В ЗЕРКАЛЕ СМИ
Московский Комсомолец, 4 ноября 2002 Белорусам перекрыли трубуМарина Перевозкина
Теперь Лукашенко сядет на “газовую диету”
Белорусский МИД разразился заявлением по поводу
“экономического давления” на страну — с 1 ноября Россия сократила поставки газа
в республику в 2 раза.
Такое решение “Газпром” принял в конце октября,
мотивировав его тем, что темпы потребления Белоруссией “голубого топлива”
значительно превышают согласованные объемы поставок. По словам зампреда
правления “Газпрома” Александра Рязанова, за 9 месяцев этого года белорусы
“перебрали” лимит на полтора миллиарда кубометров. А оплатили при этом всего
8,3% газа!
В ответ на все это МИД Белоруссии в субботу заявил,
что расценивает решение как “преднамеренную акцию по оказанию экономического
давления на Республику Беларусь”.
“МК” обратился за комментариями к заведующему
отделом Белоруссии Института стран СНГ Александру Фадееву.
“Решение сократить поставки газа в Белоруссию
принято не по политическим мотивам, — считает Фадеев. — Это чисто экономические
проблемы”.
Россия поставляет газ в Белоруссию не по мировым, а
по внутрироссийским ценам — 22—24$ за тысячу кубометров. Белоруссия —
единственная страна в Европе, где 90% ТЭЦ работают на природном газе. Поскольку
цены на мазут возросли, они решили договориться о дополнительных поставках
российского газа. Но им предложили покупать его по цене 36 долларов за тысячу
кубометров. Кроме того, российская сторона потребовала погасить долг “Газпрому”
за уже поставленный газ, а это приблизительно 275 миллионов долларов. Белорусы,
видимо, не были к этому готовы.
Белоруссии давно пора научиться отдавать долги, —
считает эксперт. — Тем более что ни одна развитая европейская страна не может
себе позволить расходовать газ на производство электроэнергии. Это может делать
только Белоруссия, потому что Россия снабжает ее дешевым газом. Так что надо
учиться жить по средствам”.
«Рунет.Ру», 6 ноября 2002 "Материк" объединяет постсоветское пространство
Со времен раскола СССР с информационного горизонта
исчезли известия о бывших дружных сестрах - республиках. Все новости в этом
направлении связаны или с политико-экономическим общением на высшем уровне, или
военными действиями. Единственная аналитическая программа на центральных
телеканалах, целиком посвященная проблемам постсоветского пространства -
"Материк" на ТВЦ. Однако, по словам представителей Института СНГ, обустраивая
Россию, нельзя оказаться от миллионов соотечественников, единоверцев, людей
общей с нами культуры и языка, от которых в одночасье уехало прошлое общее
государство.
Необходимость в знании и связях вызвала к жизни
информационно-аналитический портал "Материк". Здесь освещаются все основные
аспекты жизни ближнего зарубежья - геополитические, военные, экономические,
социальные, культурные, медийные. Предоставляется основная информация о странах
ближнего зарубежья и полезные ссылки на их информационные ресурсы. Кроме того,
новостная лента в режиме on-line рассказывает о событиях происходящих на нашем
материке. Портал имеет поисковый сервис и архив, а все желающие могут принять
участие в обсуждении актуальных проблем на разнообразных форумах.
По заявлению руководства проекта, на сайте размещена
самая полная база данных русских общин за рубежом и переселенческих организаций
в России "Соотечественники", насчитывающая на сегодняшний день 387 организаций и
468 персоналий.
Интернет.ру, 6 ноября 2002 "Материк" прописался в рунете
В
рунете стартовал новый информационно-аналитический web-портал “Материк”, который
предоставляет пользователям интернета систематизированную информацию о
процессах, происходящих на постсоветском пространстве.
