Сопротивление Кишинева мешает Тирасполю говорить о перспективах урегулирования конфликта на Днестре
«НИКА-пресс», Кишинев
24.07.08
Интервью с Виктором Дорашем, директором Европейского
института Молдовы, «НИКА-пресс», Кишинев
- Виктор Николаевич, среди множества оценок
«приднестровского вопроса», предложенных Вами в публикациях, есть один,
как нам кажется, важный и представляющий сегодня особый интерес вывод о том, что
Кишиневу и Тирасполю деваться друг от друга некуда и все равно придется жить
вместе. Это действительно так или есть все-таки нюансы?
- Во-первых, мы живем рядом. Это обстоятельство, не
требующее никаких оценок, и уж тем более изменений. Во-вторых, официально
еще никто не признал, что мы – Кишинев и Тирасполь – разбежались, разошлись
окончательно и на века друг с другом рассорились. И, в-третьих, большой
массив вопросов, тем, целей и прочих объективных вещей, которые нас объединяют.
Отсюда и простой вывод: надо искать форму нормального сотрудничества.
- Нормальное сотрудничество и совместная жизнь – это
все-таки разные вещи.
- Да, разные. Поэтому давайте предложим друг другу
иную формулировку: надо искать формы совместного развития. Появится огромное
количество полюсов, если мы сумеем найти общий язык и определить общие цели.
- А если этого не случится? Не сумеют стороны конфликта
найти ни общего языка и не определят общие цели… Они что, пропадут друг без
друга, исчезнут с лица земли?
- В перспективе такая опасность есть. Хотя бы потому, что
в современном мире выигрывает только тот, кто движется вперед.
- Сейчас два разных берега Днестра разве не двигаются
вперед?
- Двигаются. Но крайне медленно и с хорошо заметным
отставанием от темпов мирового развития.
- Кишинев всегда давал понять, что он готов жить с
Тирасполем вместе…. Не будем говорить об условиях и формах таких предложений. А
как быть с Приднестровьем. Там прошли известные события. Референдумы, например,
когда не раз были продемонстрированы отношения жителей непризнанной республики к
Молдове вообще и кишиневским предложениям, в частности. Вы отнимаете право у
приднестровцев, которые стремятся к независимости, окрашенной к тому же еще и
«российским фактором»?
- Есть два вида независимости. Одна – это когда
происходит то, что обычно называется «вариться в собственном соку. И другая –
способная дать реальные результаты развития и процветания. Сейчас Тирасполь,
отстояв свое право самому принимать решения (это право, кстати, у них никто не
отнимает: во всяком случае, я бы не рекомендовал никому его отнимать), пытается
создать нечто, но эти попытки показывают лишь, что он маломощен для быстрого и
интересного (интенсивного?) развития. И еще вопрос. Развитие – для кого? Не надо
забывать о том, что все демократические правительства (возьмем постсоветское
пространство) сильно задолжали народу еще с тех давних пор, когда все затевали,
с 1991 года. То ссылались на наследия советского режима, то «родимые пятна»
плановой экономики, то на мировые финансовые кризисы…. Но долги-то не оплачены
до сих пор. И людям не легче, что причин для неоплаты было много. И сегодня
негде искать виновных, не на кого ссылаться – надо признавать собственные ошибки
и собственную неспособность управлять ситуацией.
- Среди должников своему народу и руководство
Приднестровья?
- Конечно. Социально-экономическая ситуация
Приднестровья в данном контексте ничем не лучше.
- Виктор Николаевич, Вам, наверняка, известен тезис о
том, что объединение двух, скажем мягко, небогатых
государственно-территориальных образований, к тому же давно живущих раздельно и
не очень мирно соседствующих друг с другом, дал мало перспектив на счастливое и
успешное будущее. Иными словами, где гарантии, что двум берегам «будет
счастье», если они, наконец-то, обретут общую судьбу?
- Начнем с того, что мы, т.е. оба берега, никакие не
нищие и не такие уж безнадежные бедняки. Во-первых, наши потенциалы и
уровни развития все-таки имеют определенный вес. И, во-вторых (считаю, это
главным), надо начинать с определения цели: мы должны объединиться, чтобы…
- Вас следует понимать так: прежде чем начать объединение
двух берегов, следует определить цель этого объединения.
- Конечно.
- А сегодня цели нет?
- Именно так.
- Подождите, официальный Кишинев в лице президента
Воронина, в лице чиновников всех мастей и рангов говорит, что у него есть план
урегулирования. А раз есть план, то согласитесь, цель-то тем более есть.
Во всяком случае, должна быть.
