Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №64(01.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Красная звезда,
14 ноября 2002

Ветер перемен в парусах боевой подготовки

Олег Фаличев

В армии и на флоте завершился учебный год. Он был, как и предыдущие, непростым: проблемы недофинансирования, нехватка горючего, новой техники... И все же подвижки есть. На Каспийской флотилии проведены крупномасштабные учения, каких не было многие-многие годы. Такие же учения с подключением всех силовых структур будут в 2003 году проведены и на ТОФе. В свою очередь войска ПВО участвовали в доработке зенитной ракетной системы С-300ПМУ1 в рамках программы «Фаворит». Новое оружие, пусть в малых количествах, поступает в Сухопутные войска, Военно-воздушные силы. Обо всем этом размышляют сегодня, подводя итоги учебного года, командующий Черноморским флотом и начальник зенитных ракетных войск ВВС.

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир МАСОРИН: Все, что доверено, сохраним.

- Владимир Васильевич, с тех пор, как вас представили флоту, прошло не так уж много времени. Насколько вам удалось вникнуть в основные проблемы ЧФ?

- Чтобы изучить все вопросы функционирования такого сложного организма, как флот, необходим не один день. А проблемы, конечно, есть, как и везде. Их можно, наверное, поделить на несколько категорий. Среди основных те, что связаны со статусом Черноморского флота, его положением на Украине... Некоторые вопросы до конца еще не проработаны и нет-нет, да и дают о себе знать.

Или такой недавно возникший момент, как избыточно повышенные требования к экологической безопасности ЧФ. Они в общем-то законны, скажем, по тем же выбросам. Но надо, видимо, учитывать и то, что корабли строились давно, тогда таких стандартов просто не существовало не только на Украине, но и в развитых зарубежных странах. Поэтому их выполнение сегодня требует немалых дополнительных затрат и серьезных организационных мер.

Есть ряд других проблем, связанных с принадлежностью некоторых объектов флота, гражданством... В свое время они просто не были до конца проработаны. Взять вопрос нахождения наших военнослужащих и их семей за пределами Российской Федерации. Увы, в новом Законе о гражданстве далеко не все учли, и сегодня наши офицеры, выезжая за пределы России на постоянное место жительства после окончания службы, не могут нормальным образом получить гражданство. Например, из-за того, что удостоверение личности в таких случаях недействительно. Впрочем, сейчас уже началась паспортизация военнослужащих, членов их семей. Все рано или поздно получат служебный заграничный паспорт. Будем надеяться, что кое-что изменится и в Законе РФ о гражданстве.

В целом же настрой офицеров и личного состава флота хороший. Мне он понравился. В любом коллективе, конечно, бывают определенные шероховатости. Но, повторю, у основной массы командиров, воспитателей настрой рабочий.

Главную задачу вижу в том, что флот должен больше ходить в море, летать, заниматься боевой учебой. В том числе с большей отдачей могли бы работать и наши научно-исследовательские учреждения, полигоны.

- Денежное довольствие офицеров - один из самых острых вопросов, тем более в ближнем зарубежье. Знаю, тут не все было урегулировано, что, видимо, тоже не могло не отразиться на моральном климате в офицерских коллективах...

- Пожалуй... Но к этому тоже надо относиться с пониманием ситуации и проблем, связанных с переводом денег из России. А главное - говорить в целом о финансировании флота. У меня, например, в связи с этим поначалу создалось впечатление, что некоторые процессы тут идут как бы с задержкой. Даже моральное состояние флота не 2002 года, а, скажем, начала 90-х годов в России. Когда офицеры больше думали не о службе, а о том, как и где подзаработать. Но если в России эти настроения в армейской среде, считай, уже миновали, то здесь, образно говоря, его осколки еще всплывают.

Если же говорить конкретно о денежном содержании военнослужащих, то оно сегодня позволяет жить здесь если не достойно, то вполне нормально. В абсолютном выражении денежное довольствие увеличилось. С учетом нового коэффициента перевода в гривны - примерно в 1,6 раза. Кроме того, матросы срочной службы решением властей Севастополя получили право бесплатного проезда в общественном транспорте.

Или взять наших рабочих, служащих. Они получают гораздо больше, чем их украинские коллеги. Отсюда и большой конкурс: попасть на работу в ЧФ мечтают и хотят очень многие. Практически все должности у нас заняты, и немало на них граждан Украины.

