Российские вести, 8 марта 2003 Бархатный Каримов.Алик Назаров
Президент Узбекистана принялся за реформирование общества и
армии
Для узбекского президента Ислама Каримова важно добиться
управляемости общества. Однако сделать это "грубыми способами" значит
продемонстрировать свою слабость и вызвать критику оппонентов. На этот раз была
избрана многоходовая, но результативная тактика.
Официальный Ташкент объявил 2003-й "годом махаллы". В
традиционном узбекском обществе это понятие имеет глубокий социальный и
политический смысл. Для него достаточно трудно найти синоним, и в
приблизительном переводе оно служит для обозначения известного жителям городов
слова "двор" или даже "микрорайон". Практически все живущие в таком дворе знают
друг друга, нередко находятся в родственных связях и могут принадлежать к
различным социальным и даже конфессиональным сообществам.
Всего в Узбекистане около 10 тысяч подобных объединений,
каждое из которых насчитывает приблизительно 2000 жителей. Суть провозглашенного
лозунга "года махаллы" заключается в усилении ее роли в местном самоуправлении,
предоставлении рабочих мест безработным, материальном поддержании неимущих.
Главой такого "двора" является председатель комитета махаллы, выбираемый сроком
на 30 месяцев и находящийся на государственной службе. Вторым по значимости
является так называемый аксакал, избираемый жителями территориального
объединения за свой почтенный возраст и мудрость.
В соответствии с новым статусом махаллы она должна снять
с государственных плеч многие из социальных и финансовых обязательств и
одновременно сплотить на базе единой территории проживания представителей
различных социальных групп. На первый взгляд, данная реформа может расцениваться
как усиление роли и места самоуправления и даже элементов гражданского общества.
Однако, как подчеркивают многие специалисты по Центральной Азии и Узбекистану,
все не так просто.
В условиях традиционного общества и при существующей
общественно-политической системе власть, используя махаллу, может установить
тотальный контроль над обществом. Подтверждением этому служит и еще одно
"специфическое" обстоятельство, а именно - активная деятельность узбекских
спецслужб в махалле, среди жителей которой вербуются негласные сотрудники
местной госбезопасности.
Параллельно с реформированием местного самоуправления
Ислам Каримов начал проводить и реформу вооруженных сил. Прежде всего, это
коснулось сроков службы в армии призывников, которые отныне будут находиться в
ее рядах не полтора года, а один.
На первый взгляд, подобные изменения должны привести к
сокращению вооруженных сил и их профессионализации. В действительности же и
здесь местные условия начнут играть свою решающую роль. Имея в виду высокий
процент безработицы в Узбекистане и исключительно низкий уровень доходов, можно
не без оснований предположить, что армия станет для многих единственным выходом
из создавшегося тяжелого материального и социального положения. Создание
профессиональных вооруженных сил в таком случае будет означать, во-первых,
формирование особого социального и профессионального слоя и, во-вторых, усиление
власти, опирающейся на вооруженные силы.
Как отмечают специалисты, занимающиеся проблемами роли
армии в странах Востока, подобная ситуация в перспективе таит и определенные
опасности, а именно: укрепление роли профессиональных военных, способных в
дальнейшем серьезно влиять как на общественные, так и политические процессы.
Однако в любом случае "узбекский эксперимент"
представляет собой лучший вариант проведения реформы в соответствии с "местной
спецификой". Но как и все происходящее на Востоке - как отрицательные, так и
положительные последствия предпринимаемых Исламом Каримовым изменений здесь
будут видны не сразу.
|