|
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.
|
|
|
К вопросу о регистрации в Молдавии т. н. Бессарабской митрополииГеннадий Коненко Как известно, вопрос этот имеет свою
давнюю историю. В 1918 году по окончании Первой мировой войны, когда Россия была
не в состоянии контролировать захваченную Румынией Бессарабию, находившаяся в
составе Русской православной церкви (РПЦ) с 1813 года Кишиневская епархия (т.е.
задолго до того, как Румынская православная церковь получила от Константинополя
в 1885 г. автокефалию) была подчинена ПЦ Румынии в результате односторонних
действий румынского священноначалия. Тогдашний Патриарх Московский и Всея
Руси Тихон в октябре 1918 года категорически опротестовал это решение перед
Синодом ПЦР.
С июня 1940 г. после возвращения Бессарабии
Советскому Союзу Кишиневская епархия вновь заняла свое место в составе Русской
православной церкви.
В мае 1945 г. в Бухаресте и в октябре 1946 г. в
Москве Патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I
подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией
юрисдикции РПЦ[1].
В конце 1980 – начале 1990 гг. развитие под
воздействием извне националистических тенденций в Молдавии и распад СССР
способствовали провозглашению независимости страны и усилению позиций крайне
правых сил во главе с христианскими демократами, рьяно выступавшими за
«воссоединение» с Румынией. Поддерживая политику официального Бухареста и
стремясь внести свою лепту в претворение в жизнь этой линии правых
националистов, Синод Румынской православной церкви еще в апреле 1992 года в
своем заявлении выразил несогласие с тем, что Кишиневская и Молдавская епархия
остается в составе РПЦ. И это несмотря на то, что подавляющее число
священнослужителей и мирян в Молдавии выступало за сохранение существующего
статуса – нахождение епархии в лоне Русской православной церкви. Это подтвердили
Епархиальное собрание духовенства православной церкви в Молдавии (сентябрь 1992
г.), где присутствовало 705 клириков, и Епархиальное собрание священнослужителей
и представителей православных христиан (около 700 чел. участников), состоявшееся
15 декабря 1992 года.
Вопреки этой подтвержденной большинством
представителей духовенства и паствы позиции, присоединившийся к националистам
Бельский епископ Петр 19 декабря прибыл в Бухарест с прошением о желании перейти
в подчинение Румынской церкви с поддерживающими его церковными общинами. В этот
же день без какой-либо договоренности со священноначалием РПЦ Румынский синод
принял «Патриарший и Синодальный акт» о включении Бессарабской митрополии (такое
название получили отделившиеся от Кишиневско- Молдавской митрополии общины) в
состав своей церкви, как автономной единицы, и назначил епископа Петра членом
Священного синода ПЦР.
Несколькими днями позже (21 декабря) Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II возвел архиепископа Кишиневского и Молдавского
Владимира в сан митрополита и определил Кишиневско-Молдавской епархии статус
митрополии. Учитывая складывавшуюся тогда ситуацию, представляется, что это
следовало бы сделать еще в октябре, когда Синод РПЦ провозгласил
Православную церковь в Молдавии самостоятельной в делах
церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и
церковно-гражданских, а епископа Петра запретил в священнослужении за его
антиканоническую и разрушительную деятельность.
Естественно, что вмешательство Румынского синода во
внутренние дела Православной церкви в Молдавии, являющейся составной
канонической частью Русской православной церкви, не могло не вызвать
протестной реакции. Патриарх Алексий II направил послание Патриарху Румынскому
Феоктисту, в котором был выражен протест против антиканонических действий ПЦР и
было указано, что эти действия несут в себе угрозу нового церковного раскола и
разрыва отношений между двумя церквями, могут нанести непоправимый ущерб
единству Православия.
Надо сказать, что разрушительный характер такого
рода действий ПЦР понимало и руководство Республики Молдова в то время, включая
президента М.Снегура, премьер-министра А.Сангели. Последний в своем письме от 12
мая 1993 г. на имя Патриарха Алексея II выразил беспокойство Правительства РМ
действиями патриархии и синода ПЦР. «Эти действия, - говорилось в письме, -
противоречат Закону РМ о культах… и могут привести только к расколу,
разрушающему взаимопонимание между самими священнослужителями и мирянами».
Пагубную роль вмешательства Румынии и Румынской
православной церкви во внутренние дела страны понимали и другие молдавские
политики, находившиеся у власти. К ним относится и президент П.Лучинский, при
котором Высшая судебная палата РМ отказала «бессарабцам» в регистрации.
