Пост-советская интеграция и русский мир: вопросы пересечения концепцийФилипп Казин, руководитель отдела СНГ информационного агентства «Инфо-ТАСС «Санкт-Петербург»
Спустя одиннадцать лет существования Содружества
Независимых Государств мы подошли к этапу, когда наряду с
подведением итогов необходимо обозначить новые
приоритеты развития Содружества в XXI веке. В то же
время все более насущной является задача практической
реализации концепции «Русского мира» как способа консолидации
русского народа, представители которого живут сегодня во многих и многих
странах. Эти две задачи сегодня стоят перед
Российским государством и в концептуальном и в практическом
смысле. Отсюда следует необходимость определения точек пресечения этих
двух направлений деятельности, а также принципиальных различий,
которые возможно приведут нас к выводу о том, что смешивать две
концепции не стоит, а более предпочтительно рассматривать их как параллельные
сферы деятельности.
Время, в которое мы живем, характеризуется крайней
нестабильностью и непредсказуемостью развития глобального и, в
частности, евроазиатского пространства. Исчерпаемость ресурсов,
девальвация гуманистических ценностей, доминирование потребительского
сознания, постепенная потеря контроля общества над технологией и, как
следствие, угроза неконтролируемых экологических, демографических и
социальных катастроф, террористических актов и иных катаклизмов
заставляет все более серьезно относиться к региональной интеграции как элементу
ответа на указанные вызовы. Представляется, что будущее человечества
за взаимодействием больших социально-экономических пространств, которые
станут ключевыми субъектами международных отношений в XXI
веке. Формирование таких пространств происходит сегодня по всему
периметру границ Содружества (Европейский Союз, мусульманский мир,
Китай и страны Юго-Восточной Азии, государства Северной Америки и
т.д.). В этом контексте пост-советский регион представляет собой
потенциальное самостоятельное большое пространство – субъект мировой
системы XXI века.
Здесь ключевая роль СНГ, как организации институционально интегрирующей
пост-советские государства, несомненна, и в этой связи
представляется совершенно необходимым усиление роли и реальное укрепление
статуса всех существующих структур Содружества. Движение по пути
интеграции должно стать принципиальным ответом пост-советских стран на вызов
глобализации. Содружеству требуется новая историческая перспектива – идейный
импульс, который сделает простым и понятным для всех ответ на
вопрос, куда идут государства-участники СНГ и как это способствует
реализации их законного права быть активными субъектами мирового исторического
процесса..
В частности, думается, что не раз упоминавшийся здесь
термин «пост-советское пространство» и «пост-советская интеграция» имеет
определенные пределы использования. Этот термин обращен в прошлое, т.к.
апеллирует прежде всего к общей истории. Объективно, советское
наследие является важным интегрирующим фактором Содружества, т.к. в СНГ
входят только государства, образовавшихся после распада СССР. Однако, ясно,
что интеграция есть отнюдь не только и не столько следствие пост-советской
инерции, сколько процесс сближения, имеющий в основе взаимный интерес,
обращенный в будущее. Страны так называемого «пост-советского
пространства» нуждаются в интеграции прежде всего потому, что это
объективный глобальный процесс, который происходит во всех регионах мира в силу
своей выгодности для участников.
Следовательно, необходимо отказаться от трактовки СНГ
как механизма плавной и безболезненной переориентации бывших союзных
республик на связи с третьими странами вместо связей друг с другом. К
сожалению динамика взаимного товарооборота, в СНГ в последние
годы дает почву именно для таких выводов. [1] Отсутствие роста
взаимного товарооборота после периода его резкого сокращения в
начале 90-ых годов заставляет признать тревожный факт, что СНГ де-факто
функционирует как механизм «цивилизованного развода».
