УЗБЕКИСТАН
Независимая газета, 6 марта 2003 В Узбекистане "похоронили" президентаВладимир Мухин, Марина Кожушко, Татьяна Рублева
Ташкентские кланы делят власть, опираясь на слухи о смерти
Ислама Каримова
По Москве поползли слухи о тяжелейшем заболевании и даже
смерти президента Узбекистана Ислама Каримова. Пресс-служба посольства
Узбекистана в Москве категорически опровергла эту информацию. Прямых
подтверждений кончины президента действительно нет, однако мини-расследование
"НГ" показало, что, опровергая подобные слухи, окружение президента не может
доказать обратное. Во всяком случае, начиная с прошлых выходных президент ни с
кем не встречался и не участвовал ни в каких мероприятиях. Его никто не видел,
он не показывался перед телекамерами. Тем временем из разных источников
поступает информация о том, что с прошлого года Каримов серьезно болел.
Последнее время все приемы и рабочие совещания Ислам Каримов проводил в своей
резиденции Оксарой под Ташкентом. В связи с этим появились слухи о том, что
после скрытой от общественности смерти "настоящего" Каримова в Оскарое действует
его двойник, а окружение начинает делить власть. Слухи серьезно обострили
ситуацию в Узбекистане.
На то, что в стране началась ожесточенная борьба за
власть, указывает, в частности, серия недавних значительных перестановок среди
важных руководителей (хакимов) в областях, Верховном суде и правительстве
Узбекистана. Многие значимые должности в конце декабря заняли выходцы из так
называемого самаркандского клана, который негласно возглавляет экс-премьер и
нынешний советник Каримова Исмаил Джурабеков, прозванный серым кардиналом.
Его поддерживает глава МВД республики Закир Алматов.
Благодаря Джурабекову, который во времена СССР занимал
пост министра водного хозяйства Узбекистана, Каримов в конце 90-х гг. вышел на
Олимп власти в республике. В 1999 году Джурабеков был уволен с должности
премьер-министра (по неофициальным сведениям - якобы за связи с
наркоторговцами), но все же сумел отстоять свои позиции, став спустя некоторое
время советником Каримова по сельскому хозяйству.
В противовес джурабековцам-самаркандцам вокруг Каримова
сосредоточен и другой клан - ташкентско-ферганский. Среди влиятельных лиц этой
группы - сотрудник аппарата президента Тимур Алимов и глава военного ведомства
РУ Кадыр Гулямов, которые состоят в родственных связях. Оба политика известны
своей прозападной ориентацией. Кадыр Гулямов - сын известного в прошлом поэта
Гафура Гуляма, по образованию - физик-ядерщик. Он никогда не служил в армии, но
именно с его приходом в Минобороны связаны радикальные изменения в структуре
силовых министерств и ведомств страны. Сегодня в его руках сосредоточено
управление практически всеми силовыми структурами (внутренние войска,
пограничные войска, МЧС) за исключением милиции и Службы нацбезопасности.
Как сообщают военные источники, именно Гулямов выступает
за поддержку возможных антииракских действий США с аэродрома "Ханабад". Цена
вопроса - перевооружение узбекской армии по стандартам НАТО стоимостью примерно
в 1 млрд. долларов. "Ташкентцы" хорошо понимают важность поддержки со стороны
США, поскольку считают, что в случае смерти Каримова дружеское расположение
Вашингтона обеспечит практически стопроцентную победу этой группы в борьбе за
власть в Узбекистане.
Третью влиятельную политическую силу в стране сейчас
представляет "нейтральный" премьер-министр Уткир Султанов. Проработавший долгое
время в России, он в известной степени дистанцирован от кланов и придерживается
пророссийской ориентации. Именно Султанов был на неформальном саммите глав СНГ в
Киеве в конце января этого года, где, по мнению аналитиков, заручился известной
поддержкой Москвы в случае передела власти в республике. Поддержать Султанова
могут самаркандцы. Хотя кровопролитных столкновений в стране вряд ли можно будет
избежать. Кроме политических противоречий, Узбекистан просто-таки нашпигован
межэтническими проблемами. И самаркандский клан олицетворяет собой интересы
таджикского этноса, который компактно проживает на территории Самаркандской и
Бухарской областей, а также на юго-востоке республики.
