Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Законодательство Республики Беларусь о свободе совести  и религиозных организациях: анализ новаций

Татьяна Титова

(Окончание материала)

Дифференцированное отношение государства к различным конфессиям, осуществляющим религиозную деятельность на его территории, само по себе не противоречит нормам и традициям демократии. В новом белорусском законе настораживает другое. Содержательный анализ закона позволяет выявить ряд принципиальных противоречий в подходе к правовому регулированию свободы совести в республике. В первую очередь это касается концептуальной стороны документа. В нем декларируется набор международно признанных гарантий свободы совести и вероисповедания, но при этом вводится жесткая система регламентации, фактически сводящая на нет указанные гарантии.

Правовые основы создания и деятельности религиозных организаций определяются  в преамбуле Закона исходя из права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом. В качестве задач провозглашаются: обеспечение и гарантирование права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации (статья 1).

В соответствии со статьей 4, каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Статья 5 предусматривает: каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Равными перед законом признаются религии и вероисповедания (статья 6), а также граждане. «Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и вероисповедания, а также установление каких-либо преимуществ либо ограничений прав граждан в зависимости от их отношения к религии не допускаются и преследуются по закону» (статья 7).

Приведенные положения создают впечатление соответствия закона международным стандартам прав человека в сфере свободы совести. Однако если обратиться к нормам, непосредственно регламентирующим взаимоотношения государства с религиозными организациями, складывается совершенно иная картина. Новый закон концептуально меняет регулирование общественных отношений, возникающих в связи со свободой вероисповеданий и деятельностью религиозных организаций в Беларуси.

Наиболее важным моментом, вызвавшим активную критику оппонентов нового закона, является положение об обязательной государственной регистрации религиозных организаций (статья 16). Вполне вероятно, это приведет к запрету на любую неформальную религиозную деятельность. Правда, закон не уточняет, будут ли подвергаться какой-либо гражданской или уголовной ответственности представители тех религиозных организаций, которые не смогли или не захотели официально зарегистрироваться. Надо заметить, что в отношении незарегистрированной религиозной деятельности белорусский Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» резко отличается от аналогичного российского Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В последнем есть такое понятие, как «религиозная группа», которая может на законных основаниях заниматься религиозной деятельностью, не проходя при этом официальной регистрации.

Новый закон резко ужесточает временной и количественный цензы, позволяющие религиозной организации приобрести статус юридического лица. Документ выделяет две категории таких организаций: религиозные общины и религиозные объединения. В соответствии со статьей 14, религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов). Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет (статья 15).

Отметим, что ранее действовавший закон допускал регистрацию религиозной общины при наличии не менее десяти человек, которые проживают в одном или смежных населенных пунктах и не устанавливал каких-либо количественных или временных ограничений для регистрации религиозных объединений. Законодательное закрепление данного лимита означает нарушение гарантированного статьей 36 Конституции Республики Беларусь равного права граждан на свободу объединений. Действующее законодательство об общественных объединениях позволяет гражданам Беларуси создавать местные и международные общественные объединения при наличии десяти человек.

В первоначальном варианте закона, направленном Советом Министров Республики в парламент, предусматривался пятнадцатилетний временной ценз, необходимый для регистрации религиозного объединения. В ходе обсуждения законопроекта в парламенте временной ценз был увеличен до двадцати лет. В свое время российский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подвергался жесткой критике за введение аналогичного - пятнадцатилетнего ценза. Так, Международная академия свободы религии и вероисповедания - внеконфессиональная организация, осуществляющая  экспертизу по вопросам свободы совести в странах Восточной Европы, представила подробное заключение по проекту российского закона. В нем отмечалось, что ни одна Европейская страна не создает 15-летнего барьера при получении статуса юридического лица. «В то время как многие Европейские страны действительно дают различным религиозным организациям разные степени признания, те из них, кто подчиняется Европейской Конвенции и требованиям OБCE, предоставляют религиозным организациям некий вид юридического лица, посредством которого они могут осуществлять весь спектр религиозной деятельности.  Проблема российского Закона в том, что он преграждает многочисленным религиозным группам путь к тому, что в других местах является рутинным процессом получения статуса юридического лица.

