ЗАКАВКАЗЬЕГРУЗИЯ
Известия, 11 марта 2003 Путин попытался помирить Грузию и Абхазию через экономикуЕлена Лория, Илья Максаков
Состоявшиеся 7 марта в Сочи переговоры президентов
России и Грузии Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе с участием
премьер-министра Абхазии Геннадия Гагулиа действительно придали новый импульс
урегулированию абхазской проблемы. Всех накопившихся вопросов эта встреча не
решила, но к тому, что уже достигнуто, стороны не могли прийти много лет.
Поистине личная встреча глав государств способна творить
чудеса. Последние полтора-два года об отношениях между Россией и Грузией
говорили не иначе как о "холодной войне", а одним из самых распространенных
терминов были "превентивные удары". В Сочи оказалось, что "мы неплохо живем,
понимаем друг друга, строим добрые, хорошие отношения". Подтверждение тому -
ускорение работы над составлением российско-грузинского рамочного договора.
Всего за один день достигнуты реальные, осязаемые
результаты. Президенты договорились о том, что коллективные миротворческие силы
СНГ будут находиться в зоне конфликта в Абхазии до того времени, когда одна из
сторон конфликта выскажется за прекращение операции. Теперь для продления
мандата миротворцев каждый раз не нужно дожидаться саммита стран СНГ.
В политике ничего осязаемей экономики быть не может.
Удалось договориться о том, из-за чего еще совсем недавно разгорались перебранки
между Москвой и Тбилиси. Главы государств высказались за реализацию
экономических проектов, которые помогли бы содействию урегулирования конфликта.
Президенты признали целесообразным сосредоточить усилия на возвращении беженцев
и перемещенных лиц, в первую очередь в Гальский район, открытии сквозного
железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси, модернизации каскада "Ингури-ГЭС".
Конечно, остались и неразрешимые пока проблемы, которые
проявились, как только участники встречи разъехались из Сочи. Вернувшись в
Тбилиси, Эдуард Шеварднадзе подтвердил свое предложение о создании в Гальском
районе Абхазии трехсторонней коалиционной администрации из представителей
Грузии, Абхазии и России. По его словам, Грузия может стать федеративным
государством, в котором Абхазии будут предоставлены особые права. В ответ из
Абхазии прозвучало заявление о том, что в 1992 году Грузии уже предлагалось
установить федеративные отношения, но тогда получилась война. Впрочем, чудеса
если и возможны, то не до такой степени.
Между тем мнения грузинских политиков относительно
вхождения Абхазии в состав грузинской федерации разделились.
- Я хочу сказать, что сама идея очень хорошая и
привлекательная, - говорит Тамаз Надареишвили, руководитель парламента Абхазии в
изгнании. - Но дело в том, что ничего нового я в ней не увидел - эти вопросы
поднимались и в 1994, и в 1998 годах. Я в такой выход из конфликта не верю.
Возьмем, к примеру, возвращение беженцев. Куда они должны возвращаться, под чью
юрисдикцию, под какие гарантии безопасности? Люди не вернутся до тех пор, пока
не будет восстановлена юрисдикция. В то же время я приветствую предложение
Шеварднадзе о федеративном устройстве Грузии. Абхазия должна быть составной
частью страны.
Тем не менее, по мнению Надареишвили, абхазскую проблему
можно решить одним путем - применить седьмую статью Устава ООН - "Принуждение к
миру".
Руководитель политического объединения "Эртоба"
("Единство") Джумбер Патиашвили всех деталей плана Шеварднадзе не знает. Однако
к факту самих переговоров отнесся с большим оптимизмом.
- Насколько я знаю, инициатива встречи исходила от
Владимира
Путина. Россия должна была сделать этот шаг. К
сожалению, за последнее время наши отношения ухудшились. И многие не верили, что
такие переговоры возможны. Но сейчас мы почувствовали, что Россия заинтересована
в территориальной целостности Грузии. Надеюсь, теперь появится возможность
урегулировать вопрос.
Председатель парламентского комитета по обороне и
безопасности Ираклий Батиашвили заявил "Известиям", что "в нынешней ситуации в
разрешении абхазского вопроса решающую роль сыграет Россия". Что касается отказа
абхазской стороны от переговоров с Тбилиси, то это мнение не абхазского народа,
считает он, а представителей сепаратистских властей.
Рустави-2, 11 марта 2003 Интервью посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили утренней программе телекомпании «Рустави-2» в прямом эфире
- Разрешите поприветствовать Вас, господин Посол, в
нашей студии и спросить, как Вы оцениваете результаты недавней встречи
президентов России и Грузии в Сочи.
- Здравствуйте. Ну, во-первых, я хотел бы пожелать
доброго утра всем телезрителям и поблагодарить Вас за приглашение.
Что касается Вашего вопроса, то, на мой взгляд, сделан
очень важный шаг по пути улучшения российско-грузинских отношений. В этой связи
я хочу в качестве результатов Сочи в первую очередь отметить договоренности
связанные с грузино-абхазским конфликтом, а также договоренности об ускорении
работы над «рамочным» Договором между Россией и Грузией и об активизации
сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Это очень важные шаги. И самое
главное сейчас сделать все возможное, чтобы эти договоренности были реализованы.
- Получили ли Вы какие-то конкретные поручения от
В.В.Путина по итогам встречи двух президентов в Сочи?
