Январь 2003 г., stringer-news.ru. Русские. Как уходящая натураВалерий Соловей, аналитик Горбачев-фонда
Последние несколько лет на Западе в большом ходу
выражение failed state, что на русский язык можно приблизительно перевести как
«провалившееся государство» или «неуспешное государство». Этот термин
используется для подведения неутешительных итогов государственного строительства
в ряде постсоветских стран. Существующие в них формальные институты
государственности - президенты, парламенты, правительства, армии, символы и
атрибуты независимости выглядят не более чем декорацией, за которой скрывается
экономическая деградация, политическая растерянность и социальная разруха,
которая, как известно, начинается в головах.
Может показаться, что если в эпоху Бориса Ельцина и
Россия находилась на грани превращения в «провалившееся государство», то
избрание президентом Владимира Путина кардинально изменило ситуацию: в обществе
крепнут государственнические настроения, власть восстанавливает свой авторитет,
а у россиян появилась надежда на возрождение России. Приблизительно таким
образом нередко представляется современное состояние дел в проправительственных
СМИ.
Однако высокое и беспрецедентно устойчивое доверие
россиян к президенту Путину не распространяется на основные государственные и
политические институты, уровень доверия к которым остается довольно низким, а в
ряде случае - чрезвычайно низким. Причем более половины граждан России устойчиво
не доверяют государственным институтам, с деятельностью которых им чаще всего
приходится сталкиваться в повседневной жизни, - милиции и местной власти. А
именно это и есть обращенное к народу повседневное лицо государства. Более того,
налицо очевидный парадокс: авторитет президента растет, а эффективность и
дееспособность государства вызывают в общественном мнении нарастающее
разочарование.
Объяснение этому парадоксу лежит в двойственном сознании
современных русских. Государственнические настроения не выдумка, они на самом
деле существуют; но в них речь идет об идеальном или, попросту, «хорошем», с
точки зрения общества, государстве, которое не имеет ничего общего с реальной
российской властью. Путин воплощает именно надежду на появление «хорошего»
государства, но все остальные этажи реальной российской власти рассматриваются
как далекие от народа и враждебные ему. Другими словами, срабатывает известная
из школьных учебников истории формула: царь хорош, да бояре плохи.
Возникшая еще в эпоху Ельцина пропасть между обществом и
государством нисколько не уменьшилась и расширяется. Если в 1995 г. около 40 %
русских не верили в возможность хоть как-то повлиять на власть, то сейчас их
стало уже 60 %. Общество убеждено в глубокой недемократичности современной
власти. Ровно две трети россиян полагают, что демократические процедуры - это
пустая видимость, а страной управляют те, у кого больше богатства и власти.
Власть воспринимается массовым сознанием как главный
источник беззакония в стране. Почти 100% опрошенных считают, что в стране царит
произвол властей. Свыше половины из них убеждены, что найти защиту от этого
произвола в сегодняшней России невозможно. На суд как на защитника рассчитывают
9 %, на «братков» и взятку - 11 %.
Начиная с либеральных реформ наше государство часто
прибегало к массовому обману и разрушало правовые нормы, социальные и моральные
соглашения между обществом и государством. В основе существования любой страны
лежит социальный контракт между властью и народом. Выполняющее свои обязанности
по отношению к народу государство вправе требовать от него того же.
Почти 100 % русских полагают, что государство обязано
всегда быть честным со своими гражданами, большинство их одновременно считают
себя вправе обманывать государство и не соблюдать законы, причем именно потому,
что по отношению к гражданам так поступает сама власть.
Интересно, что самую законопослушную и честную по
отношению к государству группу населения в России составляют избиратели КПРФ.
Получается, что на уровне групповой психологии эта партия скорее поддерживает
власть, чем оппонирует ей.
Мы видим, что отечественное общество обоснованно
сомневается в фундаментальном праве власти служить источником справедливости,
законности и порядка, тем самым отказывая в легитимности Российскому государству
вообще. А как еще относиться к государству, которое не выплачивает бюджетникам
их нищенские зарплаты, не заботится о стариках и инвалидах, нимало не
обеспокоено нищетой в стране, с поразительным равнодушием взирает на развал
армии и социальной сферы? Четырем пятым граждан страны вообще непонятно, какие
цели преследует Российское государство.
Из нелегитимности государства следует вывод: современное
Российское государство по большому счету есть грандиозная мистификация; его
институты, символы и атрибуты - не более чем декорации, которые могут
рассыпаться даже от не очень сильных толчков.
Имперское
наследство
Разумеется, российская власть в лице своей
интеллектуальной обслуги пытается вызвать симпатии и лояльность общества к
государству. Именно таким образом следует рассматривать политику
государственного патриотизма, начавшуюся еще при Ельцине и получившую свое
законченное воплощение в последние два-три года. Ее содержание составили
укрепление пресловутой «вертикали власти», обильная патриотическая риторика в
официальном языке, политическая мода на государственничество, государственная
поддержка Русской православной церкви, манипуляция имперскими символами - как
дореволюционными (двуглавый орел в качестве российского герба, торжественное
захоронение останков последней царской семьи), так и относящимися ко временам
советской империи (гимн и возвращение красной звезды на армейское знамя).
Все это очень похоже на политику использования
имперского наследства, проводившуюся Иосифом Сталиным в 40-е и начале 50-х годов
XX века. Речь не о том, чтобы рассматривать Путина духовным наследником Сталина,
как это нередко делает демшиза, намекая на бывшую профессиональную
принадлежность российского президента, а о функциональном сходстве этих версий
государственного патриотизма.