Но и это не самое главное. А то, что люди - гражданский персонал - стремятся очень добросовестно исполнять свои обязанности. Причем есть воинские части, где гражданских специалистов больше, чем военных. Очень много среди них наших офицеров, уволенных в запас и оставшихся работать в структурах флота. Эти люди остаются живыми носителями традиций, к которым у моряков всегда было трепетное отношение. А история ЧФ уходит аж в ХVIII век... Не зря Севастополь до сих пор остается чуть ли не единственным городом, за оборону которого утверждены две медали - за Крымскую войну и Великую Отечественную.

- Ну а если говорить о состоянии флота, то какие тут перспективы?

- Они есть и прежде всего, как ни странно, по кораблям. У нас много кораблей в резерве, которые могут быть и будут введены в состав сил постоянной готовности. Даже те ограничения, которые в последнее время наложены, полагаю, разрешимы. Поэтому мы, думаю, выполним те нормы, которые заложены еще в советское время по кораблям постоянной готовности. Правда, порой раздаются стоны, что вот, мол, они старые, тяжело их поддерживать в готовности... Мне не очень это нравится. Но отношусь к этому спокойно.

- А как бы вы, Владимир Васильевич, охарактеризовали взаимоотношения командиров частей, командования флота с местными органами власти?

- Они примерно такие, как и в России. Недавно, например, я был в Феодосии у главы местной администрации. Впечатление такое, будто пришел к нашему астраханскому главе... Отношение великолепное. Так же отмечаются наши общие праздники, так же, как в России, решаются общие проблемы. Ведь если чиновник бюрократ, то, ряди его хоть в какие одежды, он таким и останется. А если нормальный человек, будет вникать в проблемы флота.

Так и в Севастополе. Глава его администрации Леонид Михайлович Жунько говорит, что он и его коллеги не делят моряков на «наших» и «ваших». Ведь все они прежде всего служат и живут в городе Севастополе. Для многих офицеров, мичманов это родной город. Был, есть и будет. Говорят, тут даже слова в песне про легендарный Севастополь сами собой трансформировались. Если раньше в кафе и ресторанах пели: «Севастополь - гордость русских моряков», то теперь: «гордость наших моряков».

Недавно мы возлагали венок к мемориалу обороны Севастополя. Один, общий - от России и Украины. С одной стороны лента российская - от Черноморского флота, с другой - от украинских ВМС. И это правильно. Сегодня настолько перемешалось население Севастополя, что порой не поймешь, кто тут русский, кто украинец. Сейчас офицер - гражданин Российской Федерации, а завтра он увольняется в запас, остается в Севастополе, где родился, вырос, и становится гражданином Украины. Более того, значительная часть офицеров ЧФ - украинцы. А в украинских ВМС немало русских. Так, главнокомандующий военно-морскими силами Украины адмирал Михаил Ежель украинец, а его начальник штаба Фомин - русский. И таких примеров масса.

Поймите: мы здесь живем, служим. Здесь наш дом. А в приличных домах все вопросы принято решать цивилизованно.

- За прошедшие годы немало кораблей было порезано, выведено из состава флота, продано... Не превратится ли он во флотилию, если такой процесс будет идти и дальше?

- Мы ставим на следующий год задачу: повысить боеготовность флота. В этом, подчеркну, я вижу главное направление моей предстоящей деятельности. А еще - повысить количество кораблей в составе сил постоянной готовности, число самолетов. Есть, конечно, еще и политика. Она, видимо, все равно нас будет как-то затрагивать. Но дело военных - боеготовность. Что касается поползновений что-то там еще поделить, отдать... Я на это никогда не пойду. Потому что есть базовые соглашения. И то, что мне сегодня вручено, может быть только приращено и увеличено, но ни в коем случае не уменьшено.

Многие вопросы должны решиться, безусловно, на межгосударственном уровне. Например, отправление матросами почтовых корреспонденций и посылок, бракосочетания офицеров... Создана постоянно действующая смешанная комиссия, возглавляемая с российской стороны Ильей Клебановым. На днях у нее было очередное заседание...

В заключение еще раз повторю: все, что мне здесь доверено, будет сохранено, а то и приумножено. Основания? Черноморский флот для Севастополя - значительная часть бюджета города. Это рабочие места. Это, если хотите, уже сложившийся статус города как важного политического центра, где тесно переплетаются интересы России и Украины. Так что вполне возможно, придет время, когда будет принято решение и о том, что Черноморский флот здесь остается, а договор по его статусу пролонгирован.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