В ЗЕРКАЛЕ СМИ
Росбалт, 21 декабря 2002 Куда и с кем идут Россия и ГрузияЯна Амелина
Проблемы российско-грузинских отношений, переживших в
уходящем году беспрецедентное обострение, продолжают волновать общественность и
политиков обоих государств. На днях в Москве прошла конференция, организованная
международной комиссией партии "Единая Россия" и Институтом стран СНГ. Эксперты,
депутаты и представители различных политических партий России и Грузии обсуждали
внутриполитическое положение и внешнюю политику нашего южного соседа,
перспективы урегулирования грузино-абхазского и грузино-южноосетинского
конфликтов, а также состояние росийско-грузинских межгосударственных отношений.
Более-менее содержательный разговор состоялся, пожалуй,
лишь по второй из указанных тем. Фактическая потеря Абхазии и Южной Осетии в
результате вооруженного противостояния, явная ориентация этих непризнанных республик
на Россию - тема для Грузии и грузин крайне болезненная. Любой разговор о путях
урегулирования этих конфликтов неизбежно приводит к очередному высказыванию
сторонами взаимных упреков и обвинений. Российские же эксперты, которых привлекают
в качестве "третьей стороны", за редким исключением предлагают "простые
решения", которые не учитывают фактор пролитой крови и серьезные противоречия
между грузинами, абхазами и осетинами, проявившиеся еще до распада СССР.
Незадолго до конференции в Москве президент Грузии
Эдуард Шеварднадзе назначил своим личным представителем по урегулированию грузино-южноосетинского
конфликта вице-спикера парламента Грузии, председателя Социалистической партии
Вахтанга Рчеулишвили, объявившего месяц назад о переходе от оппозиции к союзническим
отношениям с грузинским президентом.
Некоторые российские аналитики традиционно рассматривали
Рчеулишвили в качестве одной из наиболее пророссийских фигур на грузинском политическом
поле. Тому были некоторые основания: Рчеулишвили часто бывал в Москве, призывал
руководство Грузии отказаться от связей с чеченскими сепаратистами, а активисты
Соцпартии собрали в прошлом году около миллиона подписей граждан Грузии с требованием
нормализовать грузино-российские отношения и прекратить "холодную войну"
между двумя странами.
На этом фоне союз лидера социалистов с Шеварднадзе
выглядит явным отходом от обозначенной ранее позиции. Как пояснил сам Рчеулишвили
на московской конференции, почвой для него стало заявление грузинского президента
о том, что стратегическими партнерами Грузии теперь одновременно являются и
Россия, и США (ранее подобным почетным званием пользовался только Вашингтон).
Однако очевидно, что реализовать это партнерство на
практике весьма затруднительно, поскольку Москва и Вашингтон являются в кавказском
регионе геополитическими соперниками. А ссылки на единство позиций двух стран
по вопросам борьбы с международным терроризмом в данной ситуации заставляют
вспомнить поговорку "в огороде бузина, в Киеве дядька".
Эмиссар президента Грузии "по южнооосетинскому
вопросу" пока не представил какой-либо конструктивной программы по разрешению
конфликта, заявив лишь, что приемлемы любые варианты, за исключением силового.
Впрочем, руководство Южной Осетии изначально не строит иллюзий по поводу личности
и возможностей г-на Рчеулишвили, тогда как год назад назначение главы Аджарии
Аслана Абашидзе представителем президента Грузии по грузино-абхазскому урегулированию
породило в Абхазии определенные надежды.
Да и сейчас усилия аджарского лидера, недавно предложившего
пакет мер по улучшению экономической ситуации в республике (снятие экономической
блокады, возобновление работы ИнгуриГЭС и транспортных путей, в том числе железнодорожного
сообщения), вызывают одобрение абхазов. По их мнению, они свидетельствуют о
движении в правильном направлении - восстановления взаимного доверия, которое
сейчас равно нулю. Другое дело, что деятельность А. Абашидзе не принесла до
сих пор каких-либо конкретных результатов.
Однако причина в данном случае не в персоналиях, и
ожидать скорого прорыва, безусловно, не приходится. И высшее руководство Грузии,
и значительная часть грузинских беженцев из Абхазии не признают независимость
этой республики и видят ее будущее исключительно в составе единого государства
Грузия, пусть и на правах широкой автономии. С этим, в свою очередь, категорически
не согласны абхазы. "Время уступок прошло, - считают в Сухуми, - и вопрос
статуса Абхазии не является предметом обсуждения".
Аналогичного мнения придерживаются и в Южной Осетии.
"Нас не устраивает статус автономии в составе Грузии", - говорит государственный
советник президента Южной Осетии Константин Кочиев. К Тбилиси накопилась масса
претензий, в общем сходных с абхазскими - это и экономическая блокада, и постоянный
отход Грузии от ранее достигнутых договоренностей, и попытки интернационализировать
миротворческую операцию (сейчас эти функции, так же как и в Абхазии, успешно
выполняют российские "голубые каски"), и бездоказательные, по мнению
южноосетинской стороны, обвинения в разгуле криминала.