Вплоть до июля 2002 г. в Молдавии, несмотря на
постоянное давление Бухареста, ряда международных организаций, не было
зарегистрировано ни одного религиозного объединения. Мнения своих
предшественников придерживается и нынешний президент Республики Молдова
В.Воронин, который считает, что вопрос о регистрации румынской псевдомитрополии
был навязан молдавскому правительству извне. По его словам, Румынская
православная церковь и прорумынски настроенные силы всеми средствами стремились
расколоть и дестабилизировать молдавское общество, пропагандируя национализм и
шовинизм и используя разногласия на религиозной почве.
Вопрос т.н. Бессарабской митрополии приобрел особо
острое звучание после прихода к власти в Молдавии коммунистов. Его религиозная
подоплека отходит на второй план, и требование регистрации «бессарабцев»
становится политическим средством борьбы за власть, инструментом дестабилизации
ситуации в стране и ослабления позиций коммунистического руководства.
В декабре 2001 г. Европейский суд по правам человека
(ЕСПЧ) выносит на основании поданной еще в 1998 г. жалобы сторонников
раскольнической митрополии решение в ее пользу. К этому времени довольно четко
определись внешнеполитические и социально-экономические ориентиры новой власти,
которая высказываясь за продолжение сотрудничества с Западом и международными
финансовыми институтами, провозгласила приоритетной задачей восстановление
полномасштабных связей с Российской Федерацией и Содружествами Независимых
Государств. В этом направлении были предприняты конкретные, практические шаги.
Кроме того, парламент и правительство РМ принимают ряд законов и постановлений о
придании русскому языку статуса, близкого к официальному, о повышении его роли в
общеобразовательной системе, а также о введении принципа пропорционального
участия в органах исполнительной и судебной власти, в силовых структурах
представителей национальных меньшинств.
На политическую сцену вновь выходят крайне правые
националисты, ведомые, как всегда, прорумынской Христианско-демократической
«народной» партией, бывшим Народным фронтом Молдовы. Во время
организованных при поддержке, прежде всего, Румынии манифестаций в
январе-апреле с.г. «фронтисты» потребовали отмены принятых властью решений,
которые якобы ведут к «руссификации» Молдавии, и вновь поставили вопрос о
регистрации «Бессарабской митрополии».
Одновременно «христианско-демократические адвокаты»
прорумынской церкви обжаловали в Высшей судебной палате РМ постановление
Кабинета министров о признании статуса Молдавской православной церкви как
правоприемницы Кишиневского епископата и Хотинско-Бессарабской митрополии и
передаче МПЦ всего церковного имущества на территории современной Молдавии.
Известно, что эти действия уже 12-13 марта с.г. были
полностью одобрены Священным синодом ПЦ Румынии. Националисты получили также
очередную поддержку от ЕСПЧ, который отклонил ходатайство правительства РМ о
направлении дела о Бессарабской церкви на рассмотрение Большой палаты Суда в
Страсбурге. С аналогичной позицией выступила и Парламентская Ассамблея Совета
Европы, которая в своих рекомендациях правительству Молдавии от 24 апреля с.г.
также высказалась за регистрацию бессарабских раскольников.
Чтобы сбить накал имевшего тогда место
противостояния и попытаться стабилизировать обстановку в стране, а также из-за
угрозы обструкции со стороны европейских структур, президент В.Воронин и
правительство РМ пошли на уступки ХДНП как в отношении русского языка, так и
регистрации т.н. Бессарабской митрополии.
30 июля 2002 г. эта митрополия была официально
зарегистрирована, получила статус юридического лица и право действовать на
территории республики. Однако незадолго до этого в Закон РМ о культах были
внесены изменения, которые позволили правительству зарегистрировать
«бессарабцев» не как культ, а как религиозную организацию, которая будет отныне
действовать в правовых рамках этого закона, как и другие организации подобного
рода, чтобы исключить ее взаимодействие в политических целях с партиями и
общественными объединениями страны. Кроме того, как заявляют официальные лица,
изменения в Законе о культах не лишают государство права избирательно подходить
к религиозным новообразованиям, оказывать им государственную поддержку или нет.
Несмотря на акт легализации «Бессарабской
митрополии», который, конечно же, будет еще долго негативно сказываться на общем
развитии религиозной обстановки в Молдавии, в целом положение Русской
православной церкви здесь остается достаточно прочным.
В стране сегодня зарегистрированы 7 культов и 14
религиозных организаций. Это – православная церковь, русская старообрядческая
церковь, римско-католическая церковь, иудеи, баптисты, адвентисты, пятидесятники
и др. Сегодня добиваются своей легализации через суд малочисленные общины
исламского толка, мунистов, Русской зарубежной православной церкви и др.
