УКРАИНА
Хроника
16 декабря. Русский язык не
может быть принят в качестве второго государственного языка на Украине, заявил в
Президент Украины Леонид Кучма во время встречи в Киеве с российской делегацией,
возглавляемой председателем Госдумы Российской Федерации Геннадием Селезневым,
передает Корреспондент. В то же время глава государства признал, что является
сторонником того, чтобы русский язык "развивался и прививался на Украине, чтобы
люди могли на нем между собой общаться".
После встречи Геннадий Селезнев сообщил журналистам, что
среди прочих вопросов в ходе встречи обсуждались перспективы развития Азовского
моря и ЕврАзЭС. "ЕврАзЭС - это та структура, которая всем нужна", - отметил
Селезнев. По мнению спикера российского парламента, "трудно представить ЕВРАЗЭС
без Украины". "Мне кажется, президент Кучма это понимает", - добавил он. По
словам спикера Госдумы РФ, встреча с Президентом Украины носила "открытый и
демократичный характер".
20 декабря. Президент
Украины в ходе своего визита в Грузию обсудил с президентом Грузии вопрос о
сотрудничестве с Североатлантическим альянсом. Шеварднадзе и Кучма надеются на
то, что «третья волна» расширения альянса на Восток затронет Грузию (уже
подавшую официальное заявление о намерении стать членом НАТО) и Украину
Как утверждают киевские пропагандисты, «вступление
двух стран в НАТО актуально с точки зрения не только военной, но и экологической
безопасности государств Черноморского бассейна. Частично такая безопасность уже
гарантирована вступлением в альянс Болгарии и Румынии.Несмотря на то, что
Украина еще не подавала официального заявления о вступлении в НАТО, и, кроме
того, в НАТО ничего не знают об этих планах Украины, Кучма надеется вступить в
Альянс в ближайшие 2-3 года вместе с Грузией. По этому поводу Кучма заявил, что
главным условием вступления Украины в НАТО является формирование
демократического государства. По мнению украинского Президента, для этого
необходимо поднять экономику, гарантировать свободу слова и другие
демократические институты».
20 декабря. Между
прокуратурами России и Украины существует "абсолютное взаимопонимание как по
конкретным делам, так и по вопросу принципов работы правоохранительной системы",
- заявил в пятницу на пресс-конференции в Москве генеральный прокурор Украины
Святослав Пискун.
Он отметил, что в России, в Украине и в США расследуется
уголовное дело, фигурантами которого являются бывший премьер-министр Украины
Павел Лазаренко, нынешний народный депутат Юлия Тимошенко. Речь идет о хищении
около 2 миллиардов долларов. По этому делу проходят около 15 обвиняемых. Для его
расследования в России и Украине создана совместная оперативно-следственная
группа. Пискун отметил, что в рамках уголовного дела установлено, что
задолженность корпорации "Единые энергосистемы Украины" перед Россией превышает
279 млн. долл.
Кроме того, по его словам, в вопросах незаконной
миграции у России и Украины - полное взаимопонимание. Об этом, в частности, шла
речь на совещании генпрокурора Украины с руководством Генпрокуратуры России.
23 декабря. Соединенные
Штаты Америки назвали Украину страной, вызывающей у них чрезвычайное
беспокойство в связи с отмыванием денег, и ввели санкции, обязывающие банки США
тщательно изучать операции с Украиной. Более того, Минфин США разработал два
возможных варианта развития событий, о чем говорится в его сообщении В
пресс-релизе министерства финансов США указывается, что в данный момент
министерство рассматривает два возможных варианта. Согласно первому варианту,
финансовые учреждения США будут обязаны идентифицировать и регистрировать
действительных или номинальных владельцев счетов в случае, когда владелец счета
имеет адрес в Украине, или если со счета в США на счет в Украине (или в обратном
направлении) перечисляется свыше 50 тысяч долларов. Второй вариант
предусматривает более широкие требования, которые будут обязывать финансовые
учреждения США идентифицировать и регистрировать действительных владельцев
счетов, принимающих участие в электронных финансовых трансакциях на сумму свыше
50 тысяч долларов. Минфин США указывает, что Украина "страдает от
распространения коррупции", и что закон "О борьбе с коррупцией" от 1995 года
применяется редко, и главным образом, против государственных служащих низшего и
среднего уровня. Кроме Украины, США также ввели санкции против Науру.
23 декабря. Украина
предложила Туркменистану использовать нефтепровод "Одесса-Броды" для
транспортировки нефти в Европу, передали Українські Новини.
Об этом сообщил пресс-центр "Нефтегаза Украины" со
ссылкой на доклад заместителя председателя правления компании Ярослава Марчука
на конференции в Ашгабате (Туркменистан).По сообщению пресс-центра, Марчук, в
частности, пригласил туркменскую сторону рассмотреть возможность экспорта нефти
через транспортную систему Одесса-Броды.
Он также подчеркнул, что резерв экспортной мощности
газотранспортной системы Украины составляет 30-35 млрд. кубометров, а при
незначительных инвестициях может быть увеличен вдвое.По сообщению пресс-центра,
Туркменистан является наибольшим поставщиком газа в Украину.В соответствии с
межправительственными договорами, объем поставок туркменского газа в Украину в
2002 году составляет 34 млрд. кубометров, а в 2003 – 36 млрд. кубометров.
23 декабря. На встрече
аккредитованных в Вашингтоне послов стран ГУУАМ и заместителя Государственного
секретаря США Элизабет Джоунс состоялось обсуждение конкретных проектов
сотрудничества в рамках диалога объединения и Соединенных Штатов, по результатам
чего было принято Совместное заявление США-ГУУАМ и принята Рамочная программа
ГУУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и
таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и
распространением наркотиков, которая была утверждена на втором заседании Совета
министров иностранных дел стран - участниц Объединения (город Порто, 6-7 декабря
2002 года).Как сообщили в пресс-службе МИД Украины, в ходе встречи был
подтвержден интерес Соединенных Штатов к взаимодействию с ГУУАМ, которое в
течение года активизировало свою деятельность, чему среди прочего содействовали
ряд важных решений, принятых по результатам Ялтинского саммита ГУУАМ, а также
начало практической работы профильных рабочих групп объединения.