Портал освещает все основные аспекты жизни ближнего
зарубежья – геополитические, военные, экономические, социальные, культурные,
медийные. Здесь вы можете получить основную информацию о странах ближнего
зарубежья и полезные ссылки на их информационные ресурсы, узнать в режиме
on-line о главных событиях нашего материка на новостной ленте портала,
познакомиться с компетентным мнением специалистов по актуальным проблемам СНГ в
разделе “мнения” и публикуемом два раза в месяц информационно-аналитическом
бюллетене Института стран СНГ, ознакомиться с оригиналами документов,
расшифровками стенограмм различных мероприятий (конференций, круглых столов и
т.п.). Здесь же размещена самая полная база данных русских общин за рубежом и
переселенческих организаций в России “Соотечественники”, насчитывающая на
сегодняшний день 387 организаций и 468 персоналий (сведения постоянно
обновляются). Ну и, конечно же, здесь выложены стенограммы и real video всех
выпусков телецикла “Материк”.
Портал имеет поисковый сервис и архив, а все
желающие могут принять участие в обсуждении актуальных проблем нашего материка
на разнообразных форумах.
Материк, 6 ноября 2002 Шантаж – не дело союзников
Решение России снизить поставки природного газа в
Беларусь на 50% уже почти неделю будоражат политическое сообщество двух
государств. Одни в предпринятом шаге видят только экономические проблемы – об
этом заявляли не только представители российской стороны, но и белорусские
парламентарии, другие склонны рассматривать данный вопрос как политическое
давление Кремля – заявил сегодня президент Лукашенко.
Руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ
Александр Фадеев, комментируя для «Материка» высказывания белорусского лидера
заметил, что нельзя увязывать долги за уже поставленный Россией газ со всеми
другими проблемами, в том числе спорными, имеющимися между РБ и Россией в
настоящий момент.
«Стремление Беларуси найти альтернативные источники
энергоресурсов, прежде всего природный газ, не имеют под собой реальных
оснований», - отметил эксперт – «решение президента Лукашенко о выплате России
газового долга можно только приветствовать. Однако увязывать проблемы долгов,
кредитов, налоговых льгот и т.п. с чисто политическими вопросами недопустимо.
Особенно, если речь идет о генеральной линии на реинтеграцию двух государств
Беларуси и России. В противном случае, попытка подвести политическую базу под
рутинные экономические отношения может быть расценена только как политический
шантаж союзника – России».
Материк, 10 ноября 2002 Лужков: в российско-латвийских отношениях назрел переход от "рефрижераторного состояния" к потеплению По материалам РИА «Новости», газеты «Час»
8-9 ноября мэр Москвы Юрий Лужков побывал по
приглашению рижской Думы с 2 двухдневным официальным визитом в латвийской
столице. В состав официальной делегации вошли представители московского
правительства: первый заместитель премьера Правительства Москвы В.Ресин, первый
заместитель мэра в Правительстве Москвы, заместитель премьера Правительства
В.Малышков, депутаты Мосгордумы во главе с ее председателем В.Платоновым,
руководитель МХАТ имени Чехова О.Табаков, директор Института стран СНГ
К.Затулин, а также видные представители бизнеса.
В латвийской столице мэр Москвы встретился с
ветеранами Великой Отечественной войны, представителями русских общественных
организаций, ознакомился с ходом работ по реконструкции бывшего Дома
железнодорожника в Московский культурно-деловой центр, который должен открыться
уже в конце лета. Юрий Лужков посетил Рижский православный собор, который
представители российской власти не посещали со времен Николая II.
В ходе визита Юрий Лужков встретился с мэрами
крупнейших городов Латвии. Он пригласил своих латвийских коллег посетить Москву
для конкретной проработки вопросов сотрудничества. Достигнуты договоренности о
сотрудничестве с бизнес элитой Латвии. Несмотря на то, что визит московского
мэра вызвал большой ажиотаж и привлек внимание общественности, в переговорах с
Юрием Лужковым участвовал только представитель партии «ЗАПЧЕЛ» – Янис Юрканс.
