БЕЛОРУССИЯ
Хроника
12 ноября. Во время
парламентских слушаний в Госдуме РФ по проблеме интеграции с РБ зампредседателя
правления "Газпрома" А. Рязанов пригрозил белорусской стороне, что если в
ближайшие полгода не будет сделано реальных шагов по акционированию
"Белтрансгаза", его компания будет вынуждена искать альтернативные пути для
экспорта газа в Европу.
В Брюсселе на встрече председателя правления РАО
"Газпром" А.Миллера и генерального директора по энергетике и транспорту
Еврокомиссии Ф.Лямуре была достигнута принципиальная договоренность о
прокладке газопровода по дну Балтийского моря. Согласно оценкам А. Миллера,
предполагаемая мощность двух ниток этого газопровода будет превышать 30 млрд.
куб. м/год. пропускная способность первой нитки, которая может быть построена
уже к 2007г., - 18,7 млрд. куб. м/год. ЕС заинтересован в стабильных поставках
газа в Европу, что будет способствовать быстрому строительству газопровода, а
Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР) может стать гарантом привлечения
объемных инвестиций. К числу несомненных плюсов будущей магистрали можно отнести
и политически нейтральный статус дна Балтийского моря, и отсутствие
необходимости платить за транзит, землю и экологические сборы.
13 ноября. В Белоруссии
завершены государственных испытания двухосного автомобиля МАЗ-5316 для ВС. По
мнению заказчиков - машина отвечает всем необходимым требованиям В ближайшее время будет принят на вооружение белорусской
армии полноприводной автомобиль Минского автозавода МАЗ 6317.
Продолжаются работы по модернизации имеющего парка
автомобильной техники путем замены бензиновых двигателей на дизельные, в
частности, на ЗИЛ-131 устанавливаются двигатели Минского моторного завода.
14 ноября. Министр обороны
РБ Леонид Мальцев представил депутатам НС республики законопроект,
предусматривающий внесение изменений и дополнений в Закон "О всеобщей воинской
обязанности и военной службе". Министр подчеркнул, что изменения нужны для того,
чтобы не тормозить процесс реформирования Вооруженных Сил. В проекте есть
положение о службе в резерве, но сроки прохождения службы по призыву остались
неизменными – 1,5 года. Внесена поправка в название закона, из которого
исключено определение "всеобщая".
15 ноября. Завершена
командно-штабная военная игра под руководством министра обороны
генерал-полковника Леонида Мальцева. К участию в КШВИ привлекались структурные
подразделения министерства обороны, генерального штаба, видов вооруженных сил и
оперативных командований. В ходе военной игры были отработаны вопросы
планирования и подготовки ВС республики к вооруженной защите государства,
рассмотрены вопросы совершенствования боевой готовности войск и их оперативного
развертывания.
15 ноября. МИД Чехии
официально отказал в визе Александру Лукашенко. Белорусская сторона отозвала для
консультаций белорусского посла в Праге Владимира Бельского (для которого отказ
Града оказался неожиданным). Министр иностранных дел Беларуси Михаил Хвостов
назвал решение чешской стороны беспрецедентным. Согласно заявлению чешского
внешнеполитического ведомства из всей белорусской делегации, которая собиралась
на саммит НАТО в Прагу 21–22 ноября, было отказано в визе лишь президенту
А.Лукашенко.
15 ноября. Правительство
Беларуси объявило о продаже министерством экономики 10,83 процента акций ОАО
«Нефтегазовая компания «Славнефть», принадлежащих РБ, с 22 ноября 2002 года
единым пакетом. Участниками торгов стали только члены Секции фондового рынка ОАО
«Белорусская валютно-фондовая биржа», действующие за свой счет или за счет
клиента. Начальная цена пакета акций определена в размере 6300 миллионов
российских рублей или 200 миллионов долларов США. Продажа белорусского пакета
акций «Славнефти» осуществляется с целью обеспечения поступления иностранной
валюты в республиканский бюджет.
18 ноября. Правление
«Газпрома» приняло решение о начале реализации проекта Северо-Европейского
газопровода, который уже согласован с Еврокомиссией. На заседании утвержден план
мероприятий и график реализации проекта; в кратчайшие сроки будут проведены
переговоры со всеми заинтересованными сторонами с целью координации совместных
действий. Проект предусматривает прокладку газопровода по дну Балтийского моря в
Европу, а также строительство морских газопроводов-отводов для подачи газа в
Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Данию. Газопровод свяжет системы
России с европейской газовой сетью, минуя Украину, Белоруссию и Польшу. Начало
подачи газа по нему планируется в 2007 г., выход на проектную мощность (32 млрд
кубометров в год) - в 2009 г.
18 ноября. Президент РБ
Александр Лукашенко на встрече с Председателем Государственной Думы Российской
Федерации Геннадием Селезневым заявил, что курс на сближение с Россией останется
неизменным, союз Беларуси и России объективно необходим. Это обусловлено
экономическими причинами и тем, что "мы - единый народ».
Александр Лукашенко отметил, что в последнее время в
руководстве России "взяли верх нежелательные для Союзного государства
тенденции".
В свою очередь Г.Селезнев отметил, что президент
Российской Федерации Владимир Путин на встрече с лидерами фракций
Государственной Думы заявил о готовности всесторонне развивать отношения с
Беларусью и идти по пути строительства Союзного государства, необходимо насыщать
Договор о создании Союзного государства конкретным содержанием и двигаться к
тому, ради чего он подписан.
20 ноября. Состоялась
рабочая встреча представителей военных ведомств Беларуси и России.
В ходе встречи обсуждались общие походы к формированию
проекта "Основ функционирования военной организации Союзного государства".
20 ноября. На совещании
министров иностранных дел Евросоюза в Брюсселе было принято решение закрыть
въезд в страны ЕС для Александра Лукашенко и семи членов правительства Беларуси.
В черный список помимо Лукашенко попали премьер-министр Геннадий Новицкий, глава
КГБ Леонид Ерин, глава президентской администрации Урал Латыпов, министр обороны
Леонид Мальцев, министр внутренних дел Владимир Наумов, госсекретарь Совета
Безопасности Геннадий Невыглас, министр иностранных дел Михаил Хвостов, однако
перечень «невыездных» высших чиновников республики еще окончательно не
согласован. За введение запрета проголосовали 14 из 15 представителей ЕС -
исключение составила Португалия. МИД Республики Беларусь считает, что характер
отношений между ОБСЕ и Беларусью не должен определяться Евросоюзом, который
пытается подменить собой ОБСЕ.
21 ноября. Нижняя палата
парламента Беларуси внесла изменения в закон "Об объектах находящихся только в
собственности государства", которые снимают ограничения на акционирование всех
объектов газовой отрасли. Таким образом, устранены препятствия для
акционирования головного предприятия отрасли - "Белтрансгаза". Не позднее 1 июля
2003 года Беларусь планирует завершить все процедуры по созданию совместного
белорусско-российского газотранспортного предприятия на базе концерна
"Белтрансгаз" и выполнить перед Россией обязательства, закрепленные в
межправительственном Соглашении о расширении сотрудничества в газовой
отрасли.
21 ноября. Президент
Республики Беларусь Александр Лукашенко встретился с министром внутренних дел
Российской Федерации Борисом Грызловым, который прибыл в Минск для участия в
совместной коллегии МВД двух стран.
В ходе беседы были обсуждены различные аспекты
двустороннего взаимодействия РБ и РФ. Лукашенко попытался "снять остроту
отдельных вопросов" во взаимоотношениях между ними, однако Грызлов был сдержан и
крайне осторожен в оценках и комментариях, предпочитая ограничиться
рассмотрением перспективы взаимодействия правоохранительных органов России и
Белоруссии, в том числе и в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
21 ноября. Беларусь
подписала с МГК "Итера" контракты на поставку 1,72 млрд. кубометров природного
газа по цене 38 долларов США/тыс. куб. 600 млн. куб. природного газа поставят
другие независимые компании-поставщики из России по цене 42-45 долларов/тыс.
куб. В связи с этим глава правительства Геннадий Новицкий потребовал максимально
сократить внутренние издержки, влияющие на себестоимость газа для потребителей в
республике, продолжить работу по сокращению перекрестного субсидирования, а
средства из фонда развития отрасли "повернуть на расчеты по долгам за газ, а
также на оплату текущих платежей".