- Конкретные задачи вытекают из того документа, который
был принят в Сочи президентами, так что самое главное - реализовать эти
договоренности. И необходимо работать совместно, потому что решить все проблемы,
которые стоят перед нами, можно только сообща.
- Насколько необходимо присутствие миротворцев в
Абхазии? Планирует ли Россия их вывод?
- Во-первых, как Вы знаете, Владимир Владимирович Путин
заявил еще в Киеве, что мы готовы их вывести в любой момент, если нас об этом
попросят стороны. Что касается вопроса о том, нужны ли эти силы сейчас или не
нужны в этом регионе, то считаю, что они как раз нужны. Но опять повторяю: если
грузинская сторона выступит в пользу их вывода, мы их выведем.
Я хочу особо подчеркнуть, что для нас это - очень
сложная проблема, потому что мы тратим достаточно большое количество финансовых
средств для того, чтобы сохранять миротворческие силы там. И, во-вторых,
напомню, что за все эти годы погибло около ста миротворцев.
- Как Вы оцениваете позицию парламента Грузии по
российским военным базам, особенно в сравнении с его позицией по отношению к
американским военным?
- Это - решение грузинского парламента и грузинской
стороны. Что касается российских баз, то Вы знаете, что две базы уже закрыты,
переговоры по двум остающимся базам ведутся. Недавно состоялся очередной раунд
переговоров, который возглавляли главы делегаций - министр иностранных дел
Грузии и министр промышленности Российской Федерации. Есть договоренность о том,
что эти переговоры будут продолжены. Вопросы же сроков вывода, налогообложения
являются предметом переговоров, а переговоры - всегда, так сказать, движение
навстречу друг друга. Поэтому я думаю, что в конечном итоге мы найдем
компромисс.
- Прокомментируйте, пожалуйста, предложение В.В.Путина о
вступлении Грузии в экономический союз «четырех» на пространстве СНГ. Каковы
интересы «четверки» в присоединении Грузии?
- Насколько мне известно, вопрос не стоит о приглашении.
Это должно быть решение в первую очередь правительства Грузии, президента
Грузии.
то касается самой интеграции на пространстве бывшего
Советского Союза, то я думаю, что это очень выгодно для всех участников этих
процессов. Учитывая, что на протяжении многих десятилетий мы развивали
отношения, мы создавали какие-то связи между предприятиями, между людьми, у нас
имеются, на мой взгляд, очень неплохие возможности для возрождения этих
экономических связей. И решения, принятые относительно интеграции и создания
общего экономического пространства этих четырех стран, - это очень важный шаг в
правильном направлении. Если грузинское руководство сочтет необходимым
присоединиться к этому процессу, то я бы это только приветствовал. Я думаю, что
и все четыре страны, которые сделали этот первый шаг, тоже приветствовали бы
такое решение.
- Как Вы думаете, присутствие Г.Гагулия на встрече в
Сочи было необходимым?
- Я думаю, что да, потому что Россия выступает в
качестве основного посредника, но при этом мы исходим из того, что речь идет о
грузино-абхазском конфликте. Именно эти две стороны должны сесть за стол
переговоров и найти решения, которые бы, с одной стороны, подтверждали
территориальную целостность Грузии, а с другой - гарантировали права абхазского
населения.
- Вопрос по ситуации вокруг Ирака. Какова будет позиция
России в случае, если США начнут военную кампанию без согласия международного
сообщества и СБ ООН?
- Вы знаете, что сейчас идут очень интенсивные
консультации по этому вопросу. Соединенные Штаты Америки и Великобритания
планируют внести новую резолюцию. Мы считаем, что еще не все дипломатические и
политические возможности исчерпаны для урегулирования иракской проблемы, тем
более что Ирак в последнее время демонстрирует очень хорошее сотрудничество с
международными инспекторами, в принципе делает шаги в направлении ликвидации тех
видов оружия, которые у него есть. Поэтому мы считаем, что надо все-таки
продолжить именно эти усилия.
Силовые решения - это в принципе последний шаг и не
всегда - оправданный шаг, как в данном случае. И Вы знаете, что не только
Россия, но и многие другие страны выступают против силовой акции. Как будет
решаться вопрос в конечном итоге - мне сказать трудно. Мы заявили о том, что в
данный момент силовая акция не оправдана и планируем применить свое право вето.
Но я хочу еще раз подчеркнуть, что диалог идет, и я бы не предрешал
окончательное решение.
- Разногласия между Россией и Грузией по этому вопросу
могут как-то отрицательно повлиять на состояние двусторонних отношений?
- А что Вы имеете в виду под разногласиями и разными
позиции? В смысле - поддержка Грузией силовой акции?
- Да.
- Ну, Вы знаете, я хочу еще раз особо отметить, что наш
настрой, настрой российского руководства на развитие связей с Грузией, на
развитие дружбы - это не дружба против кого-то, это дружба просто двух стран. Вы
знаете, у нас отличные отношения с Соединенными Штатами Америки, у нас отличные
отношения со многими другими странами.
Суверенное право каждой страны решать, как она будет
действовать в той или иной ситуации. Я не думаю что, скажем, решение Грузии о
предоставлении своего воздушного пространства для каких-то силовых акций
серьезно повлияет на наши двухсторонние отношения.
- Каковы главные задачи Посла России в Грузии в
сегодняшней ситуации?
