О Визите в Молдавию заместителя Председателя Правительства России В.Матвиенко[1]Геннадий Коненко
Российская делегация во главе с зампредседателя
правительства РФ В.Матвиенко находилась в Республике Молдова с рабочим визитом
со 2 по 4 марта 2003 года. Этот визит явился подтверждением линии России на
укрепление и расширение двусторонних отношений с Молдавией и своеобразной
поддержкой молдавского руководства в преддверии выборов в местные органы власти
и самоуправления.
Поскольку 7-8 февраля с.г. состоялась рабочая поездка в
Москву президента РМ В.Воронина, в ходе которой на беседе с президентом РФ
В.Путиным был подробно рассмотрен весь комплекс российско-молдавских
политических и экономических отношений, на этот раз в Кишиневе обсуждались
главным образом вопросы гуманитарного характера, т.е. непосредственно входившие
в компетенцию В.Матвиенко.
Основное внимание на переговорах было уделено выполнению
Программы сотрудничества между Россией и Молдавией в гуманитарной сфере на
2002-2003 г.г.
По окончании переговоров по этой проблематике были
подписаны Межправительственное соглашение о взаимном признании документов об
образовании и межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области подготовки
и переподготовки медицинских кадров. Стороны договорились о том, что осенью 2003
года в Молдове пройдут Дни российской культуры. Было также решено в ближайшее
время в соответствии с соглашением от 1996 года о взаимном учреждении
культурно-информационных центров приступить к конкретной проработке вопроса об
открытии в Кишиневе Центра российской науки и культуры.
Кроме того, стороны рассмотрели вопрос о создании в
Республике Молдова российско-молдавского университета, а также открытии филиалов
крупнейших российских вузов, в частности, МГУ им. Ломоносова и
Санкт-Петербургского госуниверситета, где молдавские граждане могли бы получать
образование по российским стандартам. Стороны подтвердили при этом прежнюю
практику взаимного предоставления стипендий - Москва продолжит ежегодно выделять
150 стипендий для Молдавии, а Кишинев - 100 стипендий для русских граждан
республики.
На переговорах было констатировано, что практически
готово к подписанию Межправительственное соглашение о медицинском страховании
граждан Молдовы, временно проживающих в РФ, и граждан России, временно
проживающих в РМ. Стороны отметили важность этого документа в плане обеспечения
социальной защиты и медицинского обслуживания молдавских граждан, работающих в
России по найму.
По мнению делегаций, все более актуальным становится
вопрос о заключении между Россией и Молдовой документа о регулировании процесса
переселения и защите прав переселенцев.
Особое место на переговорах во время пребывания в
Кишиневе В.Матвиенко было отведено обсуждению вопросов, связанных с положением
наших соотечественников в Молдавии. В беседах с молдавскими официальными лицами
российская делегация положительно оценила предпринимаемые руководством страны
шаги по обеспечению прав и интересов российских граждан и этнических русских,
проживающих в РМ, отметив при этом, что в этой области здесь заметно лучше
обстоят дела, чем в других странах СНГ, в т.ч. и с функционированием русского
языка. Было подчеркнуто, что установка на придание ему официального статуса
стала одним из аргументов в пользу формирования курса на всестороннее активное
развитие отношений России с Молдавией.
Одновременно В.Матвиенко отметила существование ряда
моментов, которые в известной степени дискриминируют русскоязычное население.
Во-первых, численность русскоязычных граждан в РМ составляет примерно 35% от
всего населения страны, в то время русских школ насчитывается только 18% от
общего количества всех школьных учебных заведений. Во-вторых, остается
непропорционально низким представительство национальных меньшинств в органах
государственной власти и управления, несмотря на закон от 2001 года о правах
лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, и их организаций. В-третьих, нередки
случаи, когда русскоязычным гражданам отказывают в выдаче медицинских,
общеобразовательных, юридических и др. документов на родном языке. Ограничен
выпуск русскоязычных программ по национальному телевидению и радио, в отличие от
печатных СМИ, где русский язык представлен довольно широко.
В ответ нам было заявлено, что руководство страны и
правящей партии коммунистов не отказывается от своих предвыборных обещаний. Так,
например, у него есть твердое намерение при составлении новой Конституции,
работа над которой начнется в скором времени, заложить в ее текст положение о
предоставлении русскому языку статус официального на всей территории Республика
Молдова.
В.Матвиенко провела отдельную встречу с представителями
русской диаспоры Молдавии и Приднестровья, на которой состоялся широкий обмен
мнениями по вопросам дальнейшего развития связей с соотечественниками и оказания
помощи русским общинам. На встрече выступили председатель Координационного
совета русских общин Молдавии, председатель парламентской комиссии по правам
человека и нацменьшинствам М.Сидоров, председатель Конгресса русских общин
Молдавии В.Клименко, представитель Союза русских общин Приднестровья
С.Онуфриенко и др.