Не исключено, что в случае начала борьбы за власть
силовые ведомства разделятся по этническому принципу. Этот фактор дает основания
говорить, что концентрация управления и власти силовыми ведомствами в руках
Гулямова не будет крепкой, и без внешней помощи победить ему будет трудно.
Действительно, в случае обострения обстановки в Узбекистане мировое сообщество
может встать перед необходимостью ввода в Узбекистан миротворческих сил. Не
исключено, что Кадыров попросит помощи у США. Султанов - у России. Кто здесь
проявит больше решительности - Вашингтон или Москва? Ответ на этот вопрос пока
неизвестен. Хотя в условиях возможной войны с Ираком возникновение еще одной
горячей точки в центре Азии явно нежелательно.
Тем более что уже сейчас в Узбекистане идет ожесточенная
борьба за выбор внешнеполитической ориентации. Поддержать или не поддержать
действия антииракской коалиции, возглавляемой США, - это важное судьбоносное
решение, которое может определить развитие страны на многие годы вперед.
Давление Вашингтона в этом вопросе очевидно. После отказа большинства стран
Ближнего Востока и Южной Азии поддержать действия Пентагона и его союзников в
возможной войне с Ираком американцы очень заинтересованы в том, чтобы
использовать свою самую крупную в Центральной Азии военную базу "Ханабад"
(Кашкадарьинская область, Узбекистан) для нанесения авиаударов по территории
Ирака.
Проблема предстоящей смены власти стоит перед всеми
исламскими государствами СНГ. Ведь не секрет, что большинство этих государств
возглавляют люди очень немолодые. И если они сами крепко держат власть в своих
руках в силу того, что это старые партийные работники, прошедшие закалку
аппаратной борьбы еще в советское время, то им на смену идут амбициозные молодые
лидеры, далеко не так однозначно способные на самостоятельные действия. В одних
странах это приведет к политическому противостоянию группировок и кланов, в
других - чревато возникновением вооруженных конфликтов. Таким образом, ближайшие
несколько лет могут превратить Центральную Азию и частично Закавказье в сплошной
очаг конфликтов.
Правда Ру, 7 марта 2003 Догадки, домыслы и слухиВасилилй Бубнов
Прогнозировать развитие ситуации в Узбекистане под силу только астрологам
Похоже, что на ближайшие несколько дней Узбекистан
станет главным "ньюсмейкером" центральноазиатского региона. Неожиданно поползли
слухи о том, что президент Ислам Каримов смертельно болен. Разумеется, мимо
такой темы журналисты пройти не могли. В газетах сразу появились сообщения о
том, что в Узбекистане разгорается борьба за власть между различными кланами.
Правда, пресс-служба президента сразу же опровергла информацию о его болезни.
Что, впрочем, подозрений не развеяло, а даже напротив – укрепило. Дыма без огня,
как известно, не бывает…
Какое именно заболевание у Ислама Каримова (если он,
конечно, болен) доподлинно неизвестно, да и известным быть не может. Все-таки
Средняя Азия не Европа, где о болезни главы государства узнают быстрее, чем он
сам. Однако источники "ПРАВДЫ.Ру" сообщали о болезни президента Каримова еще
несколько месяцев назад (правда, подтвердить эту информацию по другим каналам
тогда не удалось). Впрочем, рассуждать о том, болен Каримов или нет, все-таки
неэтично. Тем более, российским интересам отвечает как раз то, чтобы президент
Узбекистана как можно дольше находился у власти.