Например, министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания,
комментируя недавнее похищение отца вице-президента "Лукойла", без
всяких на то оснований заявил, что тот находится в Южной Осетии. Говорить о
доверии в такой ситуации, безусловно, не приходится.
Гарантией мирной жизни для Южной Осетии, по словам
Константина Кочиева, являются более тесные отношения с Россией. "Со временем
мы рассчитываем войти в состав РФ", - сказал он. Сделать это по закону
о приеме в Россию новых субъектов Федерации не удастся - чтобы запустить предусмотренную
им процедуру, необходимо согласие Грузии. Однако это вполне возможно в случае
международного признания независимости республики, которое, как считают в Цхинвале,
в обозримом будущем все-таки состоится.
Пока, правда, признаков такого развития событий не
наблюдается. Наоборот, как заявил недавно в интервью радиостанции "Эхо
Москвы" специальный представитель Госдепартамента США по вопросам локальных
конфликтов в Евразии Рудольф Перина, мировое сообщество не готово признавать
в качестве независимых государств ни Южную Осетию, ни Абхазию.
Неопределенность правового статуса двух бывших грузинских
автономий порождает множество проблем не только у осетин, грузин и абхазов,
но и у армян. Из-за упорного нежелания тбилисского руководства возобновить железнодорожное
сообщение через Абхазию, вот уже много лет добраться в Армению можно только
по воздуху, что на порядок увеличивает транспортные расходы.
И хотя никаких объективных причин откладывать возрождение
абхазской железной дороги нет - ее техническое состояние позволяет начать движение
поездов хоть завтра, а заинтересованное в этом руководство России регулярно
поднимает данный вопрос перед грузинскими коллегами, - в Ереване настроены пессимистично.
Там полагают, что реальные результаты будут достигнуты не раньше, чем лет через
пять. Надежд на скорое восстановление движения по второй ж.-д. ветке в Армению
- через Азербайджан - еще меньше.
По мнению бывшего министра обороны Армении Вагаршака
Арутюняна, Запад вообще не заинтересован в скором разрешении грузино-абхазского
конфликта. Сохранение нестабильности в регионе позволяет США прочно держать
"под колпаком" Тбилиси, а заодно и оказывать давление на Ереван, постоянно
усиливая свое влияние на Кавказе. И Вашингтон, гнущий здесь свою чёткую линию,
пока по всем позициям переигрывает Москву.
Приходится признать, что хотя власти Абхазии и Южной
Осетии давно считают свои республики де-факто независимыми государствами, а
Тбилиси исходит из того, что эти регионы де-юре являются неотъемлемой частью
Грузии, окончательное решение вопроса о статусе этих непризнанных государственных
образований будет приниматься не только и не столько на Кавказе.
Тем не менее, волеизъявление жителей Абхазии и Южной
Осетии, в массовом порядке принявших в минувшие годы российское гражданство
и еще несколько лет назад заявивших на местных референдумах о желании присоединиться
к России, трудно будет игнорировать и руководству Грузии, и международному сообществу.
Ведь охлаждение "горячих точек" возможно только с учетом мнения тех,
кому, по мысли западных миротворцев, предстоит жить в едином государстве. В
случае же попытки силового решения проблемы, региональная зона нестабильности
начнет стремительно расширяться.
Конференция в Москве не дала окончательного ответа
на вопрос "Куда идет Грузия?", лишь обозначив многочисленные проблемы
межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений в этой стране, а также
многообразные тенденции развития ее внутренней и внешней политики. Возможно,
это произошло потому, что, как предложил один из ее участников, депутат грузинского
парламента Фридон Инджия, прежде следовало бы провести форум под названием "Куда
идет Россия?".
От определения этого пути во многом зависит развитие
ситуации на всём постсоветском пространстве, и в особенности в государствах,
исторически тяготеющих к России. К их числу ранее всегда относилась Грузия.
В настоящее время этот вектор находится под вопросом. Выбор же Абхазии и Южной
Осетии не вызывает сомнений и сейчас.
РИА "Новости", 17 декабря 2002 Грузия намерена добиваться от России выплаты долгов, начисленных "задним числом", за присутствие российских военных баз на ее территории
Как заявил во вторник в интервью РИА "Новости"
вице-спикер парламента Грузии Вахтанг Рчеулиешвили, соответствующее
постановление грузинского парламента, принятое 5 декабря 2002 года является
"обязательным для выполнения властями" Грузии. "Грузинскому правительству
предстоит начать серьезный диалог с представителями России по всему комплексу
этих вопросов", - подчеркнул он. В частности, по его мнению, необходимо уточнить
точную сумму налоговых выплат и задолженностей России перед Грузией.
Рчеулиешвили расценил, поведение грузинских парламентариев
при принятии этого постановления как "эмоциональное". Но при этом
указал, что грузинский парламент хочет использовать начисление размера ущерба
"задним числом" /начиная с 1991 года/ в качестве "аргумента в
спорах с российской стороной по выяснению ее долговых обязательств".
"На переговорах с российской стороной необходимо
рассмотреть экономический аспект присутствия российских баз на грузинской территории
вплоть до момента их вывода", - считает он.