22 ноября.Национальный банк
Беларуси объявил о введении с 20 декабря в обращение денежной купюры
достоинством 50 тыс. белорусских рублей. Новая купюра вводится с целью
«улучшения купюрного строения действующего банкнотного ряда и снижения затрат на
обработку и транспортировку денежной наличности». На территории РБ в
обращении самым крупным расчетным билетом был до последнего времени билет
достоинством 20 тыс. бел. руб.
22 ноября. Белорусский
премьер-министр Геннадий Новицкий в Национальном собрании заявил, что
экономические проблемы страны связаны "с низкой долей частной собственности".
Новицкий считает главной проблемой экономики страны то, что мало сделано для
повышения эффективности труда, заинтересованности в его результатах.
22 ноября. Указом президента
РБ дата выборов в местные советы Беларуси назначена на 2 марта 2003 г. Сама
избирательная кампания обойдется в 10,56 млрд.бел.руб. Выборы будут иметь
исключительно важное значение, поскольку именно новому составу местных советов
предстоит в 2004 г. избрать большинство депутатов (56) верхней палаты
белорусского парламента – Совета Республики.
22 ноября. Стало известно о
подготовке правительством РБ документа, вводящего ограничения на ввоз российской
муки, гречневой, ячневой, перловой и манной крупы. Российские гречневая, манная,
ячневая, перловая и манная крупы, по мнению составителей документа, вытесняют
аналогичные отечественные крупы с внутреннего рынка республики за счет
дешевизны.
22 ноября. Выступая в Праге
на пленарном заседании Совета евроатлантического партнерства на уровне глав
государств и правительств посол Беларуси С.Мартынов, в частности,
подчеркнул, что решение НАТО отказать Президенту РБ в участии в саммите СЕАП,
решение Чехии не выдавать ему визу на въезд в Чехию — это недостойный акт.
Принятое НАТО решение является беспрецедентным шагом по определению, ибо в
истории Европы нет государства и его главы, которому было бы отказано во
въездной визе в Европу. Тем не менее, Беларусь, как было заявлено ее
представителем, не пойдет путем обид, раздора и подрыва коалиции против
терроризма, она не имеет права снять с себя ответственность за участие в ней.
Невзирая на беспрецедентное по своим последствиям решение НАТО, РБ принимает
решение продолжить и нарастить свой вклад в общее дело коалиции и приглашает
провести на территории республики учения по действиям против радиологической
угрозы.
РБ предлагает НАТО и странам региона разработать
региональный план действий евроатлантического партнерства по углубленному
сотрудничеству в области охраны границ, борьбы с нелегальной миграцией,
контрабандой оружия и ядерных, химических и биологических материалов. Также
предлагается провести на белорусских базах силами специалистов республики
обучение спецподразделений стран-партнеров из Центральной Азии по борьбе с
терроризмом. Минск выражает надежду, что НАТО переосмыслит ситуацию и займет
иную, адекватную новым вызовам, действительно серьезную, взвешенную и
ответственную позицию.
23 ноября. В Минске прошла
вторая сессия V съезда Белорусского конгресса демократических профсоюзов. Новым
президентом Конгресса избран Александр Ярошук - бывший лидер профсоюза
работников агропромышленного комплекса, а вице-президент БКДП Николай Канах стал
его заместителем
24 ноября. Завершился визит
официальной делегации РБ во главе с первым заместителем премьер-министра
республики Сергеем Сидорским в КНР, которая приняла участие в мероприятиях в
рамках Китайской международной промышленной ярмарки CIF-2002.
25 ноября. Власти США
объявили о намерении запретить с этой даты въезд президента РБ А.Лукашенко и еще
7-ми высшим чиновникам республики на территорию страны.
25 ноября. Руководство
российской компании «Сургутнефтегаз» заявило об отказе от участия в аукционе по
продаже белорусской части акций «Славнефти».
26 ноября. В Минске
состоялся концерт хора "Унiя" на тему "Музыка Литвы и Короны". Этот коллектив
считается исполнителем «национальной церковной и светской музыки» - старинных
гимнов и песен белорусов, поляков, татар и евреев, проживающих в стране.
Завершился концерт исполнением белорусского гимна-молитвы "Магутны Божа".
27 ноября. В Москве
состоялась очередная рабочая встреча президентов России и Беларуси, на которой
были рассмотрены возможные перспективы создания Союзного государства, а также
проблема поставок российских энергоресурсов в РБ в 2003 г. Во время переговоров
затрагивалась тема введения единой валюты СГ, а также вопрос союзного
гражданства в связи с вступлением в силу российского закона о пребывании на ее
территории иностранных граждан. Конкретных договоров, соглашений и иных
документов в ходе встречи В.Путина и А.Лукашенко подписано не было.
28 ноября. Комиссия Счетной
палаты РФ и Комитета госконтроля РБ приступила к двухмесячной проверке целевого
использования средств бюджета Союзного государства и степени его эффективности в
2001 г. В сферу контроля объединенной комиссии попало также исполнение
приоритетных союзных программ по дизелестроению и производству телеаппаратуры за
1999 – 2001 гг. Проверка коснулась и Постоянного комитета Союзного
государства.
29 ноября. Завершился
официальный визит премьер-министра РБ Геннадия Новицкого, возглавлявшего
правительственную делегацию республики, в Индию. Цель этой поездки, по сообщению
правительственных источников, - расширение торгово-экономических и
научно-технических связей между Беларусью и Индией.
29 ноября. В 432-м Главном
военном клиническом госпитале министерства обороны РБ закончилась практика
представителей медицинской службы бундесвера. Члены делегации бундесвера в
рамках практики ознакомились со структурой, материальной базой, техническим
оснащением госпиталя, а также непосредственно работали в отделениях неотложной,
гнойной, сосудистой, торакальной и абдоминальной хирургии, нейрохирургическом и
травматологическом отделениях.
В ноябре жители Белоруссии ощутили на себе резкое
повышение тарифов на природный газ (выросли на 60%) и электроэнергию(подорожала
почти в два раза).
Международная изоляция Лукашенко и РоссияАлександр Фадеев
Последняя декада ноября характеризовалась не только
обострением отношений Минска с руководством и отдельными странами-членами НАТО,
но и, что еще более драматично, с Евросоюзом и США. На совещании министров
иностранных дел ЕС в Брюсселе было принято решение запретить въезд в страны
Европейского союза для президента РБ Александра Лукашенко. Более того,
обсуждался вопрос и о лишении права на передвижение по террритории ЕС для еще
полсотни государственных чиновников Беларуси. Пока круг невъездных официальных
лиц республики решили ограничить – в «черном» списке ЕС восемь персон.
Запрет, скорее всего, распространится на премьер-министра РБ Г.Новицкого,
председателя КГБ Л.Ерина, министра внутренних дел В.Наумова, госсекретаря Совета
безопасности Г.Невыгласа, главу президентской администрации У.Латыпова, министра
обороны Л.Мальцева и министра иностранных дел М.Хвостова.
Из 15-ти стран-членов Евросоюза лишь Португалия согласна
принимать на своей территории государственную элиту Беларуси. Что касается
государств, которые сегодня числятся в списке на вступление в ЕС, то они
вынужденны будут поддерживать этот запрет, невзирая на особую позицию по этому
вопросу Республики Польша, отдельные представители которой высказались потив
политики международной изоляции Беларуси и ее лидера. Столь жесткие меры ЕС в
отношении руководства Беларуси формально объясняются несоблюдением в этой стране
общепринятых норм демократии и прав человека, проявлениями авторитарного режима
и отсутствием прогресса в сотрудничестве с ОБСЕ.
Александр Лукашенко назвал все эти меры Евросоюза
«абсурдными». Но к таким мерам поспешили присоединиться и американские власти,
которые с 25 ноября запретили белорусскому лидеру и ряду других высших
чиновников РБ въезд на территорию США. Вместе с тем, нельзя не заметить, что к
столь серьезному повороту событий привела недостаточно продуманная внешняя
политика республиканского руководства, пороки внешнеполитической концепции РБ,
где в центр угла поставлена пресловутая «многовекторность». Можно, конечно,
считать, что А.Лукашенко занял неверную позицию к политике ОБСЕ и методам ее
реализации. Но это, на наш взгляд, не главное - самым непосредственным образом
на решение ЕС и США, как это не покажется странным, повлияло существенное
охлаждение взаимоотношений Белоруссии с соседней Россией, что в Европе и за
океаном было мгновенно замечено и учтено. Именно в этом направлении Лукашенко за
последние полгода делал, казалось, все, чтобы самого себя изолировать.
