Гундогар, 25 сентября 2002 Проиндексированная ложьБайрам Хатамов (Ашхабад)
Вопреки уверениям Ниязова, в Туркменистане нет свободной
экономики
Известная исследовательская организация
Фонд "Наследие" (Heritage Foundation) опубликовала традиционный ежегодный
обзор-рейтинг "Индекс экономической свободы", в котором подробно рассмотрены
представленные специалистами Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции
и Развития и Госдепартамента США новейшие данные из большинства стран по 10
ключевым позициям, среди которых свобода торговли, валютная политика, влияние
государства на бизнес, развитие "черного" рынка, ценообразование, уровень защиты
прав собственности и другие.
Лидерами рейтинга стали 11 стран с
наивысшим уровнем экономической свободы: Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия,
Эстония, США, Голландия, Ирландия, Люксембург, Австралия, Великобритания и Чили.
Для сравнения, Швеция заняла 17-е место, Германия – 20-е, Объединенные Арабские
Эмираты – 23-е, Испания – 26-е, Польша – 45-е, Россия – 131-е.
Вопреки неоднократным заявлениям
Туркменбаши, подкрепленным вымышленными статистическими данными, утверждениям
ангажированных "специалистов" и многочисленным золотым наградам, "присужденным"
в этом году различным туркменским промышленным предприятиям и предприятиям сферы
обслуживания, независимые эксперты крайне невысоко оценили достижения
Туркменистана в области развития экономики и свободы экономических отношений.
Точнее говоря, Туркменбаши громко опозорился: из 155 стран, представленных в
рейтинге, Туркменистан занял… 150-е место, оставив позади себя лишь Иран, Лаос,
Кубу, Ливию, Ирак и Северную Корею, разделивших между собой места со 151-го по
155-е. Еще 5 стран, втянутых в гражданские войны, в рейтинге не участвовали:
Ангола, Бурунди, ДР Конго, Сьерра-Леоне и Судан. Туркменистан, таким образом
оказался в довольно странной компании. Ведь гражданской войны у нас, вроде бы,
нет, богатств в земле не счесть, да и демократия наша, если верить Туркменбаши,
не чета ливийской и северокорейской, не говоря уже о конголезской. Какими же
данными оперировали независимые эксперты-экономисты?
Население Туркменистана – 4,779,330
человек. Это данные американского Госдепа. А Туркменбаши послушаем: 5,725,200!
Откуда же он взял этот без малого миллион несуществующих граждан, и для чего он
ему понадобился? Ответ мы найдем в любом выступлении Туркменбаши, где он говорит
о том, что миграция населения из Туркменистана в последние два года резко
сократилась вследствие созданных им крайне благоприятных условий для жизни и
деятельности граждан, и численность населения Туркменистана неуклонно растет.
Ради того, чтобы подтвердить эту ложь, ниязовские статистики идут на подтасовку
не только данных о миграции и средней продолжительности жизни в Туркменистане,
но и показателей детской смертности, что выглядит в высшей степени кощунственным
и нецивилизованным.
Перейдем теперь к одной из самых любимых
"конфеток" С. Ниязова – доходе на душу населения. Опрометчиво пообещав своим
гражданам на заре независимости по "Мерседесу", Туркменбаши все 10 лет своего
правления вытворял с этим относительным показателем благосостояния такое, что у
любого человека, хоть немного знакомого с математикой, кругом шла голова. В
последний раз Ниязов говорил о "доходах на душу" на заседании Халк Маслахаты в
Чарджоу в начале августа 2002 года. С высокой трибуны прозвучала цифра 5,700
долларов США. По мнению Ниязова, именно такая часть стоимости всех произведенных
в стране товаров и услуг приходится на одну измученную душу среднего гражданина
Туркменистана. И это опять ничто иное, как наглая ложь, рассчитанная на
одурманенных "Рухнамой" первокурсников. В любом справочнике по экономике вы
прочтете, что доход на душу населения – это количество произведенных товаров и
услуг, приходящихся в среднем на одного жителя страны. Попробуйте теперь
умножить 5,700 на 5,725,200. У вас получится чуть больше 32,5 миллиардов
долларов США национального продукта, в то время, как даже по данным
Национального института статистики и информации Туркменистана, обнародованным в
конце прошлого года, этот показатель не превышает 4,5 миллиардов. Но делегатам
Халк Маслахаты было не до математики. Они поглотили эту ложь бурными
аплодисментами, и пошла она гулять по стране. Вот так, легким движением руки, а
вернее языка, Туркменбаши "сделал" для страны 28 миллиардов, которых никто
никогда не видел и вряд ли увидит, потому что существуют они только в ниязовских
речах.
По данным Всемирного Банка, реальный
валовой национальный продукт на душу населения в Туркменистане составляет 968
долларов США. Но и здесь не спешите радоваться. Это по 5,2 тысячи манатов за
доллар. А по 22 тысячи – считайте сами... Скажу вам только, что у Анголы, даже
при том, что там уже больше четверти века длится кровавая гражданская война, все
эти показатели гораздо выше. А значит, и 150-е место Туркменбаши прописано
"вилами по воде".
Рассмотрим теперь, какие выводы сделали
международные эксперты относительно уровня экономической свободы в
Туркменистане. Свое 150-е место в рейтинге Туркменистан занял, благодаря
следующим оценкам по пятибалльной шкале (1 – высший балл, 5 – низший) :
Торговая политика – 5 баллов (крайне
высокий уровень государственного протекционизма)
По данным Европейского Банка Реконструкции
и Развития (ЕБРР), Туркменистан выставляет слишком значительные барьеры на пути
развития нормальных торговых отношений. К числу таких труднопреодолимых
препятствий относятся высокие акцизные ставки (от 10 до 100 процентов),
усложненная процедура регистрации торговых сделок и инвестиционных проектов, а
также подписанный Ниязовым в 1999 году указ об установлении 5-процентной
таможенной пошлины на любые товары, ввозимые в Туркменистан частными
предпринимателями.
