И еще о новом Союзе, или смогут ли Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия войти в Союзное государство России и Белоруссии?
«Лента ПМР»,
Тирасполь, 20.07.08
Сергей Ильченко
Заявление пресс-секретаря Союзного государства
России и Белоруссии Ивана Макушка о том, что Приднестровье, Абхазия и Южная
Осетия также могут, по крайней мере, в принципе войти в Союзное государство
России и Белоруссии, уже породило множество комментариев. И хотя общая картина
перспектив возрождения СССР дана мной в статье «Союз, который мы потеряли. Союз,
который мы ищем и не можем найти…», я счел необходимым рассмотреть в этом плане
перспективы непризнанных государств. Итак: могут ли непризнанные
республики вступить в «новый Союз».
В принципе, конечно, могут. Хотя для этого необходим ряд
условий. В частности, появление этого «нового Союза».
Тот факт, что Союз России и Белоруссии до сих пор
остается нереализованной идеей говорит о том, что чего-то в этом проекте не
хватает. Не хватает же в нем, как минимум, Украины. Еще, по-видимому, не хватает
Казахстана. Подобная конфигурация не то чтобы совсем невозможна, но, скажем так
– время ее еще не пришло. Не видно пока между наиболее крупными и экономически
состоятельными республиками бывшего СССР, столь мощных объединительных
тенденций. Впрочем, их, по большому счету, не видно пока и между Россией и
Белоруссией.
Тем не менее, идея жива. В принципе, она даже очень жива,
поскольку СНГ явно переходит в новое качество буквально у нас на глазах.
Конечно, СНГ – не общее государство. Это союз государств, созданный в рамках
«цивилизованного развода» республик бывшего СССР. Но развод прошел, а СНГ –
остался. ОН постепенно обретает новое значение. Он меняется. Важно правильно
оценить эти изменения и предсказать, как будут развиваться события.
Прежде всего - экономика
События же, по-видимому, будут развиваться в трех
направлениях. Во-первых, будет крепнуть экономическая составляющая СНГ.
Экономическое сотрудничество в СНГ избавилось от реликтов СССР и
переходного периода. Складывается новая система работающих – не декларируемых, а
именно работающих – экономических связей. Складывается она именно сейчас, и
важно войти в нее – кто не успеет, тот останется за бортом до нового периода
расширения. Здесь я хочу подчеркнуть, что Россия – важнейшая составляющая СНГ –
но Россия не равна СНГ. Российские инвесторы в Приднестровье – это очень хорошо,
но было бы желательно появление совместных экономических проектов и с другими
государствами СНГ. По крайней мере, с теми, которые в СНГ явно всерьез и
надолго. Молдова, кстати, в СНГ едва ли всерьез и надолго. Объективный ход
событий гонит ее в Румынию – я писал об этом уже много раз, детально анализируя
ситуацию, и не стану повторяться снова, отсылая желающих к моим прошлым
статьям. Подчеркну лишь, что речь идет не о политических лозунгах, а о
более фундаментальных процессах. Лозунги придут и уйдут, а экономическая
реальность останется. Реальность же такова, что Молдове всегда будет удобнее
экономически сотрудничать с Румынией, чем с Украиной. С Украиной Молдова
неизбежно будет находиться в весьма непростых, конкурентных и конфликтных
экономических отношениях, что мы и наблюдаем сегодня. А Украина – опять
же, по объективным экономическим причинам, будет весьма плотно включена в
экономическую систему СНГ, и никакие сиюминутные трения между Россией и
Украиной, к примеру, этому помешать не смогут.
Тактика же непризнанных государств, и, в частности,
Приднестровья, в данном случае очевидна: им необходимо предпринимать усилия для
участия в экономических проектах в рамках СНГ.
После экономики – политика
Непризнанные государства находятся вне политических
клубов СНГ. Это весьма сдерживает их возможности. Понятно, что Молдова и Грузия
совсем не горят желанием дать непризнанным такую возможность, но ее необходимо
добиваться. Хорошей идеей было бы для начала создание общего координационного
органа СНГ – сообщества непризнанных государств для содействия урегулированию
различных вопросов, не затрагивающих основной ход переговоров, создания площадки
для предложений по урегулированию и т.п. Подобный орган был бы весьма полезен
для общего сброса напряжения, то и дело возникающего вокруг непризнанных.
О технике раскрутки такой идеи говорить не буду – политики и
дипломаты и так знают, как это делается, а рядовому читателю цепочка
подробностей будет не интересна.
После политики – культура
Участие в культурных, научных, образовательных проектах в
рамках СНГ также стало бы базой наработок для вступления непризнанных в будущее,
пока гипотетическое, союзное государство. Здесь тоже необходимо проявлять
активность не только на российском и украинском (очень хорошо, что отношения ПМР
с Украиной несколько активизировались), но и на других направлениях. Совершенно
необязательно политизировать все эти проекты. Совершенно необязательно
вкладывать в них лозунги о борьбе за признание. Достаточно того, что они просто
будут.
Общее резюме
Путь непризнанных в завтрашнее союзное государство лежит
через СНГ. Понятно, что ни о каком полноценном членстве их в СНГ речь пока не
идет. Но добиваться коллективного представительства в органах СНГ, хотя бы на
правах наблюдателей, и использовать эту базу для реализации максимального числа
различных проектов – необходимо. Не стоит привязывать эту сферу деятельности к
выяснениям, имеют ли непризнанные право на независимость и признание. Исходная
позиция должна быть иной: приоритет всестороннего развития этих государств или
территорий в интересах проживающего там населения. Снятие напряженности и
мирный диалог сторон. Возможность объективного информирования как политиков и
населения непризнанных государств, так и политиков и населения СНГ о реальной
ситуации в этих горячих точках. Словом, появление такого представительства,
безусловно, способствовало бы честному, открытому и прозрачному диалогу между
конфликтующими сторонами, что, в свою очередь, способствовало бы установлению
мира.
Совершенно очевидно и то, что такое же представительство
объединения непризнанных государств, на правах наблюдателя, было бы весьма
желательно и при структурах Союзного государства Россия-Белоруссия.
|