Парламент Грузии в начале декабря принял постановление
о налогообложении российских баз, расположенных на территории этой страны. Согласно
этому постановлению сумма налога начисляется за период с 21 декабря 1991 года.
Общая размер выплат, по информации Минфина Грузии, составляет 704 млн долл.
Еще в 10-15 млрд долл расценен, так называемый, "экономический ущерб".
Грузинский парламент поручил Минфину совместно с Минобороны
представить парламенту в течении месяца размер налогов, которые обязаны платить
российские военные базы. Минфину также поручается в течении 3 месяцев обеспечить
изъятие этих налогов. В случае отказа России, по мнению грузинских парламентариев,
начисленная сумма будет переводится в государственный долг России. В последующем,
как предполагают парламентарии, эта сумма пойдет на погашение долга Тбилиси
перед Москвой.
GazetaSNG, 17 декабря 2002 Русский язык на Украине - первый неофициальныйАфанасий Кучеренко
Вот уже больше 10 лет после распада Советского Союза в
республиках СНГ продолжает остро стоять вопрос русского языка. "ГазетаСНГ" уже
неоднократно поднимала эту тему, однако вчерашнее заявление президента Леонида
Кучмы, который высказался против того, чтобы русский стал вторым государственным
языком на Украине, заставляет вновь обратиться к этой проблеме. Ведь Украина -
одна из немногих стран Содружества, где русскоязычного населения едва ли не
больше, чем титульного. На Украине проживает более 11 миллионов этнических
русских, что составляет 22 процента. А в Крыму - проживает 70 процентов русских.
К тому же стоит заметить, что не все титульное население Украины в совершенстве
владеет украинской мовой, на ней говорят лишь 50% жителей этой страны. Взять
хотя бы Леонида Кучму, который выучил родной язык, только после того, как стал
президентом. Судя по записям майора Мельниченко, президент Украины в
совершенстве владеет русским "народным фольклором".
Между тем аналитики уже давно сошлись во мнении, что
вопрос о равноправии статуса русского и украинского языков на Украине - это
не проблема политической конъюнктуры. Как говорил в интервью "ГазетеСНГ"
директор Института стран СНГ, советник мэра Москвы Константин Затулин, "это
вопрос будущего Украины, качества ее политической, культурной и научной элит
и, прежде всего, гарантия всестороннего обеспечения прав и возможностей молодежи
Украины". Затулин напомнил, что "нынешний русский язык - это южнорусский
украинский язык XVII века, язык патриарха Никона, из-за которого в определенном
смысле и произошел известный раскол в Русской Православной церкви". А тот
язык, который сегодня называется украинским, по словам директора Института стран
СНГ, "это язык сельских окраин, сформировавшийся в XVII и XVIII вв. в полной
изоляции от культурных городских центров". Очевидно, что словарный запас
нынешнего украинского языка, к сожалению, многократно уступает потенциалу русского
языка, только полное владение которым может обеспечить "доступ" украинского
общества к современной научно-технической и культурной информации, сказал Затулин.
Заместитель председателя правительства России Виктор
Христенко, говоря о проблеме придания на Украине русскому языку статуса официального,
выразил убеждение, что это "отвечало бы высоким целям наших двусторонних
отношений". По его словам, поиск общего языка позволит решить проблему
финансовых взаимоотношений, а сохранение позиций русского языка на Украине,
в первую очередь, это фактор исторический. "Двуязычие не есть формула инновационная,
это просто, что называется, исторический факт. Это символ дружбы наших народов
и в определенной степени это залог сотрудничества и исторического партнерства",
- отметил вице-премьер.
РИА "Новости", 24 декабря 2002 Проект Конституционного Акта Союзного государства России и Белоруссии будет подготовлен к концу первого квартала 2003 года.
Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости",
сообщил во вторник ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза /ПСС/
России и Белоруссии Владимир Аксенов.
Выступая на международной научно-практической конференции
"Пять лет Союзу Белоруссии и России", он заявил, что наступающий год
будет решающим "в определении перспектив создания Союзного государства,
подготовке союзной конституции и выборов в парламент".
По мнению Аксенова, сегодня можно говорить о необратимости
процесса союзного стоительства, поскольку объединение двух государств отвечает
интересам наших народов.
Выступивший на конференции директор Института стран
СНГ Константин Затулин со своей стороны подчеркнул, что существует объективная
потребность к объединению России и Белоруссии, которая продиктована взаимными
интересами в сфере экономики, обороны и безопасности.
В работе форума участвуют представители правительства
Москвы, депутаты Госдумы и Совета Федерации РФ, представители ПСС, а также дипломатических
и научных кругов России и Белоруссии.
Участники конференции обсуждают политические перспективы
создания Союзного государства, региональное сотрудничество в контексте национальных
интересов России и Белоруссии, а также проблемы взаимодействия политических
элит двух государств.
Кроме того, речь пойдет о роли общественных организаций
в развитии российско-белорусского союза и международно-правовых аспектах создания
Союзного государства.
Конференция проводится правительством Москвы и Институтом
стран СНГ в рамках проекта "Россия и Белоруссия в координатах Союзного
государства".