В целом база для реинтеграции России и Белоруссии,
несмотря на острый политический кризис лета-осени этого года, сохраняется.
Минску пора согласиться с тем значимым и объективным обстоятельством, что в
обозримой перспективе союзной для Беларуси может быть только Россия. Между двумя
славянскими странами отсутствуют неустранимые противоречия, исторический груз
взаимных претензий и обид, что уже само по себе благоприятствует
достижению прочного и долговременного союза. Разногласия, и это неизбежно,
возникают по тем или иным поводам, но они по большому счету не затрагивают
коренных интересов обеих стран. Поэтому нельзя допустить, чтобы действия
правительств прямо или косвенно могли наносить вред идее объединения,
национальным интересам Росссии и Белоруссии. Наоборот, правящие элиты должны
постоянно поддерживать тесные контакты между собой с тем, чтобы воспрепятствоать
третьим странам и группам государств проводить политику, способную повредить
интересам России и Белоруссии.
У федеральной власти России сегодня действительно есть
повод для упреков в адрес правительства РБ в контексте развития
финансово-экономических взаимоотношений, но стратегические интересы должны быть
в данном случае поставлены выше сиюминутных потерь. Минск, со своей стороны,
способен добиться большего, если будет выше отвлеченных принципов равноправия в
выстраивании союзных отношений с Россией. Вся предшествующая практика интеграции
доказывает, что расчеты, политику и России и Беларуси нужно строить на иных,
более прочных основаниях, чем диалог двух президентов.
Приходится констатировать, что пока российская правящая
элита стремилась достичь успеха во взаимоотношениях с Минском действуя в рамках
методов финансово-экономического обольщения союзницы и прибегая время от времени
к дипломатии сильного жеста, особо не скрывая при этом видов на инкорпорацию
Беларуси в состав Российской Федерации. Белорусский президент в этих условиях
предпочитал лавировать и выжидать, продолжая пререкаться с российским
правительством по любому поводу, используя хорошо зарекомендовавшую себя ранее(в
допутинские времена) систему активной пропаганды. К чему это все привело –
хорошо известно. Разрыв с Лукашенко на самом деле был бы неизбежным, если бы у
белорусского лидера была иная альтернатива.
Что же дальше? Политика России по отношению к
Белоруссии, как представляется, не пойдет по пути окончательного подтверждения
«принципа различных правительств» и выстраивания равноправного партнерства с
Минском в политической сфере. Поскольку оставить тему союза с Белоруссией
невозможно по соображениям внутриполитическим, имея в виду и ее популярность у
потенциального электората, то следует ожидать мощных дипломатических,
международно-правовых и экономических диверсий со стороны российского
руководства. Цель их ясна – подвигнуть правящий класс Беларуси к принятию
условий и параметров интеграции, задаваемых в Кремле. До сих пор они были,
кстати, абсолютно неприемлемы с точки зрения белорусской стороны. Выяснилось и
другое – на политическом поле Белоруссии сегодня нет партий и движений
пророссийской направленности, способных выступать проводниками интеграции и быть
опорой, посредниками Москвы в организации необходимой базы объединения,
мобилизации с этой целью общественности внутри республики.
Вместе с тем, для Белоруссии союз с Россией – это не
только льготное обеспечение энергоресурсами, кредитами и доступ к обширному
российскому рынку: это, прежде всего, проблема выживания страны, подъем
международного престижа, авторитета в Европе и мире, повышение политического
веса республики. Президентской администрации РБ поэтому необходимо пересмотреть
свое отношение к интеграции, перестать рассматривать этот процесс как случайную
конъюнктурную сделку страны, стремящейся сохранить и укрепить свой суверенитет,
и уже в силу этого ограниченную во времени. Объединение – важнейший элемент
долговременной национальной политики Белоруссии, основывающийся на прочной базе
коренных государственных интересов. Именно с этой точки зрения трагедия
нынешнего президента Беларуси состоит в том, что он, правильно оценив в свое
время важность и приоритетность союза с Россией, роль этого объединения для
дальнейшей исторической судьбы республики, своими последующими практическими
действиями попытался двигаться вопреки заявленной официально собственной
внешнеполитической концепции.
Никто не станет отрицать того очевидного факта, что
сближение и партнерство с Россией по ряду направлений уже принесло заметную
пользу экономике и гражданам Белоруссии. Но сегодня для белорусов понятнее и
другое – они вдруг почувствовали ослабление, пусть и нематериализованного, но
весьма значимого фактора могущественной международной, военно-стратегической
поддержки России. В прошедшие годы Беларусь, не задумываясь об
потенциальной конечности такой поддержки, использовала благоприятные
обстоятельства в виде российского «зонтика» с универсальной полнотой, хотя и с
присущей белорусам неторопливостью. Но на борту теплохода «Россия» в июне этого
года белорусским лидером, занятым активным уклонением от продвижения реальной
интеграции, торгом и затягиванием времени в диалоге с В.Путиным, был утерян ключ
к российскому Кремлю.
Лукашенко не раз пытался переиграть Путина за
столом переговоров, но это ему стало делать все труднее, миллионы телезрителей
наблюдали, например, замешательство Лукашенко в момент оглашения президентом РФ
своих известных инициатив в Москве. В дальнейшем слабость международной позиции
Белоруссии усугубилась роковыми ошибками ее президента, пытавшегося как-то
купировать пережитое в российской столице унижение, становилась все более
явственнее. В ноябре ЕС и США посчитали что настал момент указать Минску на
предназначенное ему место в международной политике – «последней диктатуры» на
задворках Европы, не опасаясь ответной реакции Кремля.
На что же рассчитывал белорусский лидер, занимая столь
неконструктивную позицию по отношению к России. Думается, что главные усилия по
саботированию предложений президента РФ прилагались им в целях затягивания
времени. В этом большую роль играли, как представляется, некие надежды
белорусской верхушки, которые связывались с предстоящим, якобы, радикальным
изменением цветов на политическом поле России, и которые подпитывались
сведениями, окольными путями и непосредственно через политических персон
приходящими в Минск из лагеря российских левых. Поэтому какое значение имели
жесткие предложения президента России или требования правительственных
чиновников союзной державы в контексте финансово-экономических обязательств
республики, когда глава белорусского государства уже решает все самые сложные
проблемы в прямом и дружественном обмене с новыми потенциальными политическими
лидерами восточной соседки.
Союз с Белоруссией, казавшийся многим решенным и
гарантированным, выглядит все более неосуществимым в ближайшей перспективе. В
Минске, например, так до сих пор и не смогли объективно и трезво оценить смысл
происшедшего 14 августа; там, как представляется, не готовы считаться с
реальностью и искать иные пути в выстраивании внешнеполитических ориентиров,
разработав другую, реальную концепцию сближения с Россией. Ведь латентное
затягивание президентом РБ союзного строительства, ряд его последних шагов,
которые российской стороной вполне могли быть расценены как вероломство, и не
продвигают идею интеграции.
В самой Беларуси идет подспудное брожение в верхах и
заметно определенное выжидание на фоне попыток части элиты определить конечность
власти первого лица государства. Налицо опасность проникновения в поры
ослабевшего политического режима сил, отрицательно настроенных по отношению к
России и перспективе реинтеграции с ней. В России, и в этом особенность
политической ситуации, идея воссоединения с Белоруссией встречается с всеобщим и
нескрываемым удовлетворением, тогда как в правящем классе республики, может быть
в значительной мере именно поэтому, к ней относятся настороженно, с опаской и
подозрением, принимая ее в лучшем случае со значительными оговорками.
Политическая элита РБ откровенно побаивается новой
России, а ее высших руководителей не понимает и их действия не одобряет. Все это
проистекает и от того, что белорусы довольно слабо на самом деле представляют
себе что же на самом деле произошло и продолжает происходить в России: в
политике, в социальной сфере, в экономике. Отдельные правительственные чиновники
по большому счету и не желают знать всю правду, предпочитая смотреть на Восток
исключительно через «черные» очки, видеть и замечать только плохое, игнорируя
положительные тенденции в развитии России. Многие всерьез и взаправду продолжают
ждать известий о распаде Федерации и пытаются уверить население республики в
этом через подвластные им СМИ. Другие руководители понимают, что построение
союзного государства гораздо выгоднее Белоруссии, чем России, но
неопределенность собственной судьбы, неясность статуса в такой новой державе
сковывает их инициативу.