Однако любые аналогии со сталинской эпохой полностью
улетучиваются при оценке эффективности политики государственного патриотизма. В
современной России не только не случилось ничего, даже близко похожего на
общественный подъем 40-50-х годов, но результаты оказались прямо противоположны
ожиданиям. Социологические исследования, проведенные на рубеже 2000 и 2001
годов, показали, что патриотизм в современной России испытывает драматический
кризис.
Официозная политика государственного патриотизма не
только не объединила власть и общество, но даже усилила противостояние между
ними. По существу, она представляет собой манипулирование идеологическими
«пустышками», символами без содержания, чье назначение состоит в ситуативной
мобилизации и пропагандистском прикрытии. Подобного рода политика стимулирует не
столько патриотические чувства и лояльность по отношению к власти, сколько
отторжение государства как такового.
Можно с уверенностью заключить, что политика
государственного патриотизма не только проваливается, но и ведет к дальнейшему
обострению кардинального противоречия между народом и государством.
Уходящая
натура
Провал государства - вещь крайне неприятная и с
безусловными тяжелыми последствиями, но все же не трагичная, если существует
нация, способная воссоздать государство заново. При этом применительно к России
нельзя говорить о некой нации «россиян»: ее строительство принесло столь же
плачевные результаты, что и политика государственного патриотизма. Речь должна
идти о русской нации. Несмотря на сотворчество народов в истории России, именно
русским принадлежала ключевая роль в создании отечественной государственности в
строительстве одной из величайших мировых империй; они остаются становым хребтом
современной России. Но для того, чтобы составить представление о жизненной силе
и перспективах русской нации, надо изучать не внешние ее характеристики -
демографическое состояние, здоровье, культуру, которые выглядят плачевно, а
русское самосознание.
Русские в подавляющем большинстве гордятся своей
национальностью (об этом заявили 85 % опрошенных), но одновременно весьма
скептичны в оценке собственных качеств. Негативные оценки качеств русского
народа преобладают над позитивными среди сторонников всех идейно-политических
ориентаций, включая русских националистов. Концентрированным выражением
негативистского пафоса следует считать мнение о грядущем исчезновении русского
народа вообще - позиция, которой придерживается почти каждый второй!
Это уже не просто национальная самокритика, а откровенно
упаднический взгляд на будущее русской нации. По аналогии с «провалившимся
государством» можно сказать, что русские склонны считать себя «провалившимся
народом». Национальное единство и сплоченность как отличительное качество
русского народа отмечает лишь каждый пятый русский. Причем львиную долю этих
оптимистов составляют люди пожилого возраста или, другими словами, уходящая
натура; в то время как для молодежи характерен крайний индивидуализм и отрицание
«фикции» национального единства.
Русские всегда жили с ощущением, что им предстоит
сыграть исключительную роль в человеческой истории. Именно оно делало русских
русскими, составляло корень их самобытности.
Русская нация в ее нынешнем виде на самопожертвование
категорически не способна, как неспособен живущий с ощущением ущербности
«провалившийся народ» создать дееспособное и эффективное государство.
Есть ли у русского народа
«враги»?
Теоретически нация может сплотиться против какого-то
общего врага. На роль «внутреннего врага» в современной России в первую очередь
могли бы претендовать «кавказцы».
Антикавказские настроения в России 90-х годов
действительно выросли, что стало неизбежным следствием двух чеченских войн,
чеченского терроризма, значительного роста численности нерусского населения в
традиционно русских городах, этнической конкуренции в бизнесе и этнической
окраски организованной преступности. Но этот рост нельзя назвать драматическим:
общее число русских, негативно относящихся к приезжим, составляет около одной
четверти населения страны («жесткое» ядро нетерпимых и того меньше - около 10%),
при том, что оставшиеся три четверти относятся к ним вполне лояльно. Наибольшую
антипатию русские испытывают к чеченцам и азербайджанцам (на Дальнем Востоке - к
китайцам), затем - к представителям азиатских народов.
И все же уровень ксенофобии в России заметно ниже, чем в
либеральной Европе: по данным общеевропейского социологического исследования,
почти треть европейцев причислила себя к расистам в «очень большой» и в
«значительной степени»; еще одна треть призналась, что они - «немного расисты».
То есть общий уровень европейской нетерпимости составляет под 70%, в то время
как в России меньше 30%.
Не говоря уже о том, что интенсивность этнического и
расового насилия в России гораздо ниже, чем во многих европейских странах.
Пресловутые русские скинхеды отдыхают рядом со своими германскими и даже
чешскими единомышленниками. И уж вообще невозможно в России представить сжигание
живьем цыган и вьетнамцев, как это было в Германии и Чехии. Остается лишь
вообразить, какая чудовищная волна этнического насилия захлестнула бы любое
европейское государство, произойди там что-то похожее на взрывы московских домов
в 1999 году или недавний массовый захват заложников в театральном центре на
Дубровке. В доверительных разговорах вполне «политкорректные» западные аналитики
и журналисты удивляются слабости «русского фашизма».
Факты не только очень упрямая вещь, но еще и крайне
неприятная, особенно когда имеешь дело с такой чувствительной и деликатной
материей, как состояние русского национального духа, переживающего сейчас свои
не лучшие времена.
Главный вывод состоит в следующем: современное
Российское государство - грандиозная фикция, оно находится в состоянии скрытой и
явной вражды с отечественным обществом. Русская нация, впервые в своей более чем
тысячелетней истории, потеряла мужество и волю к борьбе. А как известно,
потерять мужество - все потерять.
|