Русские в Казахстане
Продолжаем публикацию
«Информационно-аналитического обзора о положении русских соотечественников в
Казахстане - 2002 год», опубликованного на сайте «Содружество» (ЗАО ИНФО-ТАСС
«Санкт-Петербург»). Обзор подготовлен Ф.Мирогловым - руководителем независимого
информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель» (г. Алма-Ата).
Новый Закон о гражданстве
РФ
В отличие от пассивной реакции на мероприятия связанные
с языковой политикой РК, принятие Государственной Думой в феврале 2002 года,
нового Закона о гражданстве РФ, внесённого на рассмотрение законодательной
власти президентом РФ, вызвало со стороны организаций российских
соотечественников, бурю публичных протестов и возмущений. Принятый Закон, ещё
более усложнил, и без того непростой, процесс получения российских паспортов
длившийся 6-9 месяцев. Теперь желающие переселиться в Россию соотечественники из
стран СНГ (а Путин в своём выступлении подчеркивал, что в РФ заинтересованы в
переселении исключительно граждан бывшего СССР) в течение пяти лет должны будут
проживать с видом на жительство (ожидание его выдачи предусмотрено в течение 1,5
лет), а по правам и возможностям, будут приравнены к иностранцам из Африки,
Юго-Восточной Азии и прочим гражданам дальнего зарубежья.
Кроме чисто эмоциональных причин, вызвавших бурю
возмущения, и потоки в МИД и Администрацию президента РФ, всевозможных заявлений
и писем, ещё одним из основных мотивов недовольства, стала перспектива отмены
механизма посредничества (платных услуг), части организаций соотечественников
контролируемого их руководством, а также различных туристических фирм, в деле
оформления российского гражданства.
Схема официального посредничества при оформлении
российского гражданства с разрешения МИДа РФ, функционирует с 1997 года. При
этом руководители организаций соотечественников подписывали соглашение,
регулирующее порядок оформления оплаты услуг. Цена услуги составляла от 80
до 300 долларов США за паспорт, в зависимости от срока оформления, правового
положения клиента и т.д. На данный момент, в связи с отсутствием инструкций к
новому законодательству, приём документов на оформление российского гражданства
временно прекращён.
Глава Русской Общины Казахстана, по данному поводу
собрал пресс-конференцию. “Юрий Бунаков, назвал российскую законодательную
власть “антирусской”, связав изменения законодательства о гражданстве с
действиями “мировой закулисы” - газета “Панорама”. “Если раньше, я говорил, что
наше положение на голову лучше, чем в других республиках бывшего Союза, за
исключением Белоруссии, то теперь я говорю, что в Казахстане наше положение,
даже лучше, чем в России”, - резюмировал своё выступление по государственному
телеканалу “Хабар” Ю.Бунаков.
При этом, необходимо отметить, что разработка и принятие
более жесткого Закона о гражданстве РФ, было инициировано самим президентом
Путиным, на политику которого, после октябрьской встречи 2000 года с
представителями организаций российских соотечественников в Астане, они возлагали
большие надежды. Пропрезидентская партия “Единая Россия” и её фракция в
Государственной Думе “Единство”, единогласно поддержали законопроект. Фракция
“Единство” в полном составе проголосовала за принятие закона, отклонив все
предлагаемые поправки в отношении любых послаблений или льгот для
соотечественников ближнего зарубежья (голосование по фракциям.
“Вся эта сфера, превратилась в чёрный бизнес, от
которого страдает и СНГ и все простые люди” – так объяснил Путин свою
позицию по данному вопросу на Саммите глав СНГ в Алма-Ате. При этом, ни он, ни
кто из прибывшей на саммит в Алма-Ату российской делегации, не изъявили желания
в официальной или неофициальной обстановке, встретится с соотечественниками.
“Закон о расчленении русского народа” – так
охарактеризовал его депутат Государственной Думы от блока народно-патриотических
сил Виктор Алкснис, приехав на встречу с соотечественниками в Алма-Ату. Следует
отметить, что приезд в Казахстан депутата Государственной Думы для встречи с
соотечественниками (простыми гражданами), произошёл впервые за десять лет с
момента разрушения Союзного государства.