Проект Конституционного Акта Союзного государства России
и Белоруссии будет подготовлен в первом квартале 2003 года
СОЮЗ-ИНФО, 24 декабря 2002 Конституционный Акт уже на подходе
Проект Конституционного Акта Союзного государства России
и Белоруссии будет подготовлен к концу первого квартала 2003 года.
Об этом сообщил во вторник Ответственный секретарь
Парламентского Собрания Союза /ПСС/ России и Белоруссии Владимир Аксенов. Выступая
на научно-практической конференции "Пять лет Союзу Белоруссии и России",
он заявил, что наступающий год будет решающим "в определении перспектив
создания Союзного государства, подготовке союзной конституции и выборов в парламент".
По мнению Аксенова, сегодня можно говорить о необратимости
процесса союзного строительства, поскольку объединение двух государств отвечает
интересам наших народов.
Выступивший на конференции директор Института стран
СНГ Константин Затулин со своей стороны подчеркнул, что существует объективная
необходимость объединения России и Белоруссии, которая продиктована взаимными
интересами в сфере экономики, обороны и безопасности.
В работе форума участвуют представители правительства
Москвы, депутаты Госдумы и Совета Федерации РФ, представители ПСС, а также дипломатических
и научных кругов России и Белоруссии.
Участники конференции обсуждают политические перспективы
создания Союзного государства, региональное сотрудничество в контексте национальных
интересов России и Белоруссии, а также проблемы взаимодействия политических
элит двух государств.
Кроме того, речь пойдет о роли общественных организаций
в развитии российско-белорусского Союза и международно-правовых аспектах создания
Союзного государства.
СОЮЗ-ИНФО, 25 декабря 2002 Эксперты отметили 5-летие Союза конференцией
В Москве завершила свою работу Международная
научно-практическая конференция "Пять лет Союзу Беларуси и России".
На ней обсуждались темы: "Политические перспективы
создания Союзного государства", "Проблема взаимодействия политических
элит России и Беларуси", "Международно-правовой аспект создания российско-белорусского
государства", "Экономическая стратегия и резервы союзного строительства",
"Роль общественных организаций в развитии СГ".
С докладами на форуме выступили заместитель мэра Москвы
Михаил Мень, директор Института стран СНГ Константин Затулин, заведующий отделом
Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев, Ответственный секретарь ПС
Владимир Аксенов, первый секретарь посольства Беларуси в РФ Александр Гордейчик,
известные политологи Вячеслав Никонов, Александр Ципко, Андраник Мигранян, Михаил
Ильин и другие.
Организаторами форума выступил Институт стран СНГ при
поддержке правительства Москвы.
СОЮЗ-ИНФО, 25 декабря 2002 Новогодний подарок политической элите
Существует серьезная объективная потребность в
объединении России и Беларуси, заданная внешнеполитическими, геополитическими и
экономическими обстоятельствами. Такое мнение выразил в своем докладе на
конференции "5 лет Союзу Беларуси и России", которая состоялась в Москве,
директор Института стран СНГ Константин Затулин.
По его мнению, один из основных вопросов, которые стоят
сегодня перед союзными органами, - нужно ли расширять политическое поле Союза
Беларуси и России. Помимо этого, необходимо решить, возможно ли дальнейшее развитие
Союзного государства в рамках подписанных документов, или их потенциал уже исчерпан.
Эти вопросы, а также обсуждение моделей интеграции,
по мнению Затулина, должны решаться не на уровне президентов двух государств,
а на уровне научных, политических и экономических кругов. Одним из удачных примеров
такого обсуждения он назвал конференцию "5 лет Союзу Беларуси и России",
которая, по его словам, может стать "подарком политической элите двух стран
накануне Нового года".
газета «Россiя», 25 декабря 2002 Союз бестактен и нереален
В Союзе России и Белоруссии есть «мощная и объективная
потребность», которая задается не только экономиками двух стран, но и
внешнеполитическими факторами. К такому выводу пришел вчера директор Института
стран СНГ Константин Затулин (на фото), открывая Международную
научно-практическую конференцию, посвященную пятилетию союзного государства. По
его словам, в последнее время доверительные отношения России и Белоруссии
утрачены, к тому же нет положения, при котором объединение двух государств было
бы гарантированным. Причины, по которым российско-белорусское сближение не
происходит, сформулировал политолог Александр Ципко. Этому мешает, во-первых,
политическая элита, находящаяся у власти и противостоящая национальным
интересам. Во-вторых, незаинтересованность в Союзе Соединенных Штатов, способных
на провокации. В-третьих, отсутствие какой бы то ни было серьезной политической
партии, защищающей интересы Союзного государства и славянофилов. В-четвертых,
появление нового поколения без исторической памяти, но с осознанием того, что
Россия и Белоруссия – два отдельных государства. И, наконец, в-пятых – нежелание
самой Белоруссии объединяться. С ним согласился ответственный секретарь
парламентского собрания Союза Владимир Аксенов, который прямо заявил, что о
полной интеграции и слиянии говорить «рано и бестактно».
