27 ноября - 10 декабря 2002. Континент. №23(85) Янычарская грамотаАбай Турсынов (Алма-Ата)
Что мы знаем о турецком присутствии в Казахстане? Турки
– это посольство, это банки и всевозможные торгово-финансовые компании. Это
"Турецкие авиалинии" и гипермаркеты "Рамстор". Это кафе и рестораны, в некоторых
из них как-то так вдруг прекратилась продажа спиртных напитков. Это весьма
неплохая кожа, посредственная сотовая связь и не выдерживающее никакой серьезной
критики строительство. А еще у них имеются пока что не очень большие, но
стабильные и перманентно растущие интересы в сфере нашего среднего и высшего
образования
Былое и
думы
О том, что представляет собой турецкое образование,
казахстанцы узнали практически с первых же лет своей независимости. Официальная
Анкара, движимая покровительственными пантюркистскими настроениями и
геополитическими амбициями, практически сразу же заявила тогда о своих
претензиях на особое положение в регионе Центральной Азии, и в частности в
Республике Казахстан. Звучало это как "Все тюрки – братья!" и "В этом качающемся
мире вам, молодым и неопытным, нужна опора!". А выглядело – как массовый
турецкий "десант" во все области нашего развития. Политика и дипломатия, бизнес
и финансы, военные, религиозные, культурные, образовательные связи и многое
другое, все эти направления работали на одну основную цель. А именно: усиление
политического и экономического присутствия в Казахстане, вовлечение республики в
орбиту турецкого влияния.
Позже оказалось, что претензии эти слабо или, скажем
так, недостаточно соответствуют реальным военно-политическим и экономическим
возможностям Анкары. Можно даже сказать, что, открыв для себя Казахстан, Турция
чисто психологически оказалась неспособной справиться с заявленной ролью лидера
и ориентира. И одним из "открытий", оказавшим отрезвляющее действие на турков и
турецкие амбиции "а ля Новый Старший Брат", был достаточно высокий уровень
нашего, а вернее, тогда еще советского образования.
Не стоит, конечно, переоценивать силу и влияние этого
фактора, он всего лишь один из целого ряда. Но туркам пришлось несколько
поумерить свои стремления научить нас, как надо жить и на кого равняться. Ведь
очень скоро выяснилось, что уровень образованности нашего населения и
казахстанского образования в целом, превышает соответствующий турецкий как
минимум на порядок. Даже в сегодняшнем своем состоянии наше образование по
отдельным статьям превосходит турецкое, а уж о тех годах и говорить нечего, тем
более что ничего, кроме грусти, эти воспоминания и сравнения не вызывают.
Поэтому, согласитесь, при таком раскладе предлагать свое покровительство
(которое предполагает не только военное или экономическое, но и интеллектуальное
превосходство) было как-то неуместно.
Первые
уроки
Но тогда, в начале 90-х, об этом пока не догадывались ни
мы, ни тем более сами турки. В соответствии со своими грандиозными планами
Турция не только стремилась к текущему влиянию, но и работала на перспективу. А
лучшая перспектива, как известно, это молодое поколение, среди которого и
находятся будущие национальные лидеры: политики, бизнесмены, ученые,
общественные и религиозные деятели. Мировой опыт свидетельствует, что один из
лучших способов получить такого вот элитного проводника своего влияния – это
дать ему свое же образование. А вместе с ним и ненавязчиво заложить определенные
симпатии, привычки, идеологию.
Понятно, что чем больше общий поток таких потенциальных
проводников, тем больше вероятность, что кто-нибудь из них рано или поздно
"выстрелит". И речь идет даже не об открывающихся таким образом возможностях
банальной вербовки, хотя наверняка не обошлось в турецких вузах и без этого.
Игра здесь ведется на более тонком, ментальном уровне. И пусть результат
абсолютно не гарантирован, но получить, по теории вероятности, "своего" министра
иностранных дел или обороны, а может, чем черт не шутит, и будущего президента,
вполне возможно. В любом случае, овчинка эта стоит выделки. И количественно, и
качественно. Американцы, например, говорят так: "Сегодняшние китайские
руководители в большинстве своем учились в Москве, они говорят по-русски. Но уже
завтра к власти должна прийти элита, получившая образование на Западе. И вот
тогда...". Оставим это без комментариев.
Так вот, возвращаясь к тем годам, отметим, что в рамках
различных межгосударственных образовательных программ турецкие университеты и
лицеи открыли свои двери для тысяч казахстанских студентов и школьников. Турки
действительно очень старались: нужно было создать привычку, которая потом
трансформировалась бы в традицию, а та, в свою очередь, не только во влияние, но
и в деньги. А потому в то время наблюдался настоящий бум турецкого образования
среди казахстанцев. Казалось, что в Алма-Ате не было тогда ни одной казахской
семьи, в которой бы кто-нибудь не уехал на учебу в Турцию или же не знал
кого-нибудь, кто это уже сделал.
Но мы быстро расстались с турецкими "образовательными"
иллюзиями. Смутные сомнения начали одолевать нас уже с того самого момента, как
в казахстанских вузах появились первые турки, приехавшие учиться по обмену.
Понятно было, что для них это чужая страна, чужая культура. И что необходимо
время для адаптации. Но оно прошло, а подавляющее большинство из них, что
называется, так и не потянуло. И тому были объективные причины: низкий уровень
образовательной культуры, и как следствие – слабая базовая подготовка. А потом
на первые свои каникулы домой вернулись наши. Некоторые, настроенные наиболее
скептически, чтобы уже не вернуться. Из тех же, кто все-таки там доучился,
многие стремились потом получить еще одно, российское или западное
образование.