Переговоры в рамках рабочего визита президента РБ
Александра Лукашенко в Москву 27 ноября, как и ожидалось, не принесли
существенного улучшения во взаимоотношениях двух лидеров. Не наблюдалось и
заметного продвижения в плане союзного строительства: нельзя же таковым считать
частичную перетряску совместной комиссии по выработке Конституционного акта СГ,
до этого абсолютно безрезультатно функционировавшей длительное время. Владимир
Путин, правда, заявил, что пришло время «сверить часы с Белоруссией по вопросам
интеграции», но сами переговоры показали, что глава российского государства на
этот раз даже не предпринял серьезной попытки найти почву для взаимопонимания по
этой проблеме с Лукашенко. Президент Беларуси же, как представляется, до
прояснения ситуации с итогами выборов в Государственную Думу, вообще делать
никаких реальных шагов по сближению с Россией не намерен. Напрасно отдельные
российские СМИ поспешили расценить встречу в Москве как начало потепления между
белорусским и российским лидерами. В кулуарах правительственных чиновников и
союзных российско-белорусских структур сегодня в ходу другой, более меткий на
наш взгляд, термин: «присыпать все пеплом».
Если не отходить от логики воссоединения двух
государств, то российскому руководству, вероятно, целесообразно в будущем
предложить своим белорусским коллегам четкий вариант интеграции,
предусматривающий некий переходный период, во время которого Россия взяла бы на
себя обязательства не вмешиваться во внутреннюю политику союзной Белоруссии, в
систему организации там власти. Окончание данного периода должно означать
собственно создание союзного государства «на вечные времена» без права выхода из
союза партнеров по нему.
Если такой договор не устроит элиту Беларуси, то диалог
предпочтительно тогда вести непосредственно с населением республики напрямую.
Причем не через референдум, как это сегодня предлагает российский президент, а
через весьма эффективный институт облегченного предоставления (восстановления)
гражданства России всем пожелавшим приобрести его белорусам (заявительный
принцип) с одновременным включением в этот процесс всего спектра льгот и
преимуществ от такого перехода и правовой защиты. Такой путь, кстати, вполне
способен обеспечить и организацию политический партий и течений пророссийской
направленности на территории РБ, без чего интеграция просто немыслима.
Демократия и свободы, включая предпринимательскую, будут для значительных
категорий белорусского социума таким образом гарантированы, а, самое главное,
Кремль, наконец, получит основание для сохранения в неприкосновенности
российской конституции, трогать которую откровенно боится и которая объективно
является сейчас непреодолимым препятствием для реинтеграции двух стран.
Александр Лукашенко, российский капитал и вопрос о властиВладислав Лосев (Минск)
Скандальные события последнего времени (конфликт с
«Газпромом», не выдача Чехией визы Александру Лукашенко для его участия в
саммите НАТО в Праге, объявление белорусского президента нежелательной
персоной государствами Евросоюза и США), а также нарастающие кризисные явления в
экономике со всей определенностью свидетельствуют о полном
политическом провале той правящей команды, которая была сформирована
президентом после его победы на выборах. 2001 года.
Перед этой командой, помимо прочих, ставилась и задача
создать такие внешнеполитические условия, которые обеспечили бы не только
легитимизацию нынешнего президента Белоруссии со стороны США и Евросоюза , но и
позволили бы ему, не вызывая отрицательной реакции со стороны «мирового
сообщества», переизбраться на третий президентский срок.
Плачевные итоги деятельности нынешней президентской
команды (а это касается, в первую очередь, не столько МИДа, сколько ближайшего
лукашенковского окружения) говорят о неправильной оценке ею как существующего
положения дел в России, так и перспектив белорусской дипломатии на Западе.
Однако, как бы там ни было, но заявка на третье
избрание Александра Лукашенко президентом Белоруссии уже сделана. В начале А.Г.
Лукашенко на пресс-конференции посвященной годовщине своего переизбрания
дал понять, что он, в принципе, не возражает против продления своих
президентские полномочий еще на один срок. И вот 21-го ноября текущего
года депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Роман
Ананьев предложил создать в парламенте группу "Народный депутат", с целью
инициирования конституционного референдума. Вот, что заявил по этому поводу
депутат Ананьев: « На сегодняшний день депутат имеет право быть избранным
в парламент неограниченное количество раз. Если не оскандалился перед
избирателями, то можешь стать хоть пожизненным депутатом. А почему бы не
дать возможность другим гражданам быть избранным столько раз сколько
раз народ хочет видеть их во власти? Я за такие изменения в Конституции». По
словам Ананьева референдум может состояться в конце 2003 начале 2004 года.
В связи с тем, что государства Евросоюза и США
фактически объявили со своей стороны Александру Лукашенко политическую блокаду,
то возможность продления его полномочий теперь будет зависеть
исключительно от внутренних политических и экономических условий в Белоруссии и
от отношения к этому вопросу Российской Федерации. Отныне, политическое
будущее А.Г. Лукашенко фактически будет находиться в руках официальной Москвы,
т.к. внутри Белоруссии практически отсутствуют политические силы способные хоть
как-то реально конкурировать с действующим президентом.
До прошлогодних президентских выборов расстановка сил на
политическом поле республики носила довольно простой характер. С одной стороны
выступала неплохо организованная, поддерживаемая и финансируемая Западом
антипрезидентская и одновременно антироссийская оппозиция, направляющим и
организующим центром которой являлась Консультативно-наблюдательная группа
(КНГ) ОБСЕ в Белоруссии.
С другой стороны, имелись те общественно-политические
силы, которые поддерживали Александра Лукашенко на выборах, в том числе и
потому, что он в то время неизменно выступал за создание единого
белорусско-российского государства.
Однако за прошедший год произошли заметные изменения в
устремлениях тех политических сил, которые составляют оппозицию. В ней
наметились серьезные размежевания по главному для Белоруссии политическому
вопросу – по отношению к будущему белорусско-российского Союза.
Наиболее интеллектуальной части оппозиции стало
очевидно, что все разговоры и действия, направленные в конечном итоге на разрыв
отношений Белоруссии с Россией, губительны для республики. Понимая, что
антироссийские лозунги не имеют в Белоруссии какой-либо перспективы (тем более,
что РФ на глазах становится одним из ведущих геополитических центров), часть
идеологов и лидеров оппозиции начали, по крайней мере, внешне переоценивать свои
подходы к вопросам белорусско-российской интеграции.
Пример тому – лидеры Объединенной гражданской партии
(ОГП), которые до недавнего времени занимали резко антироссийскую позицию. В
настоящее же время ОГП образовала альянс с Союзом правых сил и под
влиянием СПС выдвинула лозунг: « В Европу вместе с Россией!». В целом же ,
вряд ли альянс СПС – ОГП можно считать чем-то неожиданным. По всей
видимости, совместные действия этих двух партий на интеграционном поле -
это продуманная и спланированная кампания, цель которой – не только нанести
ущерб действующей белорусской власти, но и «раскрутить» СПС накануне
выборов в Государственную Думу.
В то же время, некоторые оппозиционные аналитики
либерального толка неоднократно высказывали мысль, что ОГП в нынешнем виде себя
исчерпала, и только маргинальные политические силы могут упорствовать в
отрицании государственности русского языка. В среде оппозиционной либеральной
элиты серьезно обсуждается вопрос о необходимости создания на основе умеренной
части ОГП и других наиболее здравомыслящих представителей оппозиции новой
либеральной партии призванной стать ядром антилукашенковской «пророссийской
оппозиции». Очевидно, что нынешний председатель ОГП Анатолий Лебедько явно не
подходит на роль лидера «новой оппозиции», т.к. за ним тянется длинный
шлейф антироссийских и антирусских политических действий. По видимому, он будет
заменен на более приемлемую и представительную фигуру.