Молдавская православная церковь насчитывает в
настоящее время около 1300 приходов (для сравнения: к «Бессарабской митрополии»
отошло немногим более 40). Подавляющее большинство населения (90%) являются
прихожанами МПЦ. Стабильности позиций и авторитета Русской православной церкви в
Молдавии и находящейся под ее покровительством Молдавской православной церкви
способствует неизменное внимание к церковным проблемам в Молдавии высших
иерархов РПЦ, прежде всего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II, а также
их моральная поддержка действий нынешнего руководства РМ, направленных на
сохранение единства православия и межконфессионального согласия в стране.
В данном контексте можно рассматривать заявление
Патриарха Алексия II от апреля с.г. по поводу вмешательства ЕСПЧ и других
европейских структур в церковные дела, которое было воспринято местным
духовенством и верующими как проявление пастерской заботы и свидетельство
нерушимости канонических связей между Россией и Молдавией. Позитивный резонанс
вызвал также очередной призыв к возобновлению прерванного диалога между РПЦ и ПЦ
Румынии с целью найти выход из создавшейся ситуации и решить существующий спор
относительно «Бессарабской митрополии».
Большое значение имеют контакты и обмен посланиями
между священноначалием РПЦ и руководством РМ и Кишиневско-Молдавской митрополии.
В мае с.г. в рамках этих контактов состоялась встреча в Москве Патриарха
Московского и Всея Руси Алексия II с президентом Республики Молдова В.Ворониным.
В августе Молдавию посетил глава Департамента
внешних связей Русской патриархии Митрополит Смоленский и Калининградский
Кирилл, который прибыл на празднование 50-летия митрополита Кишиневского и
Молдавского Владимира, награжденного по этому случаю за заслуги перед
Православной церковью русским церковным орденом Сергия Радонежского II
степени[2].
На состоявшемся брифинге в Кишиневе митрополит
Кирилл заявил, что «раскол в лоне Православной церкви Молдовы нельзя расценить
иначе как «беззаконие, противоречащее христианскому духу и слову Господню». По
его мнению, мирской суд (имеется в виду ЕСПЧ – прим. автора) не вправе решать
церковное дело, и регистрация «Бессарабской митрополии» есть решение с
политической подоплекой». Вместе с тем, высокий представитель РПЦ подтвердил
готовность Русской патриархии для диалога с Румынской патриархией. Он выразил
надежду на то, что вопрос в конечном счете будет решен, не доводя дело до
серьезного противостояния с кровопролитным исходом между христианами Молдовы».
Большим подспорьем и моральной поддержкой для
Молдавской православной церкви явился приезд в Приднестровье на День почитания
Чудотворной иконы Донской Божьей Матери митрополита Одесского и Измаильского
Агафангела, митрополита Львовского и Галицкого Августина, епископа
Архангельского и Холмогорского Тихона.
Высокопреосвященство Агафангел во время своего
пребывания в Тирасполе заявил журналистам, что "Православие является здоровым
объединяющим ядром для народов Молдовы, Украины и России, и все попытки Запада
ослабить православие в этих странах преследуют цель ослабить, а затем разрушить
их".
Коснувшись вопроса о проявлении со стороны США
повышенного интереса к урегулированию молдавско-приднестровского конфликта,
митрополит Агафангел отметил, что «для США безразлично, как сложится судьба
Приднестровья, лишь бы Россия навсегда ушла из этого региона, поэтому они
используют любую возможность для этого, в т.ч. сеют религиозную рознь в
обществе. Молдова и Приднестровье – это не единственный пример применения такой
политики». «В Югославии, к примеру, все началось с религиозной вражды, а затем
обернулось военными действиями и кровью. Дай Бог, чтобы здесь не лилась кровь,
чтобы все вопросы решались путем переговоров и встреч», - сказал также
митрополит.
Надо сказать, что, несмотря на известную специфику
отношений между Кишиневом и Тирасполем , прежде всего, по вопросу окончательного
урегулирования приднестровской проблемы, взаимодействие между
Кишиневско-Молдавской митрополией и Тираспольско-Дубоссарской епархией,
возглавляемой епископом Юстинианом, осуществляется на основе общепринятого в РПЦ
канонического порядка, в т.ч. и в вопросе признания в Молдавии Бессарабской
церкви. В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) Православие считается
государствообразующей религией. Здесь стремятся не допустить разрушительного
влияния на население чуждых православной церкви сект и религиозных организаций.
Сегодня в ПМР насчитывается 75 церквей (в начале 90-х годов их было 27), с 1995
года в 6 раз увеличилось число священнослужителей. За заслуги перед Русской
православной церковью и вклад в возведение в Тирасполе храма Рождества Христова
президент ПМР И.Смирнов и епископ Юстиниан награждены церковными орденами РПЦ.
Как уже говорилось выше, процессу укрепления позиций
РПЦ и МПЦ служит принципиальная линия нынешнего молдавского руководства, которое
продолжает твердо выступать против раскола православной церкви в Республике
Молдова.