р/с «Эхо Москвы», 26 декабря 2002 В прямом эфире радиостанции
Эфир ведет Владимир Варфоломеев
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Добрый день. Сегодня в гостях на \"Эхе\" Константин Затулин - директор института стран СНГ, советник мэра Москвы. Я знаю, что накануне Вы прилетели с юга, были на Кавказе, были в Абхазии, и было событие, которое послужило, наверное, непосредственным поводом к этой поездке и к тому, чтобы вновь поднять вопрос о грузино-абхазской проблеме и российско-грузинской проблеме. Была пущена электричка, которая связала Сочи и Сухуми.
К. ЗАТУЛИН - Во-первых, еще раз здравствуйте. С Новым годом всех радио- и телеслушателей. Не странно ли, что вопрос о том, пущена или не пущена какая-то пригородная электричка между Сочи и Сухуми сразу заставляет вспомнить о том, что между Грузией и Абхазией не решены до сих пор проблемы. То есть, взаимоотношения между Грузией и Абхазией сохраняются до такой степени напряженными, что любое событие, самое заурядное, самое житейское и бытовое становится поводом к кризису.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Казалось бы, заурядное, и казалось бы бытовое…
К. ЗАТУЛИН - Что же все-таки происходит сейчас в Абхазии? В Абхазии уже почти десять лет, - в будущем году будет десять лет, - как завершился военный конфликт, который принес этой части бывшего Советского Союза, этой части существовавшей в Советском Союзе Грузинской ССР, одно только разорение, беды и несчастья. И все прошедшее время было наполнено борьбой за то, чтобы Абхазия, наконец, начала жить более-менее нормально. Прежде всего, восстановила свою промышленность, восстановила курортный сезон, и позволено было жителям Абхазии жить по-человечески.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Скажите, а почему это нас должно волновать? Абхазия - часть Грузинской Республики.
К. ЗАТУЛИН - Нас это должно волновать, во-первых, потому что в природе русского человека всегда волноваться по поводу бед и несчастий, тем более наших бывших сограждан. Если уж в 30-е годы мы хату покинули, пошли воевать, чтобы землю в Гренаде крестьянам отдать, то в данном случае до 1991 года это были наши общие территории, совместное государство. После 1991 года, к настоящему времени 70-80 процентов фактического нынешнего населения Абхазии - это граждане России. Такова картина на сегодняшний день, хотя население Абхазии сильно уменьшилось. В результате конфликта целые массы населения покинули территорию Абхазии. Среди этих беженцев есть и грузины, и абхазы, и русские, и армяне. Но это естественное следствие конфликта, который был развязан в свое время грузинской стороной.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Насколько я понимаю, процесс принятия, например, гражданами, жителями Абхазии российского гражданства - такой обоюдно интересный процесс. То есть, с одной стороны, наверное, есть инициатива самих абхазцев, а с другой стороны поддерживаются и выдаются российские паспорта, что, в общем-то, довольно непростой процедурой является, федеральными властями, здесь в Москве.
К. ЗАТУЛИН - Нет, не здесь в Москве. В Сочи, в Адлере, на территории России.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Без санкции Москвы это вряд ли было бы возможно, чтобы 80 процентов жителей Абхазии... Агентство Грузинформ приводит одну из ваших цитат из выступления в Сухуми: \"Россия должна продолжить борьбу за раздробление Грузии на регионы\". И в частности, путем отделения Абхазии. Такое агрессивно-имперское заявление, если оно соответствует действительности.
К. ЗАТУЛИН – Нет. Россия, во-первых, с самого начала не вела борьбу за отделение Абхазии. Это заявление передернуто. К сожалению, многое из того, что мы говорим при переводе на язык Грузинформа приобретает совсем иное звучание.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но, по сути, вы с этим скорее согласны?
К. ЗАТУЛИН - По сути, я хочу сказать первое, с чем я не согласен и с чем я никогда не смогу согласиться. Россия как раз не вела борьбу за отделение от Грузии Южной Осетии или Абхазии. В Грузии в 1990 году пришли к власти националистические силы, в 1991 году случился распад Советского Союза и первое, что новые грузинские власти принялись делать - они принялись перекраивать Грузию и ломать те очень хрупкие и деликатные межнациональные отношения, которые существовали в Грузинской ССР и которые были гарантированы сохранением Юго-Осетинской автономии или Абхазской автономии. Они восстановили Конституцию 1921 года, по которой Грузия является единой и унитарной. Грузия для грузин. И своими собственными руками они разрушили эту целостность Грузии, на которую Россия в тот момент не претендовала.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Давайте будем точны. Руки все-таки были другими. И тогда на стороне Абхазии воевали, извините, российские граждане.