Это звучит может быть несколько цинично, но проблема в
том, что смена власти в Узбекистане наверняка не пройдет безболезненно. Конечно,
Каримова трудно заподозрить в проведении пророссийской политики, особенно после
того, как на узбекских военных базах обосновались американцы. Но наибольшая
опасность для России заключается вовсе не в американцах или китайцах, которые
тоже имеют свои виды на регион. Борьба за влияние между государствами процесс
нормальный, если он, конечно, не перерастает в войну. Главная угроза заключается
в том, что в Средней Азии по-прежнему сильны позиции исламских фундаменталистов.
А если вспомнить о тлеющих межэтнических конфликтах, то малейшее ослабление
центральной власти в такой стране, как Узбекистан, чревато настоящим взрывом для
всего региона, отголоски которого напрямую затронут и Россию.
Напомним, что Исламское движение Узбекистана (ИДУ) во
главе с Джумой Намангани уже неоднократно заявляло о себе как реальная сила,
которая вполне способна серьезно влиять на политические процессы в Средней Азии.
Правда, до сих пор попытки экстремистов вооруженным путем добиться уступок со
стороны властей среднеазиатских республик, как правило, заканчивались ничем. Но
стоит вспомнить, с каким трудом власти соседней с Узбекистаном Киргизии сумели
отразить нападение отрядов Намангани пару лет назад. Вооруженные силы других
стран региона может и многочисленнее, но вряд ли сильно превосходят киргизскую
армию по степени подготовки. Так что надеяться на то, что армия сможет
противостоять экстремистам, в данном случае можно с большой степенью
условности.
Впрочем, после разгрома режима талибов в Афганистане о
Намангани ничего не было слышно. Узбекские власти утверждают, что лидер
исламистов убит. Но даже если он и был убит, то ИДУ-то осталось. То, что об
экстремистах ничего не слышно, еще не значит, что их нет. Просто они ушли в
глубокое подполье и тут же выйдут на сцену, как только почувствуют, что власть
предержащим из-за дележа стало не до них. А уж если фундаменталистам дадут
развернуться, то и делить уже будет нечего…
Впрочем, у президента Каримова и окружающих его
"придворных" группировок есть опора в лице находящихся на территории страны
американцев. Которые в последнее время вновь стали проявлять пристальный интерес
к Средней Азии. Вот-вот начнется война и США были бы не прочь получить
разрешение от узбекских властей на использование местных аэродромов для налетов
на Ирак. В принципе, в обмен на это Вашингтон мог бы дать гарантии безопасности
местному политическому истеблишменту. Правда, пойдут ли на это американцы, еще
не известно. Перекладывать на свои плечи груз решения политических,
экономических и социальных проблем региона Вашингтону явно не с руки. Впрочем,
об обещаниях потом можно и забыть…
Ведомости, 4 марта 2003 "Газпром" идет в УзбекистанТатьяна Голубович
Как стало известно "Ведомостям", "Газпром" намерен
участвовать в тендере по покупке 44% акций узбекской газотранспортной компании
"Узбектрансгаз". Таким образом "Газпром" надеется облегчить себе доступ к
центральноазиатскому газу, который может составить значительную долю будущего
экспорта газового монополиста.
В декабре 2002 г. "Газпром" подписал с "Узбекнефтегазом"
соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Согласно документу узбекская
сторона в период с 2003 по 2012 г. должна будет поставлять "Газпрому" газ с
месторождения Шахпахты, которое две компании будут разрабатывать в режиме СРП.
Соглашение предполагает, что с 2005 г. российский холдинг будет закупать 10 млрд
куб. м газа ежегодно.
Однако в газопроводе, идущем через территорию
Узбекистана (его пропускная способность - 38 млрд куб. м в год) , свободных
мощностей практически не осталось. Через узбекский участок газопровода в
Казахстан идет газ не только с месторождений Узбекистана, но и из Туркмении. По
словам зампреда правления "Газпрома" Александра Рязанова, газотранспортная
система республики "требует значительных инвестиций и в идеале мощность
узбекской газотранспортной сети должна составлять хотя бы 50 млрд куб. м газа [в
год]".
"Газпром" заинтересован в увеличении этих мощностей.
Поэтому, как заявил "Ведомостям" Рязанов, российская компания рассматривает
возможность участия в акционировании ПО "Узбектрансгаз", приватизация которого
состоится в нынешнем же году.
