Работу с соотечественниками - на научную основуА.Докучаева
Исследования проблем российской диаспоры ведутся в
нескольких институтах Российской Академии Наук и в специализированных научных
учреждениях. И хотя библиография работ, опубликованных по данной тематике,
насчитывает несколько сотен наименований, результаты исследований,
экспертно-аналитических проработок не находят должного практического применения.
В то же время необходимость научного обеспечения и экспертизы при разработке и
осуществлении государственной политики в любой сфере общественной жизни
бесспорна. Понимание этого привело к постановке вопроса «О состоянии научных
исследований по проблемам российской диаспоры и их использовании при разработке
основных направлений государственной политики в отношении соотечественников,
проживающих за рубежом» в повестку дня последнего в 2002 году заседания
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Органы государственной власти и федеральные, и
региональные с первых шагов становления политики в отношении зарубежных
соотечественников привлекают научные учреждения, работающие по проблематике
диаспоры. Последний пример подала Москва при разработке Комплексной
целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003 –
2005 годы, когда был создан временный творческий коллектив исследователей,
создавший проект документа. Рабочая группа включала ученых Академии наук,
Дипакадемии МИД России, Института стран СНГ. Программа получила высокую оценку
не только федеральных чиновников, но и самих соотечественников.
При подготовке Основных направлений поддержки Российской
Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 – 2005 годы (далее – Основные
направления) также рассматривались предложения ученых и экспертов. К сожалению,
далеко не все из них были учтены. Например, Институт стран СНГ передал в
правительственную Комиссию свои предложения о необходимости включения научных
разработок и исследований диаспоры как неотъемлемой части программы поддержки
соотечественников. В частности, были сделаны конкретные предложения ( см.
также бюллетень №57 за 1 августа 2002г.):
«Российская Федерация является государством,
которое имеет одну из самых крупных диаспор в мире. Исследование диаспоральных
проблем, современного состояния диаспоры, мониторинг протекающих в ней процессов
должно быть одним из выделенных направлений деятельности государства по
отношению к соотечественникам за рубежом. В перечень главных целей в
разделе 3.1 Основных направлений предлагаем включить раздел о
необходимости изучения проблем современных диаспор и опыта по их разрешению, об
исследовании состояния российской диаспоры. Предлагаем раздел
3.1.дополнить абзацем следующего содержания:
Для выработки эффективных механизмов работы с российской
диаспорой необходимо изучение проблем современных мировых диаспор и опыта по их
разрешению, исследование современного состояния российской диаспоры.
В Приложении № 1 к Основным
направлениям по этой теме предусмотреть следующие мероприятия:
Проведение научных и научно-практических конференции,
семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов (исполнители – МИД России, заинтересованные комитеты
палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российская Академия Наук,
Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),
заинтересованные научно-исследовательские учреждения).
Проведение социологических, демографических исследований
состояния российской диаспоры (исполнители – МИД России, Российская
Академия Наук, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),
заинтересованные научно-исследовательские учреждения).
В развитие тезиса раздела
3.1 Основных направлений о том, что Российская Федерация будет информировать
отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в
зарубежных государствах предусмотреть в приложении №1 к Основным
направлениям:
Издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека
в странах проживания соотечественников за рубежом, (исполнители – МИД России,
заинтересованные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации,
Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные научно-исследовательские
учреждения, неправительственные правозащитные организации).
В п.3. Приложения №3 о создании инфраструктуры
информационных и деловых связей с соотечественниками, учитывая реальную работу в
этом направлении, проводимую в субъектах Российской Федерации, необходимость
подключения к этой деятельности исследовательских структур, общественных
объединений самих соотечественников, расширить круг исполнителей, включив, кроме
указанных Росзарубежцентра и МИДа России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по
согласованию), Институт диаспоры и интеграции (Института стран СНГ),
заинтересованные научно-исследовательские учреждения, общественные объединения
российских соотечественников.»