Однако дискриминирующая политика по отношению к русским латвийских властей уже
не находит поддержки общества. Именно это позволило Юрию Лужкову на состоявшейся
по итогам визита пресс-конференции заявить, что в российско-латвийских
отношениях назрел переход от 10-летнего периода "рефрижераторного состояния" к
потеплению.
Новая газета, 11 ноября 2002 Кучма — это не наше и не все.Константин Затулин, директор Института стран СНГ
Вопрос о власти в Украине решается
вне Украины
Осень в
Украине ознаменовалась резким обострением внутриполитической ситуации. 16 и 24
сентября Коммунистическая и Социалистическая партии Украины, «Блок Юлии
Тимошенко» и примкнувшие к ним организации Рухов, УНА-УНСО вывели на улицы и
площади Киева около 100 тыс. митингующих, которые требовали досрочного
отстранения президента Украины Леонида Кучмы от власти. 12 октября на
Европейской площади в центре Киева состоялась следующая акция оппозиции —
«Народный трибунал над Кучмой и его режимом». Аналогичные «трибуналы» прошли по
всей стране.
Все более определенную поддержку акциям оппозиции
оказывает руководство блока «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко. Наконец,
судья апелляционного суда Киева взрывает деланное спокойствие в правящем лагере,
объявив о возбуждении против президента уголовного дела.
Хотя перспектив у «народных трибуналов» и
судей-перебежчиков пока немного, нынешний, второй этап акции «Украина без Кучмы»
обещает быть более масштабным, чем прежние попытки отстранить президента Украины
от власти.
Первая кампания по свержению Кучмы сорвалась из-за
отсутствия реальных механизмов отстранения президента от власти, затрудненности
процедуры импичмента. Президенту удалось сохранить контроль над силовыми
структурами, генпрокуратурой, средствами массовой информации, которые сумели
посеять у части населения недоверие к мотивам лидеров оппозиции.
Огромную роль в
провале попытки переворота сыграла позиция России. Президент РФ Владимир Путин в
разгар политического кризиса специально прибыл в Днепропетровск на встречу с
Кучмой, разомкнув тем самым кольцо складывавшейся вокруг президента Украины
международной изоляции.
В дальнейшем руководство России продолжало оказывать
Леониду Кучме политическую и эконономическую поддержку: в августе 2001 года
президент Владимир Путин на праздновании десятилетия независимости Украины в
Киеве объявил о начале Года Украины в России; в октябре Россия подписала не
выгодное для себя соглашение по газовым долгам Украины, предусматривающее
отсрочку их выплаты до конца срока полномочий Леонида Кучмы; в декабре по
инициативе администрации президента РФ прошел учредительный съезд «Ассоциации
выходцев из Украины в России», постепенно превращающейся в орудие украинского
лобби в РФ.
Главная военная прокуратура РФ раскрутила дело о
коррупции при поставках в Украину, главной обвиняемой в котором с украинской
стороны стала Юлия Тимошенко.
Наконец, администрация президента РФ оказала прямую
поддержку сторонникам Леонида Кучмы в ходе избирательной кампании по выборам
Верховной рады Украины в марте 2002 года. На время вся политическая активность в
стране была перенаправлена в русло избирательной кампании, а после выборов – в
«спикериаду», распределение постов и формирование фракций в новой Верховной
раде. Руководящие посты в раде (пост спикера и двух вице-спикеров) заняли
представители разных группировок «партии власти».
Крупнейшие парламентские фракции — «Наша Украина»
(110 депутатов) и фракция Коммунистической партии Украины (64 депутата) —
остались недовольны таким дележом, что подтолкнуло их присоединиться к активным
действиям против президента.
