Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №66(01.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Хроника

15 декабря. Президент В.Воронин обратился к европейскому сообществу с просьбой оказать поддержку Молдове в процессе ее интеграции в Европейский Союз (ЕС).

В нем говорится, что "европейская интеграция является одним из главных приоритетов внешней и внутренней политики Молдовы". Для выполнения этой высокой цели в республике создан Национальный комитет по европейской интеграции, которому поручено разработать и представить парламенту соответствующую концепцию.

"Молдова - единственное государство на постсоветском пространстве, которое вошло в Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы. Поэтому хотелось бы, чтобы Молдову воспринимали наравне с остальными странами региона, с такими же перспективами по европейской интеграции", - говорится в письме.

Президент РМ считает, что  главным препятствием на пути Молдовы в ЕС является приднестровский сепаратизм, который "снижает эффективность проводимых реформ и дестабилизирует социально-экономическую ситуацию в стране".

Глава молдавского государства предложил провести политические консультации Молдова-ЕС, так как переговоры по урегулированию приднестровского конфликта, возобновленные на основе проекта ОБСЕ, зашли в тупик. Он высказался за обсуждение данной проблемы в рамках диалога ЕС-Россия, ЕС- Украина, ЕС-ОБСЕ.

Принимая во внимание важность затронутых в письме проблем, Воронин предложил провести в Кишиневе встречу на высшем уровне и обсудить на ней двусторонние и многосторонние проблемы с целью углубления отношений между Молдовой и странами ЕС.

"Идея сближения Молдовы с ЕС поддерживается всеми политическими партиями и большей частью общества", - отмечается в обращении.

В Тирасполе же считают, сообщает информационное агентство “Ольвия-пресс”, что, поскольку позиция силового подчинения Приднестровья не нашла поддержки ни у России, ни у Украины, ни у ОБСЕ, молдавский президент решил найти менее искушенную в приднестровском вопросе сторону. Его обращение к Европейскому Союзу – это попытка изменить существующий пятисторонний формат молдо-приднестровского урегулирования, а в перспективе – и заменить «не оправдавших надежд» Воронина посредников и гарантов Евросоюзом.

16 декабря. "Хотя Соединенные Штаты не являются гарантом урегулирования приднестровской проблемы, именно США придали особую динамику переговорному процессу и обсуждению правовых форм постконфликтного урегулирования в Молдове", заявил президент РМ В.Воронин в интервью, напечатанном в газете "Независимая Молдова". Как отметил глава государства, в "США хорошо понимают, что пока в Молдове существуют две армии, две таможни и две валюты, страна не может проводить последовательную политику". Поэтому Молдова, по словам президента, вправе рассчитывать на поддержку со стороны Соединенных Штатов в процессе формирования единой страны, нейтральной и демилитаризованной, без межэтнических противоречий и социальных конфликтов. В.Воронин не считает, что предстоящий визит в США можно назвать отходом от курса нынешних властей, взятого на сотрудничество с Россией. "Сейчас быстрыми темпами развивается партнерство США и России. Нам просто немыслимо оставаться в стороне от этого сотрудничества. Вне всякого сомнения, партнерство России и США многократно усиливает возможности нашей маленькой страны. И в гораздо большей мере гарантирует нашу безопасность и суверенитет, чем русофобские или антиамериканские заявления многих наших политиков", - подчеркнул президент.

16 декабря. Спикер парламента Е.Остапчук провела встречу с представительницами женских организаций Приднестровья, в ходе которой были обсуждены проблемы социальной защиты детей и малоимущих граждан, обучения молодежи, активного участия женщины в общественной жизни. Стороны также коснулись таких проблем, как безработица, борьба с торговлей живым товаром. Е.Остапчук заявила, что на основе предложенного ОБСЕ, Россией и Украиной соглашения можно окончательно урегулировать приднестровский конфликт при условии эффективной работы экспертов с обеих сторон по совершенствованию этого документа. Инициированная Советом женщин-депутатов встреча с представительницами женских неправительственных организаций Приднестровья стала первой за последние 10 лет после приднестровского конфликта.

