной политики в области ядерной энергетики.
11 июля. В Витебск для
участия в открытии Международного фестиваля искусств «Славянский базар в
Витебске» прибыл глава администрации президента Российской Федерации
Сергей Нарышкин в сопровождении заместителя министра иностранных дел России
Григория Карасина и руководителя Федерального агентства по культуре и
кинематографии РФ Михаила Швыдкого.
11 июля. Председатель
Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин заявил, что «проблема с
воровством и хищениями из бюджета Союзного государства, которая была еще
несколько лет назад, практически решена». При этом он отметил необходимость
совершенствования бюджетного законодательства Союзного государства.
По словам Степашина использование союзных
бюджетных средств крайне забюрократизировано и поэтому одной из главных проблем
в Союзном государстве до сих является недостаточное освоение бюджетных
денег.
11 июля. Председатель
Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) Анатолий Харлап
заявил, что у Белоруссии есть основания рассчитывать на смягчение позиции
Международной организации труда (МОТ) в отношении возврата республики в систему
преференций ЕС.
Он отметил, что в июне 2008 года белорусская делегация
принимала участие в 97-й сессии МОТ в Женеве. На заседании рассматривался отчет
Белоруссии о ходе выполнения рекомендаций административного совета МОТ по
соблюдению белорусской стороной конвенции № 87, известной как «соблюдение прав
профсоюзов».
По словам Харлапа, в итоговом докладе было отмечено, что
правительство, профсоюзы и работодатели Белоруссии сделали подробный анализ
ситуации «и есть продвижение в выполнении рекомендаций комиссии».
12 июля. Президиум
политсовета Объединенных демократических сил заявил о возможном отказе
оппозиционных партий от участия в парламентских выборах и обратился к ОБСЕ с
предложением «не присылать в Белоруссию миссии международного наблюдения, если
не будут незамедлительно освобождены все задержанные в течение последних трех
дней».Данный шаг лидеры ОДС объясняют не согласием с действиями белорусских
правоохранительных органов, которые в ходе расследования террористического акта
в ночь с 3 на 4 июля в Минске к настоящему времени задержали 14 активистов
оппозиционных партий и организаций.
12 июля. В Гродно с
однодневным визитом прибыл воевода Подлясский Мачей Живно. В ходе его встречи с
председателем Гродненского облисполкома Владимиром Савченко были обсуждены
перспективы сотрудничества Гродненского и Подлясского регионов.За январо-май
2008 года товарооборот Гродненской области с Польшей увеличился на 33,9
процентов и составил 117,8 млн. долларов. В области осуществляют
деятельность около 130 предприятий с польским капиталом. Польша занимает первое
место по объему привлекаемых инвестиций, за I квартал 2008 года от польских
инвесторов в экономику области поступило 6 млн. долларов, что составляет 28,4
процента к общему объему. С 1997 года Гродненская область наряду с Подлясским
воеводством входит в состав трансграничного союза «Еврорегион «Неман».
Деятельность в рамках Еврорегиона способствует развитию сотрудничества между
приграничными территориями в различных областях, в том числе образовании,
экологии, спорте и туризме.-
13 июля. Во Львовской
области на базе Международного центра миротворчества и безопасности начались
украинско-белорусские военные учения по отработке общих действий во время
проведения миротворческой операции в зоне условного конфликта.От Украины в
учениях принимает участие подразделение 80-го отдельного аэромобильного
полка 13-го армейского корпуса Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины во главе
с майором Игорем Рымарчуком. Вооруженные силы Республики Беларусь на обучении
представлены взводом миротворческой рты 120-й отдельной гвардейской
механизированной бригады во главе с подполковником Александром Дудалем.
13 июля. Глава Белоруссии
Александр Лукашенко поздравил президента Черногории Филипа Вуяновича с
национальным праздником – Днем государственности. «Уверен, что сообщество
наших славянских народов, существующие духовные и культурные связи всегда будут
надежным фундаментом для плодотворного сотрудничества между Белоруссией и
Черногорией», – отметил в поздравлении белорусский президент.
Интересные детали теракта
afn.by,
08.07.08
Не сегодня, так завтра правоохранительные органы
Беларуси будут вынуждены отказаться от версии хулиганства во время праздничного
концерта в Минске в ночь на 4 июля 2008 года. Такое мнение высказал(и) АФН
источник(и) в правоохранительных органах Беларуси, ссылаясь уже на известные
факты в ходе расследования инцидента, который собеседник иначе как теракт не
квалифицирует.
