Религия на Украине – тут нет ничего объединяющего
«Евразийский дом»,
1.08.08
Джон Мэроун
Однажды американский лидер движения за гражданские права
черного населения Мартин Лютер Кинг заметил, что в воскресенье в 11 часов утра,
когда проходит церковная служба, сегрегация в США проявляется в наибольшей
степени. Примерно то же самое можно сказать об Украине, хотя разделение
населения здесь происходит не по расовому признаку, как в Америке, а по
геополитическим аспектам. И как бы духовные лидеры России и Украины ни
восхваляли достоинства братской любви, все равно сохраняется ощущение, что
такого рода предубеждения исходят именно от духовенства.
И когда высокопоставленные служители православной церкви
в прошлые выходные собрались в Киеве на празднование 1020-летия крещения
Киевской Руси, проходившее под знаменем православного единства, вполне можно
было ожидать проявления вражды между ними. Соперничество могло проявляться
в красноречивых высказываниях, вопросах протокола и ярких образах. В любом
случае это было противостояние.
Несмотря на враждебность православной церкви по отношению
к протестантским евангелистам и папским служителям, конфронтация среди
украинских христиан происходит, прежде всего, из-за разделения православной
церкви Украины. Около трети ее представителей находятся на стороне киевского
Патриарха Филарета, а остальные сохраняют верность Патриарху Московскому и всея
Руси Алексию II.
Для верующих Украины и России Святейший Архиепископ
Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I является
одновременно уважаемой и, вполне возможно, нейтральной фигурой. Во всяком
случае, он был таковым до своей недавней поездки в Киев, предпринятой с целью
отметить годовщину средневекового крещения восточных славян.
Когда Варфоломей I начал свое участие в литургиях и
службах, проводимых с большим размахом в украинской столице 26-27
июля, русская церковь поспешила объявить о своей победе: в конце концов,
прибывший священнослужитель направился непосредственно к известной во всем мире
Киеве-Печерской лавре, которая находится под контролем Московского
Патриархата.
«Первые шаги, предпринятые Патриархом Варфоломеем на
украинской земле, свидетельствуют о его истинном каноническом признании церкви,
возглавляемой Митрополитом Владимиром (представителем Алексия II на Украине)», -
заявил в выходные сотрудник пресс-службы Московской церкви.
По мнению священнослужителей Москвы, Киевский Патриархат
является ренегатской церковью, созданной по политическим причинам. Подобным
образом Пекин воспринимает Тайвань. И когда российское духовенство говорит о
православном единстве, в действительности они имеют в виду подчинение украинской
церкви Москве.
«Мы все собрались здесь, а значит, в наших отношениях
царит согласие и единство», - отметил Алексий II по прибытии в киевский аэропорт
«Борисполь». Показательно, что главу Русской Православной Церкви не встречали ни
президент Виктор Ющенко, ни премьер-министр Юлия Тимошенко, выступающие за
прозападный путь развития своей страны.
Но очевидно, что московского Патриарха больше
интересовали встречи с простыми верующими Украины.
В субботу вечером он обратился к 10-тысячной аудитории
рок-концерта, который был приурочен к 1020-летию крещения Руси и проведен в
центре Киева, с огромного экрана, транслировавшего его выступление.
И опять же смысл его выступления заключался в единстве
среди украинцев, белорусов и россиян.
Но в воскресенье его слова звучали уже как
предупреждение: «Ставя под сомнение то, что оставалось незыблемым в течение
нескольких веков, мы подвергаем опасности наше будущее», - заявил Алексий после
проведения литургии в Киеве.
В период становления России как крупнейшей евразийской
державы Константинополь сначала утвердил право Москвы иметь свой собственный
патриархат, а затем, в 1686 году, утвердил власть Москвы над Киевской церковью.
С 988 года (когда при князе Владимире состоялось крещение Руси) до этого времени
в Киеве был свой, почти независимый митрополит.
Предполагая, что Константинополь все еще придерживается
принятого им в семнадцатом веке решения, Алексий публично поблагодарил
Варфоломея и объяснил украинцам, что подчинение их церкви Москве является
вопросом истории и ни в коем случае не угрожает независимости Украины как
суверенного государства.
«Единство русского православия не мешает суверенным
государствам-преемникам Киевской Руси жить полноценной жизнью», - сказал он.