В последние годы усиливается понимание того,
что взаимное сотрудничество есть благо, а не досадная необходимость,
связанная с последствиями созданного в СССР единого производственного
комплекса. Это дает повод рассчитывать на то, что центробежная эйфория
прошлого десятилетия постепенно сменится прагматизмом
сотрудничества. Пост-советская наследственность не должна
более восприниматься, как основная предпосылка существования СНГ, а
перейти в разряд исторического фона взаимодействия. На первый план должна
выйти задача построения эффективного регионального экономического блока,
способного в условиях жесткой конкурентной борьбы в рамках глобальной
экономики представить на мировой рынок конкурентоспособные товары и
услуги. Только совместное преодоление социально-экономических
проблем и опора на внутренние ресурсы может позволить странам СНГ в
перспективе выйти на сравнимые со странами ЕС экономические показатели. Именно
этот подход должен лечь в основу новой стратегии СНГ, ориентированной на
будущее.
Интеграционный потенциал СНГ поистине неисчерпаем.
Основной вопрос состоит в том, чтобы найти адекватные пути его реализации.
Здесь надо отметить, что при всей важности экономического измерения
сотрудничества нельзя забывать о его тесной связи с политическим,
культурным, информационным, гуманитарным взаимодействием. Инициатива снизу есть:
стремление к взаимодействию выражает бизнес-сообщество, общественные
организации, широкие массы населения. Слово за правительствами и
политическими элитами наших стран. Они должны всемерно способствовать созданию
условий для всесторонних контактов, которые, в свою очередь, будут
содействовать расширению возможностей для бизнеса найти пути взаимовыгодного
взаимодействия с партнерами в странах Содружества. Разумеется, очень
многое здесь будет зависеть от успеха экономических реформ в
государствах СНГ и скорости их выхода на экономические показатели, по
крайней мере, стран Центральной Европы. В этом контексте основной упор должен
быть сделан на развитии высокотехнологичных производств, реализации
совместных инфраструктурных проектов (строительство транспортных
коридоров, трубопроводов, линий электропередач и т.п.),
поддержании и использовании научного и образовательного потенциала
стран СНГ.
Итак, суммируя позицию по поводу того, что такое СНГ
сегодня и в чем должна состоять стратегия его развития в XXI веке можно сказать
следующее: СНГ – это группа государств, составляющих потенциальное
большое социально-экономическое пространство, наличие которого выгодно
странам в него входящим, т.к. позволяет им сообща выступать на мировом
рынке товаров и услуг в условиях глобализации. Экономическое
сотрудничество, совместный выход на мировые рынки таким образом, должен
стать приоритетным направлением развития СНГ.
Концепция Русского мира на мой взгляд, имеет
совершенно иную направленность. В ее основе лежит национальная и
культурная идентичность, т.е. причастность людей к русской нации (русскому
народу) и русской культуре, выраженная в том, что они считают себя
русскими и/или считают русский язык своим родным языком.
В определении нации, которое дает Эрнст Гельнер в
своей книге «Нации и национализм» содержится чрезвычайно важная в данном
контексте мысль: Помимо того, что люди должны принадлежать к одной
культуре, разделять систему идей, знаков, ассоциаций, путей поведения и
взаимодействия, признавать друг друга в качестве принадлежащих к одной и той же
нации, они должны еще принимать вытекающие из этого права и
обязательства. [2] Последнее я считаю наиважнейшим критерием. Те
люди, которых мы планируем объединить в рамках русского мира должны осознавать,
что их причастность к этому миру накладывает на них определенные обязательства
перед другими участниками русского этого мира по причине того и
только того, что они принадлежат к этому миру. Последнее же возможно
только в том случае, если эти люди считают себя русскими и/или считают
русский язык своим родным языком.
Из сказанного следует, что далеко не все
граждане Российской Федерации принадлежат к Русскому миру. Это следует
четко обозначить, прежде чем приступать к реализации культурных,
информационных, политических и экономических проектов в рамках концепции
Русского мира. Точно так же к русскому миру принадлежат далеко не все
жители СНГ и уж тем более не все жители дальнего зарубежья, владеющие русским
языком. В противном случае мы должны были бы назвать нашу концепцию
«Русскоязычный мир», что, очевидно, принципиально нечто другое, чем
«Русский мир». Знание русского языка и способность читать Пушкина и
Достоевского в подлиннике отнюдь не является признаком принадлежности к Русскому
миру. Я вполне свободно владею английским языком и читал Диккенса и
Шекспира, что однако не дает мне повод считать, что я принадлежу к
английскому миру.