В Германии положения Конституции говорят о том, что некоторый срок непрерывного существования служит предпосылкой для получения статуса общественного объединения, но большинство малых религиозных групп уже получили этот статус, и даже те, кто зарегистрировался как «частное объединение», могут выполнять свою религиозную миссию.

Решение Федерального Конституционного суда поясняет, что, если положения Гражданского Кодекса противоречат церковному устройству религиозной организации (например, вера Бахай), принципы религиозной свободы обязывают общественные власти делать исключения, чтобы удовлетворить требования веры. По законам Германии субъект гражданского закона обладает той же полной мерой религиозной свободы, что и обладатель статуса общественного объединения. Примеры можно приводить и далее, но смысл их состоит в том, что все страны обеспечивают некий «основной уровень» легальности, который доступен всем религиозным группам, желающим соблюдать законы и конституционный порядок. В современном мире для большинства религиозных объединений лишение статуса организации - основное посягательство на религиозную свободу, по той причине, что пункт 16 (с) Венского итогового документа обязывает участников Хельсинкского процесса «гарантировать сообществам верующих, практикующих или готовящихся практиковать свою веру, на основе конституций своих стран, признание статуса, предусмотренного для них своими странами». В такой редакции положение означает, что точная форма юридического лица зависит от системы права, но доступ к некоему виду юридического лица, не ожидая 15 лет, жизненно важен для удовлетворения условий ОБСЕ. Отказ в предоставлении данного статуса означает ограничение свободы религии, что нарушает ст. 9 Европейской Конвенции по правам человека, поскольку едва ли можно сказать, что отказ предоставить права юридического лица нужен для демократического общества. Наоборот, предоставление такого статуса - основная черта современного демократического общества» (См.: Лоуренс Альберт Юззелл Российский закон о свободе совести 1997 года и международные нормы// Закон о свободе совести 1997 г.: международные нормы и российские традиции. – МОНФ, 1998).

Еще одна новация закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» вызвала серьезную критику со стороны религиозных меньшинств. Статья 22 предусматривает в установленных Законом случаях при создании, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций назначение государственной религиоведческой экспертизы. Так, ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий (статья 26).

Некоторые эксперты делают вывод о фактическом введении цензуры на издания религиозного содержания. Однако в целом положения закона в этой части весьма расплывчаты, и это вызывает обоснованные опасения белорусских правозащитников, усматривающих в подобных новациях основания для усиления произвола чиновников и вмешательства государства во внутрицерковные вопросы.

Помимо вышеописанных положений, новый белорусский закон содержит целый ряд норм, направленных на ужесточение контроля за деятельностью религиозных организаций со стороны государства. Часть из них направлена на то, чтобы произвести очередную перерегистрацию религиозных организаций и их учредительных документов. Так, вместо банка данных о религиозных организациях в республике и по исполнению законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях вводится единый Государственный реестр религиозных организаций. Это предполагает перерегистрацию, в ходе которой вынуждены будут прекратить существование те религиозные общины и объединения, которые не впишутся в установленные законом жесткие рамки.

Другая часть новаций касается изменения порядка формирования органа государственного управления по делам религий. Закон предусматривает передачу функции формирования этого органа от Совета Министров Республики Беларусь Президенту. Учитывая тенденции развития правовой системы республики в последние годы, это, несомненно, означает усиление внимания к регулированию данной сферы отношений в обществе.

В свое время разработчики нового закона обратились за заключением в российский Институт религии и права. Последний выступил с развернутым комментарием критического характера. В частности, там говорится, что «в тексте содержатся положения, явно противоречащие международным стандартам свободы совести и вероисповедания. В случае принятия закона в его нынешнем виде свобода совести и вероисповедания в Республике Беларусь будут существенным образом ограничены, что может вызвать массовые нарушения прав верующих и религиозных объединений».
В ходе обсуждения законопроекта критика в его адрес звучала в основном со стороны религиозных меньшинств. Однако, на наш взгляд, недемократичность нового закона не может не затронуть всю сферу государственно-религиозных отношений в Беларуси. Новый закон фактически выводит за пределы правового поля религиозные меньшинства и усиливает государственный контроль за деятельностью основных конфессий. Бюрократизация регулирования этой публичной сферы, ужесточенная регламентация и далеко не всегда оправданное вмешательство государства  в дела церкви, как представляется, отразится на всех конфессиях, существующих на территории республики.