Сколько бы Александр Лукашенко ни повторял, что никакой
«чрезвычайщины нет», вопросы которые он задавал сегодня на совещании, лишь
подтверждают тот факт, что речь идет о самом настоящем теракте, целью которого
не являлись многочисленные жертвы.
«Вы (Шейман – госсекретарь Совета безопасности) ... не
один год, а десять лет организуете подобные мероприятия. Вы и Глава
Администрации (Невыглас): его – политическая сторона, Ваша - безопасность. Ни
черта не сделали!» - заявил А.Лукашенко. - «...Я реалист и понимаю: когда
полмиллиона людей толпится на ограниченном пространстве, это сделать очень
сложно. Но ведь случай произошел в тех местах, где, как мне докладывали,
милиция, КГБ ползали по-пластунски, которые были взяты под особую охрану. Как же
так произошло? Как же вы тогда охраняли?»
Но правильнее было спросить: «Что же произошло?».
Первое взрывное устройство – а всего их было три – было
найдено сотрудниками правоохранительных органов между 22-30 и 23-00, то есть
примерно на полтора часа до взрыва второго. Первая реакция – это муляж, однако
хватило благоразумия вызвать минеров (спецподразделение), которые, осмотрев
муляж, признали, что речь идет о самом настоящем взрывном устройстве.
Следует отметить, что минеры прибыли на место теракта за
полтора часа до взрыва, но найти второе и третье устройство им не удалось. Или
не искали. Потом был взрыв, на место которого и отправился Лукашенко. «Полез в
воронку», вернее добрался туда на бронированном джипе по специально
организованному в толпе коридору.
Джип надежно защищал Лукашенко, у которого были на то
политические мотивы, от возможного последующего взрыва, а воронка на то момент
являлась самым безопасным местом на праздничной площадке – сколько бы не было бы
в этом месте взрывных устройств, они бы все сработали в результате взрыва.
Третье устройство нашли уже после того, как Лукашенко
раздал указания по ликвидации последствий. Причем нашли опять же случайно, пнув
ногой пакет из-под сока, который оказался слишком тяжелым. Сработать третье
устройство должно было в 2 часа ночи.
Как сообщил источник, все три устройства были снабжены
таймером и изготовлены на профессиональном уровне. Тол был расплавлен и залит
вперемешку с гайками и подшипниками в пластиковые бутылки из-под пива и пакет
из-под сока, что резко снижало возможность их обнаружения. Человек, который их
изготавливал, хорошо понимал, что делает, что подтверждает «начинка» устройств.
В Интернете уже неоднократно высказывалось мнение, что если бы организатор
теракта преследовал цель – получить как можно больше жертв, то для начинки он
использовал бы обрезки гвоздей и саморезы.
Однако, как пояснил наш собеседник, использование такой
начинки возможно лишь при условии использования при изготовлении двухслойного
взрывного устройства, внутренняя часть которого заполняется толом (взрывным
веществом), а внешний слой (рубашка) – острыми предметами. Когда же гвозди и
саморезы перемешиваются с толом, в момент взрыва они просто разрушаются в
отличие от мелких шариков (подшипников) и гаек.
«Тот, кто изготавливал бомбы, хорошо об этом знал», -
сказал собеседник.
Он также сообщил, что сегодня уже достоверно известно,
что используемый в устройствах тол используется в современных боевых снарядах и
не является «находкой» черных копателей, извлекающих оружие времен второй
мировой войны.
По словам собеседника, около месяца назад КГБ Беларуси
задержало бывших сотрудников «Алмаза» (спецподразделение МВД), у которых также
был изъято взрывное вещество, применяемое в современных снарядах. Он сообщил,
что по этому поводу возбуждено уголовное дело, однако не стал увязывать бывших
алмазовцев с произошедшим терактом.