Стороны подчеркнули свою заинтересованность в реализации
ряда конкретных проектов на основании принятой Рамочной программы ГУУАМ-США,
которые направлены на содействие развитию торговли и транспортировки между
странами-участницами, а также усиление сотрудничества в правоохранительной
сфере.Практическим воплощением этих инициатив стало решение стран объединения
пригласить американских экспертов на совместные консультации, которые состоятся
в январе-феврале следующего года в рамках запланированных встреч представителей
таможенных и пограничных ведомств, а также заседания Рабочей группы ГУУАМ по
борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением
наркотиков, с целью внедрения конкретных проектов сотрудничества.
23 декабря. Интернет-сайт
«5element.net», который известен тем, что регулярно поставляет сенсации в из
неистощимых запасов «пленок Мельниченко», заявил о якобы имеющемся намерении
заменить посла Соединенных Штатов в Украине на фигуру, которая должна будет
проводить гораздо более жесткую политику. Выяснить, насколько такое утверждение
«5element.net» соответствует действительности нам пока не удалось: в
департаменте пресс-атташе посольства США в Украине отказались комментировать
неофициальную информацию, хотя любезно заверили нас, что как только что-то на
официальном уровне станет известно сотрудникам департамента, они тут же готовы
будут предоставить нам информацию. Однако, слухи о грядущих переменах в
дипломатическом представительстве США в Украине находят косвенное подтверждение
и из других источников, ссылки на которые есть в некоторых СМИ Соединенных
Штатов. Единственное, что понятно — если смена и произойдет, то только после
рождественских каникул, на которые практически уже через считанные часы уходит
весь дипломатический корпус Соединенных Штатов.
23 декабря. Верховная Рада
ввела мораторий на перераспределения комитетов парламента до принятия закона об
оппозиции. За принятие соответствующего постановления проголосовали 246
депутатов при необходимых 226.Одновременно постановление прекращает
постановление о перераспределение комитетов большинством в свою пользу.
Постановление также признает недействительным создание большинством своей
счетной комиссии, что ставит под сомнение избирание Сергея Тигипко главой
Национального банка вместо Владимира Стельмаха. До этого парламентарии
отказывались отменить постановление о назначении Сергея Тигипко главой НБУ
вместо Стельмаха, принятое большинством 17 декабря. Это постановление трижды
ставилось на голосование и за него голосовали 211, 206 и 216 депутатов при
необходимых для принятия положительно решения 226 голосов. С прошлой недели
большинство и меньшинство пытались выработать компромиссное решение для
продолжения работы Рады. Депутатское меньшинство Верховной Рады настаивало на
отмене решений большинства от 17 декабря. 18 декабря спикер парламента Владимир
Литвин вынужден был досрочно закрыть утреннее заседание парламента из-за
действий меньшинства, требующего отменить результаты голосования 17 декабря
именными бюллетенями по даче согласия парламента на назначение главой
Национального банка Тигипко вместо Стельмаха, а также по перераспределению
парламентских комитетов и отмене принятого во втором чтении бюджета на 2003
год.
24 декабря. Состоялась
коллегия Госкомрелигий Украины На коллегии, согласно анонса, "будет
обсуждаться ситуация в украинском православии и деятельность структурных
подразделений по делам религий по содействию объединительному процессу в нем, а
также план мероприятий комитета на 2003 год".. Таким образом, Госкомрелигий
Украины планирует продолжать вмешательство в дела Церкви, нарушеая права и
свободы миллионов православных граждан Украины
24 декабря. В Издательском
Совете Московского Патриархата состоялся телемост Москва-Крым, посвященный
единству русского Православия. С крымской стороны участвовал алуштинский
благочинный протоиерей Михаил Халюта и возглавляемый им миссионерский молодежный
центр Алушты. Телемост был организован православным обществом имени Ивана
Шмелева - великого русского писателя, чье творчество неразрывно связано с
Москвой, Крымом и русским зарубежьем. Активное участие в телемосте принял
Институт Стран СНГ. Между Институтом и Обществом им. Шмелева была достигнута
договоренность о совместных действиях по защите русской православной культуры в
Таврии
24 декабря. Верховная Рада
Украины на своем заседании поддержала проект постановления о
некоторых мероприятиях по обеспечению работы Верховной Рады Украины, внесенный
лидерами четырех оппозиционных фракций – «Нашей Украины» Виктором Ющенко, БЮТ
Юлией Тимошенко, Соцпартии Александром Морозом и Компартии Петром Симоненко.
«За» проголосовало 246 депутатов. Своим постановлением Верховная Рада, в
частности, отменила пункт о перераспределении большинством комитетов в свою
пользу и ввела мораторий на перераспределение комитетов, передает Форум.
Верховная Рада не работала с 17 декабря после того, как фракции
пропрезидентского большинства именными бюллетенями перераспределили комитеты ВР,
сменили председателя Нацбанка и отменили постановление о принятии бюджета на
2003 год во втором чтении. Оппозиция заявляла, что эти результаты
сфальсифицированы и требовала отменить их. Таким образом, Стельмах смещен, но
парламентские комитеты возвращены оппозиции.
25 декабря . Фракция
объединенных социал-демократов не исключает своего выхода из парламентского
большинства. Об этом журналистам заявил лидер фракции Леонид Кравчук,
пояснивший, что СДПУ(о) недовольна возвращением комитетов ВР оппозиции и, в то
же время, сохранением результатов голосования 17 декабря по главе НБУ По словам
Леонида Кравчука, СДПУ(о) не довольна отменой Верховной Радой постановления о
перераспределении большинством комитетов в свою пользу, а также введением
моратория до создания согласительной группы. В связи с этим Леонид Кравчук
подчеркнул, что депутаты, входящие во фракцию СДПУ(о), теперь не будут
единогласно голосовать по выносимым вопросам. Он сказал, что ранее была
договоренность лидеров фракций, входящих в большинство, не отменять
постановления, принятые 17 декабря. Леонид Кравчук также выразил удивление,
почему отменены все решения большинства от 17 декабря, кроме назначения Сергея
Тигипко главой Нацбанка вместо Владимира Стельмаха. Лидер фракции СДПУ(о) также
добавил, что возникает вопрос о легитимности назначения Тигипко главой НБУ,
который был представлен коллективу Национального банка 24 декабря.
25 декабря. Постановлением
Верховной Рады признано утратившим действие порядок проведения голосования
именными бюллетенями. Об этом сказал в интервью лидер СПУ Александр Мороз. По
его словам, "кое-кто может вести дискуссию по поводу того, что сегодняшнее
постановление не отменяет освобождения от должности председателя НБУ Владимира
Стельмаха и назначения на эту должность Сергея Тигипко, поскольку закон не имеет
обратного действия". Но, сказал он, быть председателем НБУ, "распоряжаться
миллиардными ресурсами, принимать решение по курсу национальной валюты, об
эмиссии и ощущать, что ты на крючке юридическом сидишь, не является нормальным".
