Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Деловая неделя (Алматы). №15(543),
18 апреля 2003

Партийные тесты как "свой путь" к демократии

Гульжан Бегеева

На этой неделе произошло достаточно значимое событие во внутриполитической жизни республики: завершено переоформление политических партий в соответствии с требованиями нового закона "О политических партиях", принятого летом прошлого года. После "фильтрации" на политическом поле остались семь игроков, которым еще предстоит доказать свое право на существование.

Согласно объявленным Министерством юстиции результатам, из обратившихся за перерегистрацией одиннадцати партий до победного конца дошли семь - ДПК "Ак жол", Гражданская партия, РПП "Отан", Аграрная партия, Коммунистическая партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана и Казахстанская Социал-демократическая партия "Ауыл". Практически все партии имеют в своих рядах количество членов, примерно равное предусмотренному новым законодательством необходимому минимуму - около 5-6 десятков тысяч. Лишь "Отан", объединившийся с Республиканской политической партией труда и Народно-кооперативной партией Казахстана, является представителем более чем сотни тысяч казахстанцев. Партостроительство в Казахстане отсчитывает свою историю с 1992 года, когда была принята поправка к Конституции, обозначившая переход от однопартийной системы к многопартийной. С тех пор утекло много воды и теперь, с принятием нового закона, по утверждению некоторых политологов, партийная система Казахстана вступила в новый этап своего развития. Характерным признаком этого, по-видимому, стало объединение мобилизационных, финансовых, интеллектуальных, идейных ресурсов и укрупнение некоторых партий, хотя в плане свежих идей и новых политических платформ ничего предложено не было. Как обычно, партии апеллируют к традиционным идеям социальной справедливости, консолидации общества. Впрочем, говорить о большом интересе жителей республики к внутриполитической жизни страны и значительной степени их вовлеченности в процесс строительства партийной системы Казахстана не приходится. Политический нигилизм или, в лучшем случае, практически полное безразличие к деятельности партий - типичное явление для казахстанцев, апатично взирающих на довольно вялотекущие процессы партостроительства. Причем даже довольно эксцентричные и рассчитанные на широкий резонанс акции партийных деятелей (к примеру, из числа ДВК) не способны пробудить интерес в основной массе жителей республики, которые не верят в действенность и результативность деятельности партий и предпочитают членству в партии заботу о своих повседневных насущных нуждах. Наверное, в чем-то правы те специалисты, которые усматривают в слабом общественном резонансе деятельности политических партий некие признаки стабильности в обществе. Однако это свидетельствует и о другом - простой обыватель настолько разуверился в том, что яркие и многообещающие лозунги политиков и псевдорадетелей их интересов помогут существенно улучшить их жизнь, что заставить его вновь поверить в действенность участия во внутриполитической жизни посредством вступления в партии на данный момент практически неосуществимая задача. Очевидно, партийная жизнь в Казахстане, создавая видимость оживления и деятельной суеты, на самом деле является одним из тех искусственных наносных элементов, которыми, к сожалению, полна жизнь нашего общества. Практически не меняющаяся с течением времени критика оппозиционно настроенными политическими партиями действий власти при частом отсутствии действенных и четких планов решения проблем, перманентная риторика проправительственных сил о необходимости консолидации говорят о псевдоразвитии партийной системы, а вместе с ней и политического плюрализма мнений. Одним из последствий нового закона о партиях было то, что многие из них, существовавшие только на бумаге и не отмеченные активной деятельностью "мертвые" политические образования, прекратили свое существование. В частности, в ответе Минюста на запрос одного из депутатов отмечается, что шесть общественных объединений, именующих себя партиями, "для прохождения перерегистрации в регистрирующий орган не обращались". Как бы то ни было, набравшим необходимый порог членов партиям еще придется привести в порядок свои "региональные" дела, так как, по новому закону, им необходимо иметь в регионах зарегистрированные филиалы с численностью членов не менее 700 человек. Срок, отведенный для этого, истекает 20 июня, так что вполне возможно дальнейшее сужение партийного спектра республики.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