 Приложение

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 октября 2002 г. № 137-З

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Принят Палатой представителей 27 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 2 октября 2002 года

Статья 1.

Внести в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 2, ст.18; 1995 г., № 13, ст.125; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 95, 2/102) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:

«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из:

права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии;

равенства религий перед законом;

признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама;

необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Закона

Задачами настоящего Закона являются обеспечение и гарантирование права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о свободе

совести, вероисповедания и религиозных организациях

Законодательство Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Статья 3. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные термины и понятия:

религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное;

вероисповедание - разработанное вероучение, принадлежащее какой-либо религии с традиционной культовой практикой;

богослужение - совокупность культовых церемоний и действий, совершаемых священнослужителями по разработанному ритуалу и вытекающих из требований вероучения;

религиозные обряды - совокупность установленных вероучением действий, в которых воплощаются религиозные представления;

религиозные ритуалы и церемонии - установленный вероучением порядок совершения обрядовых действий;

религиозный культ - главный вид религиозной деятельности, заключающийся в определенном поведении и специфических действиях, выражающих религиозное поклонение сверхъестественному;

культовое имущество - предметы, иные материальные объекты (здания, церковная утварь и т.д.), необходимые для совершения религиозных обрядов, ритуалов и церемоний;

священнослужитель - лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовническое, пастырское, проповедническое служение;

паломничество - посещение верующими исторически значимых мест для поклонения святыням данной религии;

религиозная деятельность - деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, религиозное воспитание, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, обучение священнослужителей, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для священнослужителей и другая деятельность);

граждане - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, если иное не установлено настоящим Законом.

Статья 4. Право на свободу совести

Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Статья 5. Право на свободу вероисповедания

Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

Статья 6. Равноправие религий

Религии и вероисповедания равны перед законом.

Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 7. Равноправие граждан

Граждане равны перед законом независимо от их отношения к религии.

В официальных документах отношение гражданина к религии не указывается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин.

Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и вероисповедания, а также установление каких-либо преимуществ либо ограничений прав граждан в зависимости от их отношения к религии не допускаются и преследуются по закону.

Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей.

Статья 8. Государство и религия

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать государственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.

В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.

Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.

Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Статья 9. Образование и религия

Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии.

В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, установленном настоящим Законом, вправе в соответствии со своими уставами создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы, используя для этого принадлежащие и (или) предоставляемые им в пользование помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования.

Статья 10. Орган государственного управления по делам религий

Республиканский орган государственного управления по делам религий образуется Президентом Республики Беларусь.

Республиканский орган государственного управления по делам религий осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Статья 11. Полномочия органа государственного управления по делам религий

Республиканский орган государственного управления по делам религий имеет следующие полномочия:

готовит предложения по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросу взаимоотношений государства и религиозных организаций;

проверяет и контролирует деятельность религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, дает обязательные предписания об устранении выявленных нарушений;

принимает участие в рассмотрении республиканскими органами государственного управления вопросов, связанных с соблюдением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств, выполняющими аналогичные функции;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

ведет Государственный реестр религиозных организаций;

оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении ими договоренностей с государственными органами и содействует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

назначает государственную религиоведческую экспертизу в случаях, установленных настоящим Законом;

создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы с участием соответствующих специалистов и привлечением в случае необходимости представителей религиозных организаций;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации (для религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий);

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;

по запросам республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц дает заключения по видам и формам религиозной деятельности.

Статья 12. Государственный реестр религиозных организаций

Республиканский орган государственного управления по делам религий ведет Государственный реестр религиозных организаций.

Областные, Минский городской исполнительные комитеты ведут реестры религиозных организаций, зарегистрированных на соответствующей территории. Сведения, включаемые в реестры религиозных организаций, в десятидневный срок передаются областными, Минским городским исполнительными комитетами в республиканский орган государственного управления по делам религий.

