Формат «пять плюс два» и другие форматы, встречи стали опасны
НИКА-пресс, Кишинев,
30.09.08
Владимир Цеслюк
Опять поставили старую пластинку - есть план
урегулирования приднестровского конфликта. На прошлой неделе появилось сообщение
о московской встрече Ткачука - советника президента РМ по многим вопросам, где
он, общаясь с высокопоставленными чиновниками, обсуждал "свой план
урегулирования". Потом, правда, Ткачук опроверг информацию, "смутившись
публикацией". С ним это случается - сам спровоцировал затихающий было интерес к
новым поискам кишиневского документа, а заодно и к себе лично, сам и опроверг.
Провокация понадобилась для заполнения опасной пустоты вокруг
урегулирования. Было необходимо создать повод для разговоров.
Но кого-то сильно смутила формулировка "свой план
урегулирования", за чем обязательно последовала бы и более фундаментальная,
живущая долго формулировка "план Ткачука". Главный воронинский советник
переусердствовал - его и одернули.
Чуть раньше кишиневские политологи, приближенные к
западным миссиям в РМ, ссылаясь на свои источники там же, утверждали о
готовности экспертов Евросоюза показать свой проект урегулирования. И не просто
показать, а опубликовать его для широкого обсуждения всех, "кому небезразлична
судьба разделенной страны". Задача такая же - возбудить интерес, заставить
особенно неугомонных искателей подробностей застучать копытцами: а как бы хоть
одним глазком взглянуть на новую бумагу? Замена деятельности плохая, когда
нет переговорного процесса. Но другой замены нет. Нет и плана - ни у Кишинева,
ни у Евросоюза.
У Москвы был свой проект - "меморандум Козака". Документ
она не прятала под сукно, и всегда, начиная с ноября 2003 года, говорила, что не
все его положения и идеологические цели исчерпаны и что при определенных
условиях меморандум может представлять практический интерес. Однако стоило
недавно главе российского МИДа Лаврову вновь напомнить о неисчерпанных
возможностях, как кишиневские политики и спецпредставитель ЕС в РМ Мижей
образовали протестный хор. Присоединились к нему и власти Молдовы, до того
трепетно выступавшие за сохранения формата "пять плюс два", а сейчас горячо
вступились за него, как за эффективный, незаменимый механизм и даже
неприкасаемый механизм урегулирования. На деле это тоже означает критику
Кишиневом меморандума: если, как давно говорят молдавские реинтеграторы, один из
участников "семерки" его отрицает, а без согласия с конечным вариантом любого
проекта хотя бы одного ее члена не может быть и речи о принятии документа за
основу, то следует искать новые варианты. Так что и у Москвы теперь уже нет
своего документа. "Меморандум Козака", конечно, существует, но его шансы попасть
на стол переговорщиков равны нулю.
План есть только у одной стороны - у Приднестровья.
Переданный в апреле текущего года Смирновым Воронину из рук в руки, документ не
только определяет условия и принципы налаживания отношений между конфликтующими
сторонами, но сопровожден юридическим толкованием основных своих
положений. Ответов на проект нет никаких, в том числе и ответов от
Кишинева.
Следовательно, это единственный документ, никем не
отвергнутый, а значит, хотя бы теоретически годный к обсуждению. Молчание
Молдовы и ее зарубежных сторонников тем более занятно, поскольку апрельский
проект - ничто иное, как Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя
независимыми государствами. До сих пор проект Смирнова прочитывался и Кишиневом,
и зарубежными критиками "приднестровского режима", как наглая выходка
официального Тирасполя или в лучшем случае, как способ поднять планку
будущих переговоров до предела. Сейчас, после событий на Кавказе и признания
Россией Южной Осетии и Абхазии, он имеет иную нагрузку и иные очертания.