Но самое печальное, по мнению источника, заключается в
том, что сегодня ни КГБ, ни остальные правоохранительные органы не имеют
понятия, в каком направлении начинать расследование этого дела. В качестве
примера прозвучали отдельные меры, предпринимаемые КГБ. Так сотрудники ведомства
обзванивают всех выпускников технических вузов страны, которые хоть как-то
сталкивались во время обучения с взрывным делом. Также, по некой непонятной
причине КГБ намерено обратиться к украинским коллегам с просьбой о
предоставлении максимальной информации о расположенных в Западной Украине
лагерях по подготовке «боевиков».
Сегодня также не секрет, что уже 4-го июля руководство
КГБ начало искать всех бывших сотрудников ведомства, чтобы просто набраться у
них хоть какого-то опыта и знаний. Впрочем, в этом нет ничего удивительного,
ведь состояние, в котором сегодня пребывает руководство КГБ и не только,
собеседник охарактеризовал, мягко выражаясь, как ступор.
МАЗ приступает к акционированию
«Народная газета»,
11.07.08
Об этом заявил первый вице-премьер Владимир Семашко
“Мы сейчас стоим на пороге акционирования крупных
предприятий, в ближайшее время они будут акционированы”, — сказал он. В этой
связи, отметил первый вице-премьер, “правительство дало команду начинать процесс
на одном из таких предприятий — на МАЗе”.
К этому процессу в Беларуси подошли цивилизованно,
“здесь нет никакой чрезвычайщины”, подчеркнул Владимир Семашко. “Раньше мы
сдерживали процесс приватизации, мы не распродали свои предприятия, как это
произошло в соседних странах”, — добавил он.
Еще пять лет назад, напомнил первый вице-премьер, за
контрольный пакет акций ОАО “Белшина” иностранный инвестор предлагал чуть более
50 млн долларов. “Сейчас мы ведем речь о продаже акций этого предприятия более
чем за 1 млрд долларов”, — сказал он. “Это совершенно другие деньги, на порядок
выше, — подчеркнул Владимир Семашко. — Это выгодно государству и самому
предприятию, продажа акций — хороший источник инвестирования для развития этого
ОАО”.
Первый вице-премьер также заявил, что в настоящее время
страна подошла к новому пониманию развития экономики через акционирование.
Раньше крупные белорусские промышленные предприятия работали с расчетом на
получение льготных кредитов, ссуд, льготные налогообложение и таможенный режим.
“Но так дальше продолжаться не может, масштабы растут, и мы должны переходить к
цивилизованному процессу приватизации через акционирование”, — подчеркнул
Владимир Семашко.
Минский автомобильный завод инвестировал в развитие
производства 380 млн долларов и произведет в 2008 году 26 тысяч автомобилей. Но
до 2014 года в развитие МАЗа необходимо вложить еще
1 млрд долларов для удвоения объемов производства — до
50 тысяч машин.
Владимир Семашко привел в пример российский КамАЗ,
который четыре года назад выпускал
5 тысяч грузовых автомобилей, а в 2008 году выйдет на
объем производства в 60 тысяч. “Чтобы быть серьезным игроком на автомобильном
рынке, МАЗу необходимо наращивать объемы производства не менее чем до 80 тысяч
автомобилей. Такая задача уже сейчас формируется перед Минским автозаводом”, —
отметил Владимир Семашко.
Уходим в никуда
tut.by,
13.07.08
Татьяна Маненок
Попытки осмыслить реалии развития отечественной
экономики прозвучали в выступлениях в ходе состоявшегося в июне заседания
Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации
(РСД БНПА). Эксперты высказались в пользу частно-государственного партнерства,
но при этом призвали задуматься, в какую сторону идет сдача белорусской
экономики.
Предлагаем вам некоторые мнения участников.
Доктор экономических наук Петр КАПИТУЛА:
– Хотел бы подчеркнуть: говоря о сотрудничестве
государства и частного бизнеса, я бы на первое место поставил слово "частный".
То есть мы должны говорить о частно-государственном партнерстве, а не наоборот.
Потому что ни один серьезный инвестор не станет вкладывать деньги в предприятие,
где контрольный пакет принадлежит государству. Это – мировой опыт.
Кроме того, говоря о сотрудничестве частного капитала и
государства, хотел бы обратить внимание на слагаемые его эффективности. Ведь
самые совершенные техника и технология при безграмотном безответственном
управлении ничего не дадут – это всего лишь груда металла.
