Российско-белорусский проект интеграции (основные положения)В.А.Космач (декан исторического факультета ВГУ, д.и.н., член-корреспондент БАО)
1. Интеграция Республики Беларусь в состав Российской
Федерации и создание на этой основе нового единого федеративного государства
диктуются сегодня прежде всего сложившейся геополитической ситуацией в Европе и
мире, а также интересами народов России и Беларуси, их политических,
хозяйственных, военных и интеллектуальных элит.
2. Новое государственное образование на основе
интеграции Республики Беларусь в состав Российской Федерации логично обозначить
как Российско-Белорусскую Народно-Демократическую Республику (РБНДР). В самом
названии РБНДР отразиться основной исторический смысл новой государственности:
служение народу, демократии и республиканским ценностям. Сама история, традиции
исторического прошлого народов России и Беларуси определяют РБНДР как
федеративное, светское, народно-демократическое и суверенное государство.
3. Строительство РБНДР следует начинать на основе ныне
действующей Конституции (Основного закона) Российской Федерации. Первым шагом в
данном направлении можно, например, признать выборы и созыв в Москве
Учредительного конгресса народов России и Беларуси по квоте 4200 депутатов от
Российской Федерации (по 600 от каждого из 7-ми федеральных округов) и 600
депутатов от Республики Беларусь (по 100 от каждой из 6-ти областей).
4. Учредительный конгресс народов России и Беларуси
провозглашает Временный Конституционный акт РБНДР, в котором будут определены и
закреплены:
а) Декларация об образовании РБНДР;
б) верховенство Конституции (Основного закона) РФ
и законов РФ на территории РБНДР на период её строительства (1-2 года);
в) распространение на всю территорию РБНДР российской
модели государственно-политического управления в центре и на местах;
г) введение должности вице-президента и государственного
секретаря РБНДР по предложению президента РФ и Федерального собрания РФ,
президента РБ и Национального собрания РБ;
д) квоты российской и белорусской сторон в высших
органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в центральных
государственно-управленческих структурах, учреждениях конституционного надзора и
правосудия (90 % -- квота РФ, 10 % -- РБ);
е) провозглашение высшим законодательным органом власти
РБНДР Федерального собрания РБНДР из двух палат – Совета Федерации РБНДР и
Государственной Думы РБНДР по квоте пункта (д);
ж) формирование единого правительства РБНДР по квоте
пункта (д). При этом за российской стороной сохраняется должность
премьер-министра, белорусская сторона получает пост первого вице-премьера, по
статусу равного должностям остальных министров правительства РБНДР;
з) формирование Госсовета РБНДР, высших органов судебной
власти, конституционного надзора и прокуратуры РБНДР по квоте пункта (д);
и) объединение силовых структур, создание единых
российско-белорусских вооруженных сил с общим военно-командным и
оперативным управлением по квоте пункта (д);
к) введение единой валюты (российский рубль), единого
гражданства (гражданин РБНДР), единого налогового и таможенного законодательства
(на основе российского);
л) придание официального статуса государственного языка
на всей территории РБНДР русскому языку и дополнительно – белорусскому языку –
на территории современной Республики Беларусь;
м) утверждение новой государственной символики (на
основе российской), государственного гимна (на основе гимна РФ) и столицы РБНДР
(гг. Москва или Санкт-Петербург);
н) определение сроков и процедур парламентских и
президентских выборов в РБНДР, разработки и утверждения Конституции (Основного
закона) РБНДР.
5. Конкретную практическую работу по интеграции России и
Беларуси следует начинать немедленно. Для этого необходимо учредить
Российско-белорусский консультативный совет (РБКС) во главе с государственным
секретарём с министерскими полномочиями. Учредительный конгресс народов России и
Беларуси можно предполагать на весну 2003 года.
|