У Грузии есть лишь один гарант независимости – Россия
Сегодня.ру,
16.10.08
Петр Иванченко
Агрессия Грузии против Южной Осетии, завершившаяся
сокрушительным разгромом грузинских Вооруженных Сил, красноречиво
продемонстрировала миру несостоятельность режима Саакашвили и его личную
неадекватность.
Но это не все. Для всех стало ясно, что, несмотря на
значительные силы и средства, вложенные Западом на вооружение и подготовку
грузинской армии, ее боеспособность оказалась невелика, прежде всего, в силу
низкого боевого духа войск. Даже представители НАТО в официальном отчете были
вынуждены констатировать, что «до 5 тыс. грузинских военнослужащих были
рассеяны». Иными словами, разбежались. Причем, общая численность наземной
грузинской группировки, брошенной против Южной Осетии, насчитывала около 6000
штыков!
Военное и политическое поражение режима Саакашвили
обострило внутреннее политическое противостояние в самой Грузии. И, наконец,
стало ясно, что его покровители и спонсоры, не готовы вступить ради защиты
власти тбилисского диктатора в вооруженный конфликт. Более того, очевидно, что в
свете нынешних экономических и политических проблем, Вашингтону не до
Грузии.
Совокупность данных обстоятельств превращает Грузию в
довольно легкую добычу, что было немедленно отмечено в столице страны,
претендующей на роль регионального лидера – Турции. Во время августовского
конфликта Анкара, до этого активно участвующая в модернизации грузинской армии,
повела себя несколько неожиданно. Она вдруг стала возражать против прохождения
через проливы из Средиземного в Черное море некоторых судов ВМС США. О причинах
тогда спорило немало экспертов. Одни утверждали, что «закрытие проливов»
пролоббировано потомками абхазских мухаджиров, чья община имеет немалый вес в
Турции. Другие утверждали, что таким образом турки что-то выторговывают у
американцев – например карт-бланш на действия в иракском Курдистане. И хотя,
через несколько дней корабли все же пропустили, происшедшее свидетельствовало о
наличии если не разногласий, то, по крайней мере, некоторых различий в видении
проблемы у Анкары и Вашингтона.
Но, дальше – больше.
Как уже сообщалось, информационные агентства
Азербайджана со ссылкой на источник в МИДе страны сообщили о том, что Баку
приступает к массовому предоставлению азербайджанского гражданства жителям
грузинской области Квемо-Картли (по-азербайджански – Борчалы). По словам
источника, по окончании паспортизации Азербайджан намерен потребовать от Тбилиси
предоставить области статус автономии, а в случае отказа ввести туда войска. О
«гарантиях безопасности тюркского элемента в Грузии» говорил и анонимный
источник в МИД Турции, которого процитировала на прошлой неделе стамбульская
Milliyet. Создание «разноуровневой федерации» является единственной гарантией
сохранения территориальной целостности Грузии, считает турецкий дипломат. Помимо
создания азербайджанской автономии, Анкара намерена потребовать от Тбилиси
«вернуть реальную автономию» Аджарии и репатриировать в Грузию всех турок -
месхетинцев, также предоставив им особый статус. Иными словами, речь идет о
фактическом признании Грузии «несостоявшимся» государством, не способным
обеспечить свой суверенитет, а так же права и безопасность граждан, и потому
нуждающимся во внешнем контроле и управлении.
Как уже говорилось выше, момент для подобных притязаний
выбран самый подходящий – когда грузинская государственность находится в
глубочайшем кризисе, имидж «грузинской демократии» серьезно подорван в глазах
мирового общественного мнения, а возможности США по поддержке тбилисского режима
в силу целого ряда объективных и субъективных причин, весьма ограничены.
Более того, в настоящий момент значение Турции в
геополитических планах Вашингтона столь велико, что ради сохранения её в статусе
своего союзника, он вполне может пожертвовать и Грузией. Следует отметить, что
сравнительно недавно Америку вовсе не устраивали претензии Турции на
региональное лидерство. Между прочим, одна из задач «революции роз» была именно
ослабления турецкого влияния в Грузии, которое на тот момент превысило все
допустимые, с точки зрения, американских спецслужб, пределы. Теперь для Анкары
настал момент удобный для реванша. Турция сегодня просто не заменима для США в
контексте иракской и иранской проблемы. И единственной, если не считать Израиль,
страной на Ближнем Востоке, которую американцы могут пока что позиционировать
как своего союзника. Примечательно, что недавняя попытка вице-президента США
Дика Чейни во время его визита в Баку добиться от Азербайджана участия в
антироссийских и антииранских программах потерпели фиаско. И надо полагать, что
немалую роль в этом сыграла Турция, давая, таким образом, понять Вашингтону, что
с Баку нужно договариваться через Анкару. Это, во-первых. А во-вторых, это был
знак Москве.