16 ноября 2002 года президент России подписал Указ о
создании президентской Комиссии по вопросам гражданства, представляющей
совещательный орган, рекомендации которого будут напрямую поступать главе
государства. Согласно Указа, новая Комиссия будет осуществлять предварительное
рассмотрение всех заявок на получение и восстановление российского гражданства,
а также предоставлении политического убежища.
Миграция
Миграция населения в 2001 году осталась на прежнем
уровне. Согласно российским источникам в 2001 году из Казахстана в Россию уехало
более 80 тысяч граждан. Количество покинувших республику в 2002 году на
данный момент не определено, но можно с уверенностью констатировать, что на
миграционный процесс существенно повлияло принятие Закона о гражданстве РФ. В
течение второй половины года, посольство РФ, не принимало документы на соискание
гражданства из-за отсутствия инструкций и разъяснений нового законодательства. В
связи с этим, многие потенциальные переселенцы отложили переселение в РФ, до
прояснения ситуации.
В дальнейшем, развитие событий может идти двумя путями.
Либо власти РК и РФ объявят о верховенстве над новым Законом о гражданстве РФ,
межгосударственных соглашений об упрощённой форме приёма гражданства при
переселении граждан из Казахстана в Россию и обратно. Либо получить гражданство
можно будет только по схеме изложенной в новом Законе, что сопряжено с большими
трудностями и бесправным положением переселенцев в РФ. Однозначно ясно лишь
одно, получить гражданство РФ, не выезжая в Россию, будет практически
невозможно.
Причины миграции из Казахстана остались прежние.
Отъезд граждан имеющих детей школьного и студенческого
возраста. В школах урезаны программы изучения русского языка, литературы и
других предметов. Совместная история в отношении России трактуется в основном
с негативной точки зрения. Низкое качество обучения по новым казахстанским
учебникам. Запрет на использование учебников российских издательств.
Невозможность поступления на бюджетную форму обучения,
по причине малого числа выделяемых государством мест, а также непрозрачности
процесса поступления. У закончивших ВУЗ нет перспектив на государственной
службе (этноориентированная кадровая политика), а также в научной и культурной
сферах деятельности, по причине их кризисного состояния.
Желание молодёжи, при возможности проходить службу в
армии РФ, даже при перспективе попадания в зону боевых действий.
Отъезд граждан лишённых льгот (выход на пенсию
через 12 лет, надбавки к ней и) за работу на вредном производстве (шахтёры,
металлурги и т.д.). По тем же причинам уезжают и уволенные в запас
военнослужащие.
Решение об отъезде принимается и по ряду психологических
причин. Изоляция в культурной сфере и информационный отрыв о России. Прекращение
трансляции РТР, радио “Маяк”, сокращённое вещание ОРТ, жёсткие ограничения для
ретрансляции российских телеканалов, языковая политика в СМИ. Ономастические
изменения под лозунгом “восстановления исторической справедливости”.
Сильным фактором сдерживающим миграцию, является большая
разница в стоимости жилья в РФ и РК, а также отсутствие материальных средств на
переезд.
Большая часть отъезжающих из северо-восточных областей
Казахстана, предпочитает расселяться в близлежащих регионах Сибири, продолжая
при этом поддерживать связи с местом прежнего проживания. Переселенцы из южных,
юго-восточных и западных областей в основном предпочитают европейскую часть
РФ.
Таблица 1
Миграция русского населения из Казахстана в Россию
Год |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
всего |
Выехало |
170129 |
283154 |
160883 |
120427 |
174616 |
186397 |
89998 |
109343 |
80000 |
1374947 |
Таблица 2
Сокращение численности
населения (в целом и отдельных национальностей) в
Казахстане
национальности |
1989 г. млн. |
1999 г. млн. |
Сократилось на % |
Всего |
16.464 |
14.953 |
9,1% |
Русские |
6.227 |
4.608 |
25,9% |
Украинцы |
0.896 |
0.547 |
38,9% |
Белорусы |
0.182 |
0.111 |
38,7% |
Немцы |
0.957 |
0.353 |
63,1% |
|