- Их несколько. Основная, конечно, - это укрепление
российско-грузинских дружеских связей, развитие сотрудничества. Это - основная
политическая задача. Что касается других задач, то я их вижу в первую очередь в
плоскости восстановления и укрепления чисто человеческих отношений, культурных
связей между нашими двумя странами, традиционно развивавшихся и, к сожалению, в
последнее время несколько ослабевших. Я считаю, что именно вот это направление –
то, что называется связи между людьми и обществами - должно быть одним из
основных, потому что это по большому счету - основа и межгосударственных
отношений.
- Спасибо большое за интервью.
- Спасибо Вам.
, 12 марта 2003 Обращение представительства Автономной республики Абхазия в Москве
Представительство Автономной республики Абхазия в Москве
распространило во вторник обращение к президенту РФ В..Путину, председателям
комитетов Госдумы и Совета Федерации РФ, министрам иностранных дел и обороны РФ,
российским и зарубежным СМИ.
«Наше Представительство от имени находящихся в Москве,
Подмосковье, и других регионах России беженцев из Абхазии выражает
удовлетворение достигнутыми в Сочи между президентами России и Грузии В.Путиным
и Э.Шеварднадзе договоренностями о возвращении беженцев в Абхазию,
восстановлении железнодорожного сообщения между Сочи и Тбилиси и реконструкции
ИнгуриГЭС. Мы поддерживаем согласие сторон использовать российских миротворцев и
трехсторонние комиссии для обеспечения безопасного возвращения и проживания
беженцев.
После возвращения беженцев в Гальский район, необходимо
гарантировать безопасную репатриацию беженцев в пять других районов автономии,
для чего могут использоваться КПП на р. Псоу, а также пять-шесть портов на
побережье Абхазии.
Возвращение беженцев ставит новые задачи. В связи с тем;
что значительная часть мужского населения Абхазии была втянута в
братоубийственный конфликт, не может быть речи о наказании участников этого
конфликта. Сейчас в Абхазии находятся люди (как местные жители, так и приезжие),
которые участвовали в геноциде и грабежах. Чтобы избежать самосуда и мести,
необходимо изолировать таких лиц или обеспечить их выезд из Абхазии.
Другой серьезной проблемой будет возвращение
собственности владельцам. В настоящее время многие дома и квартиры в Абхазии
самовольно заселены лицами, потерявшими жилье во время войны или пожелавшими
улучшить свои жилищные условия. Юридическое обеспечение возвращения недвижимости
собственникам будет лучшим способом предотвратить столкновения между
репатриантами и лицами, занявшими их собственность.
На территории Абхазии много разрушенного жилья.
Руководство России и Грузии может оказать репатриантам содействие в
восстановлении жилого фонда.
У жителей Абхазии немало оружия и боеприпасов. Многие
беженцы оставили на родине схроны с оружием. На силовые структуры автономии и
российских миротворцев ляжет вся ответственность за разоружение гражданского
населения.
К сожалению уже делаются попытки вместо возвращения
беженцев возобновить бывший в течение многих лет бесплодным переговорный процесс
о статусе Абхазии и Конституции Грузии. Статус Абхазии может быть определен
только демократическим путем - с помощью референдума в Абхазии для лиц,
прописанных там на 14 августа 1992 г.
И.А.Кононов, руководитель Представительства».
Московский комсомолец, 12 марта 2003 Абхазский треугольникМарина Перевозкина
В пятницу в Сочи прошла трехсторонняя встреча
президентов России, Грузии и премьер-министра непризнанной республики Абхазия.
Речь шла о ситуации в регионе. Вернувшись в Тбилиси, Шеварднадзе заявил, что
готов сделать свое государство федеративным, а Абхазии предложить статус
субъекта федерации. Сухуми отреагировал на это прохладно. Ситуацию нашей газете
комментирует министр иностранных дел самопровозглашенной республики Абхазия Сергей ШАМБА.
— Как вы относитесь к тем предложениям, которые были
сделаны Абхазии во вчерашнем выступлении Эдуарда Шеварднадзе?
— Я думаю, что эти предложения делались не столько для
Абхазии, сколько для внутреннего употребления. Потому что в Грузии приближаются
выборы. Наша позиция по этому вопросу давно известна: она — отрицательная.
Федеративные отношения мы могли обсуждать до начала войны. После этого речь шла
уже о конфедеративных отношениях, “общем государстве”. Грузинская сторона
отказалась тогда подписать этот документ. В 99-м году мы провели референдум,
население высказалось за независимое государство. И с этого времени мы
переговоры о статусе не ведем.
— Кое-кто решил, что Шеварднадзе говорит так, потому что
они с Путиным достигли согласия в этих вопросах...
— Мы не знаем, о чем говорили президенты России и Грузии
наедине, но в присутствии нашего премьера об этом речи не было. Но я очень
сильно сомневаюсь в существовании таких сепаратных грузино-российских
договоренностей. Очевидно, Шеварднадзе надо было как-то амортизировать решения,
принятые в Сочи.
— А какие решения были приняты в Сочи?
— Речь шла об открытии железнодорожного сообщения через
Абхазию и о возвращении беженцев в Гальский район. Было решено, кроме того,
вложить средства в восстановление Ингури-ГЭС. Рассматривался и вопрос о
продлении миротворческой операции. Мандат миротворцам продлили. Более того,
теперь не требуется делать это каждые полгода. Договорились, что миротворцы
будут стоять до тех пор, пока одна из сторон не откажется от их участия.