Поэтому А. Мороз предлагал Председателю ВР Владимиру
Литвину поставить на голосование карточками вопрос об освобождении и назначении
председателя Нацбанка, и этот вопрос был бы проголосован "элементарно". По его
словам, то, что Председатель парламента не поставил вопрос на голосование,
засвидетельствовало, что В.Литвин "не хотел подставляться под удар и вынужден
балансировать между парламентским большинством и меньшинством".
25 декабря В Верховной
Раде Украины зарегистрирован проект закона О внесении изменений в Конституцию
Украины, предусматривающий придание русскому языку статуса официального,
внесенный Леонидом Грачом и подписанный 164 народными депутатами,
представителями фракций КПУ, Соцпартии, партий Промышленников и предпринимателей
и "Трудовая Украина", "Регионы Украины", СДПУ(О), а также депутатской группой
"Народный выбор".
Документом предлагается дополнить статью 38 Конституции
Украины пунктом, согласно которому "граждане имеют право в процессе управления
государственными делами и органами местного самоуправления использовать
украинский язык, как государственный, и русский язык, как официальный". В
пояснительной записке к законопроекту его автор отмечает, что предоставление
русскому языку статуса официального соответствовало бы потребностям значительной
части граждан Украины, сообщило агентство "Интерфакс-Украина".
балансировать между парламентским большинством и
меньшинством".
Украина-политический декабрьКирилл Фролов
Триумфальное шествие парламентского большинства
приостановлено.
Украина
намерена вступить в НАТО в течение 2-3 лет. Кто несет ответственность за такие
результаты украинской политики России?
Стратегия оппозиционного парламентского меньшинства,
срывавшего с 17 декабря заседания правительства, дало результаты. Результаты
голосования, сместившего руководство парламентских комитетов
отменены, создана согласительная комиссия, будет принят закон об
оппозиции. Президент Кучма и большинство, впрочем, добились главного-замены
главы Нацбанка. Но проигрыш в битве за комитеты чувствителен. Фактором этого
проигрыша является и двусмысленное поведение спикера Литвина, который, как
утверждает А.Мороз, «лавирует между парламентским большинством и
меньшинством» и, как утверждают источники, не заинтересован в укреплении позиций
В.Януковича.
Между тем, частичный реванш оппозиции, как ни странно,
выгоден России. Дело в том, что Леонид Кучма, как уже не раз бывало,
воспользовавшись поддержкой Москвы, нанес удар по своим конкурентам и был
таков…В ответ на всю политическую и экономическую поддержку Москвы Кучма
выстраивает «стратегический треугольник» с Грузией и Азербайджаном,
заявляет о вступлении в НАТО в ближайшие годы, утверждает, что русский язык не
будет на Украине государственным. Некоторое новое напряжение для президента
Украины заставит его вспомнить о великом северо-восточном соседе.
Но в Москве есть политические силы, которые несут
непосредственную ответственность за то, что коллизии внутриполитической борьбы
на Украине не были использованы для реализации российских интересов. Это -
авторы «Года Украины», который завершился тбилисским заявлением Леонида Кучмы о
скорейшем вступлении Украины в НАТО. Один из проектантов «Года», Глеб
Павловский, не ограничился в своей «полезной» для России деятельности столь
эффективной политикой по отношению к Украине. В Росси он занялся расколом
Русской Православной Церкви, предоставив свой религиозный интернет-проект
«Кредо.Ру» в распоряжение маргинальной группке «суздальского раскола», которая
каждый день «капает» на РПЦ экспертному сообществу. «Год Украины»плюс
«суздальский раскол»-это уже опасная тенденция. Один вредный для России шаг еще
можно списать на недостаточную информированность. Но два - это уже опасная
тенденция. Очевидно, что те, кто завел российскую политику на Украине в
наблюдаемый нами тупик, должны нести политическую ответственность.
Президент Кучма против русского языка, против Европейской хартии языков национальных меньшинств.Кирилл Фролов
Европейская хартия языков национальных меньшинств
является одним из основополагающих документов Совета Европы, и проблемы с ее
ратификацией на Украине убедительно доказывают, что руководство
этого государства, его политическая элита не стремятся к соблюдению прав и
свобод двенадцатимилионного русского населения Украины.
Представленный Президентом Украины на
ратификацию законопроект «О ратификации Европейской хартии языков
национальных меньшинств» представляет из себя усеченный, выхолощенный вариант
этой хартии. Это продолжение политики подавления русского языка и
блокирования тех международных правовых актов, которые защищают права всех
национальных групп. История с ратификацией Хартии, точнее, ее блокирования
националистическиим кругами и властной элитой, продолжается несколько лет.
Европейская хартия языков национальных меньшинств была
ратифицирована Верховной Радой Украины 24 декабря 1999 года. Однако, уже
тогда началось выхолащивание документа. На основании ратификации
Европейской Хартии Верховная Рада приняла Закон «О ратификации Европейской
Хартии региональных языков или языков меньшинств». . Совет Европы установил
определенные правила для стран, ратифицирующих Хартию, согласно которым в законе
о ратификации Хартии, принимаемом парламентом, основные ее статьи остаются, и
изменения в них вносить запрещается. Украинские законодатели внесли тогда
некоторые изменения именно в те статьи, в которые их вносить запрещено. Однако
даже в урезанном виде этот Закон делал русский язык практически официальным
почти на всей территории Украины. Не вдаваясь во все его нюансы, можно отметить,
что в п. 5 Закона написано следующее: «При применении положений Хартии не
допускается сокращение сети образовательных, культурных и других учреждений, в
функционировании которых применяются языки национальных меньшинств».
Этот Закон должен был вступить в силу вначале мая
2000 г., однако под давлением украинских националистов он так и не был отправлен
в СЕ, а Конституционный Суд Украины принял в конце декабря 1999 года
печально известное постановление о функционировании украинского языка, которое
перечеркнуло функционирование Хартии на территории Украины.
Примечательно, что в своем отдельном мнении член
Конституционного Суда Украины А.М. Мироненко убедительно доказал, что КС вообще
не имел право принимать это дело к рассмотрению, так как депутаты поставили
перед судом не юридический, а политический вопрос.