В начале сентября, в последний момент перед новыми,
более масштабными акциями оппозиции, Леонид Кучма предложил проект политической
реформы, предусматривающий трансформацию Украины из унитарного государства с
сильными президентскими полномочиями в парламентско-президентскую республику с
элементами федерализма. Но оппозиция сочла, что с помощью этих мер по
децентрализации Леонид Кучма просто рассчитывает выиграть время и создать
ситуацию, при которой он будет застрахован от преследований по окончании
президентского срока. Инициатива Кучмы и ее обсуждение продемонстрировали, что
не только оппозиция не доверяет президенту, но и президент не видит в своем
окружении кандидата в наследники, на которого он полностью мог бы положиться.
В этих условиях и начался с середины сентября новый
этап кампании «Украина без Кучмы».
В схватке за Украину к настоящему времени
определились в основном линия нападения (оппозиции) и линия защиты (власти).
Оппозиция будет наращивать давление на президента и структуры власти, с тем
чтобы, деморализовав чиновничество, силовые ведомства и неустойчивое
президентское большинство в парламенте, заставить Кучму уйти досрочно по всей
форме (отставка) или по существу, неформально (реальный отказ президента от
существенной части своих полномочий и/или их передача в пользу выдвигаемого
оппозицией премьера, становящегося соправителем и вероятным наследником). Власть
будет обороняться, как и в 2001 году, в расчете «пересидеть» выступления
оппозиции и, если повезет, расколоть ее, используя как остающийся в распоряжении
власти административный ресурс, так и законодательный тупик процедуры
импичмента. У различных фигур в окружении действующего президента теплится
надежда выйти в преемники при благоприятном повороте событий.
Очевидно, что
у каждой из этих стратегий есть изъяны и слабые места. Оппозиция объединена
только целью свержения Леонида Кучмы — у разных оппозиционных сил разные
представления о будущем Украины и своей роли. Против Леонида Кучмы в
возрастающей степени будет работать факт невозможности продления его полномочий
или переизбрания после 2004 года. Уже сегодня монолит власти в Украине разъедают
трещины, а в среде чиновничества, в правоохранительных структурах наблюдаются
признаки «китайского синдрома» – беспричинного, казалось бы, беспокойства,
свидетельствующего о приближающемся сбое механизмов власти (нервозная реакция на
демарш никому прежде не известного судьи киевского апелляционного суда это
доказывает).
В очередной раз становится ясным, что решение
вопроса о власти в Украине невозможно в результате исключительно внутреннего
противоборства. Вопрос о власти в Украине в большой мере решается вне Украины. С
этой точки зрения нелишне напомнить слова, сказанные Леонидом Кучмой этой
весной, в период выборов в Верховную раду: «Украина – это футбольное поле, на
котором играют США и Россия».
Складывается впечатление, что у американской стороны
в этой игре ставки сделаны. В Соединенных Штатах, видимо, считают, что Леонид
Кучма свою роль сыграл, добившись подписания и ратификации в России известного
«Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве» — на самом деле
договора о признании Россией спорных границ с Украиной, окончательно
прописывающего ее на карте как не зависимое от России государство.
Кучма должен теперь уйти и оставить свой пост
Виктору Ющенко, как более современному исполнителю политической воли США,
призванному открыть новый этап истории раздельного существования России и
Украины. В сентябре этого года госдепартамент США вдохновил оппозицию, обвинив
украинские власти в поставке систем ПВО Ираку. Было объявлено о прекращении
кредитования Украины и требовании своевременного возврата государственного долга
(то есть 3 млрд долларов в будущем году).
Шансы Виктора Ющенко действительно высоки.
Существует несколько сценариев его прихода к власти. Первый, наиболее близкий
Ющенко по складу характера, – «добровольное» решение Леонида Кучмы о назначении
Виктора Ющенко премьером, то есть наследником — как результат давления извне,
шантажа президента угрозой полного присоединения Ющенко к акциям оппозиции, а
также предложения «отступного» в виде гарантий Кучме по окончании президентского
срока. Однако на пути такого сговора встанет наиболее активная часть оппозиции
(Компартия, Соцпартия, возможно, Юлия Тимошенко и др.) и наиболее амбициозные из
нынешних «соратников» Кучмы (глава администрации президента Виктор Медведчук и
др.). Не говоря уже о России.
