Красная звезда, 14 ноября 2002 Ветер перемен в парусах боевой подготовкиОлег Фаличев
В армии и на флоте завершился учебный год. Он был, как и
предыдущие, непростым: проблемы недофинансирования, нехватка горючего, новой
техники... И все же подвижки есть. На Каспийской флотилии проведены
крупномасштабные учения, каких не было многие-многие годы. Такие же учения с
подключением всех силовых структур будут в 2003 году проведены и на ТОФе. В свою
очередь войска ПВО участвовали в доработке зенитной ракетной системы С-300ПМУ1 в
рамках программы «Фаворит». Новое оружие, пусть в малых количествах, поступает в
Сухопутные войска, Военно-воздушные силы. Обо всем этом размышляют сегодня,
подводя итоги учебного года, командующий Черноморским флотом и начальник
зенитных ракетных войск ВВС.
Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир
МАСОРИН: Все, что доверено, сохраним.
- Владимир Васильевич, с тех
пор, как вас представили флоту, прошло не так уж много времени. Насколько вам
удалось вникнуть в основные проблемы ЧФ?
- Чтобы изучить все вопросы функционирования такого
сложного организма, как флот, необходим не один день. А проблемы, конечно, есть,
как и везде. Их можно, наверное, поделить на несколько категорий. Среди основных
те, что связаны со статусом Черноморского флота, его положением на Украине...
Некоторые вопросы до конца еще не проработаны и нет-нет, да и дают о себе
знать.
Или такой недавно возникший момент, как избыточно
повышенные требования к экологической безопасности ЧФ. Они в общем-то законны,
скажем, по тем же выбросам. Но надо, видимо, учитывать и то, что корабли
строились давно, тогда таких стандартов просто не существовало не только на
Украине, но и в развитых зарубежных странах. Поэтому их выполнение сегодня
требует немалых дополнительных затрат и серьезных организационных мер.
Есть ряд других проблем, связанных с принадлежностью
некоторых объектов флота, гражданством... В свое время они просто не были до
конца проработаны. Взять вопрос нахождения наших военнослужащих и их семей за
пределами Российской Федерации. Увы, в новом Законе о гражданстве далеко не все
учли, и сегодня наши офицеры, выезжая за пределы России на постоянное место
жительства после окончания службы, не могут нормальным образом получить
гражданство. Например, из-за того, что удостоверение личности в таких случаях
недействительно. Впрочем, сейчас уже началась паспортизация военнослужащих,
членов их семей. Все рано или поздно получат служебный заграничный паспорт.
Будем надеяться, что кое-что изменится и в Законе РФ о гражданстве.
В целом же настрой офицеров и личного состава флота
хороший. Мне он понравился. В любом коллективе, конечно, бывают определенные
шероховатости. Но, повторю, у основной массы командиров, воспитателей настрой
рабочий.
Главную задачу вижу в том, что флот должен больше ходить
в море, летать, заниматься боевой учебой. В том числе с большей отдачей могли бы
работать и наши научно-исследовательские учреждения, полигоны.
- Денежное довольствие офицеров
- один из самых острых вопросов, тем более в ближнем зарубежье. Знаю, тут не все
было урегулировано, что, видимо, тоже не могло не отразиться на моральном
климате в офицерских коллективах...
- Пожалуй... Но к этому тоже надо относиться с
пониманием ситуации и проблем, связанных с переводом денег из России. А главное
- говорить в целом о финансировании флота. У меня, например, в связи с этим
поначалу создалось впечатление, что некоторые процессы тут идут как бы с
задержкой. Даже моральное состояние флота не 2002 года, а, скажем, начала 90-х
годов в России. Когда офицеры больше думали не о службе, а о том, как и где
подзаработать. Но если в России эти настроения в армейской среде, считай, уже
миновали, то здесь, образно говоря, его осколки еще всплывают.
Если же говорить конкретно о денежном содержании
военнослужащих, то оно сегодня позволяет жить здесь если не достойно, то вполне
нормально. В абсолютном выражении денежное довольствие увеличилось. С учетом
нового коэффициента перевода в гривны - примерно в 1,6 раза. Кроме того, матросы
срочной службы решением властей Севастополя получили право бесплатного проезда в
общественном транспорте.
Или взять наших рабочих, служащих. Они получают гораздо
больше, чем их украинские коллеги. Отсюда и большой конкурс: попасть на работу в
ЧФ мечтают и хотят очень многие. Практически все должности у нас заняты, и
немало на них граждан Украины.