— Грузинская сторона давно настаивает на придании
миротворцам полицейских функций и расширении зоны безопасности. Она требует
также создания в Гальском районе совместной администрации. Об этом в Сочи
договорились?
— Нет. Наш ответ известен: мы против такой
администрации. Грузинская сторона в преамбуле документа о продлении мандата
миротворцам написала, что необходимо создавать совместные администрации, что
миротворцы должны содействовать возвращению беженцев и прочее. Но российская
сторона подписала документ с оговорками, что преамбула, на которой настаивает
грузинская сторона, неприемлема, потому что не соответствует мандату
миротворцев.
— Значит, эти решения означают дипломатическое поражение
Шеварднадзе?
— Ну, если Грузия все время выступала против открытия
железной дороги — и вдруг согласилась. Если она выступала против продления
мандата миротворцам — и вдруг согласилась, даже изменив мандат в худшую для себя
сторону... Значит, пошла на уступки.
АЗЕРБАЙДЖАН
Время Новостей, 3 марта 2003 Правда за Алиевыми. В Азербайджане готовятся к выборамАркадий Дубнов
Жители Азербайджана постепенно привыкают к тому, что
рядом с портретом президента страны Гейдара Алиева теперь принято вешать портрет
его сына Ильхама. Так решается важная государственная задача - подготовить
граждан страны к будущему престолонаследию. Как это будет происходить, в
точности сегодня не знает никто, возможно, даже «царствующий» отец и его сын...
Гейдару Алиеву, политическому патриарху советской и
постсоветской эпох, в мае этого года стукнет 80 лет. Ильхам Алиев,
вице-президент государственной нефтекомпании, в два раза младше -- в декабре ему
исполнился 41 год. На октябрь в Азербайджане намечены президентские выборы. Один
кандидат уже известен - действующий президент. Для него это будет уже третий
срок, но по новой конституции - всего лишь второй, так что возможны варианты.
Будут и другие претенденты из оппозиции. Но как бы ни были велики их шансы на
успех, кажется, что победить на выборах для них - это все равно, что увидеть
страшный сон наяву. Реальность в Азербайджане такова, что только
политик-камикадзе рискнет встать у руля государства, которое уже почти 10 лет
считает себя проигравшим войну с Арменией. Начать же новую войну не рискнут даже
самые отчаянные азербайджанские военачальники - сколь бы сурово они ни
предупреждали соседнюю страну, не желающую уступить добровольно.
Выборы на носу, «армянская» тема в президентской
кампании - главная. Каким будет дальнейший мирный диалог Баку и Еревана, станет
ясно после 5 марта, когда в Армении состоится второй тур президентских выборов и
будет названо имя нового главы государства. В любом случае состояние «ни мира,
ни войны» на Южном Кавказе закончится не скоро. Международному сообществу не до
миротворчества в этом регионе, у него другая повестка дня - Ирак. Посему Гейдару
Алиеву накануне выборов приходится самому искать виновных в затянувшихся поисках
мира. На прошлой неделе президент занимался этим в США, куда он вылетел с
неожиданным визитом. Он вернется через пару недель после очередного медицинского
обследования в Кливленде, где ему пять лет назад делали операцию на сердце.
Проблема конфликта с Арменией в предвыборной риторике
отца и сына Алиевых оказалась тесно увязанной с судьбой нефтепровода
Баку--Тбилиси-Джейхан (БТД), финансирование строительства которого все еще не
обеспечено до конца. На сегодняшний день деньги в проект вложены лишь
возглавляемым British Petrolium консорциумом по строительству БТД, а это лишь
30% от требуемых более чем 3 млрд долларов. Остальные 70% - за внешними
инвесторами, главные из которых американские государственные, частные, а также
международные финансовые институты. А они не торопятся принимать окончательное
решение. Алиев-старший обратил на это внимание в Вашингтоне Буша-младшего и
напомнил, что Азербайджан, следуя в фарватере устремлений США сделать экспорт
каспийской нефти независимым от России, свою часть работы сделал. Очередь
выполнять свои обещания - за Америкой, дал понять г-н Алиев.
Буш не оставил гостя без надежд. Азербайджан сегодня -
одна из немногих мусульманских стран, сочувствующих Вашингтону в его иракских
планах. Может быть, именно поэтому г-на Алиева пригласили в США как раз накануне
решающих событий в Заливе.
Интересно другое. Именно в Вашингтоне президент
Азербайджана чуть ли не напрямую назвал тех, кто противодействует возведению
БТД. Это армяне - они провоцируют разговоры об ущербе экологии Грузии, который
нанесет труба, проходящая через заповедную зону Боржоми. «Странно, мы восемь лет
работаем, а тут находятся люди, которые пытаются все перевернуть», - говорил
Гейдар Алиев.
Но еще более конкретным был Ильхам Алиев, впервые
выступивший в те же дни в Баку с предельно откровенными (это выглядело
сенсацией) обвинениями в адрес главного недруга БТД -- «Армении, армянской
диаспоры и некоторых солидарных с ней сил». «Армяне, видя, что проект БТД
вступает в стадию реализации, забрасывают Всемирный банк и другие международные
финансовые структуры письмами, содержащими дезинформацию о проекте», - заявил
Алиев-младший. Как бы ни сложилась теперь судьба нефтепровода, азербайджанские
избиратели знают, что портреты отца и сына висят рядом не случайно - эти двое
знают всю правду.