Но окончательный вариант Основных направлений,
утвержденный Правительством, не содержит даже упоминания о научных
исследованиях. Это значит, что многочисленные обращения научных организаций о
выделении средств по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников
за рубежом на проведение исследований по проблемам российской диаспоры при
действующем порядке планирования расходов федерального бюджета не могут быть
удовлетворены.
Рассмотрение Правительственной комиссией вопроса о
привлечении науки к выработке государственной политики в отношении
соотечественников на регулярной основе, означает, что все-таки «лед
тронулся».
В Комиссию была представлена информация о
деятельности четырех академических институтов (Институт этнологии и
антропологии РАН, Институт российской истории РАН, Институт социологии РАН,
Институт востоковедения) и трех специализированных научных учреждений
(Дипакадемии МИД России, Российского института стратегических исследований,
Института стран СНГ (Института диаспоры и интеграции), наиболее известных своими
работами по проблемам диаспоры.
В целях укрепления взаимодействия с научными
учреждениями и в интересах повышения практической отдачи исследований по
проблемам соотечественников за рубежом при Правительственной комиссии создана
рабочая группа по координации научных исследований по проблемам
соотечественников за рубежом. Ее руководителем утвержден
Е.М.Кожокин, директор Российского института стратегических исследований
(РИСИ). РИСИ не самое активное учреждение в данной проблематике, но,
видимо, важным оказалось самое близкое отношение этого института к
Правительству РФ.
МИДу и Минфину России дано поручение до 1 февраля
рассмотреть вопрос о возможности финансирования научных исследований по
актуальным вопросам российской диаспоры за счет средств, выделяемых в
федеральном бюджете на поддержку соотечественников за рубежом.
Директор Института стран СНГ К.Затулин представил на
заседании Комиссии предложения по организации научных исследований для их
использования в выработке политики по отношению к зарубежным соотечественников,
направленные на создание целостной системы от выстраивания приоритетов в
тематике до механизмов финансирования через гранты для ученых и научных
коллективов, работающих по проблемам диаспоры. В ходе дискуссии многие члены
правительственной комиссии поддержали проект Института стран СНГ, но секретариат
( в отсутствие Председателя Комиссии В.И.Матвиенко, которая не смогла
присутсвовать на заседании) настоял на более консервативном варианте. Ниже
публикуем предложения Института стран СНГ. «О состоянии научных исследований
по проблемам российской диаспоры и их использовании при разработке основных
направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих
за рубежом»
(проект протокольного
решения, предложенный Институтом Диаспоры и интеграции (Институтом стран
СНГ на заседанииПравиетельственной комисии по делам соотечественников за рубежом
25 декабря 2002г)
1. Информацию институтов РАН и специализированных
научных учреждений о проводимых исследованиях проблем российской диаспоры
принять к сведению.
2. В целях укрепления взаимодействия с научными
учреждениями и координации их деятельности создать при Комиссии рабочую группу
по координации научных исследований по проблемам соотечественников за рубежом.
3. Исходя из имеющихся научных наработок и профиля
научных учреждений, рабочей группе по координации научных исследований
определить головные научные организации, на которые возложить обязанности
проведения профильных конференций, экспертных советов.
4. При реализации Основных направлений поддержки
Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2003 –2005 годы
включать, как обязательные меры – научные, экспертно-аналитические исследования
с их соответствующим финансированием.
5. Поручить МИД России и Минфину России до 1 февраля
2002г. разработать механизмы финансирования научных исследований российской
диаспоры через систему грантов научным коллективам и отдельным исследователям,
учреждаемых на конкурсной основе, из средств выделяемых в федеральном бюджете на
поддержку соотечественников за рубежом.