Перечень сведений, подлежащих включению в Государственный реестр религиозных организаций, определяется республиканским органом государственного управления по делам религий.

ГЛАВА 2

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Статья 13. Религиозные организации в Республике Беларусь

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации имеют следующие признаки:

вероисповедание;

разработанная культовая практика;

проведение богослужений;

религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

Статья 14. Религиозные общины

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.

Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.

Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 15. Религиозные объединения

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).

Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.

Республиканским признается религиозное объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь. Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.

Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях. Деятельность местных религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них религиозных общин.

Республиканские и местные религиозные объединения действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 16. Государственная регистрация религиозных организаций

Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.

Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.

Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:

религиозных общин - областные, Минский городской исполнительные комитеты;

религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.

После принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации.

Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственной регистрации.

В случае изменения данных, содержащихся в Государственном реестре религиозных организаций, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.

Статья 17. Государственная регистрация религиозных общин

Для регистрации религиозной общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты, местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.

К заявлению прилагаются:

список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью;

устав религиозной общины в трех экземплярах;

протокол собрания участников (членов);

документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.

Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практики, в том числе об истории возникновения религии, исповедуемой данной общиной, о формах и методах ее деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии, а также иные значимые сведения по запросу республиканского органа государственного управления по делам религий.

Городской, районный исполнительные комитеты, местная администрация в месячный срок рассматривают представленные материалы о регистрации религиозной общины и направляют их со своим заключением в соответствующие областные, Минский городской исполнительные комитеты.

В случае непредставления документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи, городской, районный исполнительные комитеты, местная администрация вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей в течение десяти дней.

Областные, Минский городской исполнительные комитеты, получив материалы, представленные на регистрацию, в месячный срок рассматривают их и принимают решение о регистрации или об отказе в регистрации религиозной общины и сообщают об этом заявителям.

Материалы о регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, областные, Минский городской исполнительные комитеты направляют в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В этом случае срок рассмотрения документов продлевается до шести месяцев.

Статья 18. Государственная регистрация религиозных объединений

Для регистрации религиозного объединения его учредители подают заявление о регистрации в республиканский орган государственного управления по делам религий, который принимает решение в месячный срок.

К заявлению прилагаются:

устав в трех экземплярах;

выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания, заседания органа управления) об образовании религиозного объединения;

список членов органа управления религиозного объединения с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства;

документ, подтверждающий право размещения религиозного объединения по месту нахождения, указанному в уставе.

В случае непредставления документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи, республиканский орган государственного управления по делам религий вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей в течение десяти дней.

Статья 19. Государственная регистрация монастырей и монашеских

общин, религиозных братств и сестричеств,

религиозных миссий, духовных учебных заведений

Монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, создаваемые по решению органов управления религиозного объединения, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации религиозных объединений, с учетом особенностей, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

К заявлению о регистрации монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии дополнительно прилагают список участников (не менее десяти человек) с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства и с личной подписью.

К заявлению о регистрации духовные учебные заведения дополнительно прилагают справку религиозного объединения о наличии необходимых учебных помещений, а также об обеспеченности преподавательскими кадрами, имеющими соответствующее образование и владеющими государственными языками.

Статья 20. Устав религиозной организации

Религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава.

Уставы религиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями.

Устав религиозной организации, создаваемой религиозным объединением, утверждается органом управления религиозного объединения.

В уставе религиозной организации указываются:

полное наименование, включающее указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации;

место нахождения;

цели, задачи и основные формы деятельности;

принадлежность к религиозному объединению (для религиозных общин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций, образуемых религиозными объединениями);

территория деятельности;

структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий;

источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации;

орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации;

порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации;

порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Статья 21. Отказ в государственной регистрации религиозной

организации

В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано по следующим основаниям:

создаваемая религиозная организация не соответствует требованиям, содержащимся в статье 13 настоящего Закона;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом;

нарушен порядок создания религиозной организации, установленный настоящим Законом.

Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 22. Государственная религиоведческая экспертиза

Государственная религиоведческая экспертиза назначается республиканским органом государственного управления по делам религий в установленных настоящим Законом случаях при создании, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций.

Порядок назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы определяется республиканским органом государственного управления по делам религий.

Статья 23. Ликвидация религиозной организации

Религиозная организация может быть ликвидирована:

 по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;

по решению суда в случаях:

повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной,

расовой вражды или розни, унижения национальной чести идостоинства;

осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию.

Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь.

ГЛАВА 3

ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 24. Правовая основа деятельности религиозных организаций

Религиозные организации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 25. Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.

Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 26. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий.

При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.

Коммерческие организации по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.

При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность.

Литература, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности.

Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 27. Благотворительная и информационная деятельность религиозных организаций

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 28. Духовные учебные заведения

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать духовные учебные заведения для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений.

Статья 29. Международные связи и контакты

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 30. Право собственности религиозных организаций

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

Государство может предоставлять религиозным организациям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 31. Пользование имуществом, находящимся в собственности

юридических и физических лиц

Религиозные организации могут использовать для своих нужд здания и другое имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Статья 32. Предпринимательская деятельность религиозных организаций

Религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, а также соответствующую этим целям.

Статья 33. Распоряжение имуществом ликвидированных религиозных организаций

После ликвидации религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование юридическими и физическими лицами, возвращается лицам, предоставившим имущество.

При ликвидации религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством Республики Беларусь.

На имущество культового назначения, находящееся в собственности религиозных организаций, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья 34. Регулирование трудовых отношений в религиозных организациях

Трудовые отношения в религиозных организациях регулируются законодательством Республики Беларусь о труде.

Условия труда, формы, система и размеры его оплаты устанавливаются на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 35. Социальное обеспечение и социальное страхование граждан, работающих в религиозных организациях

Граждане, работающие в религиозных организациях, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению и обязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации производят отчисления в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 5

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья 36. Контроль за исполнением законодательства Республики

Беларусь о свободе совести, вероисповедания и

религиозных организациях

Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий.

Статья 37. Письменное предупреждение

В случае нарушения религиозной организацией законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, регистрирующий орган выносит письменное предупреждение, которое в трехдневный срок направляется руководящему органу религиозной организации.

Если нарушения, указанные в части первой настоящей статьи, в течение шести месяцев не были устранены либо имели место повторно в течение года, регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения.

Статья 38. Последствия приостановления деятельности религиозных организаций

В случае приостановления деятельности религиозная организация не вправе осуществлять религиозную, предпринимательскую и иную деятельность, выступать в качестве учредителя средств массовой информации и иных юридических лиц, перечислять с текущего банковского (расчетного) счета денежные средства иным лицам, за исключением случаев уплаты платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей, расчетов по ранее заключенным гражданским и трудовым договорам, возмещения вреда, причиненного действиями религиозной организации.

В случае принятия судом решения об отказе в ликвидации религиозной организации религиозная организация возобновляет свою деятельность, приостановленную в соответствии с настоящим Законом, с момента вступления в законную силу решения суда.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях

Нарушение законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, проявившееся, в частности, в:

создании и деятельности религиозных организаций, их органов и представителей, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряженной с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящей вред их здоровью и нравственности;

создании религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях, а также в образовательных учреждениях;

вовлечении несовершеннолетних в религиозные организации, обучении несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

осквернении почитаемых в религии предметов, культовых сооружений, мест паломничества и захоронений;

нарушении тайны исповеди;

возбуждении религиозной вражды или розни либо оскорблении граждан в связи с их религиозными убеждениями, -

влечет ответственность, установленную законом.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Статья 40. Международные договоры

Если международным договором, заключенным Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Уставы религиозных организаций, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом. Уставы религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Законом действуют лишь в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону.

Статья 3.

Совету Министров Республики Беларусь:

в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона принять необходимые меры по государственной перерегистрации религиозных организаций, уставы которых зарегистрированы до вступления в силу настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