RusEnergy, 5 марта 2003 Натик Алиев: поезд Баку–Тбилиси–Джейхан не остановить
"Поезд Баку – Тбилиси – Джейхан не остановить, он уже
набрал скорость, и в настоящее время решаются технические проблемы, связанные с
его реализацией. Об этом вчера вечером в интервью телекомпании ANS заявил
президент Госнефтекомпании Азербайджана Натик Алиев. По его словам, в течение
120 дней зарубежные финансовые структуры завершат рассмотрение проблем,
связанных с привлечением инвестиций для реализации этого проекта, и сомневаться
в том, что они дадут "добро", нет никаких сомнений. Данный проект принципиально
важен для Запада, экономически рентабелен и вполне реализуем. Это не раз
признавали руководители зарубежных финансовых организаций, подтверждено это и в
ходе переговоров в Вашингтоне во время визита туда президента Азербайджана
Гейдара Алиева. "Так что сейчас речь идет лишь процедуре прохождения документов,
а это, как вы понимаете, чисто технический вопрос", - подчеркнул Натик Алиев. "У
этого проекта есть масса сторонников, поскольку он отвечает геополитическим
интересам не только Запада, но и стран нашего региона, включая, разумеется,
Турцию, Азербайджан и Грузию, - напомнил он. - Но есть у него и противники,
которые в свое время настаивали на том, чтобы этот экспортный нефтепровод
проходил либо через север, либо через юг". Как отметил глава ГНКАР, в настоящее
время можно говорить о том, что возражения против прокладки Основного
экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку – Тбилиси – Джейхан выдвигают как некоторые
политические и финансовые круги, так и экологи. Причем среди последних есть
люди, которые искренне озабочены охраной окружающей среды, и с ними можно и
необходимо находить общий язык, но есть и "экологи", для которых эти проблемы
лишь повод для обструкции, с ними практически нет смысла вообще говорить о чем
бы то ни было, поскольку они отвергают любые аргументы. Что же касается
изменения маршрута, на чем настаивают оппоненты проекта, то это уже практически
невозможно. Трасса через Боржоми предложена не Азербайджаном или консорциумом, а
руководством Грузии. Кстати, президент этой страны Эдуард Шеварднадзе подготовил
письмо на этот счет, переданное представителям администрации США и
соответствующих финансовых институтов. В ходе переговоров в Вашингтоне, в
которых принимали участие не только члены азербайджанской делегации, но и
представители Грузии и Турции, было вновь подтверждено, что никаких помех в
реализации этого проекта нет. "Об этом заявили не только видные представители
администрации США, но и сам президент Буш, так что никаких сомнений в том, что
проект ОЭТ будет реализован в срок, нет и быть не может. Уже в мае зарубежные
финансовые институты поставят точку над "i" в вопросе поиска необходимых
инвестиций", - заявил Натик Алиев. Вместе с тем, по его словам, даже если по
каким-либо процедурным или техническим причинам эти кредиты поступят осенью, это
вовсе не означает, что в реализации проекта ОЭТ наступит пауза. Все организации,
участвующие в реализации проекта, будет обеспечиваться соответствующим
финансированием, и эти средства позже будут компенсированы теми кредитами,
которые выделят зарубежные институты, заявил президент Госнефтекомпании
Азербайджана Натик Алиев. Об этом говорится в сообщении Media-Press.
Независимая газета, 13 марта 2003 Алиева обнадежила победа КочарянаМарина Кожушко, Усния Бабаева
Победа Роберта Кочаряна на президентских выборах в
Армении уже не подлежит сомнению. По последним данным ЦИК, во втором туре за
действующего президента проголосовали 67,44% избирателей, а за кандидата от
оппозиции Степана Демирчяна - 32,56%. Эти результаты признаны окончательными,
несмотря на протесты западных наблюдателей, которые заявляли о многочисленных
нарушениях избирательного законодательства. Даже оппозиция, проводившая
многотысячные митинги протеста, сняла пикеты у здания Центризбиркома Армении.
Только Степан Демирчян и его окружение готовы, по их словам, продолжать борьбу за справедливость...
Азербайджанские власти, готовящиеся к президентским
выборам осенью этого года, со скрытым оптимизмом восприняли вести из Армении.
Хотя победа Кочаряна означает, что политика соседней страны останется прежней, и
армяно-азербайджанские проблемы вряд ли будут решены в скором времени, но во
властных кулуарах Баку акцентируют внимание на том, что армянский президент
сохранил свой пост, несмотря на использование "грязных технологий",
многотысячные митинги оппозиции и пристальное внимание международных
наблюдателей. Все это, по мнению азербайджанских политологов, дает повод
прогнозировать, что после выборов в Азербайджане никаких кардинальных изменений
тоже не произойдет. Запад в очередной раз закроет глаза на некоторые "недочеты"
и "провалы" выборного процесса, считают аналитики.
Но некоторые политологи отмечают, что Запад по-разному
относится к Баку и Еревану. "Армения рассматривается Западом как абсолютно
пророссийская страна, и это вызывает определенное раздражение. А Азербайджан
воспринимается как государство прозападное, и требования к нему будут
выдвигаться соответсвующие", - считает политолог Хикмет Гаджизаде.