Почему столь большое внимание я уделяю тому, кто должен
и кто не должен относиться к Русскому миру? Причина в том, что
цель концепции «Русский мир» я вижу в том, чтобы практически содействовать консолидации русского народа в целях сохранения и
развития русской культуры, традиций и духовности, но наряду с этим, укреплять
российское государство за счет использования интеллектуального,
духовного и экономического потенциала русской диаспоры за
рубежом. В качестве модели взаимодействия русской диаспоры и
материнского государства представляется весьма полезным и показательным
опыт взаимодействия государства Израиль и еврейской диаспоры.
Израиль помогает диаспоре а диаспора помогает Израилю, например, лоббируя его
интересы в тех странах, где еврейская община пользуется авторитетом
и влиянием. Организация подобного рода системы взаимоотношений между
российским государством и русской диаспорой, по моему мнению, и должно
быть целью реализации концепции «Русский мир».
Для этого требуется создание международной
ассоциации «Русский мир», в которую бы вошли все заинтересованные русские
организации планеты. Практическую деятельность организации следовало бы
начать с широкого мониторинга, призванного определить современное
состояние русского мира, его структуру, численность, географию и
проблемы. Далее необходимо провести в Москве международную конференцию
«Русский мир», на которой избрать постоянно действующее правление ассоциации,
ответственное за текущую деятельность.
На начальном этапе деятельность организации должна быть
направлена на решение следующих задач:
1. разработку системы мер по содействию миграции
русского населения в Россию из стран Средней Азии и других регионов,
где русских относительно мало и их жизнь осложнена бытовой или государственной
русофобией.
2. разработку системы мер по поддержке русских
диаспор в тех странах, где русская община многочисленна, но
нуждается в организующем начале, способном сплотить ее вокруг защиты
собственных прав.
3. формулирование пропаганда стратегии внешней политики
России, ставящей отношения с теми или иными государствами в зависимость от
соблюдения ими прав человека в отношении своих русских и русскоязычных
жителей.
4. лоббирование идеи создания государственного органа
(министерства, комитета), ответственного за работу с русской диаспорой, в
котором были бы объединены функции, распределенные сегодня между различными
ведомствами (МВД, министерство по делам национальностей, МИД и т.д.)
Ключевой вопрос, разумеется, кто будет платить за все
это? Здесь свое слово должно сказать российское государство, как путем
частичного финансирования учредительных мероприятий, так и путем
привлечения спонсорских средств за счет налоговых льгот. Политическая,
информационная и административная поддержка со стороны государства будет
также необходимой, т.к. создаст условия для эффективного менеджмента
проекта связанного в частности с традиционными механизмами привлечения
спонсорских средств (PR, реклама и т.п.)
Подводя итог, хотелось бы сказать следующее:
эффективность деятельности подобной организации может быть обеспечена лишь
при условии предельной ясности того, по каким критериям определяется
принадлежность к русскому миру. Численность русского мира
такова, что не требует искусственного расширения. Более важно
избежать аморфности и расплывчатости, которые могут возникнуть, если под понятие
«Русский мир» подгонять всех владеющих русским языком. Русский
мир должен объединять тех, для кого он является своим, «родным» а не одним
из миров, с которым человек может себя ассоциировать в силу общей культуры
и образованности.
В заключение возникает вопрос о пересечении
концепций пост-советской интеграции и Русского мира. Их главное сходство
состоит в том, что обе являются ответом России на вызов глобализации: СНГ
– в социально-экономической сфере, русский мир - в
идейно-политической. И то и другое чрезвычайно важно, но при этом эти две
концепции не стоит смешивать. Надо отдавать себе отчет в том, что они
функционируют на разных направлениях. Интеллектуальный и материальный
капитал может перетекать с одного направления на другое и обратно,
но вписывать все СНГ в Русский мир будет такой же ошибкой как,
скажем, рассматривать русских за границей как наиболее выгодных партнеров по
бизнесу, потому что они русские. У каждой из этих концепций есть свои,
приоритеты, задачи и механизмы реализации. Обе выгодны для нашей страны и
народа. В этом их ключевое сходство и нам следует всемерно
способствовать тому, чтобы они были реализованы на практике.
|