17 декабря. В новом проекте закона о культах, разработанном министерством юстиции, содержатся ограничения, на основании которых появится возможность вывести вне закона большинство культов, функционирующих в Республике Молдова, утверждают представители культов. Государственная служба по культам направила на днях проект закона о свободе совести и религиозных организациях всем культам в порядке ознакомления с этой законодательной инициативой.

Согласно проекту, все культы подлежат перерегистрации, которую оформят только при наличии подтверждения со стороны местных властей о том, что они располагают минимум 25 общинами, которые действовали на законных основаниях и без перерыва на протяжении последних 25 лет. Культы, которые не смогут доказать это, будут поставлены вне закона.

Помимо Митрополии Бессарабии, официально узаконенной молдавским правительством летом этого года под давлением европейского сообщества, этот проект, в случае утверждения и введения в действие, угрожает многим религиозным учреждениям, в том числе Римско-католической церкви Республики Молдова, созданной решением Папы Иоанна Павла Второго 23 ноября 1993 года.

17 декабря. - Соединенные Штаты Америки поддерживают проевропейские стремления Республики Молдова, заявил президент В.Воронин в ходе телемоста Вашингтон-Кишинев, организованного Посольством США в Молдове по завершении его встречи с президентом Дж.Бушем. "Президент Дж.Буш расценивает европейскую интеграцию как очень хорошую перспективу для нашей страны", - сказал глава государства. Молдавский президент исключил возможность обусловленности интеграции какого-либо государства в Европейский союз принадлежностью к Североатлантическому альянсу. "Мы беседовали с генеральным секретарем НАТО лордом Робертсоном, который подтвердил, что такой вопрос не ставится не только по отношению к Республике Молдова, но его вообще не существует, - заявил В.Воронин.

17 декабря. В Москве возобновились переговоры по приднестровскому урегулированию. Переговоры идут в пятистороннем формате с участием представителей Кишинева и Тирасполя, а также посредников - России, Украины и ОБСЕ, сообщил руководитель службы Миссии ОБСЕ в Кишиневе М. Сидорофф. Он также сказал, что накануне московского раунда переговоров в пятистороннем формате состоялась встреча посредников.

От Кишинева в московской встрече участвует представитель  президента РМ на переговорах по приднестровскому урегулированию В.Стурза, от Тирасполя - руководитель внешнеполитического ведомства ПМР В.Лицкай. ОБСЕ представляют заместитель главы миссии ОБСЕ в Кишиневе Н.Бреннан и политический советник миссии А.Климчик, от России - ее полномочный представитель на переговорах А.Новожилов, от Украины - посол Украины в РМ П.Чалый.

18 декабря.  Если бы в настоящее время в РМ состоялись парламентские выборы, 33% электората не приняли бы в них участие или не знали бы, за кого голосовать. Из тех, кто конкретно знает, за кого голосовать, 67% отдали бы свои голоса за Партию коммунистов - таковы результаты опроса общественного мнения за ноябрь 2002 года. Среди политических деятелей наибольшим доверием пользуется президент В.Воронин (73%). За ним следуют премьер В.Тарлев (53%) , кишиневский примар (мэр) С.Урекян (48%), спикер парламента Е.Остапчук (34%). Наибольшее недоверие вызывают экс-президент П.Лучинский (73%) и лидер Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка (68%). Среди государственных институтов население доверяет, в первую очередь, президенту – 63%, примэрии – 52% и армии – 50%, а парламенту, правительству и полиции доверяют только 46% граждан. 35% опрошенных считают, что из всех партий и политических формирований вывести страну из кризиса способна Партия коммунистов. По мнению 18%, сделать это неспособен никто, 31% - сомневающиеся.

Барометр общественного мнения, согласно проведенному опросу, показывает, что 76% респондентов за то, чтобы Республика Молдова была единым государством, в котором Приднестровье и Гагаузия были бы на правах уездов. В то же время 8% опрошенных считают, что Молдавия должна быть федеративным государством, в котором Приднестровье и Гагаузия были бы субъектами федерации, а 2% высказались за конфедеративное государство.