- Я не знаю ни одного конкретного проекта, который
Кишинев предлагает Тирасполю для обсуждения и принятия. Сегодня мы слышим на
этот счет лишь слова и не более того. Я убежден, что проект урегулирования, если
он претендует на серьезный и на работоспособный документ, не может быть проектом
Владимира Николаевича, Василия Владимировича или какого-нибудь Платона
Калистратовича… Если мы говорим о развитии страны и говорим, что он, как
минимум, способен объединить два берега, то данный документ должен быть понятен
и доступен всем и каждому. Я попробую взять на себя неблагодарную роль адвоката
кишиневских властей и предположу, что такой документ есть, но приберегается до
поры до времени, ну, скажем, чтобы не спугнуть момента и в определенный день и
час показать его всему свету. Но… Я обращаюсь ко всей истории конфликта и
истории переговорного процесса. До сих пор не предложено ни одного варианта
проекта урегулирования.
- Этот упрек Вы адресуете только Кишиневу или и
Тирасполю тоже?
- В первую очередь Кишиневу. Тирасполь всегда выступал в
качестве обороняющейся стороны, и вполне естественно, что в таком состоянии для
него важнее было защитить «свои рубежи», чем заниматься поисками вариантов
урегулирования. Тирасполь все время отбивался. И отбился до такой степени, что
стал практически самостоятельным. Но, как показывают последние события, пришло
время, чтобы и Тирасполь выступил со своими предложениями.
- Он и выступил. Есть, как известно, проект
Договора о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, содержание которого сводится
к тому, что оба берега будут выстраивать отношения друг с другом как два
независимых государства. Мало того, официальный Тирасполь заявляет о том, что он
ждет от своих кишиневских партнеров по переговорам ответа на документ. Как
теперь быть Кишиневу? Он ведь оказался в трудном положении, фактически взят
проект для изучения.
- У Кишинева есть два варианта – не больше. Ему
либо придется отказаться разговаривать на таком языке с Тирасполем, либо
подписать документ. Оба варианта – плохие варианты.
- И что же? А нет ли у Вас ощущения, что это один из
способов дотянуть обеим сторонам до завершения кампании по выборам в молдавский
парламент, а после с новыми силами и с новыми кишиневскими игроками приступить к
возобновлению переговоров?
- Отчасти это так. Но мне-то кажется, что никакие
парламентские выборы в Молдове не способны кардинально изменить ни саму ситуацию
внутри переговорного процесса, ни настроения у главных участников
урегулирования. Во всяком случае, у Кишинева из того, что мы видим из его
действий, нет осмысленного варианта решения проблемы. Допускаю, конечно, может
существовать какой-то тайный вариант, какие-то тайные дипломатические ходы, а мы
о них ничего не знаем. Может быть, осенью приедет президент России Дмитрий
Медведев и решит все вопросы…
- Ваша ирония понятна. Но до шуток ли сегодня,
когда никакого просвета в деле урегулирования нет?
- Я бы не стал разыгрывать на весь мир трагедию. Не все
так безнадежно, и в нынешнем состоянии дел, если присмотреться пристальнее, есть
и положительные моменты. Давайте посмотрим: Приднестровье, такое, какое есть,
это гарантия, что некое объединение в будущем не ликвидирует, во-первых,
известную самостоятельность региона, во-вторых, будет гарантом устойчивости всей
будущей государственной конструкции. Да, за эти годы Тирасполь «набрал мускул»,
стремится осознать какую-то свою роль, ставит определенные условия… Он - такой
вполне годится для хороших партнерских или даже еще более близких отношений и
действий. Думаю, что и Запад готов именно такое Приднестровье признать в
качестве субъекта некоего единого государственного формирования, сняв с
республики ярлык сепаратизма в чистом виде. Сейчас Приднестровье представляется
структурой, набравшей самостоятельности и всего того, что сопутствует борьбе за
самостоятельность, максимально много. Оно объективно готово к конструктивному и
внятному диалогу. Другое дело, что сопротивление Кишинева не позволяет Тирасполю
нормально работать с целым рядом вопросов, касающихся выстраивания промежуточных
отношений с оппонентами с правого берега. Поэтому и появляется желание вообще
отделиться, не слышать и не видеть того, что там – за Днестром.
- А тезис о том, что Молдова должна стать привлекательной
для Приднестровья, сегодня уместен?
- Надо этот тезис сменить. И вот почему. Те, кто говорит
о привлекательности Молдовы для Приднестровья, имеют в виду следующее:
молдавская жизнь будет настолько заманчивой и сладкой, что все приднестровцы,
побросав свои дома и пожитки, кинутся на правый берег. Такое решение
приднестровской проблемы предлагается? Если такое, то это точно не решение. Да и
потом практически реализовать этот тезис невозможно. В таком состязании,
возможно, Приднестровье будет отставать от Молдовы, но не более чем на шаг, да и
самое короткое время. И все на том. Представить себе, что Молдова достигнет
уровня США, конечно, можно. Тут бы все приднестровцы оказались бы на правом
берегу. Но это же мечты, и не самые приличные, поскольку нереальные.
Привлекательность Молдовы заключается только лишь в том, что союз с ней даст
непризнанной республике такие возможности, которые она не имеет.
- Это будет союз двух государств?
- Думаю, что это должен быть союз сторон, предельно
доверяющих друг другу.
|