Таким образом, Конституционный Суд нарушил п. 6 Конституции Украины. Тем не
менее, несмотря на другие, не менее существенные замечания, Суд пошел на поводу
у властей и принял явно политическое решение, где статья 10 Конституции Украины,
звучащая: «Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование
украинского языка…», трактуется так: «Украинский язык, как государственный,
является обязательным средством общения…»Очевидно, что между «обеспечением
всестороннего развития и функционирования» и «Обязательным средством общения»
огромная пропасть. Более того, можно ли в демократической стране говорить об
«обязательных средствах общения»? А 12 июля 2000 года КС Украины вообще
отменил ратификацию Хартии
Как отмечается в экспертном заключении «Русского Блока»,
в рассматриваемом законопроекте Европейская Хартия языков национальных
меньшинств нарушается следующим образом.
1. В отличие от принятого Верховной Радой Украины 24
декабря 1999 года и отмененного Решением Конституционного Суда Украины от 12
июля 2000 года Закона о ратификации Европейской хартии, данный законопроект не
содержит никакой дифференциации языков в зависимости от их распространенности на
Украине (или в отдельных регионах) и, соответственно, дифференциации режимов их
правовой защиты со стороны государства, как это предусматривает Хартия. В
результате русский язык на Украине приравнивается по своему правовому статусу к
немецкому языку и ставится "на одну доску" с гагаузским, словацким и т.п.
2. В нарушение духа и буквы Хартии (см., например, ст.1
Хартии, где содержится договорное определение термина "региональные и местные
языки", п.2 ст.2, п.1 ст.3 Хартии), пункт 2 вышеуказанного законопроекта
перечисляет не конкретные языки, к которым будут применяться положения Хартии, а
национальные меньшинства. Тем самым полностью искажается смысл Хартии, которая,
в отличие от действующей Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных
меньшинств, предусматривает защиту конкретных языков, как части культурного
наследия соответствующих стран, то есть исходит из признания языковых групп, к
которым могут принадлежать представители самых разных национальностей. Что же
касается термина "национальное меньшинство", то он в тексте Хартии отсутствует.
Таким образом, совершенно проигнорирован важнейший аспект Хартии: признание
права любого гражданина, вне зависимости от его национальности или этнического
происхождения, на пользование конкретным языком, не имеющим статуса
государственного, а также на изучение этого языка при содействии государства.
Получается, что внесенный Президентом Украины законопроект, предусматривает (да
и то очень ограниченную) правовую защиту русского языка лишь для "русского
национального меньшинства", отказывая в ней многим миллионам русскоязычных
этнических украинцев, представителей других национальностей. Отказывается в
правовой защите русского языка также билингвам (двуязычным) и украиноязычным
гражданам Украины, которые хотели бы изучать русский язык в школе не как
иностранный, а как часть культурного наследия Украины. Как известно, Малороссия
принимала паритетное участие в становлении русского литературного языка, который
был кодифицирован в 17 веке в Киево-Могилянской Академии 3. Предусмотренное
законопроектом применение положений Хартии только в отношении конкретного
национального меньшинства, по сути, игнорирует принятый Хартией межкультурный и
многоязычный принцип и прямо противоречит пункту 2 статьи 7 Хартии, содержащему
запрет любой дискриминации относительно использования региональных языков или
языков меньшинств, тем более, если это создаёт препятствия или угрозы для их
сохранения и развития. Данное положение законопроекта противоречит также пункту
3 статьи 7 Хартии, регламентирующему обязанность государства поощрять
взаимопонимание между всеми языковыми группами. А ведь обязательства по пунктам
2-3 статьи 7 Хартии Украина принимает на себя согласно пункту 3 законопроекта.
4. Из части III Хартии законопроект (пункт 4) отбирает
лишь те положения (подпункты), которые не содержат никаких конкретных
обязательств со стороны государства в отношении возможности использования
гражданами региональных языков или языков меньшинств в сфере образования,
судопроизводства, информации, взаимоотношений с административными органами и
т.д. То есть, предусматривается (согласно законопроекту) самый низкий уровень
правовой защиты на использование региональных языков или языков меньшинств.
Следует напомнить, что Закон о ратификации Хартии, принятый 24 декабря 1999 года
и отменённый Конституционным Судом, предусматривал применение тех положений
части ??? Хартии, которые обязывают государство обеспечивать гораздо большие
права языковых групп на использование родного языка. Из пунктов "е" и "f" статьи
8 Хартии законопроект определяет применение лишь подпунктов (iii), которые
используются для государств, не имеющих влияния на учебный процесс в высших
учебных заведениях и не компетентных в области обучения взрослых (чем же тогда
занимается армия чиновников из Министерства образования и науки Украины?). В
законопроекте отсутствует обязательство в отношении подпункта "b" пункта 2
статьи 10 Хартии, предусматривающего "возможность для лиц, использующих
региональные языки или языки меньшинств, подавать устные или письменные
заявления на этих языках".
5. Как следует из Пояснительной записки к законопроекту,
"ратификация Хартии не потребует внесения изменений к законам и дополнительных
расходов из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов". Это означает,
что никаких средств для улучшения положения русского языка на Украине
законопроект не предусматривает.
Против внесенного Президентом Кучмой законопроекта
выступили не только влиятельные русские организации Украины (Русский Блок и
Русское Движение Украины, но и известные украинские политологи, такие как
В.Маленкович.
Очевидно, что появление этого законопроекта следует
рассматривать в контексте принципиальной политики украинских властей по
ликвидации русской культуры и всех факторов духовной и языковой близости
наших народов. Об этом свидетельствует и заявление Президента Кучмы, сделанное
на встрече со спикером ГД России Геннадием Селезневым, что русский язык
никогда не будет на Украине государственным, и законопроект о свободе совести,
подготовленный Госкомитетом по делам религий, против которого жестко выступила
доминирующая конфессия –Украинская Православная Церковь Московского
Патриархата.
Еще один дискриминационный шаг украинских властей, это
непризнание семисоттысячного русинского народа, составляющего большинство
населения Закарпатской области. Русины признаны самостоятельным народом в США,
России, Словакии и т.д. Карпаторусский народ не признает украинского
национализма.
Критическое положение с правами русских, православных,
русинов на Украине требует самого пристального внимания со стороны правозащитных
организаций. Соответствующие правозащитные структуры должны обратить
внимание на приводимые нами документы и примеры нарушения прав православных
граждан и русинского народа на Украине. Экспертная оценка законопроекта
"О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств".