По 38% респондентов высказалось за интеграцию РМ в Европейский союз (ЕС) и в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Отвечая на вопрос о государственном языке, 46% респондентов заявили, что должно быть два государственных языка, а 45% утверждают, что государственным должен быть только молдавский/румынский язык.

Опрос проводился Институтом общественной политики совместно с Центром социологических, политологических и психологических исследований. Опрошено 1103 человека из 72 населенных пунктов страны.

18 декабря. Объединение страны, борьба с коррупцией, дебюрократизация, курс на европейскую интеграцию - таковы главные приоритеты руководства Молдовы, заявил президент республики В.Воронин, выступая в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.

Он выразил уверенность в необратимости процесса интеграции республики. "Несмотря на то, что администрация Приднестровья всеми силами блокирует переговорный процесс, мы убеждены, что уже прошли большую часть пути, - сказал молдавский лидер. - Для нас чрезвычайно важно, что правительство США разделяет наш оптимизм и наши цели".

Не менее важным, отметил Воронин, является и "установленное Кишиневом прочное стратегическое партнерство с Москвой". "Поддержка российским президентом В.Путиным нашего курса на объединение Молдовы, демилитаризацию Приднестровья создала беспрецедентные условия для реинтеграции страны", - подчеркнул президент.

Он сообщил также, что в рамках решения вопроса о европейской интеграции Молдовы правительством республики в ближайшее время будет принята концепция присоединения к Европейскому союзу.

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию страны на данном этапе, подчеркнул он, являются "внутренняя раздробленность и высокий уровень региональной нестабильности, бедность и репрессивная экономическая система, коррупция и внутриполитическая нестабильность, а также внешнеполитическая неопределенность Кишинева".

18 декабря. США готовы применить совместно с мировым сообществом определенные меры в отношении тираспольского режима, если он и далее будет препятствовать вывозу российских вооружений из приднестровского региона, заявил в Вашингтоне специальный представитель Госдепартамента США Р.Перина после завершения встречи президента РМ В.Воронина с руководством Государственного департамента.

Р.Перина сказал о готовности США внести свой вклад в поиски путей решения приднестровского вопроса и применить более жесткие меры в отношении руководства приднестровского региона, если Тирасполь по-прежнему будет отказываться от сотрудничества, но он отказался говорить о возможных санкциях в отношении Тирасполя, уточнив, что меры могут быть приняты только совместно с Европейским союзом.

19 декабря. Объем помощи, который Молдова получит в текущем году от Агентства США по международному развитию (USAID), составит 24,5 млн. долл., а общий объем американской помощи достигнет 44 млн. долл. В 2001 году была утверждена Стратегия сотрудничества USAID для Молдовы, которая определяет приоритетные направления сотрудничества сторон до 2005 года. В их числе значится поддержка постприватизационных процессов, реструктуризации энергетической отрасли, реформирования финансово-банковского и других секторов.

19 декабря. По итогам состоявшегося в Москве заседания Постоянного совещания полномочных представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ был подписан протокол о дальнейших шагах участников переговоров в деле  приднестровского урегулирования. В нем были зафиксированы следующие положения:

1. Молдавская и приднестровская стороны согласились продолжить консультации по «Декларации о намерениях» от 5 декабря 2002 года.

2. Республика Молдова и Приднестровье договорились разрабатывать Итоговый документ о всеобъемлющем урегулировании приднестровской проблемы на основе проекта, представленного на рассмотрение сторон 2 июля 2002 года во время Киевского заседания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», договоренностей, достигнутых в переговорном процессе, а также ранее представленных Республикой Молдова, Приднестровьем и посредниками предложений и проектов.

Итоговый документ подлежит разработке в рамках действующего пятистороннего формата переговорного процесса с участием Республики Молдова, Приднестровья, ОБСЕ, Российской Федерации и Украины.

3. Признано целесообразным фиксировать в отдельных протоколах согласованные формулировки к Итоговому документу (Протокол № 1 согласованных формулировок прилагается). 

4. Провести очередное заседание «Постоянного совещания» в январе 2003 года в Кишиневе, на котором предусмотреть согласование графика проведения следующих заседаний «Постоянного совещания».