Не секрет, что Московский Патриархат поддержал выбор
Кремля во время последнего президентского голосования на Украине, которое стало
причиной «оранжевой революции» и в результате которого к власти пришел Ющенко.
В свою очередь, российские власти поддерживают в своей
стране только православную церковь.
В пятницу 25 июля Министерство иностранных дел России
сделало заявление, в котором говорилось, что «мероприятия, посвященные
1020-летию крещения Руси, проводятся в Киеве в атмосфере неуважения к
Русской Православной Церкви и к чувствам миллионов российских и украинских
православных верующих».
Два дня назад в поддержку МИД выступил директор
российского Института стран СНГ Константин Затулин, которому Служба Безопасности
Украины в очередной раз отказала во въезде в страну, обвинив российского
законодателя в подстрекательстве этнических русских, проживающих на Украине, к
мятежу.
В СМИ Затулин обвинил президента Ющенко в использовании
религиозного мероприятия в политических целях и даже упрекнул Варфоломея I за
участие в этом мероприятии.
Судя по организации празднования и по публичным
выступлениям Ющенко, украинский президент говорил не столько о своих
политических, сколько о геополитических планах. И делал он это весьма
дипломатично.
Высказываясь по теме «единства», украинский президент
добавил свой комментарий.
«Я верю в справедливость и в то, что вместе с
возрождением украинского государства возродится украинская церковь, которая
будет служить опорой не только для своего народа, но и для всего
православного мира», - сказал Ющенко во время воскресного приема.
Учитывая попытки Кремля воспрепятствовать западной
интеграции Украины посредством повышения цены на газ, требования соблюдать права
русскоязычного населения на Украине, выражения протеста в связи со стремлением
Украины стать членом НАТО и выказывания сомнения по поводу принадлежности
ей Крыма, в словах украинского президента присутствовал сильный геополитический
подтекст.
«Как официальное лицо, я хочу повторить, что украинские
власти не вмешиваются и не будут вмешиваться в дела церкви», - скромно отметил
Ющенко.
Тем не менее, он добавил: «Я думаю, что любое разделение
украинских верующих не может продолжаться в течение долгого времени. Мы
осуществим нашу мечту. Украина получит собственную национальную церковь в дар от
Бога и по историческому праву».
Слова Ющенко были ограничены рамками протокола, но
сопровождались ярким визуальным рядом.
Например, когда прибывших в Киев священнослужителей везли
из аэропорта в центр Киева, на протяжении всего пути они могли наблюдать
рекламные щиты с изображением Ющенко и Варфоломея.
Вселенский патриарх выразил одобрение не только попыткам
Ющенко обеспечить независимость украинской православной церкви, но и
интерпретации новейшей украинской истории.
Одна из основных политических задач Ющенко заключается в
том, чтобы заставить мир признать голод на Украине в начале 30-х годов прошлого
века актом геноцида со стороны советских властей. Проведя в Михайловском соборе
(который находится под контролем Киевского Патриарха) заупокойную службу в
память о 40000 погибших во время голодомора, Варфоломей поддержал Ющенко в его
стремлении.
И в довершение всего, президент наградил Варфоломея
орденом Ярослава Мудрого, который является высшей государственной наградой
Украины.
«Я уверен, что сейчас необходимо воспользоваться теми
возможностями, которые предоставляет празднование годовщины крещения Руси, для
укрепления наших связей с вселенским православием», - заявил 25 июля президент,
намекая, что Киевский Патриархат пытается получить признание
Константинополя.
Что касается Варфоломея, он был даже более дипломатичен в
своих высказываниях, чем Ющенко.
«Я призываю всех участников конфликта сделать все
возможное для обеспечения мира и единства», - заявил он в субботу, 26 июля. Но в
то же время он упомянул о необходимости «восстановления объединяющей роли,
которую Православная Церковь играла в сознании украинцев».
Хотя Украина может заострять внимание на том времени,
когда Киев был ее единственным религиозным центром, а над Россией довлеет ее
недавнее атеистическое прошлое, большинство украинских православных христиан все
еще ориентируются на Москву. В любом случае, попытки Варфоломея или Ющенко
изменить эту ситуацию будут связаны не с заботой о религии или православном
единстве.
|