Другой фланг оппозиции представлен крайне
националистическим Белорусским народным фронтом (БНФ). Влияние этой
организации на белорусское общество очень мало, т.к. она выдвигает давно
устаревшие концепции, которые воспринимаются сегодня просто как архаичные. У БНФ
практически нет перспективы. Тем удивительнее на этом фоне выглядят
действия и высказывания некоторых высокопоставленных белорусских чиновников,
взявших на вооружение идеологический багаж БНФ.
Существует еще одно крыло оппозиции –
социал-демократическое. Однако большинство партий, именующих себя
социал-демократами, вряд ли являются таковыми, т.к. исповедывают идеи
близкие БНФ и полностью отрицают свободу выбора в языковом вопросе. В
настоящее время в этой среде идут невнятные процессы, и сегодня социал-демократы
вряд ли способны оказывать с какое-нибудь серьезное влияние на политические
процессы в республике.
Что касается коммунистического движения, которое
представлено в Белоруссии несколькими организациями (Коммунистическая партия
Белоруссии (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), «За Союзную компартию и
Союз» и др.), то оно, как и в России неуклонно утрачивает свои позиции,
вследствие устаревшего идеологического багажа. Это касается и, поддерживаемой
властями, КПБ и оппозиционной ПКБ. Хотя обе эти партии имеют разветвленные
организационные структуры и издают свои газеты, а КПБ имеет своих
депутатов в парламенте, но это уже остатки былой политической мощи. Руководство
КПБ находится в сильной зависимости от властей, в связи с чем, не проявляет
собственного политического лица.
ПКБ же хоть и пытается использовать в своих
интересах нарастающие экономические сложности, но на ней лежит клеймо
сотрудничества с крайними националистическими организациями, что этой
партии явно не пошло на пользу. У ПКБ вряд ли есть серьезные политические
перспективы, даже если она и сможет получить на предстоящих выборах в местные
советы некоторое количество голосов.
В сложном и неопределенном положении (как это ни
может показаться странным) в Белоруссии находятся те партии, которые до
президентских выборов однозначно поддерживали Александра Лукашенко. Это
Патриотическая партия, Республиканская партия, Партия труда и справедливости и
другие партии и объединения, входящие в созданный еще до президентских
выборов при поддержке администрации президента Республиканский координационный
совет руководителей политических партий и общественных объединений (РКС).
РКС активно поддерживал А.Г. Лукашенко в первую очередь за его
социальную политику внутри республики и курс на объединение с Российской
Федерацией. За год же прошедший после выборов деятельность РКС
оказалась полностью «заморожена». А входящие (надо понимать уже формально) в
него организации испытывают тяжелый внутренний кризис, порожденный, в том
числе, и произошедшим коренным изменением социальной политики властей
(прежняя белорусской экономике уже просто не по силам), а также идеологическими
и политическими зигзагами белорусского руководства.
Наиболее перспективной, из партий поддержавших на
выборах действующего президента, представляется Аграрная партия (председатель
- Михаил Шиманский), которая могла бы выражать интересы не только
аграриев, но и в целом белорусских промышленников и стать, в итоге, неким
аналогом, например, «Единой России». В любом случае, российской политической
элите стоило бы обратить внимание именно на белорусскую Аграрную партию.
Наиболее значимой общественной силой в Белоруссии
являются профсоюзы. Еще менее полгода назад крупнейшее профобъединение
республики Федерация профсоюзов Белорусская (ФПБ) выступала ведущей
оппозиционной силой, бывший лидер которой Владимир Гончарик был единым
кандидатом от оппозиции на президентских выборах. Однако в течение лета начала
осени 2002 года администрации президента РБ удалось в корне изменить ситуацию в
ФПБ. Во главе этого объединения (с соблюдением всех демократических процедур)
встал ранее бывший заместителем главы администрации президента Леонид Козик.
Таким образом, ФПБ из крупнейшей оппозиционной силы превратилась в лояльную
президенту структуру.
Помимо ФПБ, в Белоруссии существует еще ряд профсоюзных
объединений (Свободный профсоюз Белорусский, Белорусский независимый профсоюз,
Свободный профсоюз металлистов, Демократический профсоюз транспортников),
образующие Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП). 23 ноября в
Минске состоялся V внеочередной съезд БКПД, на котором президентом этого
профобъединения был избран бывший лидер, входящего в ФПБ Белорусского профсоюза
работников агропромышленного комплекса, Александр Ярошук. Важно заметить, что
Ярошук, еще будучи председателем отраслевого профсоюза аграриев, одним из
не многих общественных деятелей открыто поддержал известные
интеграционные предложения Владимира Путина. Примечательно, что ранее БКДП
принципиально стоял на позиции «нерушимости суверенитета» и был близок к
БНФ и другим националистическим организациям. Сейчас же основным партнером
Конгресса демократических профсоюзов является Всероссийская конфедерация
труда.
Как бы там ни было, но в Белоруссии выступать против
объединения с Россией стало политически не выгодно, и именно поэтому, наиболее
здравомыслящие оппозиционеры пытаются отмежеваться от свои прежних
антироссийских воззрений.
Какой же из всего сказанного вытекает вывод? В
Белоруссии сегодня нет реальных политических сил, способных
составить в ближайшее время сколько-либо серьезную конкуренцию Александру
Лукашенко. Конечно, рейтинг действующего президента вследствие политических
ошибок и усугубляющихся экономических сложностей поступательно снижается, но,
как известно, падение популярности совсем не означает кризис власти.
Политическая стабильность близкая к абсолютному спокойствию – вот главная
отличительная черта нынешней обстановки в Белоруссии. На этом фоне шансы на
успех предстоящего конституционного референдума достаточно высоки.
Единственное, что может серьезно помешать осуществлению
дальнейших властных притязаний А.Г. Лукашенко – это
социально-экономический кризис, признаки которого в настоящее время уже
присутствуют в белорусской экономике. При этом, вряд ли уже можно
сомневаться в том, что дальнейшее экономическое состояние Белоруссии во многом
будет определяться характером белорусско-российских отношений и, в первую
очередь, степенью реальности единого экономического пространства Белоруссии и
России.
Александр Лукашенко (для гарантированного успеха на
конституционном референдуме) нуждается не просто в экономической стабильности, а
в серьезном росте белорусской экономики, что возможно только при крупных
российских вложениях. Объективно интересы А.Г. Лукашенко и российского
капитала совпадают. И это необходимо понять белорусскому президенту и не
препятствовать российским компаниям осваивать белорусское экономическое
пространство.
Нынешняя же «нелюбовь» Лукашенко к российскому
капиталу имеет и определенную политическую подоплеку. Президентское окружение
всерьез опасается того, что одним из результатов акционирования крупнейших
белорусских предприятий в пользу российских компаний станет появление в
Белоруссии неподконтрольных властям финансовых ресурсов, способствующих (а это в
принципе неизбежно) возникновению в Белоруссии независимых СМИ, крупных
политических партий и общественных движений пророссийской направленности, из
среды которых может, в конце концов, появиться серьезный соперник президенту на
предстоящих выборах.
Белоруссия, несомненно, нуждается в определенной
демократизации, но она должна наступить не ранее, чем будут проведены
экономические реформы и белорусская экономика не станет неотъемлемой частью
российского экономического пространства. В противном случае власть в Белоруссии
может оказаться у деструктивных сил, которые хорошо(с помощью Запада)
организованы и имеют значительный политический опыт.
Сильная власть, экономические реформы и российский
капитал в совокупности способны не только дать серьезный толчок в развитии
республики, но и, по большому счету, обеспечить условия необратимости
белорусско-российского воссоединения.
В то же время, Кремлю необходимо, учитывая масштабность
и личностные характеристики А.Г. Лукашенко, не только гарантировать ему
политическое будущее, но и всемерно содействовать личному участию
белорусского президента в воплощении геополитического проекта «Великая
Россия».
11-17.11. 2002. Белорусский рынок. № 44 Движение к единой валютеАнатолий Тарахович
Правительство России утвердило российскую часть комиссии
по введению единой денежной единицы Союзного государства России и Беларуси.
Комиссия создана в соответствии с пунктом 10.1
межправительственного плана совместных действий по введению единой денежной
единицы Союзного государства на период 2001-2005 гг., подписанного 4 июня 2002
г. Реализуют план правительство России, Центральный банк России, правительство
Беларуси, Национальный банк Беларуси.
Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром
России Михаилом Касьяновым, российскую часть комиссии в составе 12 человек
возглавит заместитель министра экономического развития и торговли России Аркадий
Дворкович. Кроме него в комиссию вошли заместители министров энергетики, по
налогам и сборам, финансов, заместители руководителей Фонда экономического
развития, Таможенного комитета, Банка России, а также руководители департаментов
МИДа, Минэкономразвития, Минюста, Минфина, Банка России.
Необходимо признать, что сотрудничество Беларуси с
Россией в области стабилизации национальной валюты и перехода двух стран к
единой денежной единице, выраженное в привязке белорусского рубля к российскому
и предоставлении Национальному банку кредитов Центробанка, приносит свои, пока
скромные, плоды. В октябре нынешнего года Беларусь уступила бессменное в течение
последних лет "лидерство" среди стран бывшего СССР по темпам девальвации
национальной валюты.
Так, по данным агентства БелаПАН, за 10 месяцев курс
доллара к белорусскому рублю увеличился на 19,2% (с 1.580 до 1.884 BYR) - это
второй показатель. На первое место вышел Узбекистан, где доллар подорожал на 28%
(с 688 до 880,55 сума). Ускорение роста официального курса доллара в Узбекистане
связано с намерением правительства максимально приблизить его к рыночному,
который уже давно преодолел отметку 1.000 сумов за 1 доллар.
Далее следуют Таджикистан, где доллар подорожал на 15,8%
(с 2,55 до 2,9527 сомони), Молдова - на 5,32% (с 13,0909 до 13,7878 лея), Россия
- на 5,31% (с 30,14 до 31,7408 рубля), Грузия - на 5,1% (с 2,06 до 2,165 лари),
Армения - на 3,7% (с 561,81 до 582,74 драма), Казахстан - на 2,8% (со 150,2 до
154,35 тенге), Азербайджан - на 2,6% (с 4.775 до 4.898 манатов), Украина - на
0,6% (с 5,2985 до 5,3302 гривны).
Официальный курс туркменского маната к доллару не
изменился (5.200), а курс целого ряда валют, в первую очередь жестко привязанных
к евро, вырос: киргизский сом - на 3,5% (с 47,7186 до 46,0612), латвийский лат -
на 5% (с 0,638 до 0,606), эстонская крона - на 10,5% (с 17,72488 до 15,85594),
литовский лит - на 12,2% (с 4 до 3,5111). В самопровозглашенной Приднестровской
Молдавской Республике, где имеется своя валюта, официальный курс доллара вырос
на 12,7% (с 5,9 до 6,65 рубля).
В странах бывшего СССР существует три подхода к
установлению официального курса доллара: на рыночной основе (например, Беларусь,
Россия, Киргизия, Украина), привязка к твердым валютам или "корзине" твердых
валют (Литва, Латвия, Эстония), жесткое администрирование (Туркменистан).
Белорусская деловая газета, 14 ноября 2002 Беларусь на рынке вооруженийАнатолий Незванов
В Беларуси экспортом вооружений и военной техники
занимаются две специализированные фирмы: «Белтехэкспорт» и «Белспецвнештехника».
Благодаря их усилиям Беларусь сделала значительный скачок в продвижении своих
интересов на рынке оружия и входит в число крупнейших мировых экспортеров. По
данным экспертов Центра анализа мировых рынков вооружений, в 1997 году
белорусская казна пополнилась 500 млн долларов за счет активности на рынке
вооружений, а Беларусь заняла 9-е место в мировом рейтинге торговцев оружием.
Однако, быстро исчерпав лимит поставок военной техники, находящейся на балансе
Минобороны, Беларусь существенно снизила активность. Спустя ровно год бюджету
Беларуси досталось лишь 100 млн «оружейных» долларов (15-е место в мировом
рейтинге). В 1999 году — 40 млн долларов доходов (22-е место).
Однако вот что любопытно. Даже при падении военного
экспорта, констатируют российские эксперты, Беларуси удавалось выхватывать у
конкурентов выгодные контракты. Так, по информации Центра анализа мировых рынков
вооружений, в 1999 году «Белтехэкспорт» подписал контракт на поставку
электронно-оптического оборудования для армии ОАЭ на 28 млн долларов. А в ноябре
2000 года Минский завод колесных тягачей заключил контракт на поставку Турции 50
топливозаправщиков, монтируемых на базе колесного шасси типа МЗКТ-79091/79092.
Первый этап сделки, утверждают российские специалисты, предусматривал поставку в
Турцию примерно 200 автопоездов большой грузоподъемности в составе седельного
тягача МЗКТ-74295 и полуприцепа МЗКТ-93783 для транспортировки тяжелой техники и
крупногабаритных грузов. Примерная стоимость каждого тягача — 170–175 тыс.
долларов, полуприцепа — 35–36 тысяч. Автопоезда предполагалось использовать в
турецкой армии в качестве танковозов.
Резкий спад военно-технического экспорта не мог не
заставить белорусских экспортеров срочно сменить стратегию. Изменения произошли
в 2001–2002 гг. Теперь, как отмечают специалисты Центра анализа мировых рынков
вооружений, основной акцент делается на заключение договоров о модернизации
техники советского (российского) производства, находящейся на вооружении, как
правило, стран третьего мира. Так, по сведениям российских экспертов, последним
по времени стал контракт между минским предприятием «Миноторсервис» и Минобороны
Египта на модернизацию парка устаревших египетских бронетранспортеров БТР-50ПК
советского производства. В сентябре этого года из Минска в Египет были
доставлены первые пять опытных модернизированных машин БТР-50ПКМ, которые в
течение месяца должны были испытываться в пустыне. Затем начнется модернизация
первых 100 египетских бронетранспортеров, которую планируется завершить в конце
2003 года. В случае успеха контракт может быть увеличен еще на 250 машин. Помимо
поставок новых комплектующих белорусская сторона намерена оказать и содействие в
организации и проведении ремонтных работ и обучении египетских специалистов.
Еще один пример новой политики Минска в торговле оружием
— первая крупная сделка Беларуси с Индией на поставку запчастей и вооружения для
вертолетов семейства «Ми» и самолетов Ил-76. По информации аналитического
центра, контракт был подписан 2 августа министром иностранных дел Беларуси
М.Хвостовым во время визита в Индию. Белорусские государственные СМИ активно
освещали этот визит, правда, ни словом не обмолвились об этом контракте. В
соответствии с ним белорусская сторона обязалась провести еще и учебную
подготовку индийских летчиков по методике ведения боевых действий
оперативно-тактического масштаба. Кроме того, с Индией было подписано соглашение
на лицензионное производство лазерных прицелов для ОБТТ-90С, поставленных в
Индию Россией. «Белтехэкспорт» будет заниматься этим совместно с индийской
лабораторией электроники военного применения. К производству намечается
приступить в феврале 2003 года. По оценкам, речь идет о производстве до 100
таких систем.
Беларусь в рамках военно-технического сотрудничества
активно работает и с Китаем — в частности, по обслуживанию авиационной техники,
в основном истребителей Су-27. Из стран же СНГ наибольшую заинтересованность в
сотрудничестве с Беларусью проявляет Туркменистан. Сотрудничество с Россией, с
которой у нас в этом смысле особые отношения, вообще отдельная статья. Как
считают эксперты упомянутого центра, шанс для Беларуси остаться на рынке
вооружений — это как раз сотрудничество с российскими предприятиями в
производстве новых и в модернизации ранее поставленных видов техники. Так, по
программам модернизации более 100 белорусских предприятий сотрудничают с
российскими партнерами и участвуют в совместных с Россией программах по выпуску
комплектующих для техники ВВС, ПВО, ВМФ и сухопутных войск. Специалисты
прогнозируют, что кооперация с Россией, поставляющей до 70% комплектующих для
экспортной продукции, позволит обеим странам потеснить конкурентов, особенно в
странах третьего мира.
При этом Беларусь лидирует по объемам закупок российских
вооружений среди стран СНГ. К примеру, на нашу долю приходится свыше половины
всего экспорта военной продукции Российского агентства по обычным вооружениям
(РАВ) в страны ближнего зарубежья. Главным образом мы закупаем комплектующие и
запчасти для бронетанковой и ракетной техники, танковые выстрелы с управляемыми
снарядами, измерительную аппаратуру, оптические приборы.
Активный выход Беларуси на мировой рынок вооружений
странным образом совпал по времени с усилением кампании по дискредитации Минска
в отношении незаконной продажи оружия проблемным странам, в первую очередь
африканским. Эта тема муссируется в американских, европейских и даже
отечественных СМИ.