Зампред одной из ведущих оппозиционных партий "Милли
истиглал" ("Национальная независимость") Ильгар Мамедов придерживается иного
мнения: "Запад заинтересован в легитимности мандата президентов и Азербайджана,
и Армении, ведь только законно избранные главы государств, опираясь на поддержку
в обществе, смогут решительно действовать на переговорах по Карабаху".
При этом надежды азербайджанской оппозиции на поддержку
Запада пока вызывают определенный скепсис у аналитиков. Практика показывает, что
правовые и юридические рычаги обеспечения законности избирательного процесса,
являющиеся "фирменным знаком" Запада, себя не оправдывают. Кроме того, налицо
разобщенность оппозиции. А армянские выборы, на которых оппозиция так и не
сумела выдвинуть единого кандидата, доказали, что в таких условиях бороться
против кандидата от власти бесперспективно.
АРМЕНИЯ
Страна.Ru, 6 марта 2003 Владимир Жарихин: "Сомнительно, что можно фальсифицировать 30% голосов в присутствии наблюдателей"Соколов Виктор
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир
Жарихин в интервью Стране.Ru заявил, что победа Роберта Кочаряна выгодна России,
так как его соперник Степан Демирчян, несмотря на популярность, еще не приобрел
достаточно политического опыт для того, чтобы руководить страной. И это могло
сказаться не лучшим образом на двусторонних отношениях.
- Роберт Кочерян победил в Армении. Какие выводы из
этого можно сделать для оценки ситуации в стране и перспектив развития
двусторонних отношений с Россией?
- То, что в Армении победил Роберт Кочерян, для России
лучше, чем, если бы верх одержал Степан Демирчян. Не по той причине, что
Демирчян хуже настроен по отношению к России. Теледебаты показали, что Демирчян,
выражая достаточно популярные протестные взгляды оппозиционера, тем не менее,
просто пока не достаточно квалифицированный политик.
- Вы хотите сказать, что с более опытным политиком
России будет уютнее?
- Удобнее. Потому что Демирчян не совсем готов пока
возглавить страну. Позиция-то у него достаточно популярная, но сам он как
политик пока не готов к этому. И в этом плане всегда существовали опасения, что,
если бы он победил, то в силу неопытности он мог бы принимать не совсем
взвешенные решения. Я стучу по дереву, но, надеюсь, что выборы все-таки показали
- Армения осталась в демократическом пространстве. Потому что было опасение, что
она скатиться туда, где находятся некоторые среднеазиатские республики. Если бы
Демирчян принял решение не идти на выборы, бойкотировать выборы, то все это уже
было за пределами демократической процедуры. Иными словами, он не напряг
настолько ситуацию в стране, чтобы действовать непарламентскими методами и
пытаться просто захватить власть. Такие предпосылки в какой-то момент
угадывались.
- Но оппозиция проводит митинги и высказывает возмущение
имевшими место нарушениями, не перельются ли они во что-нибудь более
взрывоопасное?
- Митинги проводят. Это так. Я не просто политолог, но и
политтехнолог. Поэтому всегда с сомнением относился к заявлениям о том, что
можно фальсифицировать 30% волеизъявления избирателей. Я не знаю такого рода
механизмов, которые можно использовать, чтобы добиться такого при присутствии
внутренних и международных наблюдателей. Эти заявления оппозиции не очень
подтверждались реальной фактурой.
- Итак, выборы прошли демократично?
- Выборы похожи на футбольный матч. Есть две
противостоящие стороны, и каждая хочет победить. Если бы в ходе игры вообще не
нарушались бы правила, то не нужен был бы судья. Правила нарушаются обеими
сторонами, и для фиксации этого есть судья на поле: избирательная комиссия,
наблюдатели. Но на основании того, что в ходе матча несколько раз нарушались
правила заявлять о нелегитимности выборов, это тоже самое, что заявлять о
нелегитимности матча. А это против человеческой природы. Да, нарушения были, но
если они кардинально не влияют на результаты матча - на волеизъявление
избирателей, это нормально. Для этого и существуют судьи. В данном случае
футбольный матч в Армении выиграл Кочерян.
- А оппозиция в Армении уже сформировалась окончательно
в демократическом смысле или еще не до конца? Сможет ли Демирчян победить в
следующий раз?
- Сложно сказать, потому что прямой передачи голосов со
стороны других соперников Кочеряна Демирчяну не было. То есть какая-то
консолидированная оппозиция все же не сформировалась. Там все же есть и левая, и
правая оппозиция и им быть вместе, как, например, на Украине, трудно.
- Да, но порой они все же блокируются.
- Согласен, но они блокируются ситуационно.
- Итак, демократия в Армении не идет на убыль?
- Так можно будет сказать, если команде Демирчяна хватит
политической мудрости не начинать уличные формы протеста и дестабилизировать
ситуацию.
PanARMENIAN.Net, 12 марта 2003 Армянская оппозиция готовится к реваншу
В Армении началось выдвижение кандидатов в депутаты
Национального собрания. Буквально на следующий день после подведения итогов
президентских выборов Центризбирком начал принимать от партий заявки на участие
в парламентских выборах, которые состоятся 25-го мая. Оппозиция, потерпевшая
поражение в борьбе за пост главы государства, попытается взять реванш, обретя
контроль над законодательным органом.
