Пустите Гоголя домой
Rosbaltpiter.ru,
18.07.08
Леонид Смирнов
Впрочем, вокруг писателя частенько происходила какая-то
мистика. И похоронен-то он, вроде бы, заживо, заснув летаргическим сном. И
черепа в могиле не оказалось при эксгумации 1931 года. И первый памятник,
который Сталину не понравился, кочевал туда-сюда, а для бульвара пришлось ваять
второй. В общем, все не как у людей. Недостаток музея вполне встраивается в
общую картину.
Теперь вот, кажется, лед тронулся. Новый министр культуры
РФ Александр Авдеев высказался решительно «за». «Музей-квартиру создать можно, и
мы – «за», — сказал Авдеев, отвечая на запрос депутата Государственной думы
Александра Тягунова. При этом министр с сожалением отметил, что личных вещей
Гоголя не сохранилось.
Вряд ли кто-нибудь станет возражать против самой идеи
музея. Ясно и то, что оборудовать его надо на последней квартире Гоголя — в доме
№7а по Никитскому бульвару в Москве, в усадьбе Талызина-Толстого. Там писатель
прожил последние 4 года, восстановил сожженный второй том «Мертвых душ», снова
сжег его в камине, заболел и умер 21 февраля 1852 года. Собственного же дома – в
смысле, особняка, у Гоголя не было, как не было у него и семьи.
Проблема – в другом. Надо ли выселять из этого здания
библиотеку имени Гоголя, чтобы отдать все площади под музей? Вопрос очень
непростой и тонкий. Никто не предлагает библиотеку просто выселить. Речь идет о
переводе ее в собственно дом №7 – в соседний корпус (флигель и каретный сарай
той же усадьбы), расположенный напротив. Между этими двумя корпусами и стоит, а
точнее, сидит первый памятник Гоголю. Так вот – надо ли?
Точку зрения «за выселение» высказал, в частности,
известный литературный критик, председатель фонда Гоголя Игорь Золотусский. Вот
выдержки из его интервью «Российской газете»:
«Академик Лихачев, кроме предложения создать музей в
доме, предлагал переселить библиотеку в соседний дом №7, который находится в том
же дворе, и архитектурно, и исторически принадлежит той же самой усадьбе,
которая существовала с XYIII века. Но в доме уже находились некие структуры, в
том числе коммерческие, которые, конечно, дом отдавать не хотели. Лужков при нас
отдал распоряжение, в том числе, Музыкантскому, который возглавлял центральный
округ, чтобы идею провести в жизнь.
Переселить библиотеку в соседний дом и создать
гоголевский культурный центр в Москве, частью которого был бы музей, а другой
частью — библиотека с прижизненными изданиями гоголевских книг, с
конференц-залом, где проводить встречи и конференции, посвященные Гоголю. Идея
Лужкова и распоряжения, дойдя до департамента имущества Москвы, были
утоплены».
Далее: «Прошло еще несколько лет, и в июле 2005 года я и
генеральный директор международной ассоциации творческой интеллигенции «Мир
культуры», Анатолий Николаевич Золотов, — были на встрече у первого заместителя
мэра Людмилы Ивановны Швецовой. Она собрала на совет представителей Министерства
культуры и Росохраны, председателя комитета по культуре города Москвы и так
далее.
На встрече был принят протокол, одним из пунктов которого
указывалось о создании самостоятельного музея Гоголя в Москве, и о переселении
библиотеки в соседний дом и дополнении ею гоголевского центра. Естественно, мы
ждали продолжения этой истории, но продолжение оказалось негативным. …Да, а со
стороны библиотеки был сделан еще один ход. Она переименовала себя из городской
библиотеки в мемориальный центр «Дом Гоголя». То есть предъявили амбиции
заменить музей Гоголя в Москве симбиозом библиотеки и мемориальных комнат.
Получается, что Гоголь недостоин своего дома в столице России».
И наконец: «Отчаявшись найти понимание в Москве, мы
обратились в Петербург. Я написал письмо Валентине Ивановне Матвиенко с
предложением создать музей Гоголя в Петербурге, поскольку Гоголь прожил там 8
лет, в два раза больше, чем в Москве, он там стал Гоголем, это его литературная
колыбель.
Он там сотрудничал с Пушкиным в «Современнике», поставил
«Ревизора» в Александринском театре в 1836 году и прославил Петербург в
повестях. До Матвиенко, естественно, письмо не дошло. Оно спустилось в комитет
по культуре Петербурга, из которого мы получили ответ, что создание музея
нецелесообразно».
Такова точка зрения Золотусского. Никто, опять же, не
говорит, что «Гоголь недостоин своего дома». Однако в мемориальном центре «Дом
Гоголя» обстановка весьма уютная. В библиотеке мебель стилизована под XIX век. В
читальном зале интеллигентная публика, рядом – нотный зал. В подвале –
абонемент, оснащенный современным библиотечным оборудованием. Те две комнаты на
первом этаже, где и была квартира Гоголя, сейчас реконструируются, дабы
максимально воспроизвести обстановку той эпохи.
Директор «Дома Гоголя» Вера Викулова готовится к переводу
библиотеки во флигель. Говоря об этом с понятным сожалением.
- Вера Павловна, что было в главном здании?