20 декабря. Республика Молдова сможет сделать серьезные рывки в экономическом плане, если будут решены 3 первоочередные проблемы: реинтеграция страны, погашение внешних долгов, укрепление экономической и политической стабильности, заявил премьер-министр РМ В. Тарлев на заседании правительства. Одной из мер в продвижении по этому пути Кабинет министров считает снижение процентных ставок на кредиты, предоставлямые экономическим агентам коммерческими банками - до 4% на ссуды в твердой валюте, до 15% - на займы в национальной валюте. Другой мерой является налогообложение доходов от денежных вкладов, чтобы заинтересовать банки в предоставлении долгосрочных кредитов экономическим агентам, сказал В.Тарлев. Приоритетной задачей правительства в предстоящем году, подчеркнул он, будет также обеспечение стабилизации в аграрном секторе.

20 декабря. На переговорах по приднестровскому урегулированию, прошедших на этой неделе в Москве, представители Украины предложили к обсуждению свой проект соглашения между Кишиневом и Тирасполем, обостривший недовольство молдавской стороны ходом переговоров, сообщило информационное агентство «БАСА».

Проект, представленный украинским послом по особым поручениям Е. Левицким, бывшим представителем президента Украины на переговорах по приднестровскому урегулированию, предусматривает, в частности, что "до достижения окончательного урегулирования (вступления в силу итогового документа) Приднестровье существует в форме республики в ее нынешних проявлениях и характеристиках". В предложенном украинской стороной документе отмечается также, что при выработке итогового документа, помимо соглашения о федерализации Республики Молдова, будет учтен и Меморандум, подписанный в 1997 году в Москве.

Согласно предложению украинской стороны, "до достижения окончательного урегулирования /.../ власти Республики Молдова не будут вмешиваться в вопросы внутренней жизнедеятельности Приднестровья без согласия на это властей последнего". Кишиневу следует также предоставить хозяйствующим субъектам Приднестровья "внешнеэкономическую атрибутику Республики Молдова - сертификаты, лицензии, таможенную печать и т.д.".

На просьбу журналистов прокомментировать этот документ руководитель экспертов от Кишинева В.Стурза расценил его как "доказательство значительного регресса в ходе переговоров". Содержащиеся в этом документе положения не только не учитывают озвученные в Киеве предложения посредников, но прямо противоположны им, сказал он. По  мнению В.Стурзы, возврат к понятию "общее государство" и требование предоставить Тирасполю таможенное обеспечение отбрасывают далеко назад переговоры по приднестровскому урегулированию.

Глава молдавской делегации заявил, что, вопреки прозвучавшим в последнее время заверениям, Тирасполь не стремится к урегулированию приднестровского конфликта и всячески пытается затянуть до бесконечности достижение конкретных договоренностей.

20 декабря. Несмотря на сохраняющиеся расхождения в позициях Кишинева и Тирасполя, в целом московский раунд переговоров был полезным, позволил добиться определенного продвижения вперед в плане поиска взаимоустраивающих компромиссных решений по ряду вопросов и формулировок, говорится в сообщении Министерства иностранных дел России.

Участников переговоров принял первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации В.Трубников, который заявил, что "Россия в традиционной тесной координации с другими сопосредниками продолжит настойчивые усилия, направленные на документальное закрепление основ мира и стабильности на Днестре, исходя из обеспечения территориальной целостности Республики Молдова и предоставления Приднестровью согласованного и надежно гарантированного статуса".

24 декабря. По случаю Дня Конституции Приднестровской Молдавской Республики в местной печати было опубликовано приветственное обращение председателя Конституционного Суда ПМР В.Григорьева. В нем, в частности, говорится, что в ходе подготовки Конституция широко обсуждалась народом Приднестровья и была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года. Основной Закон имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Он устанавливает основы конституционного строя и государственного управления ПМР, гарантирует права и свободы человека и гражданина, устанавливает его обязанности перед обществом и государством, определяет порядок изменения Конституции.