Владимир Елецкий (вице-президент Фонда поддержки русской
культуры в Украине), Владимир Маленкович (политолог, директор украинского
филиала Международного института гуманитарно-политических исследований)
Внесенный от имени Президента на рассмотрение ВР
законопроект "О ратификации Европейской хартии:" (рег. № 0056 от 28.10.02)
фактически является копией проекта, который уже вносился в 1999 г. и резко
критиковался многими депутатами парламента. Тогда большинство депутатов
проголосовало за другой законопроект "О ратификации:", который в значительно
большей мере отвечал требованиям Совета Европы и интересам меньшинств в Украине.
К сожалению, принятый ВР закон был оформлен не по правилам, и именно поэтому наш
парламент вновь стоит перед необходимостью ратифицировать Европейскую хартию.
Однако ошибки прошлого повторяются, и Президента в
очередной раз пытаются "подставить". Вместо того, чтобы принять вариант закона
"О ратификации:", который уже получил поддержку большинства в прежнем составе ВР
и вполне может быть одобрен большинством депутатов нынешнего парламента, вновь
предлагается законопроект, противоречащий духу и букве Хартии и интересам
украинских граждан, говорящих на языках меньшинств (которые в сумме составляют
большинство всех жителей нашей многонациональной и многоязычной страны).
Это отнюдь не голословные утверждения.
Обсуждаемый законопроект разрабатывался без участия
представителей общественных организаций представителей меньшинств и,
следовательно, их отношение к этому проекту не было учтено. Это не допустимо, на
что недавно указывала член Комитета экспертов Совета Европы г-жа Весна
Крнич-Гротич.
Объем положений Европейской хартии, выполнять которые
Украина обязуется в случае принятия данного законопроекта существенно меньше,
чем в законопроекте, за который проголосовало большинство депутатов 24 декабря
1999 года (далее - закон-99).
Это, прежде всего, касается ст. 8-13, где речь идет об
образовании, культуре, СМИ, функционировании языков в сфере судебной,
административной, государственной и экономической деятельности, социальной
жизни. Обсуждаемый документ минимализирует возможности использования языков
меньшинств во всех областях. В нем нет содержащегося в законе-99 статьи, которая
предусматривает применение в гораздо большем объеме положений ст.ст. 8-13 в
случаях, когда численность лиц, компактно проживающих в пределах
административно-территориальной единицы, составляет более 20 % или 10-20 %
населения. Даже в тех случаях, когда численность населения была значительной, но
все же ниже 10 %, закон-99 предусматривал больший объем прав, чем данный
законопроект. Законопроект противоречит принципу дифференцированного подхода к
уровню взятых государством на себя обязательств по отношению к языкам
меньшинств. На недопустимость подобной "уравниловки" указывал, выступая 16-17
октября на семинаре в Киеве, руководитель Директората по вопросам сотрудничества
в области местной и региональной демократии Совета Европы Филипп Блэр. Он
подчеркивал, что Хартия должна защищать все языки без исключения. При этом
обязательства государства по защите языка меньшинства должны быть тем большими,
чем больше численность представителей той или иной языковой группы. Очевидно,
что русский язык в Украине как язык, на котором говорит около половины населения
страны, должен быть защищен максимально.
В данном законопроекте нет и статьи, позволяющей ВР
Крыма и органам местного самоуправления в других регионах устанавливать, при
наличии возможностей, более благоприятные условия для региональных языков и
языков меньшинств.
Нет в законопроекте конкретизации в отношении того, что
лишь при строгом соблюдении п.2 ст. 7 меры, направленные на утверждение
украинского языка как государственного, не будут считаться препятствующими
развитию русского языка, языков национальных меньшинств.
В ст. 2 законопроекта утверждается, что положения Хартии
должны касаться языков национальных меньшинств, что противоречит самому духу
Хартии. Филипп Блэр неоднократно подчеркивал, что Хартия призвана регулировать
систему защиты языков, используемых населением стран, входящих в Совет Европы,
что субъектами Хартии являются языковые группы людей безотносительно к их
национальной принадлежности.
И наконец крайне важно, что в законопроекте нет статьи,
соответствующей ст. 5 закона-99, которая гласила: "При применении положений
Хартии не допускается сокращение сети образовательных, культурных и других
учреждений, в функционировании которых применяются языки национальных
меньшинств". Этот вопрос принципиален, поскольку на практике мы постоянно имеем
дело с таким сокращением. Министерство образования, к примеру, отмечает как
положительный факт постоянное уменьшение числа школ и других образовательных
учреждений с русским языком преподавания или воспитания (доля русских школ
ежегодно уменьшается, в среднем, на 2 %). Нацсовет по радио- и телевещанию
недавно потребовал стопроцентного вещания на государственном языке в электронных
СМИ, что явно противоречит многим положениям Хартии. Примеров подобного рода
достаточно. Здесь мы имеем дело с прямым нарушением не только принципиальных
положений Хартии, но и ст. 22 Конституции Украины, которая не допускает сужения
содержания и объема существующих прав и свобод.
Общий вывод: зарегистрированный 28 октября законопроект
№ 0056 никак не может быть рекомендован к принятию его в качестве закона
украинским парламентом. Безусловно, Украина должна выполнить свои обязательства
по ратификации "Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" в
кратчайшие сроки, поскольку таковы требования Совета Европы и потому, что она
подписала эту Хартию уже шесть лет назад. Поэтому наиболее реальный выход из
положения сегодня - предложить на рассмотрение в парламент тот вариант Закона о
ратификации:, который уже был принят Верховной Радой 24.12.99. Наверняка, такой
вариант закона вновь сможет получить поддержку большинства. Вот только оформить
его после голосования нужно по всем правилам. И тогда подпись Президента будет
на своем месте.
Натиск на каноническое Православие не стихаетКирилл Фролов
Ниже помещаются материалы пресс-службы Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата (www.orthodox.org.ua) о том, что
внутриполитические обстоятельства не мешают большинству правящей элиты активно
вмешиваться в церковную жизнь с целью оторвать Украинскую Православную Церковь
от Московского Патриархата. И лидером в этом процессе является Госкомитет по
делам религий при Кабмине Украины. Православные давно требуют ликвидации этого
тоталитарного огрызка. Вопрос свободы совести на Украине могла бы
поднять и Москва (американцы же не стесняются разыгрывать религиозную карту в
своих политических целях, делая, например, виртуальную «белорусскую
автокефальную церковь» «неправительственной организацией при Госдепе США, здесь
же- абсолютно правомерный вопрос прав и свобод православных граждан Украины).