«Белтехэкспорт» и «Белспецвнештехника» обвиняются в том,
что продавали оружие в страны, против которых было введено эмбарго. Однако, как
полагают российские эксперты, это не совсем соответствует действительности и
объясняется недовольством западных компаний усилением позиций Минска в ряде
стран. Действительно, в 90-е годы Минск можно было обвинять как поставщика
вооружений на «черном» и «сером» рынках оружия. Теперь ситуация существенно
изменилась. К примеру, Беларусь в свое время поставила в Марокко 48 бэушных
танков Т-72 на сумму 12 млн долларов (одновременно были поставлены и запчасти).
Однако в западных СМИ умалчивается о том, что до этой сделки основным
поставщиком военной техники для Марокко являлись США.
Основным лейтмотивом дискредитации Беларуси в глазах
мирового сообщества, делают вывод специалисты, являются ее конкурентоспособные
программы модернизации вооружений и техники советского (российского)
производства, находящихся во многих странах мира. Этот рынок чрезвычайно емкий,
и за него активную конкурентную борьбу ведут около десятка стран. Их совсем не
устраивает видеть в Беларуси еще одного серьезного противника.
*Статья дана с
сокращениями
Заявление министерства иностранных дел РБ
Минск, 16.11.2002
Министерство иностранных дел Республики Беларусь расценивает отказ Чешской
стороны обеспечить выдачу виз официальной делегации Республики Беларусь для
участия в саммите Совета Евроатлантического партнерства (Прага, 21-22 ноября
2002 года) как грубое нарушение договоренностей СЕАП о праве каждого государства
самостоятельно определять уровень своего представительства на саммите.
Это беспрецедентное навязанное Чешской стороне решение
явилось очередным шагом неприкрытого давления на Республику Беларусь,
свидетельствует о несамостоятельности внешней политики Чехии, демонстрирует, с
каким пренебрежением Чешская Республика относится к решениям СЕАП, участницей
которых она является.
Республика Беларусь проводила и будет проводить
последовательную и ответственную политику в сфере международной безопасности и
контроля над вооружениями, исходя из собственных национальных интересов.
Беларусь внесла вклад принципиальной важности в недопущение распространения
ядерного оружия, добровольно и без предварительных условий отказавшись от
ядерного оружия и ликвидировав в рамках обязательств по Договору об обычных
вооруженных силах в Европе больше обычных вооружений, чем ведущие страны НАТО.
Решение Чешской стороны не позволяет Белорусской стороне
принять участие на соответствующем уровне в форуме, где будут обсуждаться
ключевые вопросы противодействия угрозам и рискам XXI века. МИД Беларуси
рассматривает эти действия Чешской стороны как опасный прецедент, ставящий под
сомнение целостность системы Евроатлантической безопасности, ее универсальность
и эффективность функционирования. Ответы министра иностранных дел РБ Михаила
Хвостова на вопросы белорусских СМИ.
Вопрос: Сегодня средства массовой информации
распространили сообщение об отказе чешской стороны в выдаче виз делегации
Беларуси для участия в заседании СЕАП. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
М.М. Хвостов: Мы пока не получили официального
уведомления. Однако, мы знаем о том, что есть заявление Министерства иностранных
дел Чехии, в котором говорится, что делегации Республики Беларусь отказано в
визах для посещения мероприятия, проводимого Советом Евроатлантического
партнерства.
В работе этой
организации мы участвуем не первый год, и это решение беспрецедентно. Отказ
чешской стороны в выдаче визы делегации Республики Беларусь, которая
направляется на мероприятие, не связанное с двусторонними отношениями, является
решением, с которым мы впервые сталкиваемся в дипломатической практике и в
истории международных отношений. Какие бы ни существовали двусторонние
отношения, но отказывать делегации суверенной страны участвовать в мероприятии,
которое проводится не по линии двусторонних отношений, - это беспрецедентно.
Мы ожидали, что чешская сторона примет правильное
решение. Более того, у нас были сведения, которые говорили в пользу того, что
чешская сторона примет решение о выдаче виз белорусской делегации. Однако под
давлением Соединенных Штатов Америки, как нам сообщили наши друзья из Европы,
чешская сторона не сумела принять собственное решение. И, к сожалению, вынужден
отметить, что в этом случае действительно не был проявлен дух добрососедских
отношений - это первое. Во-вторых, все это говорит об отсутствии собственной
политики ведения двусторонних дел, не только в области политики и дипломатии, но
даже в области консульских отношений.
Вопрос: Не считаете ли Вы, что эта проблема искусственно
спровоцирована чешской стороной?
М.М. Хвостов: Я думаю, в определенной степени чешская
сторона вынуждена была принять это решение под давлением. Причем однозначно я
сейчас могу подтвердить, что действительно такое давление оказано на чешскую
сторону. И, несмотря на те контакты, которые у нас были по линии Министерства
иностранных дел, мы не услышали разумных аргументов, которые бы подтверждали
отказ выдачи виз белорусской делегации. Ссылки делаются и продолжают делаться на
то, что чешской стороне не нравятся те процессы, которые происходят в Беларуси.
Им не нравится, как проходят демократические преобразования, но в этом случае
надо посмотреть, какой уровень демократии в других странах, которые участвуют
или будут участвовать в заседании СЕАП. Я думаю, что это политизированное
решение. Это вынужденное решение, которое принято под давлением извне. Это не
говорит о самостоятельности в области внешней политики Чешской Республики.
Вопрос: На настоящий момент можете ли Вы
прокомментировать с чьей стороны оказано давление на принятие этого решения?
М.М. Хвостов: У меня есть сведения, что такое давление
было оказано со стороны Соединенных Штатов Америки. Эта инициатива исходит от
этой страны и в Совете НАТО, и по двусторонней линии. Также аналогичное
уведомление мы получили из Брюсселя, и из Посольства Соединенных Штатов в
Минске. Мы считаем, что Чехия в данном случае поступила не то, что совершенно
несправедливо, с точки зрения подходов к развитию двусторонних отношений этот
случай беспрецедентен. И, как я уже сказал, отказ в выдаче виз под давлением -
это первый случай, когда мы столкнулись с такой проблемой.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать реакцию МИД
Беларуси на сегодняшний день? Будут ли приняты ответные меры?
М.М. Хвостов: Конечно, реакция с нашей стороны, я вчера
обратил ваше внимание на это, естественно, последует. Правительство Беларуси,
белорусская сторона не оставит без внимания этот вызов, который брошен нам
чешской стороной, и мы сейчас разрабатываем комплекс мер, которые, безусловно,
будут приняты. Я хочу лишь сообщить, что эти меры ни в коем случае не затронут
простых граждан.
Белорусская газета,№46, 25 ноября 2002 Враг государстваЯрослав Романчук
Институт приватизации и менеджмента обнародовал
результаты своего очередного исследования «Проблемы малого и среднего бизнеса и
пути их решения глазами белорусских предпринимателей». На протяжении
октября-ноября 2002г. руководители 378 частных предприятий ответили на 58
вопросов, подготовленных специалистами ИПМ. Полученная информация ценна не
только для понимания природы и проблем белорусского малого бизнеса, но прежде
всего для полисимейкеров, которые декларируют желание создавать новые рабочие
места, получать больше налогов, привлекать внутренние и внешние инвестиции.
Чего в Британии 46, в Германии - 37, в ЕС - 45, в США -
74, а в Беларуси - только 2,8? Это количество малых и средних предприятий на
1.000 человек. По данному показателю наша страна позади Европы всей, в т.ч.
Украины и России. Результаты исследования ИПМ четко указывают на причины
трагического прошлого и настоящего малого и среднего бизнеса (МСБ). Белорусское
правительство сделало ставку на крупные госпредприятия и создало чрезвычайно
вредную кислотно-щелочную среду для развития частного предпринимательства.
Социологическая выборка исследования является вполне
репрезентативной и адекватно отражает настроения МСБ. В опросе торговлю и
общественное питание представляли 31% предприятий, производство - 29,4%, бытовое
обслуживание и строительство - 10,3%. Эксперты задавали вопросы представителям
предприятий всех организационно-правовых форм с количеством занятых от 1 до 10
человек (36,5% всех опрошенных), от 11 до 50 человек (38,6%) и 11,1% с числом
работающих свыше 200 человек. 67% опрошенных имеют опыт работы на рынке свыше 5
лет. Еще больше радует качественный состав МСБ: 77% опрошенных имеют высшее
образование.