Процесс формирования предвыборных коалиций происходит в
условиях небывалой возбужденности оппозиции, не удовлетворенной исходом
президентских выборов. Сторонники Степана Демирчяна стремятся любыми способами
поддержать на нынешнем уровне активность протестного электората, поддержки
которого может быть достаточно для обеспечения самой крупной по численности
фракции в парламенте. Однако, маловероятно, что образовавшийся в преддверии
второго тура президентских выборов обширный оппозиционный альянс сохранится.
Возглавляемая Демирчяном Народная партия по всей
вероятности пойдет на выборы в союзе с партией «Республика», руководимой
экс-премьером Арамом Саркисяном. Сформированное ими предвыборное объединение
будет претендовать на право считаться правопреемником некогда правившего блока
«Единство», который был создан перед прошлыми парламентскими выборами Кареном
Демирчяном и Вазгеном Саркисяном. «Калибр» нынешних лидеров формируемой коалиции
и их предшественников трудно сравнить, но название «Единство» само по себе – уже
своеобразный бренд, который способен принести голоса.
Легко преодолеет пятипроцентный барьер и партия
«Национальное единение», возглавляемая Арташесом Гегамяном, за которого в ходе
президентских выборов проголосовало почти 18 процентов избирателей. Шансы на
успех есть у союза «Конституционное право», от которого баллотировался доктор
политологии Арам Карапетян, набравший три процента голосов. На возможность иметь
в парламенте свою фракцию претендуют и коммунисты, хотя после произошедшего
недавно раскола их позиции заметно ослаблены.
Парламентские выборы могут стать поводом для возвращения
в политику бывшего президента Левона Тер-Петросяна. Однако, судя по результатам
социологических исследований, поддерживающая его партия «Армянское
общенациональное движение» по-прежнему абсолютно не пользуется
популярностью.
Из политических сил, подержавших Роберта Кочаряна,
бесспорный рейтинг имеет только партия «Дашнакцутюн». Что касается
Республиканской партии, возглавляемой премьер-министром, то ее возможности
обусловлены не столько поддержкой народа, сколько наличием административного
ресурса. (Имея в виду этот ресурс, можно предположить, что правящая партия
больше надежд связывает с мажоритарными выборами в одномандатных округах, от
которых будет избрано 56 из 131 депутата будущего парламента.) На голоса
сторонников действующего президента рассчитывают также около десятка более
мелких партий. Некоторые из них уже преступили к переговорам о формировании
предвыборных блоков.
Очевидно, что далеко не все избиратели, голосовавшие за
Роберта Кочаряна, в ходе парламентских выборов подадут свои голоса именно за те
партии, которые в итоге составят опору действующего президента. Нет сомнений в
том, что из миллиона сторонников главы государства несколько сот тысяч отдадут
предпочтение умеренной оппозиции, или же проголосуют за лояльные к власти
партии, которым не удастся преодолеть пятипроцентный барьер. Так что, было бы
ошибочным полагать, что электорат Кочаряна механически перейдет к политическим
силам, которые будут представлять его позицию в парламенте. Это значит, что
соотношение сил в Национальном собрании может оказаться более благоприятным для
оппозиции по сравнению с тем раскладом, который прояснился в результате
президентских выборов.
Голос Армении, 14 марта 2003 Что сказал и о чем умолчал президент. Почему первый тур не оказался последним.Марина Мкртчян
Выборы завершились - настал черед исполнения
предвыборных обещаний. И хотя радикалы продолжают нагнетать поствыборные страсти
для накопления личных дивидендов в преддверии майских выборов в НС, президент
Роберт Кочарян считает, что оптимальным средством для преодоления поствыборного
напряжения в обществе должна стать кропотливая и ежедневная работа. Об этом
глава государства заявил в ходе созванной накануне пресс-конференции.
Президент подчеркнул недопустимость попыток
экстраполяции личных и политических разногласий на все общество и расценил эти
попытки как содержащие прямую угрозу для стабильности страны и каждого из ее
граждан. Кочарян подчеркнул, что дел в стране невпроворот, в том числе по
созданию 30-40 тыс. (ежегодно) новых рабочих мест, и хотелось бы, чтобы ему
поменьше мешали работать.
Результаты выборов президент оценил как
удовлетворительные, но добавил, что "в случае более хорошей работы можно было
достичь более высоких показателей", после чего привел причины, обусловившие
необходимость второго тура выборов. Таковых причин оказалось две. Первая
сводилась к тому, что уверенность в том, что выборы ограничатся одним туром,
была столь велика, что солидный пласт сторонников Кочаряна попросту воздержался
от участия в первом туре.
Вторая причина упиралась, по словам президента, в
недостаточно координированную работу политических сил на местах. "Многие
предпочли больше думать о 25 мая, нежели о победе в первом туре", - заметил он.
Подлог про подлог
По оценке президента, поведение оппозиции было вполне
предсказуемым как по акцентам предвыборной агитации, так и по ее действиям после
первого тура, когда в ход была пущена машина по тиражированию заявлений с
жалобами, направленная на дискредитацию выборов и преследующая цель поставить
под сомнение результаты голосования.
Поствыборные страсти используются радикалами с целью
извлечь побольше дивидендов накануне парламентских выборов. С тактической точки
зрения подобный подход можно понять, но нельзя оправдать, ибо подобное поведение
способно нанести вред стране. "Не думаю, что кто-либо имеет нравственное право
для решения собственных тактических задач ставить под угрозу репутацию страны",
- подчеркнул президент.