В 1998 и 2000 годах по инициативе Федерации профессиональных союзов Приднестровья и Президента ПМР в Конституцию был внесен ряд поправок. Они касались восстановления права законодательной инициативы профессиональных союзов, изменения структуры органов государственной власти, финансовой и бюджетной систем государства. Был введен новый раздел, посвященный обороне, безопасности и правоохранительной деятельности республики.

Согласно Конституции, органом конституционного контроля в республике является Конституционный суд. Он гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством

Пусть права и свободы человека и гражданина всегда будут неотъемлемой частью нашего свободного демократического правого государства, пишет в заключение  председатель Конституционного Суда В.Григорьев.

24 декабря. Информационное агентство «Ольвия-пресс» сообщает, что в Тирасполе состоялась учредительная конференция новой общественной организации - «За Европу. Взаимопонимание и сотрудничество» (ЕВС). В ее работе участвовало около 40 делегатов из различных городов и районов Приднестровья. Были приняты Устав и Программная декларация ЕВС, а также избраны ее руководящие органы. Лидером новой организации стал известный в республике журналист А.Панин.

Своей главной целью ЕВС считает сближение Приднестровья с объединенной Европой. Как отметил А.Панин, такая интеграция – «веление времени».

Он подчеркнул, что «еще несколько лет назад наиболее приоритетной была ориентация на Российскую Федерацию». Сегодня,  по мнению Панина, ситуация должна измениться. Приднестровью необходимо развивать отношения не только с РФ, но и с Евросоюзом.

Через несколько лет бывшая МССР будет вплотную граничить с Европейским Сообществом. В этих условиях  сближение Приднестровья и ЕС, по мнению  лидера новой организации, неизбежно.

В целях скорейшего сближения ПМР и ЕС новая организация ЕВС предполагает провести ряд встреч с представителями международных структур (включая ОБСЕ). По мнению лидера ЕВС, у приднестровцев остаются «недоверие и настороженность» по отношению к Европе. Создание ЕВС – первый шаг по преодолению этого недоверия.    

 Если эти идеи будут положительно восприняты в Приднестровье, не исключено преобразование ЕВС из общественной организации в политическую партию, сказал А.Панин.

25 декабря. Депутаты Верховного Совета ПМР приняли закон «О республиканском бюджете на 2003 год».

Доходы и расходы республиканского бюджета были утверждены в сумме более 216 млн. руб. и 341 млн. руб. соответственно (1 долл. США равняется примерно 7 руб. ПМР). Предельный дефицит - в сумме более 124 млн. руб., или 36,5% к расходной части бюджета и 6,5% - к ВВП. Источниками покрытия станут кредиты и займы Приднестровского республиканского банка, доходы от приватизации государственного имущества и другие источники. Доходы консолидированного бюджета были утверждены в сумме более 340 млн. руб.

25 декабря. Распад Советского Союза не только нарушил мировое военно-политическое равновесие, но  стал причиной колоссального регресса в социальной, экономической и других областях в большинстве бывших союзных республик, заявили представители Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) и Социалистической партии Молдовы (СПМ) на состоявшейся пресс-конференции по случаю восьмидесятилетия образования СССР. Более десяти лет мы являемся свидетелями так называемых реформ, результаты которых трудно назвать положительными, заявил председатель СПМ В.Морев. Очевидно, что сравнение советского прошлого с сегодняшней действительностью республики будет не в пользу последней, подчеркнул он. Депутат Народного собрания Гагаузии Б.Новак отметил, что современное молдавское государство, к сожалению, лишь де-юре можно назвать самостоятельным. Молдова зависит от окружающих государств, МВФ и других международных организаций, чьи "рекомендации" и принимаются за основу властных решений. Присутствующие на пресс-конференции были едины во мнении, что гагаузский и приднестровский конфликты, территориальная раздробленность государства, отсталость и нищета являются прямым следствием распада Советского Союза. Организаторы пресс-конференции подчеркивали, что не находятся в оппозиции к правящей партии, но вынуждены с сожалением констатировать отсутствие положительных сдвигов к лучшему. Представители СПМ и ПСРМ считают, что только социалистический путь развития способен дать эффективные результаты и изменить сложившуюся ситуацию.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