Давайте смотреть на эффективность с чисто управленческой
стороны. Каковы сегодня ответственность и заинтересованность? А ведь это две
взаимосвязанные категории. Там, где работает госсектор на госоплате труда,
стимулов нет.
Я глубоко убежден: пока мы не перейдем на
частно-государственное партнерство, пока не дадим белорусскому бизнесу право на
акции, право на выкуп этих акций по первоначальной стоимости, мы никогда не
достигнем эффективности. Допустим, руководитель взял в управление предприятие и
за 3 года повысил эффективность в 3 раза. Почему он должен покупать акции этого
предприятия дороже?
В стране нужно создать такой механизм, чтобы и наши
руководители, и молодежь, которая придет в бизнес, знали свою миссию. Эта миссия
четкая и понятная: совпадение частного и государственного интересов. Достигается
это на уровне трастовых договоров.
Поэтому мудрить здесь не надо. Мы пытались отказываться,
но это абсолютно безнадежное дело.
Мы ожидали, что многие предприятия через три, пять,
десять лет станут эффективнее, возрастет капитализация, и мы продадим их дороже.
Честно скажу, боялся и до сих пор боюсь: если мы еще 5 лет будем стоять на месте
и не подойдем к этому сотрудничеству на самом высоком уровне, нас возьмут голыми
руками и бесплатно.
По моим данным, эффективность производства в Белоруссии
не повышается, а постоянно снижается. Даже если брать по рентабельности
продукции, которая определяется отношением прибыли к себестоимости, то видим,
что практически официально названный уровень инфляции выше, чем рентабельность
продукции. По сути, у предприятия реальной прибыли, за которую можно купить
реальный продукт – машины, сырье, оборудование и т. д., все меньше и меньше. Как
можно в такой ситуации развиваться?
В прошлом году рентабельность по промышленности в
Белоруссии была 11%, а инфляция – 11,2% (это официальная цифра, на самом деле
инфляция составила не менее 15%). Очевидно, что эффективность снижается.
Большинство предприятий не имеют своих собственных источников развития, и только
подачки государства позволяют им держаться на плаву.
Однако сегодня в стране больше смотрят на то, как бы
поддержать на плаву крупные госпредприятия, которые обеспечивают валовой подход
– объемные штучки, которые дают нам и товарооборот, и ВВП.
Чтобы встать на путь цивилизованного развития и
включиться в мировую экономику, другого пути не существует, кроме как наладить
частно-государственное партнерство. Такова наша судьба: было все
огосударствлено, но надо перейти к частно-государственному с преимуществом
частного.
Расскажу о таком случае. Сын звонит из Японии отцу в
Минск: по телевидению со ссылкой на Мировой банк передали, что в Белоруссии
действует 131 налог и сбор. Белоруссия по этому показателю находится на первом
месте в мире. На втором – Украина: 91 налог и сбор.
О каком облике страны можно говорить? Когда слышишь об
этом – мурашки по коже. Мы же говорим о каких-то частных улучшениях. Улучшениями
можно заниматься всю жизнь: будем менять по шестеренке, по коленвалу, гайке…
Надо системно решать проблему и подходить к ее решению с точки зрения мирового
опыта. Мы же не на Луне живем… А значит, надо четко следовать мировой
логике.
Руководитель общественного совета БНПА по ведению
бизнеса Константин ИВАНОВ:
– В партнерстве две стороны: государство и частный
капитал. Известно, что государство за последние 10 лет заметно усилилось, в том
числе и организационно. А вот вторую сторону – белорусский бизнес – мало кто
представляет, это некая размытая категория людей. Возникает вопрос: кто же у
нашего государства будет партнером?
Белорусский бизнес 15 лет назад начал развиваться
достаточно мощно. Но ввиду того, что государство организовалось и начало
наступать на сферы торговли и производства, белорусский бизнес претерпел
определенную трансформацию.
По-настоящему ярких предприятий в Белоруссии не так
много. Куда же они подевались? Часть торговых, строительных организаций
переведена в РФ (деньги уходят туда, где они более свободно себя чувствуют).
Ведь для белорусов сегодня нет проблем открыть предприятие в РФ, и много людей
этим занимается. Причем эти предприятия, скорее всего, зарегистрированы на
российских юридических лиц, а не как филиалы белорусских предприятий.