К. ЗАТУЛИН - На стороне Грузии тоже воевали российские граждане. Тоже извините. Другое дело, что в 1992 году банды мародеров, которые назывались почему-то вооруженными силами Госсовета Грузии (а это на самом деле были отряды \"Мхедриони\", бывших уголовников), войдя в Сухуми и пройдя до Гагры, принялись без удержу грабить Абхазию. В тот момент я думаю, любые люди, кто там оказался - все равно граждане ли России, или граждане Грузии, Абхазии, - они просто вынуждены были защищать свою жизнь, собственность и свои семьи. Когда над головами у отдыхавших на пляжах семей военных в санаториях Министерства обороны Советского Союза, сохраняющихся в Абхазии до сих пор, засвистели пули в разгар курортного сезона, я думаю, здесь было не до выяснения гражданства…
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Тогда там было жарко действительно во всех смыслах. История последних десяти лет Грузии, Абхазии довольно сложна, местами трагична. А вот что в будущем должно быть?
К. ЗАТУЛИН - Я, прежде всего, хочу сказать, что я приехал из Абхазии не потому, что я принимал участие в каких-то переговорах…
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Просто как вам это видится?
К. ЗАТУЛИН - Я как раз к этому перехожу. Я действительно принимал участие в переговорах когда-то, когда был председателем комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, это было в 1993-1995 годах. Я участвовал в разных переговорах и сейчас, как политолог, конечно, имею свою точку зрения. Но в данном случае делегация Москвы была в Абхазии потому, что Москва и Абхазия пытаются найти какие-то формы сотрудничества, потому что нуждаются друг в друге. Конечно, Абхазия в Москве больше, чем Москва в Абхазии.Но хочу заметить, москвичи с нарастающим интересом относятся к возобновлению курортных сезонов Абхазии. В Москву доезжают абхазские мандарины, которые как раз в этот момент накануне Нового года поступают в столицу. Это и многое другое явилось темой нашей поездки. Никаких политических переговоров мы не вели. Мы интересовались тем, как нам закупать орех в Абхазии, как мандарины закупать, как вообще в условиях отсутствия самостоятельной финансово-денежной системы нам расплачиваться за это. Вот такого рода вопросы были предметом интереса не только моего, а целой группы специалистов из московских департаментов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как вам видится политическое будущее?
К. ЗАТУЛИН - Что касается политического будущего - что я на самом деле всегда говорил и продолжаю утверждать. К большому сожалению, на первых этапах независимости Грузии было наделано столько ошибок, что теперь необходимо восстанавливать доверие между грузинской и абхазской стороной.
В 1992-1993 году был конфликт, который унес до десяти тысяч жизней с обеих сторон и породил огромное количество беженцев. Ну, каков должен был бы быть ответственный подход после того, как состоялось это военное поражение Грузии в Абхазии, после того, как вооруженные силы Грузии фактически развалились? Наверное, он должен был состоять в том, чтобы найти пути примирения, найти пути умиротворения. Вместо этого, с 1994 года мы видим кампанию запугивания, угроз по отношению к Абхазии, диверсионную войну, которая развернута в Гальском районе Абхазии, пограничном с контролируемым центральным правительством Грузии Зугдидским районом. И конечно все это не создает никакого доверия.
Вот не так давно президент Шеварднадзе, попав в сложные внутренние обстоятельства, - он периодически в них попадает из-за внутренних кризисов в Тбилиси, - назначил вменяемого человека, руководителя Аджарии Аслана Абашидзе спецпредставителем на переговорах с абхазской стороной. И Абашидзе сразу же предложил – давайте наладим сначала экономические связи, вместо того, чтобы вести бесплодные сейчас политические переговоры о статусе Абхазии. Потому что далеко дело зашло, и поверьте, абхазы сейчас легче умрут, чем вернутся на роль подчиненной Тбилиси территории. На сегодняшний день это так. Россия, естественно, продолжает признавать территориальную целостность Грузии, мы нигде официально не меняли этой позиции и правительство Москвы, мэр Москвы уважают эту точку зрения. Но сейчас речь идет о том, как начать какой-то диалог, прежде всего экономический. Это и предложил Абашидзе.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Какой итог, или какой результат должен быть при этом достигнут?
К. ЗАТУЛИН - При этом должна быть достигнута хотя бы возможность и способность грузин и абхазов за одним столом о чем-то разговаривать. Хочу заметить, мы такую попытку провели совсем недавно, 17-го декабря. В партии \"Единая Россия\" провели конференцию \"Куда идет Грузия\", и за одним столом сидели вице-спикер грузинского парламента Вахтанг Рчеулишвили, сидел министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, сидел посол Грузии в Москве, уважаемый в Москве Зураб Абашидзе, сидел вице-спикер парламента Северной Осетии Дзугаев и другие. Мне кажется, что эти экономические меры в попытке залечить раны, помочь Абхазии восстановить свое хозяйство - это то, что было бы правильно там оценено.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Конечная цель - с тем, чтобы Абхазская Республика была участником или членом Грузинской Федерации, например, или самостоятельным субъектом или частью Российской Федерации.
К. ЗАТУЛИН - На этот вопрос в самой Абхазии отвечают таким образом: \"Мы независимое государство, мы выстрадали свою независимость с оружием в руках и мы не намерены эту независимость на что-то менять\", - так они сейчас так отвечают на этот вопрос.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А как вы отвечаете?
