Искусство достойной жизниГеннадий Котов
Во все века люди пытались найти ответ на вопрос, как
сделать так, чтобы жизнь человека стала достойной ? Как сделать так, чтобы люди
жили в мире, не притесняя друг друга ? Как сделать так, чтобы остановить и
предотвратить произвол и насилие ?
Есть немало идей и теорий на этот счет. Одни проповедуют
непротивление, полагая, что оно должно умиротворить бесчинствующих. Но жизнь
доказывает иное. Увы, даже Христу личным подвигом непротивления не удалось
остановить насилие. Другие, впадая в другую крайность, призывали с оружием в
руках расправиться с тиранами. Но в случае успеха, сами становились ими.
Идея национализма, столь популярная у нас, тоже не
служит гармонии. Руководствуясь национализмом - то есть, этническим эгоизмом -
русский никогда не поймет латыша, немца или еврея. А те, мысля национально, не
смогут понять русского. К тому же, национализм агрессивен. А агрессивность
создает и множит врагов, которые, в свою очередь, не упускают случая свести
счеты. Поэтому национализм лишь умножает конфликты и не способен их
разрешить.
Чтобы сделать общество более гармоничным, необходимо
найти и опереться на общие или общепризнанные ценности. И здесь незаменима роль
того, что называют "права человека". Ибо ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ВЫСТРАДАННЫЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ КАНОНЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, КАНОНЫ ИСТИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Да, права человека, как и все святые вещи, нередко
используются как инструмент политики в малодостойных целях. Однако это не
умаляет их ценности, как ценность целебных средств не умаляется оттого, что ими
пользуются не одни праведники.
Но права человека никогда не будут соблюдаться там, где
люди проявляют малодушие, холопство и должным образом их не отстаивают. С КАЖДЫМ
ОБХОДЯТСЯ ТАК, КАК ОН ПОЗВОЛЯЕТ С СОБОЙ ОБХОДИТЬСЯ. И никакие государственные и
международные структуры не в силах защитить человека, если он сам не защищает
себя. Призывы к уважению и даже искреннее стремление к нему, мало помогают, если
тот, кого бы мы хотели уважать, не внушает уважения.
Уважение есть признание силы. Проявления слабости лишь
провоцируют насилие и агрессию по отношению к тем, кто ее проявляет. И наоборот,
свидетельства силы - уверенной в себе, но НЕАГРЕССИВНОЙ силы -
останавливают, сдерживают и предотвращают насилие и агрессию. А высшим
проявлением силы является проявление силы человеческого духа.
Иллюстрация из истории древнего Рима. Во время осады
Рима этрусками, когда римляне уже буквально падали от голода, римский юноша Гай
Муций пробрался в лагерь этрусков, чтобы убить их царя Порсену. Но был схвачен.
В ответ на угрозы пыток он подошел к огню и сам опустил в огонь свою руку...
Порсена, пораженный силой духа и мужеством юноши, отпустил его и на следующий
день снял осаду Рима. Вряд ли бы Гай Муций смог добился этого, если бы убил
Порсену.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО - ГАРАНТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Итак, мы подошли к тому, что называют человеческим
достоинством. Оно поистине чудотворно. Есть оно - и за тобой будут признаны даже
те права, которых у тебя нет по закону. Нет его - и ты в реальности не будешь
иметь и тех прав, которые за тобою прямо оговорены в законе.
Что же представляет собой ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО? Это
- СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ, ВНУШАЮЩИЙ УВАЖЕНИЕ. Это - сплав самоуважения, мужества и
великодушия. Человеческое достоинство это ВОЛЯ К ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ. И вместе с тем
- ИСКУССТВО ТАКОЙ ЖИЗНИ. Смысл его состоит в том, чтобы, ОТСТАИВАЯ СВОИ
ДОСТОИНСТВО И ПРАВА, НЕ УНИЖАТЬ И НЕ ОЗЛОБЛЯТЬ ДРУГОГО. Ибо человек лучше своих
поступков.
Именно из человеческого достоинства происходят все
человеческие права. Однако оно является не только источником, но и главным
гарантом их соблюдения. Ведь уважение прав начинается с уважения их носителя.
Поэтому, если хочешь, чтобы уважали твои права, будь сам достоин уважения. И
значит - уважай себя сам. Не на словах, а на деле. Не случайно в преамбулах
международных пактов о правах человека говорится: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН
ДОБИВАТЬСЯ ПООЩРЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ СВОИХ ПРАВ.
Хорошо это или плохо, но жизнь есть борьба. И избегать
борьбы - значит избегать жизни. Достойной жизни. КТО НЕ БОРЕТСЯ С ПРОИЗВОЛОМ,
ТОТ ЗАСЛУЖИВАЕТ ЕГО.
НЕВЗЫСКАТЕЛЬНОСТЬ - НАША БЕДА
Человеческое достоинство неагрессивно, но требовательно
к себе и другим. Невзыскательность же разнуздывает человеческие пороки и ведет к
деградации.
Отстаивание своих прав ни в коем случае не означает
нелояльности по отношению к государству. Наоборот, является гражданским долгом
каждого человека. Даже, если он не признан гражданином своей страны. Жизнь
доказывает: ЦИВИЛИЗОВАННОЕ И БЛАГОПОЛУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ВОЗМОЖНО ЛИШЬ ТАМ, ГДЕ ЛЮДИ
ВЗЫСКАТЕЛЬНЫ И ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ К СЕБЕ И ВЛАСТЯМ. Ведь власть таит множество
искушений и соблазнов. И является труднейшим испытанием для людей.
Конечно, высокомерное, играющее мускулами
националистическое или имперское сознание производит более сильное
впечатление, чем сдержанное и неагрессивное человеческое достоинство.
Шварценеггер и Сталлоне смотрятся куда эффектнее любого из мудрецов. Но
демонстрировать мускулы намного проще, чем проявлять мудрость. Ибо мудрость -
самое трудное из всех человеческих свойств. Но зато и самое счастливое. Стоит ли
отказываться от лучшего лишь потому, что оно труднее нелучшего ?
Восточная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь
привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь
судьбу. КАКОВ ХАРАКТЕР - ТАКОВА СУДЬБА.
Развивая в себе человеческое достоинство, мы
совершенствуем свой характер. И значит, совершенствуем свою судьбу. И вместе с
тем - свое общество, свое государство. И - пусть самую малость - совершенствуем
мир.
Все начинается с малого. Надо только начать. И
продолжить.
|