Все сливки с экспорта продовольствия снимет государство
«Белорусские новости»,
25.07.08 г.
Дмитрий Ермак
Белоруссия будет централизованно продавать на экспорт
сельскохозяйственную продукцию, по аналогии с калийными удобрениями и
нефтепродуктами. Для этого к концу года, «по просьбам трудящихся», планируется
создать Белорусскую продуктовую компанию.
Об этом президента попросили руководители
перерабатывающих предприятий. Во время выставки продукции ведущих производителей
Брестской области 25 июля они пожаловались Александру Лукашенко на проблемы при
экспорте белорусских товаров на российский рынок. Многих сложностей, по их
мнению, можно было бы избежать, если действовать сообща, создав своеобразный
холдинг, сообщает БЕЛТА. «Эту продуктовую компанию вы мне покажите в декабре», –
распорядился президент.
Идея создания продуктовой компании обречена на провал,
считает экономист Ярослав Романчук. «Логику властей, когда экспортом калийных
удобрений занимается одна компания, еще можно понять: калий производит в
Белоруссии одно госпредприятие, и правительство не желает делиться выручкой с
кем-то еще. Но производителей сельскохозяйственной продукции тысячи, товарных
групп и подгрупп много. Причем у каждого товара свой специфический рынок, а
многие компании имеют свою налаженную сбытовую сеть», – сказал он
«Белорусским новостям». При этом особой разницы между предполагаемой компанией и
Министерством сельского хозяйства и продовольствия эксперт не видит. Фактически
может появиться еще одно дополнительное звено.
Белорусский агропромышленный комплекс и без того глубоко
убыточный, считает эксперт. Чтобы удержаться на российском рынке, Белоруссия при
поставке своего продовольствия ежегодно теряет больше 1 млрд. долларов.
Получается, чтобы завоевать рынки дотировать производителей приходится еще
больше. В условиях, когда белорусская продукция становится
неконкурентоспособной, единственный выход — реформировать агропромышленный
комплекс, производство и переработку, а не заниматься перераспределением
экспортных потоков. Но вместо того, чтобы увеличивать количество игроков на
рынке, мы идем в прямо противоположную сторону, считает Я.Романчук.
К слову, несколько лет назад правительство загорелось
идеей активно развивать товаропроводящие сети, которые, по логике, должны были
помочь белорусским производителям продвигать продукцию на зарубежные рынки. Но
реализация благой цели обернулась созданием лишних звеньев, и у многих
руководителей предприятий вызвала недоумение. Например, предприятиям, которые
вполне успешно сами продавали свою продукцию на экспорт, стали запрещать
напрямую работать со своими покупателями. Им пришлось отдавать годами
наработанную клиентуру созданным государством торговым домам, с которыми
зарубежные компании работать отказывались, поскольку видели в них посредников.
Сейчас экспортом стратегических для Белоруссии
нефтепродуктов занимается Белорусская нефтяная компания, а калийных удобрений –
Белорусская калийная компания. Работой последней президент доволен. В 2008 году
она заработает казне 3 млрд. долларов, а в 2009-м — 5 млрд. долларов при тех же
объемах продаж, но благодаря росту цен на продукцию.
У экспертов вызывают вопросы, каким образом продуктовая
компания будет лоббировать на российском рынке интересы белорусских
производителей. Например, такие позиции, как молоко, мясо и сахар Белоруссия
поставляет на рынок восточной соседки согласно утвержденным балансам,
согласованным между двумя странами. Неясно также, что будет с выручкой от
продажи сельхозпродукции. Будет ли компания ее забирать полностью «в доход
государства» или все же поделится с предприятиями, которые произвели продукцию.
В последнее время Лукашенко постоянно призывает аграриев
увеличивать продажи за рубеж сельхозпродукции, которая в мире «нарасхват»
благодаря мировому продовольственному кризису. «Рынки сбыта колоссальные: в
Россию вези, в любой регион, и приличные деньги там за это платят. Надо в пять,
в восемь смен работать, чтобы производить больше и захватывать рынки», — говорил
он в ходе ежегодного послания белорусскому народу и парламенту.
В прошлом году объем экспорта сельского хозяйства
превысил миллиард долларов. А в нынешнем году стоит задача выйти на 1,5
миллиарда долларов.
Между тем, в Европе белорусскую продукцию особо не
ждут, она попадает туда обходными путями и как техническая (казеин, сухое
молоко), о чем недавно рассказала первый замминистра сельского хозяйства и
продовольствия Надежда Котковец.
Постепенно ограничивает экспансию белорусских продуктов
на свой рынок в последнее время и основной наш потребитель – Россия, пытаясь
защитить собственных производителей. В частности, это касается молока и мяса,
одних из основных статей белорусского продовольственного экспорта. Например, в
ближайшие пять лет, согласно договоренностям между правительствами, поставки
белорусского молока в Россию сократятся на 11%.
|