К. ЗАТУЛИН - Я отвечаю таким образом: не надо сейчас этот вопрос задавать, потому что в течение десяти лет, де-факто, Абхазия - действительно независимое государство. Попытки ее подавить экономической блокадой предпринимались в течение всех этих десяти лет.В том числе и с российской территории - по наущению руководства Грузии. Они ни к чему не привели. Люди в Абхазии достигли порога нечувствительности. О чем и говорил Абашидзе. Он же предложил вполне реальные вещи и не только он, а и некоторые другие грузинские политики.
Что было ответом со стороны руководства Грузии? Ответом был всплеск эмоций и происки, интриги против Абашидзе, совсем недавний кризис в отношениях между Батуми и Тбилиси. То есть нет подлинного понимания и желания со стороны грузинской политической элиты решать этот вопрос мирно. По крайней мере, во стороны правящей части грузинской политической элиты. Вместо этого, вы знаете, приглашают американцев, оснащают и вооружают силы реванша. Все это, к сожалению, может привести к дальнейшему обострению, как мы видели в прошлом году в Кодорском ущелье.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Последний вопрос, завершая кавказскую часть нашей беседы. А как руководство России должно относиться к ситуации, если вдруг Грузия или Турция предложат жителям Чеченской Республики свое гражданство и они начнут в Грозном, в Надтеречном, в Итум-Кале постепенно переходить в гражданство другой страны.
К. ЗАТУЛИН - Я сомневаюсь в том, что Грузия или Турция смогут в Грозном, Надтеречном и Итум-Кале обеспечить прием в гражданство Грузии или Турции.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Это техническая проблема.
К. ЗАТУЛИН - Это техническая проблема. Но однажды Наполеон проезжал через город, и не было салюта, маршал Бертье, командующий штабом, спросил коменданта: \"Почему не было салюта?\" Говорят: \"Во-первых, не было пороха\". Ну, раз нет пороха, тогда все остальные причины неважные. Это такая техническая проблема, которая не может быть решена Грузией и Турцией.
Второй момент. Те чеченские беженцы, которые оказались на территории Грузии, они вполне спокойно получали все это время грузинское гражданство. Разве не в этом корень проблемы Панкисского ущелья, представительства Ичкерии в Тбилиси? Его возглавляет, между прочим, чеченец с грузинским паспортом. Так что тут власти Грузии никогда не стеснялись идти навстречу руководству этой самопровозглашенной, как мы любим говорить, Чечни.
Просто надо принять всем такой реальный взгляд на вещи. Грузия и Россия совершенно точно государства, признанные в мире, имеют свои места в ООН.Правда, на разных сидят ступеньках - мы в Совете Безопасности, Грузия как один из членов Генеральной Ассамблеи.Но мы равноправные члены ООН. В международных отношениях равноправие - это принцип. Но есть и вторая сторона дела. Не надо воображать, что Грузия по авторитету, весу, возможностям своим абсолютно одинакова с Россией. Это в Грузии должны понимать и не мне надо было бы это говорить. Нужно было бы, наверное, спокойно поразмыслив, спокойно же прийти к этому мнению в Тбилиси. Между тем, вся политика сегодняшнего руководства Грузии состоит в том, чтобы в Закавказье из-за Грузии втравить в конфликт между собой сверхдержавы, Россию и США. Одну - мировую сверхдержаву, другую - региональную сверхдержаву. Россия сегодня региональная сверхдержава, для Грузии уж, по крайней мере. И все это в какой-то наивной надежде, что этот конфликт позволит решить какие-то проблемы территориальной целостности Грузии.
Если хотите, в 1994 году Шеварднадзе предлагал России ввести своих миротворцев на берега Ингури для разъединения Грузии и Абхазии, прежде всего потому, что он боялся, что Абхазия начнет экспансию и Грузия развалится дальше. Но абхазы воздержались от этого и правильно сделали. А во-вторых, потому что надеялся, что рано или поздно российские миротворцы вынудят абхазцев вернуться в Грузию, возьмут на себя функции принуждения. Когда он убедился, что мы, хотя мы много ошибок наделали, но на такую глупость не пойдем, вот тут и возникло в Грузии, в Тбилиси, во всяком случае, желание привлечь кого-то другого. Американцев, Украину, кого-нибудь, для того, чтобы чужими руками вернуть Абхазию. Я не думаю, что это возможно. Я не думаю, что в случае, если вновь возникнет какой-то конфликт, абсолютно безразличными останутся те же самые российские граждане, живущие в Абхазии.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Еще две темы, одна из которых близка вам. Черноморский флот, Севастополь, Крым в целом. Кстати, один из наших слушателей прислал на пейджер слова благодарности. Cпасибо за сайт в Интернете \"Крым.ру\".
К. ЗАТУЛИН - Это не мой сайт. Наш сайт \"Материк.ру\".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В любом случае Константин Затулин один и тех людей, который не оставляет вниманием Крым, Черноморский флот и тех людей, которые живут в Крыму. Пресса сегодня пишет о том, что Россия согласилась на постепенный вывод Черноморского флота из Крыма. Два министра обороны России и Украины встречались в Петербурге, и в итоге Сергей Иванов согласился на пересмотр договора о статусе флота в Крыму, который был подписан еще Ельциным в 1997 году. Вы что-то знаете об этом? Что это - газетная утка или действительно смена курса?