В Госкомитете по имуществу Узбекистана "Ведомостям"
сообщили, что правительство республики еще в 2001 г. решило акционировать
госкомпанию "Узбекнефтегаз" и ее дочерние структуры, в том числе
"Узбектрансгаз". При этом 44% акций "Узбекнефтегаза", как рассказал сотрудник
Госкомимущества, решено продать иностранному инвестору на открытом тендере.
По словам начальника управления ценных бумаг
"Узбекнефтегаза" Шакира Файзуллаева, стоимость 44% акций компании еще не
определена. Да и правительство Узбекистана, как говорит Файзуллаев, еще не
определилось со способом продажи.
По оценкам представителей "Узбектрансгаза", для
строительства новой ветки газопровода в Узбекистане потребуется около $700 млн.
Однако пока ни в узбекской компании, ни в "Газпроме" не могут сказать, какие
средства может вложить в проект каждая из сторон.
От состояния газотранспортной системы Узбекистана
зависит деятельность не только "Газпрома", но и еще двух российских
производителей газа - "Итеры" и "ЛУКОЙЛа". Они вместе с "Узбекнефтегазом"
планируют создать предприятие для разработки в режиме СРП узбекских
месторождений в Бухаро-Хивинском и Гиссарском нефтегазоносных районах
Узбекистана. На новых месторождениях планируется добывать до 8,8 млрд куб. м
газа в год.
Однако в обеих компаниях "Ведомостям" сообщили, что
проект по покупке доли в "Узбектрансгазе" ими не обсуждался. В компании
"ЛУКОЙЛ-Оверсиз" "Ведомостям" сказали, что большая часть добытого газа будет
перерабатываться на месте, потому "ЛУКОЙЛ" заинтересован в расширении узбекского
газопровода гораздо меньше, чем "Газпром".
Это уже второй проект "Газпрома", позволяющий монополии
усилить контроль за газотранспортной системой Центральной Азии. На прошлой
неделе "Газпром" объявил о намерении участвовать в строительстве нового
газопровода из Туркменистана в Казахстан.
Аналитик ДИБа Владислав Метнев уверен, что газ
центральноазиатских республик - стратегически важное для "Газпрома" сырье: он
дешевле газа с заполярных месторождений России и вскоре будет играть
значительную роль в структуре экспорта "Газпрома". "Узбекский проект "Газпром"
осуществит с участием зарубежных партнеров", - считает Метнев.
Российские вести, 8 марта 2003 Бархатный Каримов.Алик Назаров
Президент Узбекистана принялся за реформирование общества и
армии
Для узбекского президента Ислама Каримова важно добиться
управляемости общества. Однако сделать это "грубыми способами" значит
продемонстрировать свою слабость и вызвать критику оппонентов. На этот раз была
избрана многоходовая, но результативная тактика.
Официальный Ташкент объявил 2003-й "годом махаллы". В
традиционном узбекском обществе это понятие имеет глубокий социальный и
политический смысл. Для него достаточно трудно найти синоним, и в
приблизительном переводе оно служит для обозначения известного жителям городов
слова "двор" или даже "микрорайон". Практически все живущие в таком дворе знают
друг друга, нередко находятся в родственных связях и могут принадлежать к
различным социальным и даже конфессиональным сообществам.
Всего в Узбекистане около 10 тысяч подобных объединений,
каждое из которых насчитывает приблизительно 2000 жителей. Суть провозглашенного
лозунга "года махаллы" заключается в усилении ее роли в местном самоуправлении,
предоставлении рабочих мест безработным, материальном поддержании неимущих.
Главой такого "двора" является председатель комитета махаллы, выбираемый сроком
на 30 месяцев и находящийся на государственной службе. Вторым по значимости
является так называемый аксакал, избираемый жителями территориального
объединения за свой почтенный возраст и мудрость.