Зампредседателя правительства В.Матвиенко заявила
собравшимся, что политика российского руководства направлена на то, чтобы
русские в дальнем и ближнем зарубежье не чувствовали себя оторванными от родины.
Она обещала, что правительство будет и дальше оказывать помощь соотечественникам
и русским общинам в Молдавии.
Делегация России посетила также русскую школу в
г.Оргееве, которая была отремонтирована на средства, выделенные мэром Москвы
Ю.Лужковым.
Российская делегация встретилась с премьер-министром РМ
В.Тарлевым и была принята президентом В.Ворониным. В Доме правительства стороны
обменялись информацией о ходе выполнения договоренностей в
социально-экономической области. Президент В.Воронин в беседе с
В.Матвиенко отметил эффективность сотрудничества между Россией и Молдавией в
области науки, здравоохранения, образования, культуры. Он приветствовал
инициативу открытия в Кишиневе российско-молдавского университета и подтвердил
свое намерение принять участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.
Глава российской делегации отметила значение Базового
политического Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ, после подписания
которого в 2001 году отношения между двумя странами вышли на уровень
стратегического партнерства. В.Матвиенко заявила о готовности российского
правительства и впредь оказывать Республике Молдова поддержку как во
внутриполитическом плане, так и на международной арене.
Как известно, Москва, одобряя политику нынешнего
молдавского руководства, направленную на достижение этнического согласия и
обеспечение прав национальных меньшинств в стране и активизацию сотрудничества с
Россией и странами СНГ, пошла на оказание Кишиневу посильной экономической
помощи и политического содействия.
В Молдавию начала поступать из России более дешевая
электроэнергия. На днях, вскоре после поездки в РМ В.Матвиенко, была
достигнута договоренность о снижении "Газпромом" цены на поставляемый в
Молдову российский газ с 80 долл. США до 50 долл. за 1000 куб. м. Кишинев
в ответ снизит стоимость транзита газа из России через молдавскую территорию на
Балканы и далее в другие европейские страны.
Ведутся переговоры о привлечении российских инвесторов к
строительству порта и нефтеналивного причала в г.Джурджулешты.
Москва обещала Кишиневу поддержать его просьбу о
реструктуризации молдавского долга перед Парижским клубом.
В ходе переговоров обе стороны выразили удовлетворение
состоянием многопланового российско-молдавского сотрудничества и заявили о
стремлении использовать все возможности для его дальнейшего
развития.
На этом фоне взаимной удовлетворенности и явной
поддержки Москвой политики молдавского руководства Кишинев все больше и больше
ужесточает свою позицию по проблеме приднестровского урегулирования. В отношении
Тирасполя стали предприниматься меры политического, экономического и др. форм
давления, чтобы заставить его согласиться на молдавский вариант решения
проблемы, предусматривающий предоставление Приднестровью усеченных прав в
будущем молдавском государстве, создаваемом на принципах ассиметричной
федерации.
Причем, Молдавия предпочитает предварительно
консультироваться по этим вопросам с США, ОБСЕ, Евросоюзом и др. европейскими
структурами, а только затем с Россией, но одновременно надеясь более плотно
привлечь ее к предпринимаемым акциям давления на Приднестровье.
К сожалению, такая тактика молдаван, также как и
игнорирование ими уже достигнутых, прежде всего, при помощи России, результатов
в деле приднестровского урегулирования и подписанных документов по нормализации
отношений между Кишиневом и Тирасполем, не вызывают у российской стороны
адекватной, на наш взгляд, реакции. Россия, соблюдая достигнутую между
посредниками в переговорном процессе договоренность о консолидированной позиции
при обсуждении вопросов урегулирования с участниками конфликта - Молдавией и
Приднестровьем, не высказала открыто свое мнение относительно новой инициативы
президента В.Воронина по решению приднестровской проблемы и фактически вместе с
США, ОБСЕ и др. выступила в ее поддержку.
И это, несмотря на то, что предложения Кишинева
отбрасывают переговорный процесс назад, нивелируют и ослабляют роль России в
деле урегулирования, нарушают сложившийся пятисторонний формат переговоров и
т.д.
Возможно, визит в Молдавию заместителя правительства
России В.Матвиенко не тот случай, когда можно и нужно было бы высказать
конкретные соображения в связи с упомянутыми выше негативными, по нашему мнению,
моментами в российско- молдавских политических отношениях. Однако
представляется, что это следовало бы сделать уже в ближайшее время и на
достаточно высоком уровне.
Это отвечало бы российским интересам и соответствовало
бы положениям Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Молдавией, где
говорится о стратегическом характере наших отношений и закрепляется роль России
как сопосредника в переговорах и гаранта приднестровского урегулирования.
|