Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Содружество (МГИМО),
23 апреля 2003

Станет ли Россия троянским конем

Евгения Макарова

Вслед за В.В. Путиным, который отметил, что «взаимоотношения со странами СНГ носят приоритетный характер во внешней политике России», эта проблема начала волновать многих. Сейчас вопрос о том, каким образом нужно строить эти отношения, стоит наиболее остро, тем более, если учитывать, что большинство соглашений между странами бывшего Советского Союза действовать давно перестали. А это свидетельствует о том, что Россия катастрофически теряет свое влияние в этом регионе. При этом день за днем здесь возрастает сила США. Взять хотя бы два важнейших объединения на территории СНГ: ГУУАМ и ДКБ (договор о коллективной безопасности), которые отражают существование двух совершенно противоположных тенденций. Многие, в том числе и участники прошедшего вчера в рамках конференции СНГ круглого стола по внешней политике России в этом регионе, называют ДКБ добровольным выбором тех, кто хочет объединиться с Россией. Но одновременно с этим многие признают, что именно благодаря давлению РФ на всех членов этой организации и был создан своеобразный противовес - ГУУАМ. Чем это опасно для России? Во-первых, само его существование доказывает, что интеграция между странами СНГ возможна и без участия России. Во-вторых, можно с полной уверенностью сказать, что это самое существование в большей степени поддерживается США, которые ежегодно выделяют огромные суммы в качестве финансовой помощи (например, в этом году конгресс включил в бюджет 37 млн. долларов, которые будут направлены на развитие ГУУАМ). А это в свою очередь укрепляет позиции США и ослабляет - России. При этом совершенно не понятным остается тот факт, почему РФ, по словам Черномырдина, «не хочет выступать в этой организации даже как наблюдатель»? А США активно борются за эту роль. В связи с этим возникает достаточно важный вопрос: как поведет себя Россия, если (при поддержке ли США или самостоятельно) позиции ГУУАМ значительно усилятся? По мнению участников круглого стола, есть несколько вариантов. Первый - мы будем продолжать утверждать, что эта организация неэффективна, и игнорировать ее. При этом стоит отметить, что, если США захотят ее усилить, мы не сможем этому противостоять. Второй вариант - Россия внедрится в эту организацию, например, при поддержке Молдавии, и дискредитирует ее изнутри, став своеобразным «троянским конем». Что мы предпочтем, остается только ждать. И надеяться.

В заключение интересный факт. Журналисты Интернет издания www.gazeta.ru провели любопытный анализ. Они слушали выступление президента перед Федеральным собранием с секундомером в руках. И подсчитали, что приоритетной роли СНГ во внешней политике России Владимир Путин уделил 1 минуту 10 секунд, интеграции в Европу - 37 секунд, а сотрудничеству с США и НАТО - 2 секунды. По мнению некоторых наблюдателей, «это очень хороший контент-анализ, потому что главный приоритет российской внешней политики должен быть на постсоветском пространстве, с республиками СНГ и вообще с территориями, которые находились раньше в едином государстве». При этом многие ожидали, что президент скажет то, что говорили в свое время немцы, японцы, китайцы: «Мы за то, чтобы в перспективе страна была восстановлена в ее естественных границах. И мы не признаем нынешнюю ситуацию как естественную». Немцы в свое время заявляли: «Наша цель - воссоединение Германии». Японцы и китайцы говорят то же самое. Почему же этого не говорим мы?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