Вот так и прошел этот ажиотаж. И хотя казахстанцы
по-прежнему едут учиться в Турцию и сегодня у нас даже говорят о растущей
популярности турецких военно-морских академий, все это уже не то. Так что можно
констатировать: "борьбу за умы" казахстанской молодежи и более прозаические
кошельки их родителей турецкие университеты проиграли, объективно не выдержав
конкуренции с западными, российскими и даже казахстанскими вузами. Но это совсем
не означает, что Анкара окончательно смирилась с этим положением. И те же
военно-образовательные контакты должны сказать нам о многом. Турки просто
немного скорректировали тактику.
Если
гора не идет к Магомету...
...то, как известно, Магомет идет к горе. Что и было
сделано. Еще в 1991 году при непосредственном участии турецкой стороны в
Туркестане был открыт международный университет им. Ахмета Яссауи. Сегодня же,
по данным, которые предоставило нам турецкое посольство и координирующий работу
казахско-турецких лицеев международный общественный фонд KATEV, в Казахстане
работают два вуза, 22 лицея, один колледж и одна начальная школа. Это уже
упомянутый университет Яссауи и открытый в 1996 году в Алматы казахско-турецкий
университет им. Сулеймана Демиреля. Что касается лицеев, то они имеются почти во
всех крупных городах республики, преимущественно в областных центрах. Но по
вполне понятным причинам, большинство из них находится в южных регионах
Казахстана.
С университетами, как видите, пока негусто. Если
присутствует сознательное желание взять рынок качеством – то это, вообще-то,
весьма дорогое удовольствие. Видимо, турки это понимают, а потому не спешат. А
что представляют собой многочисленные лицеи, на это стоит обратить более
пристальное внимание. Вот, например, отрывок из прошлогоднего выступления
президента KATEV Али Токула. Начинается оно так: "Турецкий и казахский народы –
два братских народа, корни родства которых уходят далеко в глубь веков...". А
заканчивается: "И если по прошествии нескольких лет выпускник нашего лицея,
рассказывая о своем детстве, скажет: "Я учился в казахско-турецком лицее. Ах,
если бы вы знали, какие у нас были учителя и воспитатели! Как они согревали нас
теплом своих сердец. Они искренно и от чистого сердца работали ради нас и во
благо нашей родины – Республики Казахстан. Они были ярчайшими и лучшими
представителями своего народа!", – это будет лучшим признанием и оценкой нашего
труда". Точка.
Что тут скажешь? По-настоящему благородные слова, тем
более что ряд образовательных методик, тот же английский или информатика,
действительно поставлены у турков на очень хорошем уровне. А для нашей провинции
это является весьма существенным моментом. Даже желание заработать на нашем
рынке образования вполне естественно и законно. Тем более что местные стандарты
соблюдаются турками как минимум на среднем республиканском уровне, а к
финансированию этих лицеев казахстанская сторона не имеет практически никакого
отношения. И хотя мы не сторонники "теории заговоров", но если посмотреть
глубже, то что это, как не игра на опережение? Ведь сегодняшние школьники – это
все та же потенциальная элита, только они немного моложе и более восприимчивы к
внешнему влиянию.
Вот такая неоднозначная ситуация.
Плюсы и
минусы
Одним словом, есть о чем задуматься. Все мы знаем, в
каком состоянии находится наше образование. И то, что Турция оказывает нам
реальную помощь, бесспорно. Те же казахско-турецкие лицеи в большинстве своем
превосходят по уровню развития методической и материальной базы
среднестатистические казахстанские школы. Следует только определиться, нужно ли
нам это, в каких количествах, и какой ценой.
Например, одно время в алматинских казахско-турецких
лицеях наблюдался явный перекос в сторону изучения турецкой истории и культуры.
Понятно, что делалось это за счет других "историй". Родители, конечно,
вмешались, но как сегодня обстоят дела в регионах – точно не известно. Так что
необходимость более строгого контроля за деятельностью турецких лицеев и
университетов, да и любых других иностранных вузов и школ, очевидна. Разумеется,
все это должно проходить корректно и в рамках закона. Причем не только со
стороны образовательных, но и более компетентных ведомств. И аргумент, что мы не
в состоянии сделать это даже в собственных, казахстанских заведениях, так зачем
выживать отсюда турков, неубедителен.
Никто и не говорит о каком-то выдавливании иностранцев
из казахстанского образовательного пространства. Определить объективную
конкурентоспособность той или иной структуры – это может и должен сделать только
рынок. И лучшим протекционизмом здесь является развитие собственного
образования, а не карательный административный ресурс. Но контроль, повторим это
еще раз, должен быть. С такими вещами, как идеология и образование, не шутят.
Потому что слишком уж опасна их недооценка для нашей государственности. Все-таки
не на островах в открытом океане живем.
И в заключение, возвращаясь к теме турецкого
присутствия, отметим, что в целом наша задача – использовать очевидные "плюсы" и
постараться максимально выправить не менее очевидные "минусы". И это нам по
силам. Было бы понимание проблемы, политическая воля контролировать развитие
ситуации на ранних стадиях, ну и, конечно, компетентные исполнители. Чтобы не
получилось "как всегда". То есть еще хуже.
|