Поскольку сейчас правительство задумалось о
частно-государственном партнерстве, стоит вопрос: как вернуть людей обратно? Для
этого нужно создавать однозначно лучшие бизнес-условия, чем в РФ. Чтобы мы,
говоря о частно-государственном партнерстве, не подразумевали приезды в
Белоруссию исключительно российских олигархов типа Дерипаски…
Второе. Нужно, чтобы государство в любом
предпринимателе, в том числе и с капиталом 5-10 тыс. USD, а не только с 1 млрд.
USD, признало партнера.
БНПА должна помочь выработать лицо частного
предпринимателя. И это необязательно лицо российского миллиардера. Мы должны
уважать своего предпринимателя, потому что чужие всегда останутся чужими. А
готовить себя на роль наемных работников – это самое простое, и это мы всегда
успеем.
Председатель правления Белорусского союза
налогоплательщиков Анатолий ТРУХАНОВИЧ:
– На мой взгляд, мы заблуждаемся, выстраивая между
бизнесом и государством некое партнерство. Забываем о самом предназначении
государства. Один из выступающих здесь заметил, что в мире есть
государственно-частное партнерство. Не заблуждайтесь. Бизнес там у государства
ничего не просит. Выстраивается вся система под бизнес, а не наоборот.
Мы ждем от правительства решительных мер. Надо признать,
что сейчас идет хотя бы осознание громоздкости нашего законодательства.
Представьте: отменено 30 административных процедур, 17 налогов. И все равно наша
налоговая система остается самой худшей в Европе и мире.
Сегодня по телевидению можно видеть, что президент или
премьер-министр встречаются то с одним, то с другим иностранным предпринимателем
. А где мы, белорусы? Не найдем. Потому что нет уважительного отношения к
бизнесу.
Вот такой пример. Когда-то я, как предприниматель,
купил крупный пакет акций Пуховичского комбината хлебопродуктов. Сейчас
государство выдало всем предприятиям на заготовку зерна льготный кредит под
3,5%, а мне, частнику, нет. Как же я буду вкладывать в это предприятие? Как же
я, частник, могу конкурировать с государственными предприятиями, если им кредит
дают под 3,5%, а мне под 14%?
Между прочим, под этим указом стоит 17 виз, в том числе
и Минэкономики, которое включает Департамент по развитию
предпринимательства.
О чем можно говорить, если у нас руководитель может быть
оштрафован по 491 поводу!
Мы должны взращивать свой капитал. По некоторой
статистике, сегодня в Минске рестораны на 75% (а по смелым прогнозам — на 90%)
принадлежат не белорусам…
Председатель высшего координационного совета
"Республиканская конфедерация предпринимательства" Владимир КАРЯГИН:
– Недавно российский президент Д. Медведев публично
жонглировал словами: государственно-частное партнерство или наоборот. Для нас,
очевидно, это частно-государственное партнерство. Ведь предпринимательство
развивается от частного интереса, от частной мотивации. И такое партнерство
необходимо создавать в стране.
В основе частно-государственного партнерства лежит
доверие. Оно в том числе предполагает равенство сторон. В белорусской
конституции заложено равенство форм собственности. После всех редакций эта
статья сохранилась. Другое дело, что в нашей стране она в меньшей степени
выполняется.
Хотел бы подчеркнуть, что законодательное партнерство
сегодня явно отстает. Такая важная для страны сфера – развитие
транспортной логистики. Самим Богом нам определено этим заниматься, это может
привлечь в страну порядка 30 млрд. USD. Но даже здесь не подумали о
законодательстве!
Нас крайне не устраивает вялая, дряблая работа
депутатского корпуса. Думаю, что 90% наших депутатов не надо переизбирать на
новый срок. Старый состав парламента ничего не сделал для развития
частно-государственного партнерства. Ни разу не было парламентских слушаний о
развитии предпринимательства или промышленности. Стыдно, что два созыва
депутатов не смогли принять закон о предпринимательской деятельности.
Недавно вместе с некоторыми предпринимателями довелось
участвовать в пленарном заседании Консультативного совета по иностранным
инвестициям. К какому выводу мы пришли? Страну распределили и распродали!
Оказывается, легче пригласить транснациональные корпорации, чем вырастить
отечественного предпринимателя.