В отличие от большинства госпредприятий малый бизнес
работает в очень интенсивной конкурентной среде. 52% респондентов ответили, что
у них на внутреннем рынке 10 и более конкурентов, 23% - 4-10. Только 5,3%
сказали, что у них один или вообще нет конкурентов. Аналогичная ситуация
сложилась и на внешнем рынке. 59% имеют 10 и более конкурентов, 17,5% - от 4 до
10.
Немногим менее 30% предприятий занимаются экспортом,
зато 47% - импортом. Торговля остается основным видом деятельности МСБ, что
обусловлено относительно невысокими издержками входа на этот сегмент рынка.
Несмотря на стабильный статистический рост экономики,
финансовое положение МСБ с 1999г. неуклонно ухудшается. Четыре года назад 23%
опрошенных ответили, что их положение ухудшилось, осенью 2002г. - уже 37%. В
1999г. улучшение констатировали 36,5% предприятий, сегодня - 29,4%. На 2003г.
улучшение прогнозируют 23,5% опрошенных, в то время как 40,7% не знают, что
будет в следующем году. Правительство и местные органы власти сделали
бессмысленным даже краткосрочное планирование малого бизнеса, не говоря уже о
выработке некой стратегии фирмы, формировании имиджа и раскрутке брендов.
За последние четыре года мы слушали десятки победных
реляций разных министерств о том, какую благоприятную среду для бизнеса они
создают. В стране создана двухуровневая экономика. Первый уровень - предприятия
всех форм собственности, которые имеют особые налоговые, финансовые и
административные режимы работы на рынке. Они имеют связи, «крыши» и отлаженные
механизмы «откатов». Они в большой степени ограждены от конкурентов,
административного произвола. К ним можно отнести около 20% МСБ, которые с
оптимизмом смотрят в будущее, констатируют улучшение своего финансового
положения и планируют расширение бизнеса. Сегодня такую уверенность только на
финансово-экономических факторах не построишь.
Вторые - простые смертные предприниматели, которые и
несут все бремя госрегулирования. Большую часть своего рабочего времени они
посвящают не повышению конкурентности собственного бизнеса, а реагированию на
законодательные действия различных органов власти. Подтверждение тому - ответы
респондентов на вопрос «Если объем продаж вашего предприятия изменился, то чем
это было вызвано?» 32,5% ответили, что наибольшее влияние оказывает «изменение
экономической ситуации в стране». Ответ «изменение количества конкурентов» дали
всего 16,9%.
Спрос разбил растиражированный Transparency International миф о низком уровне
коррупции в Беларуси. На прямой вопрос «Как часто вы вынуждены давать взятки?»
80,1% респондентов ответили «постоянно» или «изредка». Только 18,5% ответили,
что «такого явления нет». Среди них наверняка есть те, которые не дают взятки,
потому что как-то глупо платить самому себе или своему родственнику. До 5% в
этой группе - люди, которые даже на кухне жене боятся признаться, что дают
взятки пожарникам, санстанции, таможенникам или милиционерам. На вопрос о
распространении такого явления как «откат» 11,6% ответили, что он имеет место
при каждой сделке, 18,8% - при каждой второй сделке, 14,3% - при каждой третьей
сделке. 25,9% респондентов сказали, что такого явления нет. Трудно поверить, что
четвертая часть малого предпринимательства не знает о распространенном даже на
Западе таком явлении. Связь «предприниматель - чиновник» весьма чувствительна к
утечке информации. Когда существование бизнеса во многом зависит от того самого
«отката», человек не доверяет даже анонимному социологическому опросу.
Аналогичная ситуация и по оценке теневого оборота. 17,5%
респондентов ответили, что до 10% оборота не отражаются в бухгалтерских
документах. Столько же предприятий указали цифру до 25% и целых 19% опрошенных
считают, что около половины всего оборота не проходит через бухгалтерию. Среди
36% сказавших, что «такого явления нет», есть как микропредприятия, которым
просто нечего скрывать, так и льготники, которым нет смысла уходить в «тень». Им
на законных основаниях позволено делать то, за что другие дают взятки и
«откаты».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что
Беларусь - страна теневой экономики, в которой МСБ выживает путем весьма тонкого
балансирования между сожительством с бюрократией и сосуществованием с
мафией.
На многочисленных конференциях по проблемам малого
бизнеса экономисты и политики говорят о бизнес-инкубаторах, фондах поддержки,
микрокредитовании и особом статусе малого бизнеса. Правительство пытается
«откупиться» от предпринимателей такими бюрократическими решениями, только бы не
заниматься самыми острыми проблемы белорусского бизнеса. По шкале от 1 до 5
(наибольшая острота проблемы) предприниматели указали на следующие «болячки»: 1)
слишком много различных налогов (4,49); 2) частые изменения в налоговой
отчетности (4,44); 3) нестабильное законодательство (4,44); 4) высокие ставки
налогов (4,42) и 5) большое количество законодательных актов (4,24). Получается,
что стоимость кредитных ресурсов, наличие фондов микрокредитования и
искусственных инкубаторов волнует предпринимателей гораздо меньше, чем налоговая
и административная системы. Они нам не навязаны МВФ или ЕС, Россией или
«объективной реальностью». Они являются результатом «творческого» труда
ученых-экономистов, занятых в основном в органах власти и госНИИ. Каждый год
руководители Минэкономики, Минфина и Минналогов заявляют, что налоговая система
у нас соответствует мировым стандартам. Чиновники недоумевают, почему
практически весь белорусский бизнес не хочет этим самым стандартам
соответствовать, почему 90% проверок вскрывают нарушения. Не хочет, потому что
чувствует обман. Если использовать адекватную методику подсчета налоговой
нагрузки и прибавить к ней административные и законодательные издержки, то
получится, что белорусский предприниматель платит государству в 3 раза больше,
чем китайский и сингапурский, в 2 раза больше, чем американский и европейский и
на 20-35% больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Тот факт, что
белорусы предпочитают открывать бизнес в России и на Украине - яркое
подтверждение неконкурентности белорусских законодателей.
И еще один аспект исследования, который наверняка
заинтересует любителей отечественной статистики. На вопрос «Доводят ли до вас
темпы роста объемов производства?» ответили положительно 71,4% предприятий с
количеством работников свыше 200, с количеством работающих от 101 до 200 -
44,4%. Чем больше предприятие, тем чаще органы исполнительной власти навязывают
им темпы роста. Оно и понятно. Чиновникам гораздо проще работать с десятком
директоров, которые могут «нарисовать» нужные темпы прироста ВВП, чем
уговаривать сотни мелких предпринимателей. Трудно себе представить, что частник,
работающий на своих деньгах в режиме субсидиарной ответственности, вопреки своим
интересам будет наращивать производство по приказу председателя райисполкома и
работать на склад. Мы видим, что показатели растут в основном на бумаге, а за
небольшие деньги (еще один скрытый налог) можно обезопасить себя от проверок
правильности заполнения статистических отчетов.
И все-таки малый и средний бизнес Беларуси живет.
Поразительно, что на вопрос «Планируете ли вы в ближайшие два года расширение
своей деятельности?» 60% респондентов ответили утвердительно. Этот показатель в
очередной раз подтверждает аксиому «Нет таких глупостей власти, от которых не
смогли бы откупиться или которые не могли бы проигнорировать белорусские
предприниматели». Такой оптимизм отчасти объясняется незнанием современных
методик ведения бизнеса и отсутствием реальных механизмов принуждения
предпринимателей к выполнению тысяч нормативных актов. 56,6% опрошенных не
знают, что такое степени MBA. При этом 33,9%
респондентов считают, что развитию предприятия мешает низкий общий
профессиональный уровень сотрудников. 38,1% предприятий не проводили
маркетинговые исследования. Белорусский малый бизнес все еще находится на стадии
становления, но его накопленный опыт - средний респондент работает в бизнесе 7,8
года - является очень динамичным и перспективным капиталом. Он даст Беларуси
высокие дивиденды, если правительство перестанет сжимать его своей
«костлявой рукой» регулирования и вспомнит о «невидимой руке» свободного
рынка.
|