Другой вариант — Ющенко возглавляет оппозицию и
берет власть по югославскому сценарию. В пользу этого варианта свидетельствует
то, что оппозиция не намерена ждать два года, а Виктор Ющенко находится на пике
популярности. За два года ситуация может измениться, могут появиться новые
лидеры, поэтому Ющенко больше других заинтересован в досрочных выборах.
Очевидно, что более традиционным для Украины и
естественным для Ющенко является «мирный» вариант его «врастания во власть».
Ключевое значение для реализации этого варианта имеют согласие Кучмы и
преодоление «вето» России.
По всей вероятности, именно желанием удержать Кучму
от такого согласия и объясняются совершенно беспрецедентные шаги Кремля в
поддержку уходящего президента Украины. Предложение президента РФ изменить в
пользу Кучмы десятилетнюю традицию председательствования России в Совете глав
государств СНГ, последовавшее вслед за скандальными высказываниями нашего посла
в Украине Виктора Черномырдина (один из главных ответственных за стрельбу по
российскому парламенту в 1993 году публично удивился «сдержанности» украинских
властей в адрес оппозиции, «призывающей к государственному перевороту»), на
время перекрывает для российской власти возможности диалога с оппозицией.
Фигуранты из российской элиты, гревшие все эти годы
руки на сомнительных сделках со своими украинскими визави (будь то соучастие в
газовых аферах или в экспорте-импорте избирательных технологий), продолжают
хором уверять российскую власть и общественное мнение, что хромающий на обе ноги
Кучма и есть «наше всё» в Украине.
Таким образом, тактика США и России — обоих главных
игроков на украинском политическом поле — является достаточно прямолинейной и
бескомпромиссной. Но если прямолинейность США исходит из четкого представления о
собственных целях в Украине, то негибкость нашей политики основана на
беспринципном отношении к подлинным гарантиям российских национальных интересов
в этой стране.
Таковых на самом деле всего три: федерализация, или,
как предпочитают говорить в Украине, ее «земельное устройство»,
предусматривающая обязательную выборность всех региональных властей; придание
русскому языку наряду с украинским статуса государственного, что никак не
угрожает независимости Украины, но срывает планы местных русофобов; отказ от
вмешательства светских властей в дела Православной церкви, продолжающей
поддерживать духовно-религиозное единство русских и украинцев.
И если бы
федеральная власть, отказавшись в украинских делах от услуг сомнительных
дипломатов (Черномырдин) и экспертов (Павловский, Гельман и др.), озаботилась бы
анализом нашего подлинного национального интереса, очень скоро бы выяснилось,
что по крайней мере часть публичных лозунгов объединенной оппозиции
(демократизация, ограничение всевластия президентской вертикали, федерализация
Украины) вполне соответствует долгосрочному российскому интересу. Только в
условиях демократизации возможен выход подлинно пророссийских политических и
общественных сил на авансцену украинской политики, только развитие
самоуправления и выборности в регионах Украины дает гарантию против
строительства антироссийского государства в Украине «сверху».
Безусловно, риск для России есть при любом варианте
развития событий в Украине. Однако риск многократно возрастает в случае
безальтернативной ставки на теряющего свою власть Кучму. Действующий президент
за время своей политической карьеры неоднократно доказывал, что Россия не может
ему полностью доверять. Достаточно сказать, что весной—летом этого года, в
период короткой передышки между двумя наступлениями оппозиции, достигнутой во
многом благодаря поддержке России, Леонид Кучма умудрился подписать указ о курсе
Украины на вступление в НАТО, свергнуть пророссийского руководителя Крыма
Леонида Грача и поддержать публично униатскую церковь в ее усилиях по разрушению
церковного единства православных верующих России и Украины.