Сегодня удел частного предпринимательства и
промышленников – это "работа" в бутерброде, быть тонким слоем между ТНК, которые
усиленно завоевывают позиции в нашей стране, и монопольными госструктурами. Это
самый плохой вид развития экономики, это самый отвратительный сценарий!
Мы повторяем путь Венгрии, где всего лишь 2,5%
предпринимателей и промышленников имеют собственность. Клиринг, работа по найму,
мелкие подряды - вот уготованная судьба для отечественных предпринимателей.
Сколько лет предприниматели ставят вопрос о технопарках,
территориях застройки для малых промышленных предприятий, о «деловых
инкубаторах», инновационных структурах. Были в Японии вместе с руководителем
Департамента по развитию предпринимательства. Там за деньги государства
предприниматель может воплотить любую идею. Должна же эта информация к нам хотя
бы приставать…
Одна из форм партнерства – это диалог. Маленький пример.
Недавно готовилось постановление о центрах поддержки предпринимательства. Я
умолял Департамент по развитию предпринимательства дать мне прочитать проект.
Секретно, нельзя – это уже в Совмине. В результате вышел бездарнейший документ с
прежними ошибками.
Сегодня, после 23 лет развития частного
предпринимательства и взаимодействия с государством, мы видим накопление
проблем, некоторые из них уже приобрели хронический характер. Мы говорим о
промышленной субконтрактации. Создан ли соответствующий механизм? Оказывается,
мы реально не способны поддерживать современные формы взаимодействия крупного,
среднего и малого предпринимательства в промышленности.
Провели конференцию по коммерческой недвижимости в
Белоруссии. Не хватило мест для тех, кто готов сегодня вкладывать миллиарды в
городе и в стране. Сбежались все – хотят работать здесь. Но ведь идеальная
структура: когда партнер – белорусский капитал. Иностранные инвесторы в
идеальной схеме должны в сотрудничестве с отечественным предпринимателем
осуществлять свои программы в стране, куда они приходят. Не мимо местных
предпринимателей, а вместе.
У нас же сложилась совершенно иная схема. Отечественный
бизнес работает в агрессивной среде: он не может принять на работу эффективных
людей, не имеет оборотных средств и т. д. Мы много времени потеряли. Нельзя
обвинять отечественные деловые круги в том, что они боятся вкладывать деньги. У
малого и среднего бизнеса денег нет, он практически нищий. Поэтому и
просматривается соответствующая роль для нашего бизнеса — наемный персонал.
Сегодня мы на таком "перекосье" находимся, что еще 1-1,5
года – и обратного пути нет. Мы останемся территорией, где будут хозяйничать
крупные иностранные транснациональные корпорации без роду без племени – так
называемая компрадорская буржуазия. Она очень охотно принимает на работу
бывших чиновников. Они посвящены во многие наши тайны и недостатки. Это
они сегодня выступают проводниками интересов компаний, которые являются
конкурентами нашим предпринимателям.
Вопрос стоит очень серьезно. Хотел бы еще раз сделать
акцент на том, что у нас происходит определенный перекос в инвестиционной
политике в сторону низкопоклонства перед крупными ТНК. Хочу попросить Совет
безопасности, Комитет госконтроля и все органы обратить на это внимание с точки
зрения национальной экономической безопасности.
Нужен серьезный анализ: в какую сторону идет сдача
белорусской экономики.
У нас абсолютное большинство директоров и
предпринимателей сегодня замолчали. Невыгодно сегодня говорить. Это как-то может
по тебе ударить. Мне тоже хотелось бы сохранить хорошие отношения с людьми,
которые, возможно, со мной не согласны. Но кто же правду скажет?
Заместитель председателя БНПА, академик Владимир
ЛАБУНОВ:
– В течение 7 лет я был послом в Бельгии,
Нидерландах, был в НАТО, Брюсселе. Вернулся 7 лет назад, и никто меня почему-то
не спрашивает, что я знаю. Сегодня все выступающие говорят разумные и понятные
вещи. Решил задать вопрос: так кто же у нас враги, которые такие очевидные и
ясные вещи не воспринимают или губят их?
Вывод: если действительно всем ясно, как надо делать, то
нужно просто воплощать это в жизнь. Мы же в своем очень медленном развитии
уходим в никуда. Если не научимся делать это быстро, трудно представить, что
может случиться со страной.
|