Однако, вместо этого, некоторые чиновники пытаются реанимировать аналогичный
«огрызок» в России. Потрясает, что в Москве есть целая прослойка политических
паразитов, требующая создания никому не нужных бюрократических структур, а
реальные выигрышные позиции во внешней политике не реализовываются. Несмотря
на абсолютное неприятие верующих УПЦ и позицию ее Предстоятеля, законопроект,
представленный Госкомрелигий, так и не отозван из Верховной Рады
17.12.2002 orthodox. org.ua
Комментируя настойчивые попытки Госкомрелигий вопреки
мнению большинства религиозных организаций Украины "протянуть" поправки к Закону
Украины "О свободе совести и религиозных организациях", аналитики приложения к
газете "Киевский телеграф" "Православный мир" считают, что таким образом "при
нынешней напряженной политической ситуации упорно лоббируются меры,
настраивающие православных против действующей власти, которые принимают позицию
Госкомрелигий за общегосударственную".
"Аксиома любой демократической страны: правительственные
структуры должны обслуживать интересы большинства избирателей. Ведь, в конечном
итоге, избиратели и формируют состав самого правительства, и оно должно быть им
полностью подконтрольно. В полной мере это относится и к религиозной сфере жизни
общества, где традиционные конфессии и, в первую очередь, наиболее
многочисленная (как правило, она же является государствообразующей), пользуются
особым вниманием со стороны государства. Все законы строятся именно в этом
направлении, без чего в принципе невозможна современная модель демократического
государственного устройства. Показательно недавнее подписание в Грузии
Конституционного соглашения между Церковью и государством, которое признает
особую роль Православия в Грузии и создает для деятельности Церкви максимально
благоприятные условия.
У нас же руководитель Госкомрелигии демонстративно
игнорирует интересы большинства населения страны, внося в парламент проект
закона, в котором не учтено ни одно (!) из предложений наиболее многочисленной
конфессии - Украинской Православной Церкви. При этом напрашивается вопрос: зачем
при нынешней напряженной политической ситуации упорно лоббируются меры,
настраивающие православных против действующей власти, которые принимают позицию
ГКР за общегосударственную?
На прямой линии в Кабмине председатель ГКР прибегает не
только к откровенной лжи, заявляя, что "мы внесли в новый законопроект
предложение, чтобы Церковь получила статус юридического лица", но и к
оскорбительным высказываниям. Иначе нельзя расценить комментарий г-на Бондаренко
к письму Предстоятеля УПЦ о недопустимости принятия нового закона в редакции
ГКР, что "…случается, некое письмо подписано, но на самом деле глава той или
иной Церкви его не подписывал". В цивилизованной стране госчиновник, допускающий
подобный тон по отношению к лидеру крупнейшей религиозной конфессии, должен
немедленно уходить в отставку. Кстати, об отставке… Недавно глава Госкомитета на
одной из конференций заявил о своем неприятии особых отношений между
региональными властями и доминирующими в регионе религиозными конфессиями,
потребовав для этого даже предоставления ГКР контрольных полномочий над
региональной властью. Как известно, в Донецкой области благодаря усилиям бывшего
главы облгосадминистрации Виктора Януковича были выстроены так не нравящиеся
г-ну Бондаренко "особые отношения" с Православной Церковью, что чрезвычайно
позитивно было воспринято всеми верующими. Атмосфера партнерства и доверия,
установившаяся в Донецкой области между региональной властью и Церковью, стала
существенным вкладом в общественную стабильность, образцом
церковно-государственных взаимоотношений в соответствии с общеевропейскими
цивилизованными нормами. Председатель ГКР отстаивает совершенно иную политику и,
думается, что теперь он, как принципиальный человек, должен сам написать
соответствующее заявление.
Пока же, несмотря на абсолютное неприятие верующих УПЦ и
позицию ее Предстоятеля, законопроект ГКР так и не отозван из Верховной Рады.
Однако понятно, что подавляющее большинство народных депутатов, вне зависимости
от фракционной принадлежности, не допустят воскрешения тоталитарной религиозной
политики, которая сделает невозможной ин33
В стране "урванного" счастья?Василий Анисимов (руководитель пресс-службы УПЦ МП, «Православие в Украине»)
Уходящий год прошел под знаком робких попыток
государственной власти в надцатый раз преодолеть в Украине "негативные" (будто
были позитивные!) последствия тоталитарного прошлого в отношении Церкви. Процесс
этот в Украине начался еще при В. Щербицком, когда были возвращены Православной
Церкви несколько корпусов Нижней Лавры, продолжился распоряжениями Президента
Кравчука, несколько раз возвращался к этой проблеме и Леонид Кучма. В марте
подписан Указ Президента, правительством издано соответственное распоряжение. Итого: почти
полтора десятилетия "преодолений".
Конечно, существуют и непреодолимые последствия
тоталитаризма. Как можно "преодолеть" казни и гибель в тюрьмах 250 православных
епископов (только архиереев, управлявших Киевской епархией с 1919 по 1940 было
казнено семь, трое - умерли после тюрем и ссылок), десятков тысяч
священнослужителей (в Киеве были репрессированы более 5 тысяч священников и
монахов), разрушение и разграбление множества святынь (по официальным данным, в
СССР было разрушено около ста тысяч православных храмов)? Таких гонений еще не
знало христианство, монастыри, церкви, тюрьмы древнего Киева, колыбели
восточнославянского Православия, пропитаны кровью православных мучеников. То,
что столетиями целые поколения, созидали, собирали, берегли во имя Господне, за
несколько десятилетий было разрушено, разграблено, превращено в атеистические
музеи, тюрьмы, больницы, дома культуры, заводы, пароходы и другие добрые дела
рабоче-крестьянского государства. Разрушали быстро - прозревали долго. Более 70
лет.
Сегодня уже всеми осуждена практика атеистического
террора. Одни признали свои ошибки, другие предпочитают признать лишь чужие.
Вроде существует консенсус в обществе в отношении жертв репрессий. Только никто
не может понять, почему так мучительно больно государство восстанавливает
справедливость и возвращает Церкви те крохи уцелевшего и не распроданного?
