Новый этап нагорно-карабахского урегулирования
168 жам (168 часов,
Ереван), 14.11.08
Рубен Ангаладян
Желая восстановить свою геополитическую гегемонию,
утвердить свои приоритеты и упрочить позиции (на Южном Кавказе), Россия решила
уточнить, насколько далеки или близки (друг от друга – ПП) позиции Азербайджана
и Армении в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Москва видит, что более
14-ти лет эти страны не воюют, а противостояние заморожено. Видя, что в вопросе
признания своей независимости Абхазия и Южная Осетия на данном этапе сделали
большой шаг, русские желают знать, в каком состоянии в этом плане находятся
бывшие республики (советского Закавказья – ПП). Это желание понятно, так как
выход в Закавказье укрепляет позиции Москвы на всем Кавказе, особенно, на
Северном.
В вопросе Нагорно-Карабахской Республики Москва может
уточнить ситуацию и, учтя единство страны и народа, силу их (Армении и НКР – ПП)
убежденности, представить другие предложения или же вновь заморозить этот
(нагорно-карабахский – ПП) вопрос и отложить его урегулирование. Если Россия
будет настаивать на своем, президент Армении имеет возможность уйти в отставку,
заявляя тем самым о своем несогласии с планами стратегического союзника Армении.
Тогда можно подумать о развитии Армении по иным принципам и с иными
приоритетами.
Однако мне кажется, что Россия, которая никогда не
строила с народами Южного Кавказа прагматичные и длительные отношения и имеет
свои представления о них, может и должна понимать свои реальные приоритеты. Хотя
она не раз предавала Армению, она, в конце концов, вновь вернулась на круги
своя. Сегодня же для развития и процветания этих (армяно-российских – ПП)
отношений имеется новая историческая возможность.
Если Россия предпримет жесткие шаги и потребует от
Армении возврата Азербайджану части территорий (вокруг Нагорного Карабаха – ПП),
согласованы ли подобные шаги с Ираном? Ведь эта страна имеет свои представления
о региональной безопасности и балансе сил. Действия Баку невыгодны Ирану, в
частности, в вопросе (перспектив – ПП) Габалинской станции. Иран –
самодостаточное государство, и эта страна выйдет из кризиса с наименьшими
потерями, в отличие от России, которая имеет слабый иммунитет. Иными словами,
Москва более открыта для западных инвестиций и более коррумпирована, чем
Тегеран.
В нынешней ситуации, когда цены на нефть резко падают,
позиции Баку, который действует одновременно по двум направлениям – российскому
и турецкому, слабы. Ведь Армения ни в коем случае не согласится сдать ни одну из
своих территорий (Нагорный Карабах и окружающие его районы Азербайджана,
контролируемые армянской стороной – ПП), так как это – вопрос национальной
безопасности страны.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что Россия
всего лишь хочет действовать в регионе в новом качестве. А вот каков будет ответ
Армении, с учетом того, что именно она может оказаться в роли проигравшей
стороны, зависит не столько от ее президента, сколько от самой страны и ее
народа.
|