Кучма как солнце, говорят на Украине, он встает на
Востоке, но садится (и сядет) обязательно на Западе. Вот и теперь становится все
яснее, что рано или поздно Леонид Кучма под давлением Запада «сдастся на
милость» Виктору Ющенко, то есть той части оппозиции, которая в отличие от
другой ее составляющей ориентирована «строго на Запад». Сегодняшняя российская
политика в Украине в очередной раз превращает сильную Россию Путина в заложницу
слабой Украины Кучмы.
Следовало бы, не теряя контактов с действующей
властью в Украине и ставя ее текущие возможности на службу российским интересам,
наладить, хотя бы на общественном и экспертном уровне, взаимодействие с
вменяемой для России частью оппозиции. Нужно только приветствовать нахождение в
рядах оппозиции Соцпартии и Компартии – их участие в оппозиции предотвращает
превращение оппозиции исключительно в антироссийскую и прозападную.
Верх в соперничестве за Украину возьмет тот, кто
знает свой интерес, сохраняет свободу рук и возможностей. Кто умеет держать
паузу, когда просят простить долги.
Материк, 11 ноября 2002 Московская церковная дипломатия постепенно добивается своегоКирилл Фролов
Архиепископ Антонио Меннини, назначенный 6 ноября новым
представителем Ватикана в России, приступит к своим обязанностям в течение двух
месяцев. Антонио Меннини 55 лет, до июля 2000 года он был папским нунцием в
Болгарии. Как отмечают обозреватели, новому ватиканскому послу предстоит
работать в условиях осложнения отношений между Ватиканом и Русской Православной
Церковью. Предшественник Меннини архиепископ Георг Цур был месяц назад отозван
из России и назначен нунцием в Австрию. В период его пребывания в Москве Ватикан
повел недружественную политику в отношении Русской Православной Церкви. Объявив
без предварительных переговоров о повышении статуса своих структур,
римско-католическая церковь фактически образовала в России параллельную
поместную церковь. Это событие значительно охладило взаимоотношения с РПЦ и
вызвало в стране резко негативную реакцию по отношению к католикам.
Новое назначение следует воспринимать как плоды
жесткой и принципиальной линии московской церковной дипломатии, которая стала
проводиться в ответ на печально известное решение Ватикана о создании де-факто
русской католической церкви и активной миссионерской деятельности в России. Дело
в том, что представитель Ватикана-итальянец. Итальянская партия в католическом
клире считается наименее заинтересованной в вовлечении в российские дела. В
отличие от агрессивной польской, еще более агрессивной униатской
западно-украинской, действующей в тесном контакте с антироссийским лобби в США
(как известно, рассматривается вариант продвижения на папский престол главы
украинских униатов Любомира Гузара в случае успеха проекта «Украинская поместная
церковь») и стратегически мыслящей немецкой. Лидер консервативных немецких
католиков Вальтер Каспер, еще недавно выступавший с резкими выпадами в адрес
Русской Православной Церкви и главы ее дипломатического ведомства митрополита
Кирилла сделал ряд примирительных заявлений и даже подверг критике антицерковную
политику украинских властей.
Миссионерская атака Ватикана спровоцировала Русскую
православную Церковь на симметричный ответ. Концепция этого ответа была
сформулирована малороссийским епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом в
его статье «Надо изменить то, с чем невозможно смириться», опубликованную в
нашем бюллетене. Похоже, что эта публикация достигла своей цели и заставила
католические круги задуматься.
Очевидно, что эти рокировки и декларации являются
следствием именно принципиальной позиции Русской Православной Церкви в вопросе
вторжения католицизма на ее каноническую территорию. Если бы ее не было, если бы
Московский Патриархат пошел на уступки, этих жестов не было бы, ибо уступки
только разжигают аппетиты. Одновременно не следует придавать особенного значения
этим жестам католической стороны и тем более питать иллюзии.