Что касается упомянутых жалоб, то таковые, напомнил
президент, касались всего 123 участков, где требовалось вскрыть урны. Были
вскрыты 45, остальные не вскрыли в основном из-за отказа доверенных лиц
участвовать в процедуре или вследствие того, что, как выяснилось, авторов жалоб
- доверенных лиц как таковых не оказалось в наличии. Словом, определенные лица
были заняты тем, что сочиняли подлог про подлог или фальсификации про
фальсификации. На стандартных бланках писались стандартные жалобы, и вся эта
машина, тиражируя огромное количество лже-заявлений про лже-фальсификации,
пыталась создать некое качество, своего рода иллюзию нарушений и бросить тем
самым тень на выборы.
Есть правовой путь решения этих проблем, напомнил
президент. По его словам, было бы уместнее решать эти вопросы в правовой
плоскости, не перенося их в плоскость политическую. Я бы только приветствовал
апелляцию оппозиции к Конституционному суду, подчеркнул президент.
О критериях
Президент высказал мнение, что нынешние выборы прошли
более организованно, нежели в 1998г., при этом оценка наблюдателей выглядит
приблизительно так же, хотя очевидно, что на этот раз наблюдательская миссия
была куда более строгой, пристальнее следила за процессом выборов и связанными с
ним заявлениями-жалобами.
Логику наблюдателей понять можно: с 1998 года прошло 5
лет, Армения стала членом Совета Европы, и это предполагало более строгий подход
и оценку. "От нас ожидали большего, нежели мы предполагали, основываясь на
предыдущей работе наблюдателей в ходе выборов 1998г. Если сравнить наши выборы с
выборами в развитых странах Западной Европы, то наши не соответствуют
международным стандартам. Если же учесть, что нашей независимости всего 12 лет и
что мы постсоветское государство, то можно было бы вынести менее жесткую оценку
с учетом этих обстоятельств. В 1998г. эти обстоятельства были учтены", - заявил
президент.
"Я спросил наблюдателей: какими критериями они
руководствуются? Учитывается ли то, что страна пребывает на этапе становления?
Мне однозначно ответили, что они руководствуются теми критериями, которые
приняты в развитых европейских странах", - сообщил президент. "Я далек от мысли,
что наши выборы прошли идеально. Да, были нарушения, но эти выборы отражают
существующее состояние общества и политического поля, и заключение европейских
наблюдателей отражает это состояние как таковое", - добавил он.
Далее президент подчеркнул, что согласен далеко не со
всеми заключениями наблюдателей. У последних запрошены конкретные материалы, в
том числе для изучения ситуации на местах, дабы избежать нарушений впоследствии.
К примеру, есть избирательные комиссии, которые утверждают, что не получали
каких-либо замечаний по ходу своей деятельности и не допускали нарушений, тогда
как эти участки фигурируют в материалах наблюдателей.
Самое время напомнить, что за подписью руководителя
предвыборного штаба С. Демирчяна депутата НС Григора Арутюняна наблюдателям был
предъявлен список из восьми лиц, якобы являющихся гражданскими служащими,
которых, мол, освободили от работы по политическим мотивам. На поверку
оказалось, что ни одно из перечисленных лиц на госслужбе не состоит, зато в
списке числятся два сержанта полиции, два сотрудника ГАИ, один из коих к тому же
является родственником Роланда Шарояна по материнской линии. Остальные
комментарии президента по списку из восьми лиц мы опускаем, ибо и так понятно,
что данный список есть всего лишь очередной наглядный образчик, отштампованный
механизмом, пущенным в ход радикалами с целью опошлить выборы.
В повестке - реформа Конституции
Касаясь далее предстоящих парламентских выборов,
которые, как заявил президент, должны быть организованы в соответствии с
требованиями наблюдателей, глава государства напомнил о том, что в НС давно уже
направлен пакет проекта конституционных поправок, который по принятии
депкорпусом должен быть вынесен на референдум одновременно с парламентскими
выборами.
Депутат не должен угрожать людям
Отвечая на вопрос, связанный с инцидентом в Арташате, в
результате которого, напомню, было нанесено телесное повреждение доверенному
лицу кандидата в президенты Арама Карапетяна депутату Айку Бабуханяну (вопрос
сводился к тому, будет ли какое-либо должностное лицо привлечено вследствие
инцидента к ответственности), президент отметил: "А какое отношение какое-либо
должностное лицо имеет к инциденту в Арташате? В данном случае речь о самом
депутате, который не должен ходить на подобные встречи при оружии и не должен
угрожать людям". Меры в данном случае предприняты: возбуждено уголовное дело,
есть задержанное лицо, вину которого определит суд. Словом, речь об
ответственности какого-либо должностного лица в данном случае неуместна,
подчеркнул президент.
Есть, что сказать, но...
Отвечая на вопрос телекомпании РТР, не продиктована ли
разница в оценках наблюдателей ОБСЕ и СНГ геополитическими интересами различных
стран в нашем регионе, президент заявил: "Я не хочу напрямую увязывать разницу в
оценках с разницей геополитических интересов. Эта разница так или иначе
отражается, как правило, во всех делах, но я бы не хотел выводить тематику в эту
плоскость, хотя есть, что сказать, но есть вещи, которые касаются большой
политики и о них лучше промолчать. Это полезнее для страны в целом...".
|