Доход и корпоративное налогообложение –
3,5 (высокие налоговые ставки)
Государственные расходы – 4 (высокий
уровень)
Подоходный налог в Туркменистане
составляет 25 процентов. Корпоративный налог – 25 процентов. В 1998 году
государственные расходы составили 25,8 процента от валового внутреннего продукта
(ВВП).
Вмешательство государства в экономику – 4
(высокий уровень)
Приватизирована незначительная часть
мелких предприятий государственного сектора. По оценке ЕБРР, существуют
предпосылки для более масштабной приватизации средних и крупных предприятий,
которая искусственно сдерживается государством.
Кредитно-денежная (валютная) политика – 5
(очень высокий уровень инфляции)
С 1991 по 2000 год в среднем ежегодный
уровень инфляции составлял 35,92 процента.
Приток капитала и иностранных инвестиций –
5 (очень высокий уровень ограничений)
По словам представителей ЕБРР,
единственный способ для иностранного инвестора осуществить проект в
Туркменистане, это наладить "теплые" личные отношения с высшим руководством
страны. Все остальные варианты бесперспективны.
Состояние банковского дела и финансов – 5
(очень существенные ограничения)
Банковская система в Туркменистана крайне
слаба и действует по старым "советским" принципам под абсолютным контролем со
стороны государства. 95 процентов всех кредитов направляются в государственный
сектор на нужды привилегированной нефтегазовой отрасли и сельского
хозяйства.
Уровень зарплат и цен – 4 (чрезмерное
вмешательство государства)
Большинство цен в Туркменистане
регулируются правительством. По данным Госдепартамента США, правительство
Туркменистана контролирует цены на все товары, за исключением продуктов питания.
Здесь удерживаются лишь цены на муку и хлебопродукты. Крупнозернистая соль
местного производства в Туркменистане раздается бесплатно. Кроме того,
существует целый ряд товаров и услуг, на которые в Туркменистане для местных
граждан и иностранцев установлены разные цены. За авиа-, железнодорожные и
междугородние автобусные перевозки, связь, автомобильное топливо, строительные
материалы, химические удобрения местного производства и входные билеты в музеи и
на выставки иностранцы платят в американских долларах, в то время, как местные
жители – в манатах, в четыре раза меньше, благодаря разнице между официальным и
"черным" курсами обмена валюты.
Право собственности – 4 (низкий уровень
защиты)
По данным Госдепартамента США, в
Туркменистане отсутствует система защиты договорных прав и права собственности.
Независимый суд в Туркменистане невозможен, в силу того, что президент обладает
неограниченными полномочиями назначать и увольнять судей.
Регуляция предпринимательской деятельности
– 4 (высокий уровень)
Поскольку вся экономика Туркменистана
контролируется государством, частное предпринимательство осуществляется в крайне
жестких условиях. Уровень коррупции и бюрократизма не позволяет предпринимателям
добиваться эффективного развития своего бизнеса. Специалисты ЕБРР утверждают,
что в Туркменистане сложилась наихудшая среди всех стран СНГ ситуация с
экономическим реформированием. Государство постоянно ограничивает деятельность
частных предпринимателей по политическим соображением. Сюда же относится и
заведомо недоброжелательное отношение к присутствию иностранцев в частном
бизнесе.
Активность на "черном" рынке – 5 (очень
высокий уровень)
В Туркменистане широко распространена
контрабанда, во-первых, благодаря слабости пограничных и таможенных служб, а
во-вторых, за счет того, что законодательство в отношении защиты прав
собственности безнадежно устарело и абсолютно неэффективно. Международная
организация Business Software Alliance, обеспечивающая правовую защиту
производителей компьютерных программ, например, утверждает, что 90 процентов
этого рынка в Туркменистане занимает пиратская продукция. Официальный курс
туркменского маната отличается от курса на "черном" рынке в 4 раза.
Вот такая неутешительная картина. В целом
же, если ознакомиться с материалами по всем странам, можно будет сделать вывод о
том, что в большинстве случаев наибольших успехов в экономике добились страны, в
которых существуют наиболее демократические режимы. Туркменистан же относится
всеми экспертами к числу самых репрессивных стран мира, поэтому трудно было
ожидать от него больших успехов в сфере экономики.
Но огорчает не только это. В конце концов,
экономические успехи – это еще и вопрос времени. История многих государств знала
периоды экономических расцветов и падений. Та же самая Ангола, которая сегодня
даже не включена в рейтинг, до 1975 года была богатейшей африканской страной, а
о стремительном экономическом росте стран Юго-Восточной Азии сказано и написано
столько, что впору составлять учебники. Пугает и огорчает лживая улыбка на лице
нашего национального лидера, с которой он платит зарплату несуществующим
гражданам несуществующими долларами, возит их на несуществующих "Мерседесах",
лечит просроченными лекарствами, кормит невыращенной пшеницей и одевает в давно
вывезенный за границу текстиль. Он живет в сказке, окружил себя вымышленными
персонажами, поющими песни о мифическом счастье. Между тем, живым людям
становится уже совсем невмоготу. Ведь это на их сгорбленных спинах держится
царство Великого Сапармурата Туркменбаши, творца золотого века. И стоит людям
чуть пошевелиться, как полетит "золотой" Баши со своего золотого трона вверх
тормашками в никуда, унося с собой все свое лживое наследие. И вот тогда
начнется у народа Туркменистана настоящая жизнь. Настоящая жизнь и настоящая
работа. И пусть мы не будем первыми, но и последними тоже не будем никогда.
|