Дело в том, что Турция уже много лет заявляет о своем
желании иметь партнерские отношения с Россией в вопросах освоения… стран СНГ. По
сути дела, разговор шел о предложении «поделиться» и пустить Турцию в зоны
традиционного влияния нашей страны – в Закавказье и Центральную Азию.
Однако после активного «освоения» этих регионов
американцами, актуальность этого «партнерства» несколько снизилась. Но сегодня,
после возвращения некоторых наших позиций в этих странах, тема, похоже,
поднимается вновь.
Собственно говоря, поднятый в турецких и азербайджанских
СМИ «тюркско-мусульманский вопрос» в Грузии – это, прежде всего, откровенный
сигнал Москве. Поскольку в данной ситуации значение нашей страны – ключевое.
Если Россия поддержит притязания Анкары и Баку и в истории грузинской
государственности будет поставлена точка. Если же нет, то признание Грузии
«несостоявшимся государством» будет крайне проблематичным.
Логичен вопрос: «Какой сценарий в данной ситуации более
предпочтителен для нашей страны?»
В том, что действия Баку и Анкары скоординированы,
сомневаться не приходиться, как и в том, что эти притязания – только начало.
Идеи возрождения Османской империи или строительства «Великого Турана» уже давно
будоражат турецкое общество, и в том или ином виде гуляют по коридорам высших
правительственных структур Анкары. Мы хорошо помним о негласной поддержке
турецкими спецслужбами бандподполья на Северном Кавказе, о том, как на
территории Турции функционировали базы отдыха и тренировочные лагеря боевиков,
действовали вербовочные конторы и фонды, занятые финансированием террористов.
Известно, что турецкая разведка довольно активно работала и среди
турок-месхетинцев, чья большая община до недавнего времени присутствовала в
Краснодарском крае. Эмиссары националистических турецких организаций постоянно
пытаются создать свои филиалы в тюркоязычных регионах нашей страны. Не являются
секретом и их деятельность в Крыму. Следует так же отметить турецкую активность
(деловую, и не только) в Абхазии. Здесь ситуацию значительно облегчает наличие
большой абхазской общины в Турции, потомков так называемых мухаджиров,
покинувших родину в 19 веке. Эксперты предполагают, что сегодня после
провозглашения независимости, многие из них пожелают вернуться в Абхазию. И в
этом случае есть все основания рассматривать их как турецкое лобби.
Как известно, на протяжении веков Турция являлась
главным соперником и противником России на южном направлении. Причем, в отличие
от того же Ирана, она никогда не была союзным нам государством. После крушения
СССР ее политику на постсоветском пространстве можно охарактеризовать как
экспансионистскую.
Исходя из этого, можно смело утверждать, что вычленение
из Грузии анклавов под патронажем Анкары противоречит государственным интересам
России. Поскольку этим дело не ограничится. Есть в этом вопросе и моральный
аспект: Аджария и Квемо-Картли совсем не тождественны Южной Осетии и Абхазии.
Абхазы и южные осетины построили свою государственность,
отстояли ее с оружием в руках, и она успешно функционировала более 15 лет. В то
же самое время фактическое упразднение Саакашвили Аджарской автономии
практически не встретило сопротивление со стороны аджарцев.
Следует учесть и другое – грузины православный народ, с
которым нас очень многое связывает. И иметь соседом дружественную Грузию гораздо
выгоднее, чем «подмандатную Турции» территорию. Весь вопрос – в нынешнем
тбилисском режиме, который не только разрушил нормальные отношения между нашими
странами, но и поставил грузинское государство на грань уничтожения. Таким
образом, все упирается в необходимость смены грузинского руководства и его
внешнеполитического курса. Есть надежда, что угроза, которая сегодня нависла над
Грузией, заставит здоровые политические силы страны решить, наконец, вопрос об
отстранении от власти обанкротившегося лидера, а так же начать поиск путей к
выстраиванию нормальных, добрососедских отношений с Россией, которая в нынешней
ситуации только одна и способна помочь Грузии сохранить независимость и
оставшуюся территорию.
|