11-17 ноября 2002 г., «Власть» Материк Независимых Государств
Госорганизации и политические деятели РФ в последнее
время развили бешеную активность в сети. Как уже писала "Власть", только за
последний месяц открылись: "Линия реформ" администрации президента
(www.reformline.ru), "Религия и СМИ" (www.religare.ru) Минпечати, сайты главы
Совета федерации Сергея Миронова (www.mironov.ru) и Российского агентства по
боеприпасам (www.munition.gov.ru). Последние новости: на прошлой неделе вышел на
рабочий режим эксплуатации портал "Материк" (www.materik.ru), изготовленный
Институтом стран СНГ - общественной некоммерческой организацией, учрежденной
рядом министерств и ведомств России.
"Строя новую Россию, мы не
можем отказаться от общения с миллионами соотечественников, единоверцев, людей
общей с нами культуры и языка, которые оказались отрезанными от Родины в
одночасье возникшими границами. Портал «Материк» предоставляет наиболее полную и
систематизированную информацию о процессах, происходящих на постсоветском
пространстве",- сообщают авторы проекта.
Если подробнее, в этот информпакет входят: сведения
об устройстве СНГ и расстановке сил в Содружестве; подробная справка по каждому
из членов СНГ (общие сведения, политическая ситуация, экономика, ведущие СМИ,
положение русской диаспоры в стране), лента новостей, материалы информбюллетеня
"Русские и русскоязычные в новом зарубежье". "Материк" даже предоставляет доступ
к базе данных "Соотечественники" - коллекции сведений об объединениях
русскоязычных граждан зарубежных стран. Впрочем, пока наибольший интерес
посетителей вызывает "Форум" на сайте. Здесь жители России активно выясняют
отношения с бывшими соседями по СССР. К сожалению, по цензурным соображениям мы
не можем привести ни одного сообщения с этого "Форума".
ИМА-Пресс, 12 ноября 2002 Комментарий дня. Решение калининградской проблемы на саммите в Брюсселе - победа или поражение России?
Виктор ИЛЮХИН, депутат
Госдумы, лидер Движения в поддержку армии: - Россия не достигла
победы на этом саммите. Не удалось добиться существенных уступок для нашего
государства. Поэтому мы и слышим только оптимистические речи и заявления,
призванные скрыть неудачу.
Вячеслав НИКОНОВ,
гендиректор Фонда "Политика": - Смотря с чем сравнивать. Могло
быть и хуже, могло бы быть и лучше. Мне кажется, что получение шенгенских виз
нам было полезней, чем получение упрощенных транзитных документов. С этой
непонятной бумажкой можно проехать только из Калининграда в Россию, а с
шенгенской визой - практически по всей Европе. Мне кажется, что лучше было бы
тогда согласиться с предложением Евросоюза и договориться об упрощенном порядке
получения шенгенских виз, чем добиваться такого "безвизового" режима для проезда
из Калининграда в Россию и обратно.
Артем АРТЕМОВ, руководитель
пресс-службы Института стран СНГ: - Конечно, здесь Россия
проиграла. Европейский союз дал возможность Путину сохранить хорошую мину при
плохой игре. Совершенно понятно, что все эти упрощенные транзитные документы -
такие же визы. И самое главное - процедура их выдачи носит разрешительный
характер: для того, чтобы попасть на территорию Калининградской области, нужно
просить разрешения у Литвы, а потом и у Евросоюза, куда это прибалтийское
государство так стремится попасть. К тому же все эти договоренности будут
действовать до начала 2005 года. А после того, как Литва вступит в ЕС, к России
будут применяться правила, которые действуют в отношении стран, которые не
входят в Шенгенскую зону. Похоже, что в калининградской проблеме за нас все
решила Европа. И если искать причины, по которым это произошло, то получается
как в русской поговорке: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". О
проблеме Калининграда мы задумались только в этом году, хотя о том, что ЕС
приняло решение о включении Литвы и Польши, было известно еще несколько лет
назад. Тогда-то и надо было заявить Европе, что будущее наших отношений зависит
от того, как мы будем решать проблему свободного передвижения граждан России по
своей стране. А теперь уже поздно - механизм расширения Евросоюза запущен и
работает на полную катушку.