Такая документальная база, а вернее сказать, полное ее
отсутствие и отсутствие ее у "семерки" при даже единой цели урегулирования
(сохранение территориальной целостности РМ, но с учетом интересов людей,
проживающих на левом берегу – это не цель, а всего лишь лозунг, лишенный
перспектив, как лишенный перспектив призыв "Вперед, к победе коммунизма"),
превращает в бесполезное занятие работу формата "пять плюс два". Говорить не о
чем, работать не над чем. Собственно, это было ясно давно. Сейчас ясность
усугубилась взятым на вооружение наблюдателями от ЕС и США тезисом о том, что им
не будет безразлично содержание итогового документа, с которым согласятся
главные участники конфликта - Кишинев и Тирасполь. Иначе это называется так: мы,
хоть и наблюдатели и формально наше дело наблюдать и помалкивать, но мы можем и
помешать сторонам договориться, если их договоренности нам будут
невыгодны. И, заметим, неслучайно заседания в формате "пять плюс
два" проводились все реже и реже, а сейчас и вовсе приостановлены. Они неизменно
заканчивались лишь договоренностями о дате очередной встречи (и то не очень
точной). И все. Еще несколько таких посиделок, "семерку" следовало бы привести к
правилам, к каким приводят на ринге боксеров, изображающих готовность к бою, но
выжидающих выгодных позиций и ошибок партнера. Еще несколько итоговых
документов, и "семерка" сама бы доказал свою никчемность. Вот почему
встречи в формате "пять плюс два" стали опасны разоблачением для нее же
самой.
Не прошла мода на встречи экспертов "в пятерке",
т.е. без главных действующих лиц - представителей РМ и ПМР. Они, тем более,
кроме напряжения на обоих берегах, пользу не приносили и не принесут. Мутноватые
формулировки, ничего не значащие и не требующие от их авторов никакой
ответственности. Проводимые, как правило, за рубежом и, как правило, в закрытом
для Кишинева и Тирасполя режиме, консультации в таком формате лишь давали повод
сторонам конфликта искать подробности. Им подробности сливали в умеренных
дозах, не показывая, правда, документов (нечего показывать), осторожно
намекали на готовящийся прорыв в процессе и в зависимости от настроения и
симпатий говорили о возникших преимуществах то Тирасполя, то Кишинева.
Консультации "тройки" (Россия, Украина, ОБСЕ) вызывали нервозность наблюдателей
от ЕС и США. Они до того нервничали, что после очередной такой встречи, дабы
доказать важность своего присутствия в РМ вообще и в переговорах в частности,
послали гонцов в Тирасполь. Посол США в РМ Кирби, например, так жаждал хоть
каких-нибудь встреч на сепаратистской земле, что даже пошел на контакты с
активистами ММК "Прорыв"; для пущей важности он даже с ними на фоне прорывовской
символики сфотографировался. После этого пришла пора биться в истерике
официальному Кишиневу - как, Кирби с этими врагами молдавских коммунистов, с
этими недобитками советского КГБ!!!
"Зарубежную кашу" в переговорном процессе
объяснить просто - в ней все без исключения, прежде всего, соперники, а уже
потом партнеры, "заинтересованные в скорейшем и мирном урегулировании
конфликта". Казалось бы, - Украина в своей безобидной позиции в вопросе - ей
небезразлично, что происходит у ее границ. Однако спроси даже самого никчемного
на вид украинского переговорщика что-нибудь о приднестровской проблеме, и он
скажет (раньше с ним надо было пуд соли съесть, чтобы получит откровенный ответ,
а сейчас уже и этого не надо), что Приднестровье - исконно украинская
земля. На что рассчитывает официальный коммунистический Кишинев, когда
грудью стоит в защиту формата "пять плюс два", понять трудно. Если на свои былые
не по росту и возможностям цели - играть на противоречиях Запада и Востока, то
эти игрушки плохо для него кончатся. Вот уже и румыны запросились в
"семерку" переговорщиков, понимая, очевидно, что Молдове уже все равно ничего не
обломится от урегулирования и что ей уже все равно, каким числом партнеров
поддерживать почти межконтинентальную чехарду вокруг реинтеграции.
|