Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №198(04.08.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
НАМ ПИШУТ…
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Цена молдавских заявлений

 «Ольвия-пресс», Тирасполь, 23.07.08 

А.Галин

Приднестровье и Молдову посетили посредники и наблюдатели в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию в формате «5+2».

Побывав в Тирасполе, они вновь смогли ознакомиться с мнением приднестровского руководства о путях разрешения конфликта. В частности, вице-президент ПМР Александр Королев в очередной раз подчеркнул позицию официального Тирасполя, заключающуюся в том, что Приднестровье заинтересовано в возобновлении равноправного диалога с Молдовой,  что  отвечает  интересам  жителей  обоих  берегов  Днестра. Однако  при  этом

А. Королев отметил, что переговоры продолжались не одно десятилетие, был подписан целый пакет различных документов, но ни один из них молдавской стороной так и не выполнен.

Таким образом, приднестровская сторона четко и ясно дала понять посредникам и наблюдателям в переговорном процессе, что готова к переговорам, но они могут иметь смысл только тогда, когда Молдова будет реально придерживаться взятых на себя обязательств по различным двухсторонним соглашениям, в том числе по Московскому меморандуму 1997 года и Одесским соглашениям 1998 г.

В реальности этого нет и, по всей видимости, в ближайшее время не предвидится. Молдова не намерена отменять ни экономических, ни политических санкций против ПМР. На встрече с посредниками и наблюдателями в Кишиневе президент РМ Владимир Воронин в очередной раз подтвердил ту мысль, что ничего другого, кроме пресловутых газетных инициатив Кишинев предложить Тирасполю не в состоянии. По мнению главного молдавского коммуниста, «выдвинутые молдавской стороной предложения предусматривают комплексное решение конфликта в политическом, экономическом, социальном и гуманитарном аспектах путем принятия необходимых документов в переговорном формате «5+2». И ни слова о тех документах, которые уже были приняты, мало того, успешно действовали и реально способствовали мирному сосуществованию двух государств.

Парадоксально и то, что молдавский президент считает, и об этом он заявил посредникам и наблюдателям на переговорах в формате «5+2», что на данный момент существуют все предпосылки «для окончательного разрешения до конца нынешнего года приднестровского конфликта». На чем зиждется его убеждение, понять достаточно сложно. Приднестровье не раз заявляло о том, что видит урегулирование молдо-приднестровского конфликта только на основе принятия Молдовой независимого статуса Приднестровской Молдавской Республики. На встрече двух президентов в апреле нынешнего года Президент ПМР Игорь Смирнов передал Владимиру Воронину «Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой», в котором говорится, что ПМР готова строить свои взаимоотношения с РМ «на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга». Никаких других предложений и мнений приднестровская сторона больше не озвучивала, и молдо-приднестровская проблема действительно может решиться уже в нынешнем году, если Молдова признает независимость Приднестровья.

Но об этом в Кишиневе речи не идет. Воронин намерен объединить два берега Днестра на основе «Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов Приднестровья», принятого парламентом Республики Молдова 22 июля 2005 года. То есть, попросту включить ПМР в состав Молдовы на весьма жестких условиях. Согласно этому закону, Молдова намерена провести демократизацию и демилитаризацию Приднестровья, а чтобы ей не мешали, вывести российские войска из региона, после чего сформировать в Приднестровье демократически (разумеется, с точки зрения Молдовы) избранную систему власти в форме Верховного совета и учредить «автономно-территориальное образование с особым правовым статусом – Приднестровье». После этого Приднестровье становится неотъемлемой составной частью Республики Молдова и «в пределах полномочий, определенных Конституцией и другими законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению».

То есть, Приднестровью даже не собираются предоставить статус автономной республики, давая полномочия, которые имеет любой молдавский уезд. Подобный предлагаемому имеет статус автономно-территориального образования и Гагаузия, в которой в эти дни проходят митинги протеста против вмешательства Кишинева в деятельность Народного собрания Гагаузии. Гагаузы обвиняют Кишинев в дестабилизации ситуации в регионе и стремлении низвести полномочия автономии до уровня рядового административного района. Сегодня Гагаузию полностью оградили от участия в формировании внешней и внутренней политики государства, а представители гагаузского народа отстранены от участия в деятельности центральных органов власти Молдовы,  т.е. Гагауз-Ери полностью отстранено от возможности хоть как-то влиять на политику Кишинева, затрагивающую интересы АТО. Не может она помешать и принятию, а также исполнению дискриминационных в отношении гагаузского народа решений и законов, принимаемых молдавскими властями.

Многие аналитики уверены, что с включением ПМР в состав Молдовы, у жителей Приднестровья будет гораздо меньше свобод и прав, чем у тех же гагаузов. Однако Воронин и его команда уверены, что приднестровцы с радостью и воодушевлением согласятся вернуться в чуждую и враждебную им Молдову, потому как власти Молдовы, как отметил Воронин на встрече с посредниками и наблюдателями молдо-приднестровского урегулирования, «и далее намерены реализовывать социально-экономические и гуманитарные меры по укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем, что (опять же по сугубо субъективному мнению молдавского президента) позволит сблизить позиции сторон и продвигаться в направлении окончательного решения конфликта».

В общем, в очередной раз за приднестровцев все обмозговали, решили и поставили перед фактом, дескать, согласно расписанию, в этом году они должны явиться стройными рядами в распоряжение молдавского президента. Прямо, как в той песенке: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!»

Сегодня нет и не может быть никаких предпосылок для объединения. Народ Приднестровья давно определил свою судьбу и на референдуме 2006 года в очередной раз подтвердил, что видит свое будущее в независимом Приднестровском государстве, а не в составе Республики Молдова. И никакие социально-экономические, гуманитарные, а также прочие посулы и увещевания не изменят мнения приднестровцев по поводу дальнейшего обустройства своего государства. Слишком хорошо они знают цену всех молдавских заявлений, инициатив и деклараций. Она ничем не отличается от цены двухсторонних соглашений между РМ и ПМР, ни одно из которых, как мы уже говорили, Молдовой не выполняется.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