Может, это лишь удел Украинской Православной Церкви? И
только в столице? Синагогу Бродского вернули законным владельцам без проблем,
католикам, коих в Киеве с гулькин нос, отдали Александровский собор, лютеранскую
кирху освободили от библиотечного архива в молниеносные сроки без всяких
специальных правительственных программ и президентских указов. И только
православные храмы никак не могут найти своих законных владельцев. Может,
Церковь православная в Украине исчезла, как древняя цивилизация инков,
растворилась без следа в заснеженных соловках и магаданах? Нет же, она легально
существует, являясь крупнейшей конфессией страны и одной из крупнейших
православных Церквей мира. Быть может, наше чиновничество настолько
невежественно, что о репрессиях в Украине не сном, ни духом не ведает? Ведь,
помнится, даже Президент Л.Кравчук шокировал всех, заявив, что о голодоморе
узнал лишь из публикаций журнала "Огонек". Так ведь теперь изданы тысячи
материалов и исследований по репрессиям, собранны данные о 60-ти тысячах
православных новомученников, они общедоступны, размещены в Интернете. Сегодня на
каждом сохранившимся столичном православном храме можно установить покаянную
доску с данными о том, какие священники служили здесь до советской власти, когда
были арестованы, казнены или погибли в лагерях. Есть и здравствующие ныне,
прошедшие лагеря миряне (например, известный церковный композитор и регент
Михаил Литвиненко, приговоренный к высшей мере наказания за веру православную) и
священнослужители (например, Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим,
освобожденный из тюрьмы уже при Горбачеве). И таких людей, пострадавших за веру,
за то, что сопротивлялись разграблению и закрытию православных храмов нетрудно
отыскать в каждой епархии. Они живые свидетели ран, которые наносили Церкви, и
жертвы того самого атеистического тоталитаризма. Им совершенно непонятно, почему
в демократическом государстве, между словами о "преодолении негативных
последствий" и конкретными делами - дистанция огромного размера? Почему
чиновники открыто издеваются над памятью расстрелянных православных священников
и мирян, передавая их храмы иным конфессиям?
Почему униатам, невесть откуда взявшимся в Киеве (их
изгнали еще запорожские казаки), отдали два древних православных храма? УАПЦ,
созданной ЧК в 1921 году для борьбы с Православной Церковью, и ЧК же
распущенной, спихнули в пользование два храма, в том числе и Андреевскую
Церковь. Гришка Распутин украинского православия, отлученный от Церкви бывший
монах Филарет, благодаря своим гебистким и номенклатурным связям, незаконно
отхватил не менее десятка столичных храмов (в их числе Выдубецкий монастырь,
Владимирский собор и Михайловский Златоверхий, церковь Богородице Пирогощи).
Он-то какое вообще право на них имеет, коли его УПЦ-КП была создана лишь в 1992
году и, естественно, никакого отношения к жертвам тоталитарных репрессий не
имеет. Да и в прошлом этот кавалер ордена Трудового Красного Знамени был
репрессирован весьма своеобразно: 60 стран мира объездил, неся "правду" о том,
что в СССР церковь не притесняется? Впрочем, только ли Филарет урывал? Возьмите
многострадальную Киево-Печерскую лавру. Сколько раз ее корпуса ходили по рукам!
Не успеют одни "посторонние организации" из них отселить, там, как грибы после
дождя появляются другие. Кого только там не было: и табачная кампании Филипп
Морис, и посольство Итальянской республики, и боевики с целым складом тротила, и
какая-то структура, осуществлявшая расчеты за незаконную торговлю оружием, и
кабаре, и коммерсанты все мастей. Спихивали кому угодно, только не законным
владельцам!
Не менее трагическая ситуация с реституцией имущества
Киевских духовных школ Православной Церкви. Когда-то они имели мировую славу, из
них вышли великие богословы, предстоятели и высшие иерархи многих Поместных
Церквей. При Киевской Духовной Академии был создан Церковно-археологический
музей, первый публичный музей столицы, с уникальной коллекцией археологических и
церковных ценностей. В 1920-е годы Киевские духовные школы были разгромлены,
слушатели и преподаватели репрессированы (в тюрьмах погибли проф. А.Глаголев,
П.Кудрявцев и другие известнейшие ученые), музей разграблен, ценности и
библиотеки экспроприированы. Сегодня студенты Киевской Духовной Академии и
семинарии ютятся в совершенно не приспособленных для жизни и учебы помещениях. А
в тоже время в сохранившихся зданиях Киевских духовных школ пребывают едва ли не
самый дорогой коммерческий вуз "Киево-Могилянская Академия", Академия искусств,
госучреждения, филаретовский раскол и прочие структуры, которые никакого
отношения к Церкви не имеют. Здесь-то когда восторжествует справедливость?
Почему должны бедствовать (это признал даже Председатель Госкомрелигий Виктор
Бондаренко) законные владельцы и процветать незаконные?
Вот такие грустные результаты первых полутора
десятилетий "преодоления негативных последствий тоталитарного прошлого",
восстановления попранных прав и справедливости в отношении репрессированной
Православной Церкви в Украине.
Новый этап рождает новые надежды. Однако уже и здесь
проявились рецидивы прошлого, попытки "замотать", заболтать, создать множество
препятствий на пути разрешение проблем. Госкомрелигий объявил о том, что
имущество будет возвращаться не Церкви (как того требуют рекомендации Совета
Европы и Указ Президента), а общинам, причем не в собственность, а в
"пользование". Более того, они сами должны отыскать припрятанное по музеям и
госучреждениям имущество, доказать свое право на владение, а также то, что оно
не было отдано добровольно. Может, и жертвы Бабьего Яра тоже должны доказывать,
что они не добровольно перед расстрелом отдавали свое имущество? Еще и
предоставить свидетелей? Абсурд! Что это, как не издевательство?
Такая же ситуация с государственным историко-культурным
"Киево-Печерская лавра". Наместник монастыря епископ Павел в свете
Президентского Указа обращается в Кабмин с просьбой о передаче монастырю
корпусов "Гостиного двора" (Нижняя лавра). Вице-премьер министр В.Семиноженко
пишет на прошении резолюцию, предписывающую музею составить план отселения
посторонних организаций из нижней лавры. Музей весьма своеобразно выполняет
распоряжение: вместо плана отселения он разрабатывает и представляет… "Концепцию
развития национального киево-печерского историко-культурного заповедника до 2010
года", где об отселении нет ни слова, зато бывший очаг атеистической пропаганды
стремиться расширить свои владения на Печерске. Славное "преодоление последствий
тоталитарного прошлого", не так ли?