В соответствии с новым статусом махаллы она должна снять
с государственных плеч многие из социальных и финансовых обязательств и
одновременно сплотить на базе единой территории проживания представителей
различных социальных групп. На первый взгляд, данная реформа может расцениваться
как усиление роли и места самоуправления и даже элементов гражданского общества.
Однако, как подчеркивают многие специалисты по Центральной Азии и Узбекистану,
все не так просто.
В условиях традиционного общества и при существующей
общественно-политической системе власть, используя махаллу, может установить
тотальный контроль над обществом. Подтверждением этому служит и еще одно
"специфическое" обстоятельство, а именно - активная деятельность узбекских
спецслужб в махалле, среди жителей которой вербуются негласные сотрудники
местной госбезопасности.
Параллельно с реформированием местного самоуправления
Ислам Каримов начал проводить и реформу вооруженных сил. Прежде всего, это
коснулось сроков службы в армии призывников, которые отныне будут находиться в
ее рядах не полтора года, а один.
На первый взгляд, подобные изменения должны привести к
сокращению вооруженных сил и их профессионализации. В действительности же и
здесь местные условия начнут играть свою решающую роль. Имея в виду высокий
процент безработицы в Узбекистане и исключительно низкий уровень доходов, можно
не без оснований предположить, что армия станет для многих единственным выходом
из создавшегося тяжелого материального и социального положения. Создание
профессиональных вооруженных сил в таком случае будет означать, во-первых,
формирование особого социального и профессионального слоя и, во-вторых, усиление
власти, опирающейся на вооруженные силы.
Как отмечают специалисты, занимающиеся проблемами роли
армии в странах Востока, подобная ситуация в перспективе таит и определенные
опасности, а именно: укрепление роли профессиональных военных, способных в
дальнейшем серьезно влиять как на общественные, так и политические процессы.
Однако в любом случае "узбекский эксперимент"
представляет собой лучший вариант проведения реформы в соответствии с "местной
спецификой". Но как и все происходящее на Востоке - как отрицательные, так и
положительные последствия предпринимаемых Исламом Каримовым изменений здесь
будут видны не сразу.
Мусульманский Узбекистан. Выпуск No. 26, 7 марта 2003 Узбекистан отстранился от коллективного военного сотрудничества. Почему?
5 марта в Москве состоялось очередное заседание
Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров государств -
участников СНГ. Как сообщили в Штабе по координации военного сотрудничества
стран Содружества (ШКВС), в ходе заседания были рассмотрены вопросы дальнейшего
развития объединенной системы ПВО Содружества, обсужден замысел и основные этапы
предстоящих в августе учений сил ПВО на российском полигоне Ашулук (Астраханская
обл.). Кроме того, участники встречи обсудили ряд вопросов финансового характера
и утвердили план совместных мероприятий на 2004 год.
В ШКВС присутствовали представители практически всех
республик СНГ, за исключением Туркмении. Также обращает на себя внимание тот
факт, что в заседании не приняли участие представители Минобороны Узбекистана,
формально на совещании присутствовал лишь офицер ШКВС, полковник узбекских войск
Дамир Сафиулин. Такое положение вещей выглядит странным.
У узбекских Вооруженных сил слабая система ПВО. В 1993
году на аэродром Кагайты несанкционированно приземлилась авиация афганского
генерала Дустума (когда талибы захватили Тулукан). Весной 2000 года гражданский
самолет из Кабула с террористами на борту сел прямо в аэропорту Ташкента.
Нетрудно догадаться, что бы было, если бы террористы, как 11 сентября в США,
направили бы лайнер на правительственные учреждения, размещенные в столице
страны. За этот факт министр обороны был снят с должности, а офицер, дежуривший
на командном пункте ПВО страны, получил 8 лет тюрьмы (потом его амнистировали).
После этого события Узбекистан подписал с Россией целый ряд документов:
Соглашение о порядке предоставления Ташкенту военных российских полигонов для
проведения стрельб силами и средствами ПВО Республики Узбекистан (РУ),
Соглашение о совместном применении войск ПВО и ВВС в интересах обеспечения
безопасности воздушного пространства РФ и РУ. Также была утверждена Инструкция
по совместным действиям дежурных сил противовоздушной обороны РФ и РУ.