- Это господское здание, где жили Толстые, и в котором
последние 4 года прожил Николай Васильевич Гоголь. Толстые были одними из самых
богатых людей в Москве. И по статусу ( это была очень статусная семья, графиня
была потомком рода грузинских князей Вахтанга IV), естественно, эти люди были
уважаемы. И позже, после смерти Гоголя, Александр Петрович Толстой стал
обер-прокурором Синода. Именно за свой, в финале, праведный образ жизни,
набожность – здесь, видимо, и жена очень влияла, она была очень верующим
человеком.
Гоголя эта черта привлекала в Толстых. С графом Толстым
он состоял в переписке многие годы, и в Италии, и позже. Когда Гоголь поссорился
с Погодиным и больше не останавливался у него, Толстой предложил ему поселиться
здесь. И здесь он завершил свой жизненный путь.
Ну, а последние пять лет, можно сказать, в разрухе, в
пыли, в грязи я создаю, вытягиваю это помещение. Мы восстанавливаем планировку,
существовавшую во время жизни здесь Гоголя, когда все было в маленьких
клетушках, не было анфиладности.
Работы идут медленно, потому что площадь здания увеличена
в два раза, за счет появления минус первого этажа и, прежде всего,
укрепления фундамента, потому что самое ценное, что есть в этом доме – это его
стены, которые видели Гоголя. Укрепление фундамента, шурфы, обследование, — все
проводилось очень тщательно. Сейчас работы близятся к завершению, — и это уже
реставрационные работы по восстановлению тянутых карнизов, полов, лепнины и
камина.
- И что же будет?
- Здание, в котором мы сейчас находимся, будет все
музейное – и первый, и второй этажи. Экспозиция, которая расположится в этом
доме, условно будет разделена на три части. Первая – зона строгой
мемориализации. Это интерьерная часть, которая, по переписке Гоголя, восстановит
тот интерьер, тот классицизм, в котором он жил. С левой стороны будет
экспозиция, зал великих произведений, «Ревизора» и «Мертвых душ», бывшая
приемная графа Толстого, и следующее помещение – комната памяти, где Гоголь
скончался, и которая будет кульминацией всего музея.
Далее расположится музейная зона – это прежде всего
угловой зал, где рассказано о жизненном пути Гоголя, и где можно будет проводить
экскурсии. Второй этаж также будет музейным, это прежде всего самое парадное
помещение – каминный зал Анны Георгиевны Толстой. Мы планируем ее посвятить
хозяевам дома, владельцам этого дома, и истории усадьбы. Но, может быть, также и
истории памятника.
Еще будет один зал. Он либо останется гуманитарным
читальным залом, либо станет выставочным, где будут оформляться сменные
экспозиции. Это будет зона совмещения функций, может быть, здесь появится и
Интернет.
Художник для проекта был выбран расширенным ученым
советом на заседании, в котором приняли участие директора литературных музеев
Москвы, Музея истории Москвы, музеев Маяковского и Есенина, Пушкина. Было
несколько художников, это мастера мирового уровня, имеющие опыт создания
мемориальных экспозиций.
- А куда же поедет библиотека?
- А вот, в окна мы видим каретный сарай, который сейчас в
лесах находится. Это был господский флигель. Последняя владелица каретного
сарая, г-жа Каткова, сдавала его как дорогие апартаменты. В 1916 году она уехала
за границу.
- Вы полагаете, что читальный зал лучше было бы оставить
тут?
- Если бы не было того шума, который поднят вокруг музея
Гоголя, мы спокойно присоединили бы к усадьбе каретный сарай, по уму я бы
оставила здесь читальню. А там бы сделала выставочный большой зал. Но сейчас, в
свете известной полемики, мы соблюдаем чистоту эксперимента. Основные службы,
очевидно, переедут туда. Здесь пока останутся, условно говоря, две табакерки
Гоголя.
- В зале-то у вас хорошо…
- Как вы понимаете, в читальном зале, где мы находимся,
мебель вся стилизована под то время. —Фактически мы находимся в дворянской
библиотеке. Наше учреждение спрофилировано под учреждение полистилистического
типа. Музейная составляющая дополняет научную и библиотечную. Люди приходят к
Гоголю и одновременно в гостиной Анны Георгиевны, получив книгу, погружаются в
атмосферу середины XIX века. И библиотека – более живой организм, чем архив и
музей. Из публичных библиотек Москвы – у нас второй фонд. Мы работаем в субботу
и воскресенье, дети приходят заниматься. Зачем их выгонять? Чем мешает
библиотека?
Да Гоголь был бы счастлив, что музыкант с виолончелью
прибегает в этот дом за нотами! Ведь приходят сюда и за нотной литературой,
потому что Гнесинка и Мерзляковка рядом. Тот нотный фонд, который есть у нас, –
лучший в Москве. Мы закрываемся на один день — нам обрывают телефон. Вот, в
прошлый раз тут телевидение снимало. Вбегает девочка, – а мы сейчас
заставляем бахилы одевать – вбегает девочка босиком! Ей срочно нужно было именно
этот клавир, с нее преподаватель требует. Она не нашла бахилы, сорвала туфли и
побежала босиком. Я киношникам говорю: вы не меня снимайте – вы вот что
снимайте!
- А имеющийся конфликт может быть как-то
урегулирован?
- Да нет у нас конфликта. Мы создаем музей, он будет
создан обязательно.
Да, вопрос сложный. И музыкантов с читателями выгонять
жалко. И Гоголю музей-квартира нужна. Между прочим, министр-то сказал про
«музей-квартиру», он не говорил «все здание очистить. Ну, а для арендаторов
каретного сарая город подыскивает другие помещения. Успеют ли к юбилею – тоже
вопрос.
|