Русский мiр – проблемы и перспективыА.Докучаева
Конференция с таким названием 28-29 ноября с.г. прошла
в Санкт-Петербурге. Организаторы Конференции: Международная ассоциация «Русская
культура», Санкт-Петербургский государственный университет, Российский институт
културологии (Санкт-Петербургское отделение) Министерства культуры РФ, Российская
Академия наук при поддержке Государственной Думы и Федерального собрания Российской
Федерации и Законодательного собрания Санкт Петербурга собрали ученых и исследователей,
представителей общественности Санкт-Петербурга и Москвы, соотечественников из
дальнего и ближнего зарубежья, чтобы сделать еще один шаг на пути решения вопросов:
«быть или не быть» русским в современном мире, «зачем быть» и «как быть»?
Цели и задачи конференции ее организаторы определили
как нахождение и определение контуров Русского мiра. «Двадцатое столетие привело
к тому, что русская нация утратила географическое, экономическое и информационное
единство. В настоящее время разбросанные по всему миру русские диаспоры объединяют
почти столько же людей, сколько их проживает в метрополии, во всяком случае
эти цифры сопоставимы.
Как воспринимать этот факт? Как величайшую трагедию
или как исторический шанс, реализация которого зависит от наших совместных усилий?
Анализ цивилизационных процессов протекающих в мире
показывает, что наряду с традиционными государственными образованиями на ведущие
позиции выступают региональные и межрегиональные альянсы. В этих условиях компактно
проживающие народы развиваются иначе, чем народы, поощряющие этническую экспансию.
Русский народ, в силу известных исторических событий, против своей воли лучше
подготовлен к этой новой форме существования суперэтносов в глобализованном
мире. Построение взаимовыгодных отношений метрополии и диаспор на совершенно
новой основе может дать шанс возрождения великой России.
Речь идет о построении единого жизненного пространства
разделенной нации, о формировании качественно повой национальной структуры,
которую было бы правильно назвать Русским Мiром.
Наступающий век предъявляет разделенной русской нации
выбор: сможет ли она быть единой в своем разделении? Концепция Русского Мiра
имеет смысл лишь если речь идет обо всех "народах, говорящих на русском
языке", о развитии общей культуры, общих жизнесодержащих стандартов, общего
языка.
Помимо внутренних трудностей, реализации концепции
Русского мiра препятствует неадекватная позиция сегодняшних теоретиков глобализации.
Глобализация, в ее истинном, не искаженном политическим
экстремизмом смысле, является неизбежным следствием развития современных средств
коммуникации, неравномерным распределением природных ресурсов, общечеловеческими
задачами сохранения ноосферы. В то же время, сохранение разнообразия культур
не менее важно, чем сохранение биологического разнообразия. Общие законы, управляющие
мирозданием, не раз убедительно демонстрировали, что сложные системы, а к таковым,
безусловно, относится человечество, не могут нормально развиваться в условиях
унификации и искусственного и/или естественного сокращения разнообразия системообразующчх
компонентов.
У каждой цивилизации, а к таковым мы с полным правом,
опираясь на глубинную семантику русской культуры, можем отнести Русский мiръ,
есть своя философия, своя онтологическая картина мира. Часто эти базовые понятия
в различных цивилизациях не совпадают. И каждая из них несет свою своеобразную
нагрузку в формировании и поддержании равновесия ноосферы.
Русская цивилизация несет на своих плечах двойную ношу:
поддержание духовной составляющей общемировой культуры и задачу трансляции
системообразующих смыслов других цивилизаций.
В условиях глобального перераспределения функций, пришедшегося
на момент геополитической дестабилизации постсоветского пространства, роль России
как межрегионального и межконфессионального транслятора многократно возрастает.
Гуманитарная, гуманистическая направленность русской
культуры имеет не менее важное значение для реализации концепции Русского мiра.
Поиск "философского камня", вечные споры о справедливом мироустройстве,
так мешающие нам жить "по-людски", и есть, по большому счету, наша
цивилизационная функция. В глобализованном мире не дискриминационное разделение
труда является скорее достоинством, чем недостатком.
К сожалению, на пути построения Русскою Мiра стоит
еще одна национальная особенность. В каждом из нас заложены ростки раскола -
извечной русской болезни. Раскола не между прагматизмом и верой (как на Запале),
а между верой и верой! Ни в метрополии, ни в диаспорах нет щедрой поддержки
соотечественников, как не было ее и среди первых волн эмиграции. Разлад с ближним
своим вошел в плоть и кровь русского народа: вспомним княжеские усобицы, славянофилов
и западников, белое и красное движения и т. д и т. п. Только перед лицом смертельного
врага находили мы силы объединяться. И ничто не могло тогда противостоять нашей
мощи!
Сейчас мы, в большинстве своем не осознавая этого,
стоим перед лицом подобного испытания. В силу исторических причин русский народ
оказался не только самым большим разделенным народом мира, но и народом, поставленным
на грань демографической катастрофы.
Именно поэтому все россияне, самоидентифицирующие себя
в рамках русской культуры, где бы они ни находились, к каким бы политическим
или географическим берегам их не прибило, должны объединиться вокруг идеи возрождения
Русского мира, мира как общности людей одной культуры, одного языка, одного
нравственного и духовного императива, мира, в котором русский мог бы с гордостью
называть себя русским.
Международная конференция «Русский мiръ - проблемы
и перспективы» ставит своей задачей первичное обозначение контуров будущего
Русского Мiра: мировоззрение этой колоссальной этнической общности, структурные
предпосылки ее создания, перспективы возникновения и развития внутри нее новых
социальных и экономических отношений».
Конференцию
открыл Даниил Александрович Гранин, выступивший как сопредседатель Международной
ассоциации «Русская культура». Он не скрывал своего пессимизма и печали по поводу
будущего русского мира, который в последние десять лет пережил колоссальные
потери. Главные потери – это внутреннее опустошение людей, которые потеряли
перспективу. Он призвал не закрывать глаза на самые тяжкие проблемы, а именно
их вскрывать и думать, об их преодолении. Сам он не знает решения. Впрочем,
заключил Д.Гранин: «писатель не врач, а боль» – и этой болью он поделился с
участниками конференции.
Пленароное заседание конференции началось с доклада
директора Института стран СНГ К.Затулина «Русский мир и вызовы ХХI века», читайте
ниже.
В рамках конференции также была организована работа
«круглых столов» по темам: Россия и диаспоры; Будущее Русского мiра; Русский
мiр и православие. Об итогах конференции и другие материалы читайте в разделе
«Проблемы диаспоры».
|