Между тем подписанные соглашения Узбекистаном не
ратифицированы и с тех пор еще ни разу средства ПВО ВС Узбекистана не стреляли
на российских полигонах. По утверждению некоторых экспертов, готовность систем
противовоздушной обороны Узбекистана по-прежнему оставляет желать лучшего. Но
узбекские военные почему-то меньше всего озабочены этим. По сути, военные
контакты в рамках СНГ свернуты, и Ташкент с участием российских специалистов
проводит лишь частичный ремонт и модернизацию боевых самолетов и средств ПВО
страны. Представители МО РУ уже длительное время не принимают участие в
мероприятиях, проводимых в ШКВС. Игнорируют не только работу в Комитете ПВО, но
и по вопросам Комитета по военно-техническому сотрудничеству.
По мнению российских военных экспертов, Узбекистан
ориентирован теперь на США и свое оборонное строительство обеспечивает с их
участием. Скажем, США уже предоставили помощь Узбекистану на несколько млн.
долларов. 5 млн. долларов направлены на модернизацию военно-воздушной базы
Ханабад. В связи с этим узбекский президент Ислам Каримов сказал, что ожидает
продолжения помощи со стороны международного сообщества в развитии
инфраструктуры Узбекистана и ином содействии, направленном на решение задач
реконструкции в соседнем Афганистане. Ханабад - важнейший опорный пункт
американцев для ведения военных операций в Афганистане. США обновили
взлетно-посадочную полосу и построили на территории базы дополнительные
сооружения. База арендована на срок не менее 20 лет.
Внимание американцев к узбекской базе связано с еще
одним немаловажным аспектом. После того как большинство арабских стран и Турция
отказались предоставить США и их союзникам свои территории для нанесения
возможного удара по Ираку, взоры Пентагона устремились к Ташкенту. Именно
расположенная на юге Узбекистана американская база Ханабад может стать
плацдармом для нанесения авиаударов по Ираку. Своего "да" на это Ташкент пока не
сказал. Хотя источники из страны утверждают, что в связи с болезнью Ислама
Каримова в стране обострилась внутриклановая борьба. Внутри страны она идет
между ташкентско-ферганским и самаркандским кланами. Хотя в отношении
внешнеполитических ориентаций политические элиты разделены между сторонниками
укрепления связей с Россией (ее представляет "нейтральный" премьер-министр Уткир
Султанов) и так называемыми "прозападниками" (лидер группировки - глава военного
ведомства страны Кадыр Гулямов из ташкентского клана).
Именно по инициативе Гулямова сейчас практически на нет
сведено военное и военно-техническое сотрудничество с Россией. Как сообщают
военные источники, он предлагает узбекскому президенту поддержать возможные
антииракские действия США с аэродрома Ханабад. Цена вопроса - перевооружение
узбекской армии по полным стандартам НАТО. По оценкам экспертов, на это
потребуется не менее 1 млрд долларов. Какое решение примет Каримов, пока
неизвестно. Хотя наблюдатели отмечают, что его вероятная тяжелая болезнь может
очень сильно обострить ситуацию не только в республике, но и за ее
пределами.
Сейчас в мире внимание к личности Каримова привлечено
как никогда. В последнее время усилились слухи о болезни, и даже о кончине
президента Узбекистана. Однако его визит в конце января в Испанию, а также
показанные 28 февраля 2003 года по национальному телевидению сюжеты о встрече
президента с индийским министром обороны Джорджем Фернандесем свидетельствуют о
том, что узбекский лидер работоспособен. Хотя нельзя исключать и серьезной
болезни - все приемы и рабочие совещания Каримов проводит в своей резиденции
Оксарой под Ташкентом.
Таким образом, Узбекистан все больше и больше отдаляется
от России. Москва пока на это реагирует вяло. Хотя возможная поддержка Ташкентом
войны в Ираке может еще больше обострить ситуацию.
|