Встречаясь в начале июня с.г. с высшими иерархами
МПЦ, президент В.Воронин поддержал их требование «не допустить легализации
чуждой национальным духовным традициям религиозной структуры» и высказался за
«повышение роли поместной церкви в жизни гражданского общества». Одним из путей
урегулирования проблемы могла бы стать, по его мнению, разработка и принятие
нового закона о свободе совести и деятельности конфессий в РМ. В Молдавии к
настоящему времени завершена процедура выверки кадастровых книг по религиозной
недвижимости. Кабинет министров РМ в июне же принял постановление о порядке
оформления собственности на культовые здания и сооружения. После подачи
зарегистрированными конфессиями соответствующих письменных обращений местные
административные власти должны, согласно документу, сформировать комиссии «по
определению принадлежности и оценке находящегося в ведении заявителя недвижимого
имущества, включая земельные угодия». Данное постановление имеет важное значение
для митрополии Молдовы, т.к. дает правовую основу для оформления права
собственности на недвижимое имущество бывшего Кишиневского епископства и
Бессарабско- Хотинской митрополии.
Вместе с тем следует сказать, что у
зарегистрированной «Бессарабской митрополии» также появилась возможность в
законном порядке претендовать на это имущество. Недаром националисты и церковные
раскольники уже опротестовали в Высшей судебной палате РМ постановление,
закрепляющее статус МПЦ как правопреемницы упомянутых выше епископства и
митрополии, а во время антиправительственных выступлений в сентябре с.г. уже
потребовали возвращения «Бессарабской митрополии» церковного имущества,
расположенного на исконно румынской земле, особенно тех приходов и церквей,
которые были построены в период с 1918 по 1940 гг. Можно утверждать, что
начавшаяся тяжба по церковной недвижимости также стала результатом легализации
псевдомитрополии. К тому же ряд столичных и провинциальных священников выступает
за передачу приходов и их собственности религиозным общинам, а не самой
Молдавской митрополии. Таких священнослужителей насчитывается немного, примерно
40 человек, почти все они из Кишинева, но к ним присоединился епископ Единецкий
и Бричанский Доримедонт, бывший настоятель Кицканского монастыря в
Приднестровье, который стал основным оппонентом митрополиту Владимиру и который
в принципе выступил за регистрацию «Бессарабской митрополии».
Пока наличие разногласий среди молдавского
священноначалия не определяет общее развитие религиозной обстановки в стране,
однако в случае решения вопроса о церковной недвижимости в пользу Молдавской
митрополии, нельзя исключить, что часть кишиневских священнослужителей и епископ
Доримедонт могут примкнуть к «бессарабским раскольникам».
В этом плане представляется важным намерение высших
православных иерархов Молдавии укрепить кадровый потенциал поместной церкви за
счет выдвижения «на руководство» приходами убежденных сторонников канонического
единства с Россией. Предполагается,что в ближайшее время будет заполнена
вакансия епископа в Бельцах, главный приход которого считался оплотом
прорумынской церкви, повышен статус настоятеля МПЦ в Оргееве, Сороках. .
Как стало известно, на осенне-зимней сессии
парламента ПМ будет рассматриваться проект концепции государственной политики в
области отношений с религиозными организациями, а также проект нового закона о
религиозных организациях и объединениях.
Проекты не противоречат принципу светского характера
государства, но вместе с тем вводят понятие традиционной религиозной
организации. Руководство страны не могло пойти на законодательное наделение МПЦ
статусом "государственной церкви", что предложило Великое собрание
священнослужителей Молдавии в октябре 2001 года, ибо нарушался конституционный
принцип равенства религиозных объединений перед законом, но понятие традиционной
религии дает государству основание отдавать предпочтение той религиозной
организации, к которой относится основная часть верующих.
Проект нового закона, который определит новый
порядок регистрации и перерегистрации религиозных организаций, уже передан для
изучения всем зарегистрированным в стране религиозным объединениям и вскоре
будет опубликован в печати для всенародного обсуждения. В официальных кругах РМ
полагают, что голоса 90% верующих, канонически относящихся к Русской
православной церкви, будут в ходе предстоящих обсуждений иметь первостепенное
значение.
Анализ внутриполитической и религиозной обстановки в
Молдавии дает основание полагать, что совместные согласованные действия высшего
священноначалия Русской православной церкви, Молдавской православной
церкви и руководства Республики Молдова будут способствовать укреплению позиций
Русской православной церкви в регионе, преодолению церковного раскола в Молдавии
и достижению межконфессионального спокойствия, могут стать серьезным
препятствием для осуществления экспансионистских планов официального Бухареста и
Синода Румынского патриархата.
|
|
|