И таких "приколов" - множество. Госкомрелигий собирает
заседание Всеукраинского совета Церквей по поводу обсуждения президентского
Указа и поправок к Закону "О свободе совести и религиозных организациях". На нем
присутствуют представители УАПЦ и УПЦ-КП. Что должны потребовать от них Комитет
и правительство во исполнение Президентского Указа. Разумеется, план отселения
из незаконно удерживаемых храмов и возвращения церковного имущества законным
владельцам. Вместо этого ведется какая-то странная дискуссия, итоги которой
подводит руководитель УАПЦ Мефодий: "Мы считаем, говоря по-народному, - кто что
урвал, то тому и должно принадлежать". Руководство Госкомитета благосклонно
отнеслось к этому неординарному предложению. Однако возникает вопрос: если мы
живем не по законам правовой державы, а по "понятиям" воровской сходки, в стране
урванного счастья, то зачем вообще нужно издавать какие-то Указы и
правительственные распоряжения, апеллировать к европейскому праву и
справедливости? Урывать, урывать надо, побольше, и по наглее!
Казалось бы, что может быть проще: создать двустороннюю
комиссию между УПЦ и Кабмином и начать выполнение Указа Президента. Кто бы как
не относился к УПЦ, она является жертвой тоталитаризма, законность и
справедливость по отношению к ней должна быть, наконец, восстановлена. Она не
претендует на чужое имущество, но ее собственность, ее святыни, обагренные
кровью мучеников, должны быть возвращены. Богу- Богово.
Нелишне также напомнить, проверенную столетиями аксиому:
как власть относиться к Церкви, так и Бог относиться к власти.
«Единое Отечество» www.orechestvo.org Руками Налоговой службы осуществляется попытка устранить «Русский блок» с политической арены Украины
20
декабря в Информагенстве УНИАН состоялась пресс - конференция Русского Блока, в
которой руководство партийного объединения русских на Украине, потребовало
отставки С. Медведчука, развернувшего политическое преследование структур
Русского Блока с помощью налоговых рычагов.
20 декабря в Киеве в информагентстве УНИАН состоялась
пресс-конференция Русского Блока. Поводом для нее стали политические
преследования со стороны налоговых органов, в частности - Львовской областной
налоговой администрации под руководством С.Медведчука, которая практически
парализовала работу представительства Русского Блока во Львове.
В пресс-конференции принимали участие первый заместитель
председателя Русского Блока Олег Лютиков и заместитель председателя, народный
депутат Украины 14-го созыва Павел Баулин. Сам председатель Русского Блока
Александр Свистунов вынужден был срочно выехать во Львов и принимал участие в
пресс-конференции по телефону.
В ходе встречи с журналистами были освещены факты
незаконного, явного заказного давления на Русский Блок и его руководство со
стороны налоговых органов. На протяжении последних шести месяцев офис Русского
Движения Украины во Львове (ул. Зелёная, 109) более двадцати раз подвергался
"проверкам" налоговой милиции. Хорошо уведомленная о том, что РДУ является
неприбыльной организацией, она, с усердием, достойным лучшего применения, ищет
компромат на общественную организацию.
В ноябре начата непрерывная "проверка", которая длится
уже более месяца. Представители налоговой милиции без законных оснований изымают
документы, устраивают обыски, угрожают сотрудникам офиса РДУ, подвергают
унизительным допросам.
В ноябре была незаконно задержана и подвергнута
незаконным допросам главный бухгалтер РДУ Н.Воронина: у дверей дома четверо
молодчиков из налоговой полиции скрутили ей руки, на глазах у сына затолкали в
машину и отвезли на допрос, где продержали в течение 6-ти часов, при этом
никаких обвинений предъявлено не было. Аналогичным образом была задержана
порученец РДУ Е.Колодий: от неё требовали дать любые показания против
А.Г.Свистунова, в противном случае угрожали выдвинуть обвинения в "незаконном
приобретении квартиры", хотя квартиру она приобрела на законных основаниях.
19 ноября был осуществлен "налет" налоговой полиции
г.Львова на офис РДУ (по прямому указанию сотрудников Львовской ГНАУ гг. Хомяка
и Добровольского). Несмотря на то, что были представлены все запрашиваемые
документы, работники налоговой провели незаконные обыски в офисе РДУ без
предъявления каких-либо санкций.
А.Г.Свистунов еще в марте 2002 г. сложил с себя
полномочия директора коммерческих предприятий, полностью сосредоточившись на
политической деятельности. Тем не менее, налоговики затребовали документы фирм,
которые прекратили свое существование более полугода назад, о чём своевременно в
письменной форме была уведомлена налоговая администрация. Все банковские счета
этих фирм закрыты и никаких коммерческих операций не проводится, их формальной
ликвидацией в данный момент занимаются ликвидационные комиссии.
Помимо этого, подчиненные С.Медведчука оказывают
давление на руководителей фирм, входящих в Ассоциацию делового сотрудничества
"Славяне", президентом которой является А.Г.Свистунов. От них требовали дать
компромат на председателя РДУ А.Г.Свистунова о его якобы незаконной финансовой
деятельности. Так же, как РДУ и Русский Блок, Ассоциация "Славяне" является
общественной неприбыльной организацией предпринимателей, консультирующих друг
друга по самым разным вопросам.
Налоговые органы взялись даже за предприятия, где
фамилия лидера РБ значится лишь в числе учредителей. Например, на Житомирском
заводе по изготовлению арматуры были изъяты только те документы, где
фигурировала фамилия Свистунова.
Олег Лютиков и Павел Баулин в ходе пресс-конференции
неоднократно подчеркнули, что нападки на Русский Блок и Русское Движение Украины
наносят вред репутации Украины, поскольку осложняют российско-украинские
отношения накануне Года России на Украине.
Организаторы пресс-конференции не исключили, что
причиной ожесточенных атак на Русский Блок являются родственные связи главы
львовских налоговиков и лидера СДПУ(о). Как известно, председатель СДПУ(о)
В.Медведчук намеревается участвовать в президентских выборах 2004 года, и,
видимо, намерен вытеснить политические силы, которые стремятся к сближению
Украины с Россией, чтобы взять под контроль их электорат.
Как заявил Олег Лютиков, Русский Блок не намерен
сдаваться перед конкурентами, использующими столь грязные методы борьбы. О
происходящем уже проинформированы высшие должностные лица государства,
Генпрокуратура, МВД, СБУ Украины, компетентные российские инстанции.
Отвечая на вопрос одного из журналистов, Павел Баулин
подчеркнул, что Русский Блок категорически отвергает возможность сотрудничества
с проамериканской оппозицией Ющенко-Тимошенко.
Контактный телефон: 254-42-56 E-mail:
rdu@rdu.org.ua
|