6. В качестве приложения к ежегодному докладу о
положении соотечественников за рубежом за 2003 год подготовить экспериментальные
научные прогнозы развития российской диаспоры: долгосрочный (на 15 лет),
среднесрочный (5 лет) и на 2004 год. Предложения Института диаспоры и
интеграции (Института стран СНГ) по организации
научных исследований по проблемам российской диаспоры
1. Для организации деятельности научного сообщества,
исследователей, работающих по проблемам российской диаспоры в целях
научного и информационного обеспечения деятельности Правительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом, федеральных и региональных органов власти
Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом целесообразно
учредить систему грантов, учреждаемых на конкурсной основе как для научных
коллективов, так и для отдельных исследователей. Финансирование на эти цели
должны выделятся из средств федерального бюджета, предусмотренных на
поддержку соотечественников за рубежом.
2. Исходя из имеющихся наработок и выявленных интересов
научных учреждений, целесообразно определить головные научные, экспертные
организации, на которые рабочая группа при Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом возложит обязанности проведения конференций,
круглых столов, координационных совещаний по определенным направлениям
исследований.
3. В целях упорядочения тематики исследований по
проблемам соотечественников предлагаем выделить следующие направления:
теоретические исследования (разработка
понятийно-концептуального аппарата);
история возникновения российской диаспоры в различных
странах мира;
международное право, регулирующее отношения метрополии и
стран пребывания с диаспорами, международный опыт жизни в диаспоре;
социологические и социо-психологические исследования,
мониторинг положения соотечественников за рубежом;
региональные аспекты положения соотечественников в
различных зарубежных странах;
вопросы развития русского языка, религии, науки и
культуры, просвещения и образования в диаспорах;
взаимодействие российской диаспоры с Россией,
миграционный потенциал российской диаспоры;
прогнозирование развития диаспоры по странам и
социальным группам (долгосрочное - свыше 15 лет, среднесрочное – 3-5 лет,
ежегодное).
4. В целях информирования отечественной и мировой
общественности о положении российской диаспоры в зарубежных государствах
предусмотреть издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах
проживания соотечественников за рубежом.
5. При реализации Основных направлений поддержки
Российской Федерацией соотечественников за рубежом, включить как обязательные
меры – предварительные и итоговые научные, экспертно-аналитические,
социологические и социо-психологические исследования (с соответствующим
финансированием). Исполнителями разделов, включающих научные исследования,
могут быть как государственные, так и негосударственные учреждения и организации
(Институты РАН, иные научно-исследовательские организации).
В прилагаемой таблице соотнесена предлагаемая тематика
научных исследований с мерами по поддержке соотечественников за рубежом,
предусмотренные в Основных направлениях на 2002-2005 годы.
|
Направление научных исследований |
|
1.
|
Теоретические исследования (разработка
понятийно-концептуального аппарата) |
Приложение №1, п.5 |
2.
|
История возникновения российской диаспоры в
различных странах мира |
Приложение №1, п.1. |
3.
|
Международное право, регулирующее отношения
метрополии и стран пребывания с диаспорами, международный опыт жизни в
диаспоре |
Приложение №1 п.п.1,2,4,5;
приложение №2 п.2, |
4.
|
Социологические и социо-психологические
исследования, мониторинг положения соотечественников за рубежом |
Приложение №1, п.п.1,6,8. |
5.
|
Региональные аспекты положения соотечественников в
различных зарубежных странах |
Приложение №1, п.п.1,6;
приложение №6 п.3. |
6.
|
Вопросы развития русского языка, религии, науки и
культуры, просвещения и образования в диаспорах |
Приложение №1, п.6;
приложение №2 п.п.10, 13, 17;
приложение №3 п.5. |
7.
|
Взаимодействие российской диаспоры с Россией,
миграционный потенциал российской диаспоры |
Приложение №1, п.п.1, 6;
приложение №3 п.3. |
8.
|
Прогнозирование развития диаспоры по странам и
социальным группам (долгосрочное - свыше 15 лет, среднесрочное – 3-5 лет,
ежегодное). |
Приложение №1, п.1,
приложение №3 п.3. |
6. При планировании деятельности Правительственной
комиссии по делам соотечественников за рубежом, при формировании программ
поддержки соотечественников в обязательном порядке включать научное обоснование
и учитывать научный прогноз развития российской диаспоры.
|