Но и это не самое главное. А то, что люди - гражданский
персонал - стремятся очень добросовестно исполнять свои обязанности. Причем есть
воинские части, где гражданских специалистов больше, чем военных. Очень много
среди них наших офицеров, уволенных в запас и оставшихся работать в структурах
флота. Эти люди остаются живыми носителями традиций, к которым у моряков всегда
было трепетное отношение. А история ЧФ уходит аж в ХVIII век... Не зря
Севастополь до сих пор остается чуть ли не единственным городом, за оборону
которого утверждены две медали - за Крымскую войну и Великую Отечественную.
- Ну а если говорить о состоянии
флота, то какие тут перспективы?
- Они есть и прежде всего, как ни странно, по кораблям.
У нас много кораблей в резерве, которые могут быть и будут введены в состав сил
постоянной готовности. Даже те ограничения, которые в последнее время наложены,
полагаю, разрешимы. Поэтому мы, думаю, выполним те нормы, которые заложены еще в
советское время по кораблям постоянной готовности. Правда, порой раздаются
стоны, что вот, мол, они старые, тяжело их поддерживать в готовности... Мне не
очень это нравится. Но отношусь к этому спокойно.
- А как бы вы, Владимир
Васильевич, охарактеризовали взаимоотношения командиров частей, командования
флота с местными органами власти?
- Они примерно такие, как и в России. Недавно, например,
я был в Феодосии у главы местной администрации. Впечатление такое, будто пришел
к нашему астраханскому главе... Отношение великолепное. Так же отмечаются наши
общие праздники, так же, как в России, решаются общие проблемы. Ведь если
чиновник бюрократ, то, ряди его хоть в какие одежды, он таким и останется. А
если нормальный человек, будет вникать в проблемы флота.
Так и в Севастополе. Глава его администрации Леонид
Михайлович Жунько говорит, что он и его коллеги не делят моряков на «наших» и
«ваших». Ведь все они прежде всего служат и живут в городе Севастополе. Для
многих офицеров, мичманов это родной город. Был, есть и будет. Говорят, тут даже
слова в песне про легендарный Севастополь сами собой трансформировались. Если
раньше в кафе и ресторанах пели: «Севастополь - гордость русских моряков», то
теперь: «гордость наших моряков».
Недавно мы возлагали венок к мемориалу обороны
Севастополя. Один, общий - от России и Украины. С одной стороны лента российская
- от Черноморского флота, с другой - от украинских ВМС. И это правильно. Сегодня
настолько перемешалось население Севастополя, что порой не поймешь, кто тут
русский, кто украинец. Сейчас офицер - гражданин Российской Федерации, а завтра
он увольняется в запас, остается в Севастополе, где родился, вырос, и становится
гражданином Украины. Более того, значительная часть офицеров ЧФ - украинцы. А в
украинских ВМС немало русских. Так, главнокомандующий военно-морскими силами
Украины адмирал Михаил Ежель украинец, а его начальник штаба Фомин - русский. И
таких примеров масса.
Поймите: мы здесь живем, служим. Здесь наш дом. А в
приличных домах все вопросы принято решать цивилизованно.
- За прошедшие годы немало
кораблей было порезано, выведено из состава флота, продано... Не превратится ли
он во флотилию, если такой процесс будет идти и дальше?
- Мы ставим на следующий год задачу: повысить
боеготовность флота. В этом, подчеркну, я вижу главное направление моей
предстоящей деятельности. А еще - повысить количество кораблей в составе сил
постоянной готовности, число самолетов. Есть, конечно, еще и политика. Она,
видимо, все равно нас будет как-то затрагивать. Но дело военных - боеготовность.
Что касается поползновений что-то там еще поделить, отдать... Я на это никогда
не пойду. Потому что есть базовые соглашения. И то, что мне сегодня вручено,
может быть только приращено и увеличено, но ни в коем случае не уменьшено.
Многие вопросы должны решиться, безусловно, на
межгосударственном уровне. Например, отправление матросами почтовых
корреспонденций и посылок, бракосочетания офицеров... Создана постоянно
действующая смешанная комиссия, возглавляемая с российской стороны Ильей
Клебановым. На днях у нее было очередное заседание...
В заключение еще раз повторю: все, что мне здесь
доверено, будет сохранено, а то и приумножено. Основания? Черноморский флот для
Севастополя - значительная часть бюджета города. Это рабочие места. Это, если
хотите, уже сложившийся статус города как важного политического центра, где
тесно переплетаются интересы России и Украины. Так что вполне возможно, придет
время, когда будет принято решение и о том, что Черноморский флот здесь
остается, а договор по его статусу пролонгирован.
|