К. ЗАТУЛИН - Я прочел об этом в \"Новых известиях\". \"Новые известия\" - это оппозиционная правительству и президенту газета, и мне бы хотелось получить более твердые подтверждения этому из уст самого Сергея Иванова. Во всяком случае, если это действительно так, то это очень серьезная ошибка и повод для того, чтобы Федеральное собрание, чтобы президент РФ вмешались в эту ситуацию и поправили министра обороны. Если это действительно так.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть, нельзя уходить из Севастополя?
К. ЗАТУЛИН - Просто некуда уходить из Севастополя. Такое обстоятельство почему никому не приходит в голову? Некуда уходить из Севастополя Черноморскому флоту. Черноморский флот, который выйдет из Севастополя, перестанет существовать. Ему негде базироваться.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть несколько кораблей уйдут в Калининград, несколько во Владивосток, Мурманск.
К. ЗАТУЛИН - Если говорить о том, что корабли могут уйти в другие океаны, моря, наверное. Но тогда заведомо можем сказать, что в этом регионе, как мы только что выяснили, продолжают существовать неурегулированные конфликты, грузино-абхазские или напряженность между Грузией и Осетией. Недалеко регион, где мы продолжаем вести контртеррористическую операцию. Я имею в виду Чечню. Недалеко Карабах, где неурегулированная ситуация. В этом регионе, кстати говоря, наши корпорации пытаются вести активную экономическую политику, прокладывают газопровод \"Голубой поток\" по дну Черного моря, и так далее.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть там флот необходим?
К. ЗАТУЛИН - Там флот абсолютно необходим. У нас осталось 300 км, чуть больше побережья Черноморского Краснодарского края, где расположены основные наши курорты, в частности мой родной город Сочи и я хочу заметить, что, конечно, это все требует какой-то охраны. А базироваться флоту негде. Только что в Новороссийске в Цемесской бухте во время урагана два военных судна флота утонули. Потому что эта бухта не является заменой севастопольской, она очень подвержена стихийным бедствиям, ураганам, ветрам и так далее.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Большое спасибо
р/с «Эхо Москвы», 26 декабря 2002 Туркменские правоохранительыне органы демонстрируют пример того, как нужно оперативно раскрывать крупные преступления.
Объявлено, что в Ашхабаде арестован главный
обвиняемый в попытке покушения на Сапармурата Ниязова - это бывший министр
иностранных дел республики, Борис Шихмурадов. Ему также инкриминируют попытку
государственного переворота. По сведениям аппарата президента Туркмении, арест
был произведен днем, в квартире известного ашхабадского терапевта. По делу о
покушении на Ниязова уже арестованы около 50 человек.
"Нынешний режим в Туркменистане необходимо сменить
конституционным путем", - заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы"
лидер оппозиции Туркменистана, бывший министр иностранных дел республики Авды
Кулиев.
Для этого необходима консолидация демократических сил
Туркменистана, подчеркнул он. При этом А.Кулиев уверен, что "эту проблему
нужно решать самим, внутри страны". "Это дело нашего народа, и мы
должны этим заниматься. Кроме нас самих никто не принесет нам демократию",
- сказал он.
А.Кулиев заметил, что после покушения на С.Ниязова
в Туркмении начались "повальные аресты; арестовывают абсолютно всех - видимо,
для того, чтобы создать более доказательную базу для дальнейших судебных процессов".
Комментируя сообщения о задержании одного из руководителей
оппозиции Б.Шихмурадова, которого считают одним из организаторов недавней попытки
государственного переворота в республике, А.Кулиев сказал, что ему ничего не
известно о причастности к этому Шихмурадова. Вместе с тем А.Кулиев отметил,
что Шихмурадов "заявлял о том, что он и его группа собираются насильно
сменить режим в Туркменистане, потому что демократическим путем ничего нельзя
сделать".
"Режим туркмен-баши наиболее одиозный во всем
бывшем пространстве СССР, и радости по поводу того, что он справился с каким-то
из своих противников, никто не испытывает", - заявил в эфире радиостанции
"Эхо Москвы" директор института стран СНГ Константин Затулин.
Комментируя сообщение о задержании одного из руководителей
оппозиции Б.Шихмурадова, которого считают одним из организаторов недавней попытки
государственного переворота в республике, К.Затулин заметил, что данная информация
нуждается в подтверждении. "По последним сведениям Шихмурадов обивал пороги
на Западе, как раз объясняя природу существующего в Туркмении режима, и то,
что он оказался в республике, - то ли его выманили, то ли это непроверенная
информация", - пояснил он.
К.Затулин считает ошибкой российских властей замалчивание
вопроса о ситуации с правами человека в Туркмении и в целом на постсоветском
пространстве. "У нас самих ситуация с правами человека не очень и сидя
в стеклянном доме мы не разбрасываемся камнями, но между тем из-за того, что
мы не поднимаем этот вопрос, страдают миллионы русских и русскоязычных, проживающих
в ближнем зарубежье", - подчеркнул он.
|