Итоги конференции «Русское слово в контексте культуры»
Russkiymir.ru,
17.07.08
8–9 июля 2008 года на базе Орловского государственного
технического университета в рамках федеральной программы «Русский язык» была
проведена конференция «Русское слово в контексте культуры», посвященная
190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева. Участники конференции – представители
органов образования, научных и учебных учреждений, средств массовой информации,
известные ученые и деятели искусства – отмечают, что понимание языка как
ценностной культуры является важнейшим условием укрепления духовно-нравственных
и национально-государственных ориентиров существования России. Именно поэтому
обращение к наследию Ф.И. Буслаева и русской академической науки, отечественным
традициям преподавания русской словесности сегодня приобретает особую
актуальность. Ф.И. Буслаев сформулировал в своих трудах ключевой тезис о едином
духовном истоке отечественного языка и культуры и заложил основы школьного
преподавания русской словесности как предмета, ориентированного на укрепление
нравственного стержня личности учащихся, их моральной стойкости, любви к Родине,
ответственности за свое поведение, за свою жизнь.
Конференция решила задачи по привлечению внимания
творческой интеллигенции к современному состоянию изучения русской словесности,
определению роли художественного слова в формировании духовно-нравственных,
интеллектуальных, эстетических и речевых приоритетов для развития личности,
которые были заложены трудами Ф.И. Буслаева и его последователями.
В выступлениях на конференции отмечалась выдающаяся роль
Ф.И. Буслаева в формировании славянского языкознания, разработке основ
исторической грамматики русского языка, развитии методики преподавания родного
языка и литературы, создании сравнительного направления в отечественном
искусствознании, позволяющего во всех аспектах осмыслить развитие идей русского
средневекового общества. Участники конференции подчеркивали, что русский язык
веками выполнял соборную объединяющую функцию в Российском государстве с его
многонациональным населением, и сегодня он играет выдающуюся педагогическую
роль: русская речь является не только предметом, но и средством обучения в
образовательном пространстве РФ и СНГ. При этом указывалось, что важнейшим
условием преодоления острых конфликтообразующих ситуаций в жизни государства и
общества является осознание глубинной связи языка и духовно-нравственной
культуры общества. Участники конференции считают, что гармонизация жизни
государства зависит от того, насколько полно будет учитываться в речевой
организации общества нравственные идеалы народа, а также от того, насколько
продуманно и результативно будут применяться моральные суждения при решении
конфликтов и противоречий с помощью речевых средств и с помощью управления
речевыми коммуникациями. В центре обсуждения на заседаниях конференции
находилась такая важнейшая проблема современной филологии и педагогики, как
слияние научных знаний с языковыми. Отмечалось, что успешное решение задачи
органичного сочетания новейших информационных технологий с высоким культурным
потенциалом, аккумулированном в великом русском языке, во многом будет
определять облик и статус нашей страны в XXI столетии.
Осознавая необходимость сохранения и укрепления
отечественных гуманитарных традиций в сфере преподавания русского языка,
литературы, искусствознания, обращая внимание на определяющее значение речевых
действий как ведущего фактора современного экономического, социального и
культурного развития, участники конференции рекомендуют:
Органам образования, высшим и средним учебным заведениям,
учреждениям культуры, творческим организациям, издательствам, средствам массовой
информации совместно взаимодействовать в деле сохранения и изучения великого
наследия отечественной академической мысли.
Обеспечить объединение и концентрацию усилий ученых и
преподавателей России, стран СНГ, других зарубежных стран в деле изучения,
развития и распространения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, как национального языка русского народа и средства межнационального
общения в странах ближнего зарубежья и других зарубежных странах.
Кафедрам высших учебных заведений и институтов повышения
квалификации учителей при подготовке учебно-методического обеспечения
гуманитарных предметов учитывать необходимость повышения роли русского языка на
всех уровнях образования России в контексте установки на фундаментализацию и
информатизацию образования.
Внедрять педагогические методы обучения и воспитания,
предложенные Ф.И. Буслаевым (интеграция предметов, интерес к личности учащегося,
индивидуальный подход и пр.).
Принять меры по восполнению потребности школы в учебниках
и учебных пособиях для учащихся и учителей по факультативным курсам, связанным с
углубленным изучением русского языка и литературы, по возможности внедрять
элементы исторической грамматики русского языка и этимологии на занятиях в
средней школе.
Способствовать глубокому освоению и распространению опыта
современных отечественных вузов и институтов повышения квалификации учителей по
разработке научно-методических и организационно-учебных основ предмета «Русская
словесность».
Осуществить анализ и обобщение опыта учителей по
преподаванию русской словесности в школе, проведения целостного анализа
художественного текста на уроках русского языка и литературы в специальной серии
научных исследований, учебных пособий, методических разработок.
Продолжить совершенствование научно-методического
обеспечения курса «Русский язык и культура речи» на основе достижений
отечественной филологии и лингводидактики высшей школы, с учетом типологии
речевых действий, дискурсивных и рефлективных практик, достижений в области
создания автоматизированных систем обучения и контроля знаний студентов.
Средствам массовой информации, творческим союзам,
издательствам осуществлять всемерную поддержку и освещение просветительской
деятельности отечественных вузов и школ, направленной на поддержание и развитие
отечественных духовных традиций в сфере культуры русского слова, а также в сфере
изобразительной, сценической и музыкальной культуры.
Участники конференции признали полезным:
опубликовать материалы конференции и информацию о ее
работе в специализированных журналах и периодической печати;
направить настоящие рекомендации в Государственную Думу,
Федеральное агентство по образованию, региональные департаменты по социальной и
информационной политике и областные управления образования;
одобрить результаты реализации Федеральной целевой
программы «Русский язык» в области проведения фестивалей, праздников,
конференций, направленных на укрепление позиций русского языка, литературы и
культуры России;
выступить с инициативой созыва II Всероссийского съезда
словесников.
|