Владимир КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ,
депутат Госдумы, координатор депутатского объединения "Европейский
клуб": - Это победа отношений России и Евросоюза. Для нас важно
сохранить приоритеты внешней политики, направленные на сотрудничество с Европой,
и саммит - первый шаг к совместным договоренностям. Что же до проблем жителей
Калининградской области, то решение об использовании внутренних паспортов -
случай небывалый. Дело в том, что наши паспорта написаны кириллицей, а потому не
читаемы ни на одном другом языке, кроме русского. Вместе с тем, считаю, что
России не стоило отказываться от права жителей области на получение многоразовой
шенгенской визы. Это позволило бы им не чувствовать себя оторванными не только
от России, но и от Европы, и у нас был бы реальный плацдарм для сотрудничества с
Евросоюзом. В общем, обе стороны схитрили, но Россия осталась в выигрыше.
Александр ТОЧЕНОВ,
исполнительный директор Института современной политики и директор Центра
прикладных исследований и программ: - Во-первых, это лучше, чем
ничего. Во-вторых, необходимо учитывать экономическую составляющую - если бы мы
продолжали настаивать на своем, общение с Калининградом по морю обошлось бы
очень недешево. А так - права российских граждан не ущемлены, интересы Евросоюза
соблюдены. В-третьих, важно, как дальше поведет себя Литва - за 2 года произойти
может многое...
Михаил ХАЗИН, директор по
стратегическому планированию компании "Современные
бизнес-технологии": - Нужно четко понимать, чего Россия,
собственно, добивалась. Если того, чтобы в качестве документа для покупки билета
через Литву использовался внутренний паспорт, то это Россия получила. И хотя это
упрощенный проезд, но все же не безвизовый. Не говоря уже о весьма любопытном
пункте, по которому Россия обязуется не продавать билеты гражданам РФ, которые
могут не нравиться Литве. Поэтому вполне можно ожидать, что недельки через две
Литва прекратит такой транзит по своей территории под благовидным предлогом
большого количества таких нежелательных лиц.
Материк, 12 ноября 2002 Газовый союз России и Беларуси под вопросом
Сегодня, 12 ноября в Государственной Думе РФ прошли
парламентские слушания на тему: «Вопросы интеграции России и Белоруссии»,
организованные фракцией «Союз правых сил». В слушаниях приняли участие депутаты
Госдумы, общественные деятели, политологи и социологи России и Белоруссии
В выступлениях руководства СПС основной акцент был
сделан на необходимости привлечения парламентов двух стран к более активному
решению вопросов интеграции с Беларусью. Союз правых сил считает, что с
Белоруссией нельзя объединяться ни по варианту В.Путина, предусматривающему
поглощение белорусских регионов Россией, ни по варианту А.Лукашенко, который
стремится использовать российский сырьевой и экономический потенциал в интересах
укрепления политической независимости республики и своего личного авторитарного
режима власти. С точки зрения СПС более приемлем путь, аналогичный складыванию и
развитию отношений внутри Евросоюза. На первом этапе необходимо создать зону
свободной торговли и реальный таможенный союз между двумя странами.
Выступивший на слушаниях заместитель председателя
правления Газпрома А.Рязанов отметил, что с сегодняшнего дня компания прекратила
поставки газа в Белоруссию. Вопрос поставок газа в республику в следующем году
не решен, поскольку за последние годы работы с белорусскими потребителями
Газпрому был нанесен ущерб около 2 млрд. долларов. На состоявшей вчера встрече
глав правительств России и Беларуси в Москве обсуждались вопросы погашения
долгов белорусской стороны за поставки газа и дальнейший принцип оплаты.
Достигнуты договоренности о сотрудничестве Беларуси с другими газовыми
компаниями России о поставках газа, однако решения, по каким ценам сырье будет
поставляться в братскую республику не принято.
|