Известия, 11 марта 2003 Путин попытался помирить Грузию и Абхазию через экономикуЕлена Лория, Илья Максаков
Состоявшиеся 7 марта в Сочи переговоры президентов
России и Грузии Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе с участием
премьер-министра Абхазии Геннадия Гагулиа действительно придали новый импульс
урегулированию абхазской проблемы. Всех накопившихся вопросов эта встреча не
решила, но к тому, что уже достигнуто, стороны не могли прийти много лет.
Поистине личная встреча глав государств способна творить
чудеса. Последние полтора-два года об отношениях между Россией и Грузией
говорили не иначе как о "холодной войне", а одним из самых распространенных
терминов были "превентивные удары". В Сочи оказалось, что "мы неплохо живем,
понимаем друг друга, строим добрые, хорошие отношения". Подтверждение тому -
ускорение работы над составлением российско-грузинского рамочного договора.
Всего за один день достигнуты реальные, осязаемые
результаты. Президенты договорились о том, что коллективные миротворческие силы
СНГ будут находиться в зоне конфликта в Абхазии до того времени, когда одна из
сторон конфликта выскажется за прекращение операции. Теперь для продления
мандата миротворцев каждый раз не нужно дожидаться саммита стран СНГ.
В политике ничего осязаемей экономики быть не может.
Удалось договориться о том, из-за чего еще совсем недавно разгорались перебранки
между Москвой и Тбилиси. Главы государств высказались за реализацию
экономических проектов, которые помогли бы содействию урегулирования конфликта.
Президенты признали целесообразным сосредоточить усилия на возвращении беженцев
и перемещенных лиц, в первую очередь в Гальский район, открытии сквозного
железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси, модернизации каскада "Ингури-ГЭС".
Конечно, остались и неразрешимые пока проблемы, которые
проявились, как только участники встречи разъехались из Сочи. Вернувшись в
Тбилиси, Эдуард Шеварднадзе подтвердил свое предложение о создании в Гальском
районе Абхазии трехсторонней коалиционной администрации из представителей
Грузии, Абхазии и России. По его словам, Грузия может стать федеративным
государством, в котором Абхазии будут предоставлены особые права. В ответ из
Абхазии прозвучало заявление о том, что в 1992 году Грузии уже предлагалось
установить федеративные отношения, но тогда получилась война. Впрочем, чудеса
если и возможны, то не до такой степени.
Между тем мнения грузинских политиков относительно
вхождения Абхазии в состав грузинской федерации разделились.
- Я хочу сказать, что сама идея очень хорошая и
привлекательная, - говорит Тамаз Надареишвили, руководитель парламента Абхазии в
изгнании. - Но дело в том, что ничего нового я в ней не увидел - эти вопросы
поднимались и в 1994, и в 1998 годах. Я в такой выход из конфликта не верю.
Возьмем, к примеру, возвращение беженцев. Куда они должны возвращаться, под чью
юрисдикцию, под какие гарантии безопасности? Люди не вернутся до тех пор, пока
не будет восстановлена юрисдикция. В то же время я приветствую предложение
Шеварднадзе о федеративном устройстве Грузии. Абхазия должна быть составной
частью страны.
Тем не менее, по мнению Надареишвили, абхазскую проблему
можно решить одним путем - применить седьмую статью Устава ООН - "Принуждение к
миру".
Руководитель политического объединения "Эртоба"
("Единство") Джумбер Патиашвили всех деталей плана Шеварднадзе не знает. Однако
к факту самих переговоров отнесся с большим оптимизмом.
- Насколько я знаю, инициатива встречи исходила от
Владимира
Путина. Россия должна была сделать этот шаг. К
сожалению, за последнее время наши отношения ухудшились. И многие не верили, что
такие переговоры возможны. Но сейчас мы почувствовали, что Россия заинтересована
в территориальной целостности Грузии. Надеюсь, теперь появится возможность
урегулировать вопрос.
Председатель парламентского комитета по обороне и
безопасности Ираклий Батиашвили заявил "Известиям", что "в нынешней ситуации в
разрешении абхазского вопроса решающую роль сыграет Россия". Что касается отказа
абхазской стороны от переговоров с Тбилиси, то это мнение не абхазского народа,
считает он, а представителей сепаратистских властей.
|